Философия Нового времени
Особенности философии эпохи Нового времени
Начало философии Нового времени
Метод Декарта
Рационалистическая метафизика (субстанционализм) новоевропейской философии
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЖ.ЛОККА Телесный контакт как «передатчик» информации
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЖ.ЛОККА «Первичные» и «вторичные» качества
ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЖ.ЛОККА Идеи ощущения и идеи рефлексии
Джордж Беркли (1685-1753)
Имматериализм Критика концепции первичных и вторичных качеств
Философию Беркли обвиняют в солипсизме
Представители
560.50K
Категория: ФилософияФилософия

Философия Нового времени. Лекция 3. Особенности периода. Эмпиризм и рационализм как методологические установки

1. Философия Нового времени

Лекция 3
Особенности периода
Эмпиризм и рационализм как
методологические установки

2. Особенности философии эпохи Нового времени

• 1. Мир понимается как картина.
• Противопоставление субъекта (S) и объекта (О)
познания (S-О). Формируется понимание мира как
картины, а человека (субъекта познания) как
стороннего зрителя.
• Если в эпоху Античности и Средневековья мыслитель
понимал себя как часть единого целого, был вписан в
античный космос или средневековый мир, сотворенный
Богом, то в период Нового времени он как бы
«выходит» из мира, противопоставляет себя ему,
становится внешним наблюдателем и созерцает
картину мира. Так возникает оппозиция: субъект (S) (т.
е. познающий, человек) – объект (O) (познаваемое,
мир).

3.

• 2. Механицизм (механистическая картина мира).
Весь мир представляется в виде огромного
механизма, машины, поэтому развитие и
функционирование природы и общества объясняется
через законы классической механики, которые
постулируются как универсальные и охватывающие
все виды материального движения.
• Это было связано с тем, что
• 1) стали развиваться и преуспевать те науки, которые
были связаны с решением практических задач
(постройка кораблей, механизмов),
• 2) познаваемым считалось то, что человек сделал
сам (например, часы сделаны человеком и потому
познаваемы, а животные, растения сотворены Богом,
потому познаваемы не до конца, а только по
аналогии с механизмом).

4.

• 3. Антропоцентризм (греч. antropos – человек, лат.
centrum - центр).
В оппозиции субъект-объект, главная роль отводится
именно человеку, который обретает господство и
величие через развитие своего разума (утверждается
автономия человеческого разума), стремящегося к
абсолютному познанию мира, овладению природой и
максимальному управлению миром.
• Поэтому не Бог и религия, а разум и свобода,
философия и наука – символы эпохи Нового времени и
Просвещения, помогающие человеку осуществить свою
мечту о царстве разума на Земле.
• Сильнейший интерес к исследованию природы был
стимулирован также и становлением
капиталистических отношений в странах Западной
Европы, развитием торговли, мануфактурного
производства.

5.

• 4. Бытие понимается как сознание.
• Именно сознание человека, положенное в основу
бытия, «диктует» миру свои правила. Исследователь
извлекает из своего сознания (а не из природы) сеть
понятий, законы, схемы, условия, затем «набрасывает»
их на мир, ставит природе свои условия и в этих рамках
разворачивает свое естество-испытание.
• Поэтому подлинное знание – это знание предпосылок и
условий получения нашего знания, т.е. знание того, из
каких проектов, схем исходит ученый.
• Например, Ньютон и Галилей исходят не из фактов, а
из собственного сознания, когда формулируют законы:
«в пустоте все тела движутся…» или «все тела
движутся равномерно прямолинейно...», так как
пустоты и прямолинейного движения в природе нет, а
они есть только в сознании человека.
• Из сознания извлекаются не только истины, но и
критерии истинного знания.

6.

5. Проблема метода познания (от греч. μέθοδος – путь
исследования, познания). Чтобы случайное нахождение
истины превратить в систематическое и планомерное
научное познание, необходимо применять метод
познания (например, в зависимости от принципа
которому мы следуем в соединении точек в одну линию,
мы получим тот или иной рисунок). Важно было найти не
просто частную методику, а выработать глобальную
стратегию научного познания.
• В ходе обсуждения выбора приоритетов в процессе
познания возникло два противоположных направления,
спорящих об основании и критерии истинности научного
познания:
• а) эмпиризм (от греч. έμπειρία – опыт)= познание
начинается с чувственного опыта и затем полученные
данные обрабатываются разумом (Ф. Бэкон, Т. Гоббс,
Д. Локк и Д. Беркли)
• б) рационализм (от лат. ratio – разум)= начинаем с истин
разума и полученные выводы просеиваем через «решето»
опыта = философия Р. Декарта, Б. Паскаля, Б. Спинозы,
Г. Лейбница.

