Похожие презентации:
Актеры русского театра XIX века
1.
2.
Обстановка• Господство классицизма, французской традиции
• Придворные (императорские) и помещичьи театры.
При Александре I возникают - в 1824 в Москве
драматическая труппа Малого театра; в Петербурге
в 1832 - драматический Александринский театр.
• Чиновники полностью управляли театрами –
утверждали репертуар, роли, командировали
актеров.
3.
Водевиль• Расцвет – 1840-ые
• Петербуржцы П. А. Каратыгин, П. И. Григорьев, П. Г.
Григорьев, Н. И. Куликов; артист Малого театра Д. Т.
Ленский.
• Водевилистами стали журналист Ф. А. Кони,
театральный чиновник П. Федоров, писатель В. А.
Сологуб. Дань водевилю отдал в молодости Н. А.
Некрасов.
• Новые жанры: водевиль-комедия, водевиль-фарс,
водевиль-шутка, водевили «с переодеваниями».
4.
В первой половине XIX века насцене Александрийского
театра блистала замечательная
актриса Варвара Николаевна
Асенкова (1817-1841). Ей в
равной степени удавались как
веселые роли в водевилях, так
и значительные роли в таких
спектаклях, как «Ревизор»
(Марья Антоновна) и «Горе от
ума» (Софья), Эсмеральда в
«Соборе Парижской
богоматери» Гюго,
шекспировские Офелия и
Корделия.
5.
Михаил Семенович Щепкин(1788-1863). Роли Фамусова в
«Горе от ума» и городничего в
«Ревизоре» сделали имя этого
бывшего крепостного
крестьянина известным всей
России.
Щепкин утверждал
просветительское значение
театра, он во многом определял
идейные и художественные
позиции Малого театра.
6.
Роли• Фамусов («Горе от ума», 1830)
• Городничий («Ревизор», 1836)
• Подколесин, затем Кочкарев («Женитьба», 1843), Утешительный
(«Игроки», 1843)
• Мошкин («Холостяк», 1850)
• Кузовкин («Нахлебник», 1862)
• Барон («Скупой рыцарь», 1853)
• Сальери («Моцарт и Сальери», 1854)
• Муромский («Свадьба Кречинского», 1855)
• Любим Торцов («Бедность не порок», 1855)
• Болыдов («Свои люди — сочтемся!», 1861).
7.
Актер Пров МихайловичСадовский (1818-1872)
прославился на сцене Малого
театра. Его творчество
способствовало утверждению в
репертуаре театра пьес русского
писателя-драматурга
А.Н.Островского (1823-1852).
Садовский участвовал в
постановках всех пьес
Островского. Первый раз комедия
Островского «Не в свои сани не
садись» была сыграна здесь в
1851г. Вскоре Малый театр стали
называть Домом Островского, т.к.
его пьесы начали преобладать в
репертуаре театра.
8.
ГЛИКЕРИЯ НИКОЛАЕВНА ФЕДОТОВА (1846-1925).Одна из любимых исполнительниц Щепкина. Основа репертуара –
пьесы Островского (сыграно 29 ролей).
Роль Снегурочки написана специально для нее (сыграла в 1873г.)
Смогла передать поэтическую тоску Снегурочки, но в исполнении было
слишком много горячей страстности, едва ли возможной для ледяного
сердца. Спектакль не имел успеха и довольно скоро сошел со сцены.
В течение 35 лет играла роль Катерины в «Грозе» (с 1863г.)
Её Катерина была страстной натурой, живущей в мире религиозной
мечты, порой доходящей до порывистой экзальтации.
Умела передать мучительную внутреннюю борьбу Катерины между
чувством, пробудившимся к Борису, и сознанием греховности этой
любви.
Это тревожное чувство, страдание приводило её к раскаянию, а затем и
к гибели.
9.
Павел Степанович Мочалов (1800—1848).Для Мочалова была характерна неровность
игры: он мог одну и ту же сцену сегодня
сыграть гениально, а завтра — провалить.
Однако в творческой биографии актера были,
по мнению Григорьева, роли, «до конца
осознанные и до конца созданные». Критик
называет всего четыре работы: Гамлет, Ричард
III, Мейнау и Бидерман в мелодраме Н.
Полевого «Смерть или честь», они были до
конца продуманы, внутренне проработаны,
оформлены и представляли собой целостный,
гармоничный художественный мир.
10.
ГероиСреди них: Фердинанд («Коварство и любовь» Шиллера, 1822),
Карл Моор («Разбойники» Шиллера, 1829), Чацкий (1831), Ричард
III (1835), Гамлет (1837), Отелло (1837), Кин («Кин, или Гений и
беспутство» А. Дюма, 1837), Лир (1839).
