Два направления философской мысли Нового времени: рационализм и эмпиризм
Рационалисты: Рене Декарт
Рационалисты: Барух Спиноза
Рационалисты: Готфрид Вильгельм Лейбниц
Рационалисты: Н. Мальбранш и Х. Вольф
Эмпиристы: Френсис Бэкон
Эмпиристы: Томас Гоббс
Эмпиристы: Джон Локк
Эмпиристы-сенсуалисты: Джордж Беркли
Эмпиристы-сенсуалисты: Дэвид Юм
1.99M
Категория: ФилософияФилософия

Философия начала Нового времени. Два направления философской мысли Нового времени: рационализм и эмпиризм

1.

Санкт-Петербургский государственный университет
телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича
Философия
начала Нового времени
Доцент каф. СПН А.Ю. Вязьмин

2. Два направления философской мысли Нового времени: рационализм и эмпиризм


Рационализм — направление в
философии,
сторонники
которого
утверждают,
что
источник нового знания — это
«врожденные идеи».
Рационализм является прямым
наследником
средневекового
реализма.
Эмпиризм — направление в
философии,
сторонники
которого
утверждают,
что
источник нового знания — это
опыт.
Эмпиризм является прямым
наследником
средневекового
номинализма.
Рене Декарт (1596 — 1650)
Френсис Бэкон (1561 — 1626)
Барух Спиноза (1632 —1677)
Томас Гоббс (1588 — 1679)
Готфрид Вильгельм Лейбниц
Джон Локк (1632 — 1704)
(1646 — 1716)
Николя Мальбранш (1638 — 1716)
Христиан Вольф (1679 — 1754)
Джордж Беркли (1685 — 1753)
Дэвид Юм (1711 — 1776)
2

3. Рационалисты: Рене Декарт

Рене Декарт (René Descartes, Renatus Cartesius)
(1596 — 1650) — французский философ, математик и
создатель аналитической геометрии, астроном и физик,
представитель механицизма, физиолог и анатом.
Декарт стремился всякую науку построить по образу и
подобию математики. Об этом можно узнать из его работ
«Размышление о методе» (1637) и «Правила для руководства
ума» (1628). То же самое Декарт считал справедливым и
для философии. Философское знание необходимо
обосновывать логически, опираясь на систему аксиом.
В работе «Размышления о первой философии» (1641) Декарт предлагает
рассматривать в качестве аксиомы тождество между cogito (мыслю) и sum
(существую), поскольку это очевидно. Также признавая очевидность
логических и математических принципов, Декарт доказывает существование
субстанций двух видов substantia extensa и substantia cogitans. В свою очередь
наличие двух видов субстанций объясняет независимость духовного и
телесного начал в человеке. Духовное начало (разум) Декарт возводит к Богу
и рассматривает с позиций рациональной философии. Телесное начало
принадлежит миру, тела которого протяжённы и состоят из атомов.

4. Рационалисты: Барух Спиноза

Барух Спиноза (Benedictus de Spinoza) — (1632 — 1677) —
нидерландский философ, математик, оптик, механик,
натуралист, филолог и апологет науки.
В «Основах философии Декарта» (1664) Спиноза предпринимает попытку сделать картезианство ещё более математически строгим, чем это было в «Размышлениях о первой
философии» Декарта: дает формулировки аксиом и теорем.
В «Богословско-политическом трактате» (1670) Спиноза высказывается о собственных взглядах на монотеизм, отличных от всех имевшихся в тому времени в Европе конфессий. Бог Спинозы —
это Бог-Природа (пантеизм). Кроме того, «Богословско-политический трактат»
содержит учение о естественном праве — теории прав человека по природе,
открытых рациональным способом.
Трактат «Этика» (1675) — кульминационное произведение Спинозы, в
котором изложены его онтологические взгляды:
только одна субстанция (causa sui, «причина самой себя», Deus, Бог)
атрибуты
протяженность
мышление
модусы
физический мир
человек, человеческое общество

5. Рационалисты: Готфрид Вильгельм Лейбниц

Готфрид Вильгельм Лейбниц (Gottfried Wilhelm von Leibniz)
(1646 — 1716) — немецкий философ, математик (основоположник математического анализа, комбинаторики, двоичного исчисления), логик, физик, юрист, политик, историк.
В философии Лейбниц переосмысливает картезианство и
учение о единой субстанции с бесчисленным множеством
акциденций Спинозы. Итогом его работы становятся такие
трактаты, как «Монадология» (1714) и «Теодицея» (1710).
Монада — простая, не имеющая частей субстанция, энтелехия, которую
можно представить точкой векторного пространства. У монады два «вектора»:
перцепция и аппетитус. Существует бесконечное множество монад,
которое следует назвать «монадой монад» (Бог). Нет единого мира: мир —
это проекция «монады монад» на способность одной монады к перцепции.
Монады постоянно изменяются благодаря внутреннему принципу —
аппетитусу. Каждый человек — это монада, и каждая такая монада обладает
ещё и способностью к апперцепции.
Из «Теодицеи» (1710): 1) имеется логический примат возможного перед
действительным; 2) каждый человек живет в наилучшем из возможных
миров; 3) зло существует благодаря свободе воли и не противоречит
благости Божественной природы.
5

6. Рационалисты: Н. Мальбранш и Х. Вольф

Николя Мальбранш (Nicolas Malebranche) —
(1638 — 1715) — французский философ, математик,
преимущественно картезианец, но также находящийся под влиянием
Бэкона и Спинозы. В своих взглядах сочетает дуализм духа
и телесности Декарта с пантеизмом Спинозы. Мальбранш
различал следующие виды познания: 1) познание предмета через него самого, как он дан уму; 2) познание через
идеи; 3) познание чрез внутреннее чувство или непосредственное сознание; 4) познание через соображение (par conjecture).
Христиан Вольф (Christian von Wolff) — (1679 — 1754)
— немецкий философ, математик, физик, юрист.
Вольф в своих основных философских взглядах
придерживался философии Лейбница, однако
дополнил их собственными идеями и систематизировал. Из учения Спинозы им заимствовано
понятие естественного права. Одним из учеников
Вольфа был М. В. Ломоносов, который даже переводил его сочинения на русский язык.
6

