14.43M
Категория: БиографииБиографии

Поэт моего родного города Котлас. Вячеслав Павлович Чиркин

1.

ЯКУиПТ
Поэт моего родного города
Презентацию подготовили
студентки группы ПР1-11: Юрова
Анастасия, Степанова Мария,
Павликова Владислава

2.

Котлас

3.

Город расположен в районе
впадения Вычегды в Малую
Северную Двину, в 600 км от
Архангельска. Является столицей
Котласского района.
Датой основания является 1890 год,
присвоения городского статуса –
1917-й.
Площадь города - 68,039 км².
До появления Котласа рядом с его
территорией с 14 века существовало
финно-угорское поселение Пырас. В
нем в 1379 году проповедовал святой
Стефан Пермский.
Основа экономики Котласа —
железная дорога и связанные с ней
предприятия.

4.

"
Чтобы иметь большой словарный запас,
нужно иметь хорошую память и
прочитать много книг, а вот чтобы
поставить слова на место, нужен талант.
Образование талант не заменяет, но
обогащает, улучшает"
– Вячеслав Павлович Чиркин

5.

Детство
Родился 31 октября 1937 года в
Дагестане, где находились в
командировке родители, а детство
прошло в Орловской области, в селе
Красное. Там сложился
литературный «язык» и
сформировалось отношение к миру и
людям.
В семье Вячеслава Павловича было
семеро детей. Жилось трудно. Отец
часто рассказывал будущему
писателю сказки, интересные случаи
из жизни. Наверное, от него и
передался Чиркину талант
рассказчика. Это обнаружилось уже в
школе: сочинения он писал на
«отлично». Учёба давалась легко, но
после окончания «семилетки» не
терпелось познавать мир «вживую».
Вячеслав Чиркин. 1950-е годы

6.

Юность
В 1953 году поступил в школу
фабрично-заводского обучения
(ФЗО) и получил специальность
каменщика-печника.
Вот эта-то строительная
профессия и позволяла
перемещаться по родной стране и
утолять страсть к путешествиям.
На Урале Вячеслав Чиркин
работал перед службой в армии, а
после службы строил жилые дома
и другие объекты на Северном
Кавказе, на полуострове
Мангышлак и под Астраханью.
В. П. Чиркин перед армией.
Рядовой Чиркин

7.

Начало писательской
деятельности
Постепенно накопленный жизненный
опыт, наблюдения и впечатления
стали превращаться в рассказы и
сказки для детей.
Начав сочинять для своей внучки,
Вячеслав Чиркин со временем понял,
что творчество стало смыслом его
жизни. «Я счастлив, что я – русский,
что живу в России, что разговариваю
и пишу на этом замечательном языке
и могу что-то оставить после себя
следующему поколению», - говорит
писатель.
Вячеслав Павлович – мечтатель,
фантазер, балагур и оптимист,
страстный рыболов и охотник.
Необыкновенная наблюдательность
помогает ему создавать неповторимые
произведения.

8.

В 1997 году переехал в город Котлас.
Редактор местной газеты предложил
сотрудничество «в любой форме».
Театр выделил комнату в общежитии.
Городская администрация помогла с
компьютером и мебелью. Но средств не
хватало. Выручала любимая профессия
печника. Писатель быстро получил
известность в округе и стал иметь
хороший приработок.
- …именно в Котласе я утвердился как
профессиональный литератор. В 2002 году
вступил в Союз писателей города СанктПетербурга, а в 2007 году — в Союз
писателей России. По сей день живу в
Котласе, в построенной своими руками
«избушке» на усадьбе внука. Себя называю
молодым душой человеком почётного
возраста. Продолжаю класть печи и писать
сказки, сказочные рассказы и повести.

9.