7.

• А). Отрицание качественного разнообразия материи.
Природа = неживая материя.
• Из нее изымаются внутренние свойства и качества, а любое
движение сводится только к пространственному
перемещению с помощью механического толчка.
• Материя отождествляется с пространством и основным ее
свойством постулируется протяженность.
• Также стирается различие между «телами»,
«местами», «движениями»: падение с высоты камня или
ребенка равнозначно – это все падают «тела»; нахождение
дома, в церкви или на кладбище – все «места», встреча
влюбленных и столкновение бильярдных шаров равноценно
– это «движения».
• Б). Жесткий детерминизм (от лат. determino – определяю)
– учение о всеобщей обусловленности явлений
• В). Метафизический (не диалектический= в развитии и
связи со всем) способ мышления. Познание природы
теперь сводится к конструированию из простейших
элементов некоего варианта механизма мира, комбинации
начал, которые мы обнаруживаем в человеческом разуме.

8.

• Античная философия
• (космоцентризм)
• Бытие = ПРИРОДА (бог, чел.,
жив., раст.)
• у каждого сущего есть своя
природа, каждое сущее
стремится реализовать свою
природу, найти свое место в
мироздании согласно своей
природе → важно знать
природу вещей (фюзис
(греч), натура (лат).
• Эпоха Возрождения и
Нового времени,
Просвещение
• Средневековая
философия
• (теоцентризм)
• Бытие = СЛОВО
• Бог Словом творит мир
• Постклассическая
философия (XIX – XX вв.)
• (антропоцентризм)
• Бытие = СОЗНАНИЕ
(з-н Ньютона «всякое тело
движется равномерно
прямолинейно …», Галлилей
«В пустоте все тела
движутся ...»)
• (антропоцентризм)
• Бытие = ВОЛЯ (Шопенгауэр
«Мир как воля и
представление»)

9. Начало философии Нового времени

• ЭМПИРИЗМ (опыт !)
Фрэнсис Бэкон (1561 — 1626)
РАЦИОНАЛИЗМ (разум!)
Рене Декарт (1596 — 1650)

10.

Фрэнсис Бэкон
«Великое восстановление наук»: «Новый Органон»,
«О
достоинстве и приумножении наук», «Новая Атлантида».
• 1. «Знание – сила». Человек долгое время пытался преодолеть
свою фатальную зависимости от природы через магию,
жертвоприношения богам, но все еще оставался слаб перед
лицом стихий.
• именно научное знание законов природы сделает человека
сильным и могущественным, равным богам. Поэтому:
• 1) переосмысливается суть науки как способа
преобразования мира в интересах человека, а не как
созерцания и приобщения к гармонии космоса в период
античности или знания текста Священного Писания в Средние
века,
• 2) предлагается классификация наук соответственно данным
человеку способностям: памяти соответствует история,
воображению – поэзия, рассудку – естественные науки и
философия,
• 3) возникает идея коллективной научной, а не одиночной
(индивидуальной) работы («Новая Атлантида»)

11.

• 2. Эмпирико-индуктивный метод с таблицей исключений
• Эмпиризм= данные чувственного опыта (факты,
воспринимаемые органами чувств – зрением, слухом и т. д. в
ходе эксперимента) считаем основой истинного познания мира.
• Индукция (от части к целому, от частного к
общему)=постепенное обобщение этих данных до теории
(наблюдаем за лебедями – вывод «все лебеди белые»)
• Новизна Бэкона - метод индукции с таблицей исключений.
= ставим эксперимент, наблюдаем → обобщаем факты до гипотезы
→ снова эксперимент2 → факты, не вписывающиеся в
первоначальную гипотезу, заносим в таблицу исключений и
формулируем новую гипотезу2 → снова эксперимент3 и т. д.
вплоть до формулировки теории.
Бэкон предлагает следовать
не методу «паука», создающего бесполезную паутину
рассуждений и доказательств,
не методу «муравья», собирающего хаотичные горы фактов без
обобщений,
а методу «пчелы», которая собирает «нектар» – факты и
перерабатывает его в «мед» – истину.

12.