В общественном сознании поколения 30—40-х годов, вероятно,
наиболее принципиальна была роль Гамлета — как «исповедь»
современного человека. Но через всю жизнь Мочалов пронес не
только образ шекспировского философа, но и байронического
Мейнау. Именно в этой роли зрители увидели великого трагика в
последний раз — в Воронеже в феврале 1848 года.
11.
Огромной популярностью в 18301840-х гг. пользовался ВасилийАндреевич Каратыгин (1802-1853),
ставший общепризнанным первым
трагиком русского драматического
театра. Он много работал в
Александринском театре. Его
актерское мастерство открыло
отечественному зрителю глубину и
величие пьес У. Шекспира. Его
исполнение ролей Гамлета, короля
Лира и Отелло публика и
театральные критики признавали
вершинами актерского мастерства.
12.
Мария Николаевна Ермолова(1853—1928).К.С.Станиславский: «Её данные были исключительны. У неё была
гениальная чуткость, вдохновенный темперамент, большая нервность,
неисчерпаемые душевные глубины… Внешние данные Марии Николаевны
были не менее замечательны. У неё было превосходное лицо с
вдохновленными глазами, сложение Венеры, глубокий, грудной, теплый
голос, пластичность, гармоничность, ритмичность даже в метаниях и
порывах, беспредельное обаяние и сценичность, благодаря которым
самые её недостатки превращались в достоинства».
Богатство натуры, глубина внутреннего мира актрисы проявлялись в её
героинях, придавая им неповторимое своеобразие и глубину.
М.Ермолова стремилась подчеркивать светлые и благородные свойства
человеческой натуры, возвышала и оправдывала своих героинь.
«Адвокат своих героинь».
Появляется целая галерея образов - «ермоловские женщины».
1907г. - покидает театр. Через год по просьбе Ленского, ставшего новым
руководителем Малого театра, вернулась.
Была первой актрисой, которой присвоили высокое звание народной
артистки республики (1920)
13.
Роли• Эмилии Галотти в одноименной пьесе Лессинга
• Лауренсии в драме Лопе де Веги «Овечий
источник» (1876)
• Эстрелья («Звезда Севильи» Лопе де Веги)
• Мария Стюарт («Мария Стюарт» Шиллера)
• Иоанна д'Арк («Орлеанская Дева» Шиллера)
• Клерхен («Эгмонт» Гёте)
• Юдифь («Уриэль Акоста» Гуцкова)
• донья Соль («Эрнани» Гюго).
14.
МАРИЯ ГАВРИЛОВНА САВИНА (1854-1915)Дочь провинциальных актеров Подраменцевых (по сцене Стремляновых).
Дебют – озорные девушки в незатейливых водевилях. 1874г. – дебют в Санкт-Петербурге.
«Скромная, тихая, но с лукавыми глазенками, со звонким мелодичным голосом, вся изящная и
хрупкая – она была очаровательна в оперетке и комедии».
Продолжая играть роли обаятельных, энергичных девушек, выделяет в них важную и близкую для
себя тему внутренней независимости, становления характера.
1879г. – Верочка «Месяц в деревне».
«Савина покоряла чистотой, наивностью, поэтическим очарованием. В этой почти детской,
неискушенной душе пробуждался глубоко чувствующий, страдающий человек»
Тургенев: «Неужели эту Верочку я написал? Я даже не обращал на неё внимания, когда писал.. Вы
живая Верочка! У Вас большой талант!»
Позднее М.Савина создаст образы современных светских женщин.
Она прекрасно знает своих героинь и порой не щадит их, показывая расчетливость, холодный эгоизм,
себялюбие жадно хватающихся за жизнь светских авантюристок.
1891г. - гастроли в Москву.Приводит в недоумение публику Малого театра - актрисы Малого театра
трогали зрительный зал драматизмом судеб, а Савина своих героинь разоблачала.
Велико значение М. Савиной и как общественного деятеля. Одна из создательниц Русского
театрального общества, ведет борьбу за материальное улучшение положения актеров, отстаивает их
интересы.
1886г. – участвует в организации «Убежища для престарелых артистов»
15.
Мартынов Александр Евстафьевич (1816–1860).1836 году, после окончания училища, зачислен в
труппу Александринского театра, в которой вскоре
занял положение первого комического актёра. Под
комической оболочкой часто показывал судьбу
маленького, забитого человека. Особенно сильно эта
линия трактовки персонажей выражалась в образах
мелких чиновников, подмастерьев, дворовых людей.
Творческой эстетике Мартынова соответствовало
развитие реалистических образов, он стремился в
каждом персонаже отыскивать живые человеческие
черты, раскрывать сложность душевного мира,
показывать обиды и страдания маленького человека.
Он относился к новому разночинному поколению
деятелей культуры, окончательно отрешившимся от
напыщенности актёров школы В. А. Каратыгина.
Сыграл больше 500 ролей.