Сказки и рассказы Вячеслава Чиркина
опубликованы в газетах «Двинская
правда», «Вечерний Котлас»,
«Ветеран Севера», «Графоман»,
«Правда Севера», «Маяк», «Северный
комсомолец»; журналах «Север»,
«Позиция», «Сполохи»; коллективном
сборнике «Поморский Аваллон»
(2002); альманахе «Котласское
литературное собрание» (2017).
Вячеслав Павлович издал более 30
книг, значительная их часть –
занимательные детские книжки.
Книги Вячеслава Чиркина очень
добрые. Они пронизаны теплом души
автора, любовью к людям и всему
живому, что нас окружает. Его
произведения будут интересны не
только детям разного возраста, но и
взрослым. Они хороши и для
семейного чтения. Его занимательные
детские книжки популярны в школах
и детских садах Котласа – дети его
знают, любят, всегда радуются встрече
со своим сказочником.

10.

Кувандык

11.


Кувандык или по другому Долина счастья. Скачок к росту города дало развитие
отечественной авиации.
Город окружен живописными холмами, представляющими собой фактически южную
точку Уральских гор. Поднявшись на один из окружающих город холмов, можно
увидеть панораму города. Кувандык, окруженный со всех сторон невысокими
горами, расположен словно в огромной чаше. Так же в этом городе стоит наиболее
известнейший памятник Родин Мать.

12.

Еременко Леонид Филиппович
Он являлся писателем,
организатором
медицинского
образования, ученым в
области физиологии, а так
же участником и
инвалидом Отечественной
войны, кавалером боевых
отрядов , художником и
писателем-фронтовиком.

13.

Юность
Родился Леонид Филиппович 18
декабря 1924 года, а умер 4 февраля
2016
1942 гг После 8 класса работал на
военном заводе. В 1941 г. жил в
Оренбурге. После демобилизации
учился в школе рабочей молодежи
№4 г. Чкалова. В 1947 г. поступил на
лечебный факультет Чкаловского
мединститута. С 1952 г. Леонид
Филиппович работал в ВУЗе. В начале
ассистентом, затем доцентом,
заведующим кафедрой нормальной
физиологии, проректором по научной
и учебной работе. С 1973 г. по 1977 г.
– ректор Оренбургского
государственного медицинского
института.

14.

Личная жизнь
Супругой Леонида была Валентина Ивановна с 1952 по 1987 год она была ассистентом
и доцентом кафедры нормальной анатомии ОГМИ. Они начали работать в институте в
один день – 15 августа 1952 года. И отдали эти замечательные педагоги делу
подготовки советских врачей почти 70 лет.

15.


Еременко участвовал в освобождении стран Восточной Европы (Польша,
Чехословакия, Германия). В 1943 г. он являлся командир радио-взвода, в 1943-1944 г.
– командиром радиостанции, в 1944-1945 гг. – командиром радио-взвода.

16.

Факты
В 2010 году Леонид передал в дар музею часть своих художественных
произведений. Это позволило создать на площади более 100 м2 картинную
галерею, где размещено около 160 картин. Его работы участвовали в
многочисленных выставках и вернисажах, где были награждены грамотами и
дипломами.

17.


Леонид Филиппович был так же награжден:
Орденом Октябрьской революции Отечественной войны 1 и 2 степени
Красной звездой
Медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией»
Знаком «Отличнику здравоохранения»

18.

Творчество
Леонид является автором свыше 100 научных и учебно-методических работ. Является
автором сборника «Избранные стихотворения», «Очерков о военной юности»,
живописных полотен («Автопортрет» и др.), участник выставок в Оренбурге, Москве.
Воспоминания об эвакозаводе
Очерки о военной юности
Степан Петрович
Стихи и картины

19.

Анализ стихотворения «Шинель»
Висит на гвоздике шинель,
Моя кольчуга боевая,
Расхристанная и святая,
Руном поправшая шрапнель.
Но как? То - диво иль не диво?
Не знаю и поныне я,
Одно могу сказать правдиво:
Шинель не раз спасла меня.
Шинель , шинель - честь и защита
Моих отеческих корней,
В тебе крест – ладанка защита
Рукою матери моей.
Когда она слезой кропила
Ее на жизнь в лихой войне,
Но только Господу открыла
Всю боль , все думы обо мне.
И дни, и годы, в хлад и в лето
Хранил меня тот амулет,
А я не ведал тайны этой ,
Почто косою не задет…
Изъела ржа металл военный ,
На бранном поле рожь шумит,
Но светоч веры незабвенной –
В набатный колокол отлит.