Бэкон предлагает следовать
не методу «паука», создающего бесполезную
паутину рассуждений и доказательств,
не методу «муравья», собирающего хаотичные горы
фактов без обобщений,
а методу «пчелы», которая собирает «нектар» –
факты и перерабатывает его в «мед» – истину.
Недостатки метода - эмпирический метод, так
часто применяемый нами в обыденной жизни,
никогда не может дать нам всеобщую и
необходимую истину, 100%-ный результат,
ведь весь мир нам никогда не дан в опыте.
Вывод «все люди – злые», «все женщины\мужчины
такие-то» - не верны!

13.

3. Теория «идолов» разума. Прежде чем приступить к познанию,
надо «очистить» сознание от затмевающих истину «идолов».
«Идолы» – это то, что мешает нам видеть вещи такими, какие они
есть на самом деле, это ложные убеждения, предрассудки,
укоренившиеся в нашем сознании, являющиеся для нас само
собой разумеющимися, мы поклоняемся им как богам-идолам.
Идолы рода (человеческого) –особенности устройства нас
как принадлежащих к человеческому роду: мы во всем ищем
порядок, смысл, которых в природе может и не быть и т. д.
Идолы пещеры (см. символ пещеры Платона). Ошибки,
вызванные нашим субъективным видением: индивидуальные
особенности, предпочтения (свои «тараканы»).
Идолы рынка (рыночной площади) – это «идолы» слов,
словесных штампов. Общаясь, мы произносим множество слов,
выражений смысл которых не понимаем, автоматически, не
задумываясь или слова с пустым значением, которые не
соответствуют действительности.
Идолы театра возникают, когда мы принимаем за само собой
разумеющиеся какие-либо авторитетные теории-сценарии, и
далее воспринимаем мир-театр через призму этой теории, т. е.
ошибочно. Например, теории Ньютона, Евклида были уточнены
Эйнштейном и Лобачевским соответственно.

14.

• Философия Рене Декарта (1596 – 1650)
• (Descartes, латинизированное имя – Renatus Cartesius
(Картезий))
• «Рассуждение о методе», «Метафизические
размышления», «Начала философии» - Декарт ищет
основания новой науки, формулирует рационалистический
метод.
1. Рационализм. В отличие от эмпирической традиции
Ф. Бэкона, основанной на опыте и эксперименте, Декарт
предлагает исходить из разума и самосознания, таким
образом начиная традицию рационализма (от лат. rationalis –
разумный), так как неопределенность опыта, чувственных
впечатлений является причиной заблуждений.
• Но так же как и Ф. Бэкон, Рене Декарт говорит о необходимости
всякое знание проверять собственным умом, не просто
усваивать (потреблять) чужие мнения, шаблоны.

15.

• Картезианское сомнение:
1. все подвергаю сомнению → 2. но несомненен сам акт
сомнения → 3. во мне существует нечто сомневающееся (т.е.
Мыслящее) как непосредственная данность → 4. существует
душа как носитель мысли= МЫСЛЯЩАЯ СУБСТАНЦИЯ →
выводится и Бог и мир.
2. Постулируются 2 СУБСТАНЦИИ (=то, что для своего
существования не нуждается ни в чем другом):
-МЫСЛЯЩАЯ субстанция (не протяженная)
-МАТЕРИАЛЬНАЯ субстанция (телесная и протяженная)
= ДУАЛИЗМ (2 субстанции)
«Мыслю – есмь» (cogito ergo sum) – исходное
метафизическое первоначало (→РАЦИОНАЛИЗМ).
(опровергнет Т. Гоббс – нет духовной субстанции, иначе:
прогулка – субстанция прогуливания)
(сомнение здесь не скептицизм, а ради поиска общего
основания для науки – всеобщего и необходимого).
БЫТИЕ = СОЗНАНИЕ

16. Метод Декарта

• 1. интеллектуальная интуиция (что ясно и очевидно)
Что находим в сознании через интеллектуальную
ИНТУИЦИЮ? – врожденные идеи (Бога, души,
аксиомы матем.)=исходные принципы человеческого
знания. Осознаем заложенное в нас Богом.
(опровергнет Дж. Локк – tabula rasa=чистая доска и
идеи в уме от опыта)
• 2. дедукция (выведение из общего частное, из одного –
многое) + «Правила для руководства ума».
• Врожденные идеи → выводы
• 3. полученные выводы «просеиваем» через
«решето» опыта.
• Итак процесс познания (рационалистический метод):
• Осознание врожденных идей через интуицию –
выведение логически выводов (дедукция) –
просеивание через опыт

17.

