Похожие презентации:
Андрей Платонов. Повесть «Котлован»
1. Повесть –это жанр повествовательной литературы ; по характеру развития действия сложнее рассказа , но менее развёрнут , чем
Терминологический словарьПОВЕСТЬ –ЭТО ЖАНР ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ; ПО
ХАРАКТЕРУ РАЗВИТИЯ ДЕЙСТВИЯ СЛОЖНЕЕ РАССКАЗА , НО
МЕНЕЕ РАЗВЁРНУТ , ЧЕМ РОМАН .
ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ :
- ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОВЕСТЬ ( ПОВЕСТЬ « ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»)
-СТИХОТВОРНАЯ ПОВЕСТЬ
-ФИЛОСОФСКАЯ
- ФАНТАСТИЧЕСКАЯ
- СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
-САТИРИЧЕСКАЯ
-РЕЛИГИОЗНАЯ
- ДЕТСКАЯ ПОВЕСТЬ
-ПОВЕСТЬ О ЛЮБВИ
2. Андрей Платонов 1899-1951 год Повесть «Котлован»
Родился 1 сентября 1899 г. в Воронеже в семьеслесаря железнодорожных мастерских. Учился в
церковно-приходской школе, затем в городском
училище; в 15 лет начал трудиться, чтобы
поддержать семью. Был подсобным рабочим,
литейщиком, слесарем и др.
В 1918 г. Платонов поступил в Воронежский
железнодорожный политехникум. В 1919 г. он
участвовал в Гражданской войне в рядах Красной
армии.
После окончания войны возвратился в Воронеж,
стал студентом Политехнического института
(окончил в 1926 г.).
3. Утопический мир повести «Котлован» Платонова А.П.
• Со страниц произведений А. Платоноваперед нами встает мир странный,
аномальный, неестественный. Это мир
власти, направленной против человека
мыслящего, «усомнившегося»,
желающего самостоятельно решать
свою судьбу. Насильственная
унификация людей с устранением
несогласных превращает общество в
огромную казарму. Одной семьей, в
одном огромном доме должны жить
пролетарии — люди с чистым
классовым сознанием.
4. Строители будущего «общепролетарского дома»
Вощев, уволенный из-за слабосильности и «вследствиезадумчивости среди общего темпа труда». Это безногий инвалид
Жачев, которого «капитал пополам сократил», буян и силач Чиклин,
который за свои проделки «томился затем в тюрьме и пел оттуда
песни в летние вишневые вечера». Это больной и «ничтожный телом»
Козлов . , Жил активист Пашкин, председатель профсоюза, в
основательном доме из кирпича, Прушевский и Чиклин ищут
конкретную женщину, которую они видели очень давно и которую не
могут забыть до сих пор.
5. «Котлован» А.П. Платонова - свидетельство народной трагедии периода индустриализации и коллективизации
Повесть «Котлован» была написана на рубеже 1929 и 1930годов «по горячим следам» строительства новой
социалистической России, но опубликована смогла быть
только спустя 60 лет. Горькая правда, рассказанная
писателем, была оплачена изоляцией его имени и запретом
на печать его произведений.
С первых страниц повести мы попадаем в эпоху, когда
город переживает пору своей индустриализации, а деревня
оказывается в полосе сплошной коллективизации.
Захватив и соединив два таких значительных события,
Платонов делает местом действия провинциальный город
и его окрестности, а также какую-то безымянную деревню
с окружающими ее просторами.
6. Образ главных героев повести «Котлован»
• Образ Медведя. Медведь — фанатик работы, он трудитсяне ради результата, но ради самого процесса труда.
Именно поэтому то, что он изготовляет в деревенской
кузнице, не годится для колхозного хозяйства.
7.
• Вощев – главный герой повести. В день 30летия героя его увольняют с завода за«задумчивость среди общего темпа труда». Он
хотел «выдумать что-нибудь вроде счастья».
Отправившись странствовать, Вощев приходит в
какой-то город. Ночевать он идет, по совету
косаря, в барак к рабочим, а утром направляется
вместе со всеми рыть котлован. Поработав
несколько дней, герой опять начинает тосковать,
потому что ему «без истины стыдно жить». Но
постепенно, «от истощения тяжелым трудом»,
Вощев смиряется с тоской.
8.
Сафронов — один измастеровых, изначально
отличающийся склонностью к
абстрактным и поучительным
рассуждениям .
Как и другим героям повести,
Сафронов знакомы сомнения в
перспективности
преобразовательных усилий
перед лицом «всемирной
невзрачности», однако они
вытесняются рациональнобюрократическим
мировоззрением.
9.
Чиклин Никита — пожилойрабочий, старший артели
землекопов. Труд — основа
жизни Чиклина; он
склонен продолжать работу
даже после того, как
рабочий день кончается.