20.

Вывод
• Еременко Леонид Филиппович был участником в боевых действиях на
фронтах Великой отечественной войны, был наилучшим
преподавателем в медицинском вузе Оренбурга, при участии
Леонида Филипповича сотрудниками кафедры были созданы учебные
пособия, которые используются в учебном процессе до сих пор,
особенно «Физиологические особенности детского возраста»,
«Сборник ситуационных задач по нормальной физиологии», вдобавок
он прекрасно писал картины и стихотворения посвященные войне.

21.

Ярославль

22.

Ярославль – главный претендент на
звание столицы Золотого кольца России и старейший город на
Волге с тысячелетней историей, чьи достопримечательности удостоились места
в списке Всемирного наследия ЮНЕСКО.

23.

М.С. Петровых
Мария Сергеевна вырабатывает собственную
манеру, в которой тематическая скудость
сочетается с предельной точностью,
графическим изяществом поэтического
рисунка. В литературе Петровых прежде
всего ценила лаконизм, отточенность формы,
верность слова: «Дорожу в литературе
лаконизмом, гармонией, скрытым огнем».

24.

Детство
Родилась Мария Петровых 13 марта(26 по новому стилю) 1908 года в
Норском посаде близ Ярославля. Она стала пятым, самым младшим
ребенком в семье.

25.

Литературный дебют Марии Петровых состоялся в возрасте шести лет, девочка
написала свои первые четыре строчки стихов. В восемь стала «редактором»
семейного журнала под названием «Весенняя звездочка», куда вписывала свои
стихи. Старшие братья иллюстрировали это издание.

26.

Образование
В 1914-м стала ученицей подготовительного класса ярославской начальной
частной школы, отучилась три класса, собиралась поступать в гимназию. В
1918-м поступила в норско-посадскую школу. В 1922-м переехала в
Ярославль, продолжила обучение в местной школе имени Некрасова,
участвовала в работе ярославского Союза поэтов.
В 1925-м снова переезд, на этот раз в столицу. В Москве стала студенткой
Высших государственных литературных курсов, где училась вместе с Юлией
Нейман, Арсением Тарковским, Юрием Домбровским, Даниилом Андреевым.
Спустя пять лет, в 1930-м, заканчивала эти курсы экстерном, так как на тот
момент уже училась на литературном факультете МГУ.

27.

В 1933 произошла встреча с Осипом Мандельштамом и Анной Ахматовой.
Влюблённый Мандельштам посвящает Марии стихотворение, которое
является одним из шедевров современной лирической поэзии XX века.

28.

В 1936 г. Мария Петровых выходит замуж за музыковеда и библиографа
Виталия Головачева.Через год муж был осужден на 5 лет и выслан из города. В
1942 году он умер в лагере
. В 1937 г. за 4 месяца до ареста Головачева родилась
дочь Арина. Маленький ребенок, впереди война, неизвестность, боль разлуки с
любимым человеком.

29.

В 1941 году Мария забрала дочь и вместе с некоторыми писателями отправилась в
эвакуацию. Они поселились в Татарстане, в городе Чистополь. Несмотря на военное
лихолетье, Петровых вспоминает об этом времени, как о замечательном. Она
считала, что отношения между людьми стали более сплоченными и открытыми. При
помощи Бориса Пастернака в Чистополе прошел творческий вечер Петровых. Ее
стихи буквально очаровали гостей вечера, она получила рекомендации от нескольких
писателей, и стала членом Союза писателей. Однако сборник поэзий Петровых так и
не вышел.

30.

Творчество
Мария много и плодотворно трудилась, но даже не пыталась напечатать свои стихи. Она
понимала, что ее творчество никому не интересно, что оно не ко времени, женская лирика
была не самым востребованным жанром. Тогда многие поэты зарабатывали себе на жизнь
переводами, не стала исключением и Петровых. Мария переводила еврейскую, болгарскую,
чешскую, литовскую, польскую поэзию. Однако самой важной частью ее творческой жизни
стала армянская поэзия. Именно в Ереване, спустя много лет выйдет ее первый
прижизненный сборник под названием «Дальнее дерево», но случится это только спустя
тридцать лет, в 1968-м.

