6.22M
Категория: ИскусствоИскусство

«Таланты и поклонники» как образец социально-психологической пьесы позднего Островского

1.

«Таланты и поклонники» как
образец социально-психологической
пьесы позднего Островского
Выполнила: Потапова М.А.

2.

О пьесе
• Декабрь 1881 – рождение пьесы (драматург создал её
стихийно: за 4 месяца)
• Направление: реализм
• Жанр: комедия (?) в четырёх действиях
• Две ключевые тенденции в творчестве позднего
Островского (1860-1880-х гг.): 1) Усиление трагического
звучания традиционных для
писателя
комедийных
сюжетов; 2) Рост психологической содержательности
конфликтов и характеров.
• Драматург делает значительный акцент на события, в
которых большое место занимает борьба героя с самим
собой, со своими собственными чувствами, ошибками,
предположениями.
• Цель психологической драмы – показать драматическое
положение личности во враждебно настроенной среде.

3.

Действующие лица:
• Александра Николавна Негина, актриса провинциального
театра, молодая девица.
• Домна Пантелевна, мать ее, вдова, совсем простая женщина
лет за 40, была замужем за музыкантом провинциального
оркестра.
• Князь Ираклий Стратоныч Дулебов, важный барин старого
типа, пожилой человек.
• Григорий Антоныч Бакин, губернский чиновник на видном
месте, лет 30.
• Иван Семеныч Великатов, очень богатый помещик, владелец
отлично устроенных имений и заводов, отставной кавалерист,
человек практического ума, ведет себя скромно и сдержанно,
постоянно имеет дела с купцами и, видимо, старается
подражать их тону и манерам; средних лет.
• Петр Егорыч Мелузов, молодой человек, кончивший курс в
университете и ожидающий учительского места.
• Нина Васильевна Смельская, актриса, постарше Негиной.
• Мартын Прокофьич Нароков, помощник режиссера и
бутафор, старик, одет очень прилично, но бедно; манеры
хорошего тона.

4.

Приёмы
Основными
средствами
психологической
характеристики
действующих лиц являются их речь и действия, а также
использование приёма умолчания, который указывает на
существование в персонаже черт и свойств, не укладывающихся в его
сценическую роль.
Диалог Негиной с матерью построен на том, что Домна Пантелеевна
на вопрос о письме Великатова («Да как же дело-то? Уж скажи чтонибудь!») хочет получить от дочери прямой ответ, который для
Негиной невозможен. От нежелания говорить о своём решении она
даже предлагает бросить матери жребий. Лишь в последней реплике
седьмого явления на это почти однозначно намекается: «Ну, я ваша,
что хотите со мной делайте, но душа-то у меня своя. Я к Пете.
Ведь он меня любит, он меня жалеет, он нас с вами добру учил Я
теперь такая добрая, такая честная, какой никогда 36 ещё не была
и, может быть, завтра уже не буду. На душе у меня очень хорошо,
очень честно, не надо этому мешать».
И это умалчивание, хотя за ним и стоит решение, о котором мы
догадываемся, придает новую сложность эмоциям героини.

5.

Проблематика и новаторство
В сюжете комедии лежит проблема зависимости
актрисы от антрепренера / богатых людей. Молодая
актриса оказывается в ситуации выбора: стать
содержанкой князя Дулебова или потерять работу в
театре, то есть потерять большее – возможность
реализовать талант. Князь мстит отказавшей ему актрисе
тем, что затевает против неё интригу и пытается
подстроить провал бенефиса.
Традиционно такая ситуация разрешалась трагически для
героини (А.И. Герцен «Сорока-воровка» – гибель
крепостной актрисы). Однако Островский изменяет
финал: помещик Великатов (поклонник Негиной) спасает
Сашу от потенциальной угрозы и обеспечивает героине
успешное
выступление.
Островский
оставляет
за Негиной право на выбор, при этом благополучие
героини в финале может показаться обманчивым: сквозь
житейски благополучный финал просвечивает явно
неблагополучный.

6.

«Что ты, что ты, Саша! разве
талант и разврат нераздельны?» (с) Мелузов
Актриса
Содержанка
Тема таланта и денег «втягивает» в
семантическое поле произведения еще один
сюжет – продавшийся талант. Поэтому финал
пьесы
вызывает
двойственно-условное
толкование. Ради мечты Негина принимает
негласные правила общества и поступается
тихой трудовой жизнью с любимым,
моральными принципами. Обретёт ли она
счастье? Неизвестно. Особенно, если учесть
обозначение места действия – город Бряхимов
(отсылка к «Бесприданнице», действие
которой происходит также в Бряхимове, а
значит и указывает на возможное сходство в
развитии дальнейших событий)

7.