• 4. Учение о человеке: психофизическая
проблема.
• Если растения, животные – это только
механические тела, автоматы, то человек –
единственное существо, в котором две
субстанции, материальная (тело) и
мыслящая (дух), связаны между собой.
• В этом суть психофизической проблемы: как
мысль «поднять руку» передается материи
тела и рука поднимается? Как эти две
разнородные субстанции взаимодействуют в
человеке? Изучая физиологию, Декарт
полагает, что таким посредником является
шишковидная железа.

18.

19. Рационалистическая метафизика (субстанционализм) новоевропейской философии

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632 — 1677)
Написал- «Богословско-политический трактат», «Этику»,
«Основы философии Декарта», «Трактат о Боге,
человеке и его счастье».
Пантеизм=все+Бог
• Бог=Природа=Субстанция (всего только ОДНА
СУБСТАНЦИЯ = МОНИЗМ)
• Атрибуты (нам доступны только протяженность и
мышление) и модусы (проявления субстанции единичные вещи) субстанции.
• Универсальный детерминизм: Свобода как
осознанная необходимость: (Бог (Природа) наделен
полной свободой, но Он действует в рамках жесткой
необходимости. Модус-человек отличается от всех
иных модусов наличием мышления, и,
следовательно, стремится к свободе, но, в то же
время, будучи модусом, несвободен и находится в
"тисках" необходимости.

20.

• путь к свободе — это нахождение условий,
при которых внешняя необходимость
превращается во внутреннюю: для этого надо
• 1. максимально познать необходимость в
виде субстанции (Природы-Бога) — внешней
причины всего сущего (суть в рассмотрении
вещей с позиции подлинной перспективы –
божественной субстанции, с точки зрения
вечности)
• 2. освободиться от аффектов (печали,
радости, влечений и т. д.)
• "Не смеяться, не плакать, не проклинать, а
понимать".

21.

22.

Готфрид Лейбниц.
• «Монадология»
• Простая субстанция =монада – духовные атомы с
индивидуальной внутренней силой, структурой и
проч., как сжатая вселенная. Монад (субстанций)
бесчисленное множество =ПЛЮРАЛИЗМ
• Принцип тождества (истина разума) и закон
достаточного основания (истина факта): Бог –
достаточное основание для мира – наш мир =
лучший из миров, т.к. наибольшее многообразие и
наивысший порядок, оптимальный.
• Понятие предустановленной гармонии –Бог при
творении скоординировал все: и монады животных и
людей, Бог – уникальная монада. (наблюдаем город с
башни с разных сторон).

23.

Эволюция английского эмпиризма.
• Томас Гоббс (1588 — 1679).
• «О гражданиние», «Левиафан» - теория
общества и государства
• Естественное состояние человечества =
«война всех против всех», «человек человеку
волк» (изначально злая природа)

24.

• → через искусственные «знаки» (слова) в
целях совместного выживания люди
заключили общественный (совместный)
договор, в котором ограничили свои
притязания и «право всех на все»
• → искусственное состояние=
государство — непоколебимое,
многоликое, всесильное чудовище"Левиафан", которое "пожирает и сметает
все на своем пути" — сила, которой
невозможно противостоять, но которая
необходима для поддержания
жизнеспособности общества, порядка и
справедливости.

25.

• Джон Локк (1632 — 1704)
• «Опыт о человеческом разуме», «Два трактата
об управлении государством», «Разумность
христианства», «Некоторые мысли о
воспитании».
• Идеи в уме от опыта чувств: в основе познания может
лежать только опыт ("нет ничего в мыслях (разуме)
человека, чего до этого не было в чувствах");
• сознание — которое в течение жизни заполняется
опытом (сознание – это tabula rasa "чистая доска",
на которой записывается опыт)

26. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЖ.ЛОККА Телесный контакт как «передатчик» информации

воздействуют на
Первое
причинно-следственное
отношение связывает
материальные объекты
и в этом смысле
материально.
органы
чувств,
производя
Внешние
вещи
ощущения,
Второе
причинно-следственное
отношение связывает
психические состояния
и в этом смысле
идеально.
оставляющие
в душе следы –
идеи.

27. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЖ.ЛОККА «Первичные» и «вторичные» качества

Первичные качества –
Вторичные качества –
качества, идеи которых
сходны с самими
качествами тел.
качества, идеи которых
отличаются от
породивших их форм.
Протяжённость,
форма, плотность,
подвижность
Цвет, звук, вкус,
запах, тепло
принадлежат
самим телам.
находятся в наших
органах чувств.

28. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ДЖ.ЛОККА Идеи ощущения и идеи рефлексии

Все идеи
получаются
из опыта.
Одни идеи получаются
из ощущения
внешних предметов.
Другие идеи получаются
из рефлексии
над внутренними
действиями нашего ума.

29.

• Либерализм Локка: в естественном
состоянии – естественные законы
(война=только частный случай) –
общественный договор – государство.
Обоснование власти народа,
ограниченного законом, идея
разделения властей, у народа есть
право на восстание.

30. Джордж Беркли (1685-1753)

Основные сочинения
Опыт новой теории зрения
(1709)
Трактат о принципах
человеческого знания (1710)
Три разговора между Гиласом
и Филонусом (1713)
Джордж Беркли

31. Имматериализм Критика концепции первичных и вторичных качеств

Так называемые первичные качества:
протяжённость, форма,
плотность, подвижность
(общие характеристики материи)–
или находятся
в наших органах
чувств
(в этом случае они
ничем, в сущности,
не отличаются от
вторичных качеств),
или не находятся
в наших органах
чувств
(в этом случае мы
их не воспринимаем
и, следовательно,
ничего о них не знаем).
Следовательно,
первичные и вторичные
качества предметов
одинаково субъективны
и зависят от органов
чувств того, кто их

32. Философию Беркли обвиняют в солипсизме

Солипсизм
(лат. solus, единственный, ipse, сам) –
радикальная философская позиция,
характеризующаяся признанием
собственного индивидуального сознания
в качестве единственно-несомненной
реальности и отрицанием объективной
реальности окружающего мира.

33.

• Дэвид Юм (1711 – 1776)
• «Трактат о человеческой природе», «Естественная
история религии».
Радикальный гносеологический скептицизм:
чел. знание = составление идей,
комбинирование по принципу сходства и
ассоциаций (перенос прошлого на будущее,
привычки), а в ПРИЧИНЕ – нет возможности
удостовериться.
«Я» = куча восприятий (перцепций) – нет
единого и целостного «я» -- не доступна
истина

34.

Философия
эпохи
Просвещения
XVIII в.
Так же входит в философию Нового
Времени, являясь ее развитием.
(здесь нужно знать определение деизма)

35.

• Особенности философии Просвещения:
• 1. Абсолютизация человеческого разума: разум был
вознесен на пьедестал главного судьи и Бога, поэтому все
неразумное подвергалось критике и осуждению.
• 2. Объяснение природы через разум: в сфере познания
просветители исходили:
• а) из натурализма: объясняли природу исходя из нее
самой, а не через Бога,
• б) сенсуализма: полагали, что источником всех знаний
являются ощущения, и, следовательно, развивали
педагогику, учитывая зависимость человека от
общества, среды и воспитания,
• в) считали, что все знания человечества могут быть
систематизированы в виде единого
энциклопедического свода, дабы способствовать
массовому искоренению предрассудков (в том числе
религиозных) и суеверий (Д. Дидро издает
«Энциклопедию, или Толковый словарь наук, искусств и
ремесел» в 1751 – 1780 гг.).

36.

• 3. Обоснование трансформации наличной
социальной действительности:
• а) через критику философами-просветителями
абсолютной монархии как деспотизма и критику
религии как оправдания деспотизма и орудия
управления народом,
• б) формирование нового идеала человека (идеи
всеобщего равенства и неотчуждаемых прав
человека) и общества (теория общественного
договора, концепция общественного прогресса),
• в) осмысление путей изменения как через реформы
мудрого, просвещенного монарха (переписка
Вольтера с монархами, например с Екатериной II),
так и через социальную революцию (просветители
способствовали подготовке Великой французской
революции в 1789 г., поднятой за «свободу,
равенство и братство»)

37.

• В отношении представления о Боге философы
придерживались как
• деизма (от лат. deus – бог): отвергая идею личного
Бога и его повседневного вмешательства в жизнь
природы и общества, они понимали Бога как
безличное начало, первопричину творения мира,
«часового мастера», сообщившего миру его законы,
заведшего «часовой механизм» мира и
отстранившегося и больше не вмешивающегося в
мир (Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк),
• так и атеизма (Ламетри, Дидро, Гельвеций,
Гольбах): отвергали саму идею существования Бога в
любых формах, объясняли происхождение мира и
человека с материалистических и
естественнонаучных позиций.

38. Представители

• Французское Просвещение:
Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ж. Ламетри, Ж.-Ж. Руссо, П.
Гольбах, Ш. Монтескье, Э. Кондильяк, К.
Гельвеций.
• Немецкое: Вольф, Якоби, Лессинг, Гете, Гердер
• Шотландское: Д. Юм, А. Смит
English     Русский Правила