31.

За год до начала переводческой работы, в 1933-м, она познакомилась
с Анной Ахматовой: «Пришла к ней сама в Фонтанный дом. Почему пришла?
Стихи её знала смутно. К знаменитостям тяги не было никогда. Ноги привели,
судьба, влечение необъяснимое... Пришла как младший к старшему» - писала
Мария Сергеевна. Их дружба продлилась более 30 лет.

32.

М.Петровых пережила А.Ахматову на 13 лет. А.Ахматова умерла в 1966,
М.Петровых в 1979 году. Через год после ухода Анны Андреевны Мария
Петровых все еще скорбела, чувствуя безысходное одиночество:
Ни ахматовской кротости,
Ни цветаевской ярости –
Поначалу от робости,
А позднее от старости.
Не напрасно ли прожито
Столько лет в этой местности?
Кто же всё-таки, кто же ты?
Отзовись из безвестности! …

33.


Умерла Мария Сергеевна 1 июня 1979 года после тяжелой болезни, похоронена в
Москве, на Введенском кладбище. За две недели до смерти она сама себе написала
эпитафию, которая, по ее просьбе, была вырезана на ее могильном камне:
Недостойной дарован Господней рукой
Во блаженном успении вечный покой.

34.

Особенности поэтической
манеры
О Марии Петровых как о великой поэтессе XX века говорили многие поэты
современности. Поэзия Петровых лишена страстного напора, лирической
безмерности, в то же время она не склоняется к намеренно приглушенной,
державно-величественной интонации, как у Анны Ахматовой.
Петровых вырабатывает собственную манеру, в которой тематическая
скудость сочетается с предельной точностью, графическим изяществом
поэтического рисунка.

35.

Ее произведения высоко ценили современники – Анна Ахматова, Осип
Мандельштам, Семен Липкин и многие другие. По мнению Анны Ахматовой,
стих Марии Петровых под названием «Назначь мне свидание» — это шедевр
лирики 20-го века.

36.

Анализ стихотворения «Назначь мне свидание»
Назначь мне свиданье на этом свете.
Назначь мне свиданье в двадцатом столетье.
Мне трудно дышать без твоей любви.
Вспомни меня, оглянись, позови!
Назначь мне свиданье в том городе южном,
Где ветры гоняли по взгорьям окружным,
Где море пленяло волной семицветной,
Где сердце не знало любви безответной.
Ты вспомни о первом свидании тайном,
Когда мы бродили вдвоем по окраинам,
Меж домиков тесных, по улочкам узким,
Где нам отвечали с акцентом нерусским.
Пейзажи и впрямь были бедны и жалки,
Но вспомни, что даже на мусорной свалке
Жестянки и склянки сверканьем алмазным,
Казалось, мечтали о чем-то прекрасном.
Тропинка все выше кружила наподнебесный бездной…
Ты помнишь ли тот поцелуй?..
Числа я не знаю, но с этого дня
Ты светом и воздухом стал для меня.
Пусть годы умчатся в круженье обратном
И встретимся мы в переулке Гранатном…
Назначь мне свиданье у нас на земле,
В твоем потаенном сердечном тепле.
Друг другу навстречу по-прежнему выйдем,
Пока еще слышим,
Пока еще видим,
Пока еще дышим,
И я сквозь рыданья
Тебя заклинаю: назначь мне свиданье!
Назначь мне свиданье, хотя б на мгновенье,
На площади людной, под бурей осенней,
Мне трудно дышать, я молю о спасенье…
Хотя бы в последний мой смертный час
Назначь мне свиданье у синих глаз.

37.

Вывод
В начале XXI века массовый читатель открывает для себя
творчество талантливой, самобытной, но малоизвестной
поэтессы Марии Сергеевны Петровых, которая существовала
в литературоведческом пространстве скорее как переводчик,
нежели как самостоятельный писатель.
English     Русский Правила