Герой одинок; ночью он
вспоминает, как «в старое
время», когда он работал
на кафельно-изразцовом
заводе, «дочь хозяина его
однажды моментально
поцеловала»
10.
Жачев – инвалид первой мировой войны, безногий калека,передвигающийся на тележке.
Жачев ненавидит всех
интеллигентов и буржуев. Он
каждую неделю ездит к чиновнику
Пашкину за очередной порцией
продуктов («за своей долей
жизни»). Но эти продукты герой не
ест, а просто переводит, чтобы они
не достались «буржуазному телу».
Жачев посещает также и Чиклина.
Ему герой говорит, что хотел бы
сжечь город, так как его
«нахождение сволочи мучает». Он
уверен, что новое общество нужно
строить только ради детей.
11.
Настя – маленькая девочка,сирота. Ее мать, дочка хозяина
завода, умирает на этом заводе,
уже давно заброшенном.
Чиклин забирает Настю с
собой и приводит ее в барак к
рабочим.
Настя становится всеобщей
любимицей. Все заботятся о
ней, видят в Насте смысл
жизни.
В романе Она является
символом будущего, ради
которого работают и живут все
герои. Но уже с самого начала
Настя связана со смертью.
12. Образ попа
«Чужое и дальнее счастье возбуждало в нём стыд и тревогу— он бы хотел, не сознавая, чтобы вечно строящийся и
недостроенный мир был похож на его разрушенную
жизнь. Где раньше стол был яств, теперь там гроб стоит!
— Хочешь жить? — спросил Чиклин.
— Мне, товарищ, жить бесполезно, — разумно ответил
поп. — Я не чувствую больше прелести творения — я
остался без Бога, а Бог без человека...
13.
Лев Ильич — советский чиновникбюрократ, председательокрпрофсовета. В имени и отчестве
персонажа комично сочетаются
ассоциации одновременно с Троцким
и Лениным. Явившись на
строительство, Он упрекает
землекопов за то, что «темп тих»;
позже присылает дополнительную
партию рабочих, набранную из
случайных людей.
14.
Прушевский – «не старый, но седойот счета природы человек». Инженер,
спроектировавший
«общепролетарский дом» и
руководящий его строительством. Он
задумал переселить весь пролетариат
города в свой «монументальный
новый дом».
Но герой не понимает внутреннего
мира рабочих. Да и вообще, он давно
ощущает, что достиг предела
понимания этого мира, и поэтому
постоянно думает о смерти. У него
никого нет, и он очень одинок: «Мне
дома …грустно и страшно».
15. И вновь о Медведе.
• Медведь-молотобоец — один изтех героев, которые окончательно
переводят действие «Котлована»
из реалистической сферы в
область фантасмагории и гротеска.
Он готов слепо, до автоматизма
выполнять приказы начальства,
потому что так ему велит
классовое сознание и ненависть к
«врагам советской власти»,это
собирательный образ гегемона,
пролетариата-вершителя и
исполнителя его воли
16. Антиутопическая повесть А. П. Платонова «Котлован»
В повести «Котлован» писателемизображен вымышленный мир, в котором
герои устремлены к возведению
небывалой постройки. Сооружение этого
здания для вселения местного
пролетариата символизирует
строительство социализма в городе. В
близлежащей деревне реализуется
аналогичный проектстроительство
колхоза
имени Генеральной линии.
17. Перспективы будущего
Повествование,будучи
антиутопией,
представляет попытку предвидеть будущее
общества при запрограммированной череде
событий. Подчиняясь некому ритуалу, люди
фанатично роют котлован. Усердие землекопов
настолько бессмысленно, что единственное
объяснение его таится в их стремлении скрыться
навеки в бездне котлована. В результате
совместных усилий объем котлована становится
исполинским, соразмерно этому растут и
масштабы проектируемого «общего дома».
18. Платонов пробует себя в научно- фантастической прозе, в произведениях на исторические темы и в реалистических рассказах.
Платонов пробует себя в научно- фантастическойпрозе, в произведениях на исторические темы и
в реалистических рассказах.
Признание получают произведения:
«Епифанские шлюзы»,
«Сокровенный человек»,
«Котлован»,
«Чевенгур»,
«Усомнившийся Макар».
19.
«Котлова́н» —антиутопическая повесть Андрея
Платонова, написанная в 1930
году; социальная притча,
философский гротеск,
жёсткая сатира на
СССР времён первой пятилетки.
Повесть «Котлован»
была долгое время
запрещена, впервые в
России была переиздана
в 80-е годы …
Образ Котлована – это ответ , который давала советская действительность на
вечный вопрос о смысле жизни.