Похожие презентации:
Модернизм в литературе и искусстве. Урок литературы в 11 классе
1.
«МОДЕРНИЗМ В ЛИТЕРАТУРЕ ИИСКУССТВЕ»
урок литературы в 11 классе
Учитель: Шаритдинова Г.А.
2.
Происхождение и основные значения термина«модернизм»
Это общее название направлений искусства и литературы
конца XIX начала XX веков.
Этимология: Модерни́зм (итал. modernismo - «современное течение»;
от лат. modernus - «современный, недавний»)
3.
МОДЕРНИЗМэто направление в искусстве, характеризуемое отрицанием
предшественников, разрушением устоявшихся представлений,
традиционных идей, форм, жанров и поиском новых способов восприятия и
отражения действительности.
Под модернизмом также понимают изменения в литературе, архитектуре и
искусстве в конце XIX - начале XX века, направленные на разрыв с
предшествующими художественными традициями, стремление к новому,
условность стиля, поиск и обновление художественных форм.
(Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке,
1907)
4.
Философские основы модернизмаЭстетико-философской основой модерна стал символизм. Модернизм в
широком смысле охватывает: кубизм, дадаизм, футуризм, экспрессионизм,
абстрактное искусство и т. п. Он переосмысливал и стилизовал черты искусства
разных эпох, и выработал собственные художественные приемы, основанные на
принципах асимметрии, орнаментальности и декоративности. Модернизм
охватил все виды пластических искусств – живопись, графику, декоративноприкладное и театрально-декорационное искусство, архитектуру.
Художники эпохи модернизма стремились к универсальному, занимаясь
различными видами художественной деятельности.
Большое распространение получили идеи создания единой художественно
предметно-бытовой среды.
5.
Основные направления модернизмаСИМВОЛИЗМ
АКМЕИЗМ
ФУТУРИЗМ
6.
Яркие представители модернизма в литературеПисатели символисты
Символизм – это литературное направление ,
считавшее целью искусства интуитивное
постижение мирового единства через символ.
Ключевое понятие символизма – символ –
многозначное иносказание. Символ содержит в
себе перспективу безграничного развёртывания
смыслов.
Цель символизма – рядом образов, символов,
как бы загипнотизировать читателя, вызвать в
нём известное настроение.
Писатели-символисты:
В.Я. Брюсов, К. Бальмонт, Ф, Сологуб, А. Блок
7.
Писатели акмеистыАкмеизм – модернистское течение,
декларировавшее чувственное восприятие
внешнего мира.
Возврат слову его изначального, не
символического смысла.
Акмеистов интересовал реальный мир, а не
потусторонний, красота жизни.
Писатели-акмеисты:
Н.С. Гумилев, А. Ахматова
8.
Писатели футуристыФутуризм – авангардистское течение в
европейском и русском искусстве начала XX
века, отрицавшее художественное и
нравственное наследие, проповедовавшее
разрушение форм и условностей искусства, ради
слияния его с жизненным процессом.
Футуристы поставили человека в центр мира и
воспевали пользу, а не тайну, отказывались от
недосказанности, туманности, мистицизма.
В качестве программы они выдвинули
утопическую мечту о рождении сверх искусства,
способного преобразить мир. Обновляли
значения многих слов, создавали новые.
Писатели-футуристы:
В. Хлебников, В. Маяковский
9.
Яркие представители модернизма в литературе«Демон поверженный»
М.А. Врубель
(1856-1910)
«Демон»
10.
Яркие представители модернизма в литературеК.С. Малевич
«Черный квадрат»
11.
Работы футуристовКрепость Усть-Каменогорская
Автор: Шупляк Сергей
12.
Густав КлимтОдно из самых совершенных произведений
художника картина «Поцелуй». На
возвышении, усыпанном цветами, на фоне
старинного потемневшего золота изображены
два юных существа, слившихся в поцелуе.
13.
ЗаключениеМодернизм охватил все виды творчества, но вдохновляющий пример литературы и музыки
(Ш. Бодлера во Франции, Р. Вагнера в Германии, О. Уайльда в Англии) был особенно
важным. Так едва ли не главным предтечей модернизма в литературе стал американец Э.
По, а позднее его эталоном в драматургии явилась новая скандинавская литература (Г.
Ибсен и др.).
Именно в этот исторический момент всемирный духовный резонанс обретатает
русская литература (прежде всего, в лице Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П.
Чехова); соприкасаясь с модернизмом, порой критически-оппозиционная
к нему,
она так или иначе мощно стимулирует его поиски.
В целом геополитические координаты искусства меняются решительно и бесповоротно:
европейская культура все более и более впитывает
в себя влияния Востока,
в том числе и самой удаленной от Европы страны - Японии.
14.
Список используемых источников1. Борев Ю. Б. Эстетика. – 4-е изд., доп. – М., 1988.
2. Власов В. Г. Стили в искусстве. – М., 2000.
3. Ильина Т. В. История искусств. Западно-европейское искусство. – М., 1993.
4. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. – М., 1974.
5. Руднев В. П. Словарь культуры XX века. – М., 1997.
6. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство. – Обнинск, 1996.
7. Турчинин В. С. В лабиринтах авангарда. – М., 1993.