В произведениях, связанных с ситуацией гибель
таланта, где героиней является актриса, часто
проводится литературная параллель – актриса и ее
роль: героиня играет в спектакле по сути саму
себя. В «Талантах и поклонниках» Островский
также использует этот ход, однако его
характерологическая
функция
существенно
меняется.
Роль Александры Негиной – героическая Юдифь,
идущая ради возлюбленного и идейного учителя
на смерть в пьесе «Уриель Акоста» К. Гуцкова
(образ Акосты был невероятно популярен как
символ твердости духа и идейной убежденности).
Островский «зеркалит» сюжет: Негина –
Антиюдифь.
Мелузов
также
не
Акоста,
проповедник нового учения, а скорее пародия на
него.
Разумеется,
такой
развенчивающей
«аналогии» не могло быть в «классической»
версии сюжета гибель таланта. Потому мы всё же
говорим о жанре комедии.

8.

Отдельно можно выделить и тему искусства
(отношения к искусству в обществе). Его
спонсируют, им восхищаются, но, при всём
внешнем лоске, считают недостойным занятием:
Домна Пантелевна. «Что, в самом деле, по
театрам-то трепаться
молодой девушке!
Никакой основательности к жизни получить себе
нельзя!»
«Хоша бы и страсть, да хорошего-то в этом нет,
похвалить-то нечего. Это вот вам, бездомовым
да беспутным.
«Да я убрать хочу. Ведь тоже не малых денег
стоит. (Прячет в карман.) Тем эти вещи хороши,
приятны, что, случись нужда, сейчас и заложить
можно. Не то что вот эти веники.»
Великатов: «Да, милая Саша, искусство не
вздор, я начинаю понимать это...»

9.

Эффект комического (сломы клише)
1. Поклонниками Негиной являются все действующие лица мужского пола, перечисленные в
списке действующих, при этом Петр Мелузов, ассоциированный с Чацким, лишь один из них, а
не «единственный и неповторимый».
2. В сюжете Мелузов выполняет функцию героя-резонера: говорит окружающим «правильные»
речи, рассказывает о том, как надо поступать в соответствии с нравственными законами. Но
пафос обличений «смазывается». В последнем монологе Трагик и Вася кричат «Шампанского!
Дюжину!», чем невольно оборачивают все сказанное о «деле» просвещения в тост.
3. Теории Мелузова оторваны от реальности. Его не интересует то, чем занята Негина, она объект приложения его идей. При этом Мелузов со своими правилами проигрывает даже в
глазах Негиной (что невозможно в сюжете такого типа, героиня – ученица, возлюбленная –
всегда на стороне героя, хотя бы в моральном смысле).
4. Герой-просветитель, жаждущий перекроить общество, не может считать своей конечной
целью тихое семейное счастье. Между тем Мелузов именно так видит свою жизнь с Негиной и
даже время от времени пытается его репетировать. Ирония заключается в том, что он по сути
стремится к тому же, что окружает его в настоящем, хочет стать «укоренившимся в жизни
мещанином».

10.

Хронотоп
В пьесах Островского ощущение времени и
пространства играет не менее важную роль, чем,
например, у Чехова. Для него в текучести времени,
способного приносить в жизнь человека новые
события, источник надежды и оптимизма. Время
— союзник человека, потому что человек
принадлежит ему.
В мире Островского непоправима только смерть,
отказ положиться на ход событий, на естественное
течение времени. С точки зрения писателя, всякое
убийство или самоубийство — поступок
опрометчивый, это не выход из положения. Если в
жизни закономерно дурное, то закономерно и
хорошее, светлое.

11.

Вывод
«Таланты и поклонники» – «компромиссный»
вариант психологической драмы, сочетающий и
принципы
традиционных
амплуа
(«Бедная
невеста»,
«Провинциальная
актриса»),
и
обозначение сложности человеческой личности, не
укладывающейся в эти рамки.
Умолчание, паузы, пустые разговоры, попытки
скрыть истинные эмоции за внешней экзальтацией
делают героиню куда «объёмнее», приближеннее
к реальности.
Всё это выражает изначальную мысль драматурга о
любви и жалости к человеку, который, преодолевая
трудности и парадоксальности жизни, всё более и
более нуждается в снисхождении.

12.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила