Похожие презентации:
Модернизм в литературе
1.
Модернизм влитературе
ВЫПОЛНИЛА: ИВАШОВА КСЕНИЯ
2.
Модернизм в литературе — явлениев литературе конца XIX — начала XX века,
характеризуемое отходом от классического романа в
пользу поиска нового стиля и радикальным
пересмотром литературных форм. Является частью
общего направления в искусстве —
модернизма (от лат. modernus — «современный,
недавний»).
Период модернизма считается завершившимся к
концу 1930-х годов[1]. На смену модернизму
пришёл постмодернизм.
3.
История возникновенияСо времен Средневековья и до XIX века литература была подчинена строгим
стандартам. Писатели следовали определенным формам и стилям, работали с
узнаваемыми типажами героев и транслировали в своих произведениях
«абсолютную истину». Однако в конце XIX века появился модернизм в литературе –
новое направление, которое позволило авторам в своем творчестве донести до
читателей абсолютно новый взгляд на окружающий мир. Содержание: История
возникновения Основные черты и признаки литературы модернизма Направления
модернизма Яркие представители в мире Модернизм в русской литературе 20 века
История возникновения До конца XIX века литература строго следовала
определенным традициям. Например, она предполагала наличие абсолютной
истины (которой автор должен был научить читателя), транслировала устоявшуюся
картину мира, и буквально диктовала человеку, как ему следует жить, думать и
поступать в условиях определенных исходных данных. Однако в 1880-ых годах
технический и научный прогресс человечества начал стремительно двигаться
вперед. Кроме того, изменились и силы на международной арене (что вело сразу к
двум Мировым войнам, произошедшим в первой половине XX века). Это привело к
трансформации общества. Оно больше не нуждалось в четких указаниях и
распределенных ролях: теперь каждый человек хотел думать и строить свою картину
мира самостоятельно. Именно это и привело к формированию, а потом
распространению в искусстве такого идейного направления, как модернизм.
4.
Основные черты и признаки литературы модернизмаСамо по себе направление «модернизм» получило
свое название от слова «modernus» (в переводе с
латыни оно означает «современный» или
«недавний»). Поэтому оно подразумевает, что в
искусстве будет отражаться обновленный взгляд
человечества на мир. Однако писатели (ни
российские, не зарубежные) так и не смогли
договориться между собой, каким именно этот взгляд
должен быть, поэтому модернизм, в свою очередь,
тоже разделился на несколько направлений, у каждого
из которых были свои последователи.
5.
Символизм – направление конца 19 – начала 20 в.,выражающее с помощью символов интуитивно,
чувственно постигаемые идеи. Зародилось во Франции
(поэзия А. Рембо, П. Верлена, Ш. Бодлера). Старшие
символисты: В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Д. С.
Мережковский, З. Н. Гиппиус, Ф. К. Соллогуб. Младшие
символисты: А. А. Блок, А. Белый.
Черты символизма
1. Окружающий мир представляется непознаваемым
разумом. Единственными орудиями познания мира
считаются чувства, интуиция, духовный опыт человека.
2. Мир говорит с человеком на языке символов.
Конкретных вещественных образов в поэзии нет, так
как образ-символ многозначен. В минуты озарения
через символы за внешней оболочкой предметов и
явлений можно разглядеть их глубинную суть.
Например, важна символика цвета.
3. Продолжая традиции романтизма, символизм
основывается на двоемирии: материальный мир
считается вторичным, низшей жизнью, а идеальный –
первичным, жизнью высшей.
6.
Акмеизм – литературное течение 1910-х гг. Терминввел Н. С. Гумилев. «Акме» – от греч. «высшая
степень чего-либо, цветущая сила, вершина».
Акмеисты стремились к ясности образов, языка. Н. С.
Гумилев, А. А. Ахматова, О. Э. Мандельштам.
Черты акмеизма
1. Акмеизм противопоставляет символизму ясность
(кларизм), предметность, вещественность. Акмеизм
освобождает поэзию от туманных символов,
возвращается к конкретным образам и точным
значениям. Важна художественная деталь –
вещественный символ (например, в поэзии Ахматовой
– зеркало, лестница, порог, дом, свечи).