7. Эмпиристы: Френсис Бэкон

Френсис Бэкон (Francis Bacon) – (1561 — 1626) —
английский философ, естествоиспытатель, политик,
историк.
Главным сочинением Бэкона является «Новый Органон»
(1620). Этот труд назван так с целью сравнения с корпусом
логических работ Аристотеля — «Органоном». Тем самым
Бэкон претендует на роль родоначальника новых принципов познания, отличных от принципов познания Античности и Средневековья.
Бекон критикует средневековую науку за пренебрежение
опытным знанием: наблюдением и экспериментом. Также Бэкон утверждает, что
индуктивные умозаключения более ценны для научного познания, нежели
умозаключения дедуктивные.
Учение об «идолах познания»:
1) Идолы рода (idola tribus) — ошибки в мышлении из-за природы человека;
2) Идолы пещеры (idola specus) — ошибки в мышлении из-за узости кругозора;
3) Идолы площади (idola fori) — ошибки в мышлении из-за общения с другими;
4) Идолы театра (idola theatri) — ошибки в мышлении из-за доверия авторитету.
7

8. Эмпиристы: Томас Гоббс

Томас Гоббс (Thomas Hobbes) – (1588 — 1679) —
английский философ, математик, физик, политик,
историк.
В естественных науках Гоббс различал два метода
познания:
1) логическую дедукцию рационалистической
механики;
2) индукцию эмпирической физики.
Гоббс выступал с критикой дуалистического различения Декартом двух видов
субстанций: мыслящей и протяженной. Согласно Гоббсу существует только
физический мир, субстанции которого протяжённы. Законы, лежащие в
основании общественного устройства, Гоббс считал продолжением
физических законов.
Из трактата «Левиафан» (1651): 1) следует различать естественные (физические)
мертвые тела, естественные живые тела и тела искусственные, одним из
которых является политическое тело; 2) догосударственное состояние
политического тела — «война всех против всех»; 3) основанием прекращения
«войны всех против всех» служит общественный договор; 4) государство — это
утилитарная сила, стоящая на страже общественного договора.
8

9. Эмпиристы: Джон Локк

Джон Локк (John Locke) – (1632 — 1704) —
английский философ, политик, эпистемолог
и педагог.
Локк является переходной фигурой от ранних
английских эмпиристов к поздним эмпиристам
— сенсуалистам.
Согласно Локку в основании познания лежит
опыт: наблюдение и эксперимент. Однако опыт
так или иначе может быть представлен как набор
первичных ощущений, как они даны сознанию, т. е. человеческому разуму, —
пишет Локк в «Опытах о человеческом разумении» (1689). Посредством рефлексии
ощущения формируют представления, а последние — тоже благодаря
рефлексии — формируют идеи. Таким образом, идея — это общее
представление. Человеческий разум как чистая способность — это tabula rasa
(«чистая доска»), принимающая и отображающая на себе данные чувств.
Учение о «чистой доске» отразилось на его теории воспитания. Локк считал,
что в основе воспитания лежит использование детской любознательности.
При этом главными средствами воспитания становятся: 1) пример, 2) среда;
3) упражнения.
9

10. Эмпиристы-сенсуалисты: Джордж Беркли

Джордж Беркли (George Berkeley) – (1685 — 1753) —
английский философ, богослов, церковный деятель.
Одно из основных положений философии Беркли
— «существовать — значит быть воспринятым» (esse
est percipi). В такой концепции Беркли сформулировал
доктрину субъективного идеализма, последовательное проведение которого невозможно без признания существования только единичного субъекта, «Я». Таким образом,
сенсуализм Беркли приводит к солипсизму (solus ipse — «одинокий сам»),
который преодолевается лишь утверждением, что вещи существуют, будучи
воспринятыми сознанием Бога.
Основные работы Беркли — «Опыт новой теории зрения» (1709), «Трактат о
принципах человеческого знания» (1710), «Три разговора между Гиласом и
Филонусом» (1713).
Дж. Беркли, будучи церковным деятелем, отрицал независимую от
христианского учения этику — этику, основанную лишь на разумном начале.
Философия Дж. Беркли повлияла на Д. Юма, а, впоследствии и на И. Канта.
10

11. Эмпиристы-сенсуалисты: Дэвид Юм

Дэвид Юм (David Hume) – (1711 — 1776) —
английский философ, экономист, историк и публицист. Основная работа «Исследование о человеческом
познании» (1748).
Юм исходит из того, что наше познание начинается с опыта. Тем не менее, в противовес своим коллегам
Локку и Беркли, Юм полагал, что оно никогда не сводится только лишь к простому копированию опыта: в
нашем познании мы всегда имеем дело с попытками
выйти за опытные рамки и объяснить то, что непонятно и неясно из
данности самого лишь опыта.
Ум, согласно Юму, не только получает впечатления от чувств, но и
конструирует идеи, которые находятся в уме в определенных отношениях:
1) в априорных отношениях — необходимых «истин» математики и логики;
2) в свободных отношениях — при помощи воображения, но сообразно
пространству, времени и причинно-следственной взаимосвязи.
Ум несамостоятелен в своих действиях, но связан принципом
необходимости и субстанциальности. В рефлексивной деятельности ум
представляет себя в качестве эмпирического субъекта.
11
English     Русский Правила