2. Адамизм – это способность удивленно и радостно
взглянуть на мир глазами первого человека Адама,
заново открыть красоту земного мира.
3. Язык поэзии акмеизма также стремится к
предельной простоте, ясности, использованию
конкретных значений слов, минимального количества
выразительных средств.
7.
Футуризм (от лат. futurum – будущее) – авангардистское(«идущее впереди», «передовое») литературнохудожественное течение начала 20 в., зародившееся в
Италии. Футуристы осуществляли художественный бунт,
эпатировали публику, экспериментировали с формой
произведений, словом. В. В. Маяковский, В. Хлебников. Эгофутуризм И. Северянина.
Черты футуризма
1. Поэты решительно отрицали традиционную культуру,
стремились избавиться от навязываемых культурных
штампов.
2. Урбанизм – изображение городской, индустриальной
цивилизации.
3. Футуристы практиковали бунтарство, эпатаж (умышленно
скандальные выходки или вызывающее, шокирующее
поведение), презрение к общественным нормам поведения и
морали.
4. Поэты экспериментировали с формой стиха и словом,
использовали авторские неологизмы («самовитое слово»):
например, «любёночек», «опожаренный» (Маяковский),
«любеса», «стыдесный» (Хлебников), «грёзофарс»,
«фиольно» (Северянин). Применяли рубленую (короткую)
строку, записываемую в столбик или лесенкой – графическую
подачу стиха, придавали особое значение ритму и рифме,
были внимательны к звуковому составу слова, речи.
8.
Значение модернизмаМодернизм имел огромное значение для русской литературы:
1.Это литературное течение стало символом исторических и социальных изменений,
которые произошли в России. Новые жанры и методы выражения слов и идей позволили
авторам-модернистам изобразить современную им действительность.
2.Модернизм поднял важнейшие темы: войны, потерянного поколения, разрушенных
жизней и сломанных судеб.
3.Модернизм в русской литературе стал больше, чем литературным течением. Он
имел историческое, политическое и социальное значение. Авторы-модернисты с
воодушевлением восприняли новую власть и произошедшую революцию, а чуть позже
открыто говорили о минусах новой системы.
4.Это литературное направление оказало большое влияние на дальнейшее развитие
литературы в России. Благодаря модернизму произошла переоценка классической и
реалистической литературы, наметились новые направления в развитии данного вида
искусства.
5.В период модернизма появились новые жанры и течения в литературе. Жанрами,
которые стали возможны благодаря модернизму, считают девиз, слоган, письмо,
мемуары и др.
6.Направление за достаточно небольшой период подарило стране целую
плеяду талантливейших авторов, разных по стилю и философии, но мастерски
владеющих литературным словом и завоевавшим сердца не одного поколения читателей
как в России, так и в мире.
9.
Список литературы1. Модернизм. Анализ и критика основных
направлений; М.: Искусство - Москва, 1987. - 304 c.
2. Дрозд Б. Д. Уроки анализа литературного
произведения; Феникс - Москва, 2008. - 256 c..
3. Крючкова В. А. Социология искусства и модернизм;
Изобразительное искусство - Москва, 1979. - 216 c.
4. Крючкова, В.А. Социология искусства и модернизм;
М.: Изобразительное искусство - Москва, 1979. - 216 c.
5. Купарашвили М. Д. Лекции по современной
философии. Модернизм; Либроком - Москва, 2012.
6. Недзвецкий Валентин Александрович Романы И.А.
Гончарова. В Помощь Преподавателям И
Студентам.; Lotus Press - Москва, 2000. - 493 c.
7. Новиков Феликс , Белоголовский Владимир
Советский модернизм. 1955-1985; Татлин - Москва,
2010. - 232 c.
8. Петров А. В. Русская литература XVIII века. Тесты;
Флинта, Наука - Москва, 2010. - 490 c.