Похожие презентации:
Основные тенденции развития культуры в IX – XVII в
1.
Основные тенденции развитиякультуры в IX – XVII в.
2.
Восточнославянские племена3.
Культура восточных славян: основные черты• Подсечно-огневое
земледелие
• Развитое кузнечное
дело
• Типичное жилище –
полуземлянка
• Скань и зернь –
создание узоров на
серебряной или
Языческие боги восточных славян золотой проволокой
на металлической
пластинке
• Язычество
• Устный характер
культуры
4.
Христианская древнерусская культураХристианизация Руси в
988 г. привела к
созданию
древнерусской
письменности и
храмовой архитектуры.
Принятие христианства
приводит к резкому
подъему культуры.
Усилились связи с
Византией
Первая каменная церковь на
Руси – Десятинная церковь в
Киеве
Христианская культура
имеет письменный
характер, т.к. ее
образцом является
Библия –
Божественное писание
5.
Письменность и литератураБольшая часть населения
оставалась неграмотной,
наиболее образованной частью
было монашество.
Книги писали чернилами на
пергамене – особым образом
обработанной коровьей коже.
Использовали различные
красители, украшали книги
драгоценными камнями.
Стоимость была очень высокой.
Для фиксации исторических
событий создавались летописи. К
XII в. сложилось три центра
летописания – Северо-Восточная
Русь, Новгородская земля и
Галицко-Волынское княжество
«Остромирово Евангелие» - самая
древняя сохранившаяся
древнерусская рукопись (1057 год)
6.
Письменность и литература7.
Архитектура8.
Древнерусская архитектураСобор святой Софии в Новгороде
Собор святой Софии в Киеве
9.
Архитектура удельного периодаВладимироСуздальская
архитектурная школа:
• Небольшой размер
• В основном,
трехапсидные храмы
• Наличие аркатурноколончатого пояса (!)
Храм Покрова на Нерли
10.
Архитектура удельного периодаНовгородская
архитектурная школа:
• Шлемовидные купола
• Минимальное внешнее
убранство храмов –
похожи на крепости с
окнами-бойницами
• Часто встречаются храмы
небольших размеров, т.к.
многие из них были
построены силами
купеческих корпораций
или боярских родов
Георгиевская церковь Юрьева монастыря
11.
Архитектура удельного периодаСпасо-Преображенский собор в
Чернигове
Южнорусская
архитектурная
школа:
• Золотые
луковичные
или
конусовидные
купола
• Богатое
внешнее
убранство
12.
Культура Московской Руси XIII – XV вв.Делится на три этапа:
1. 1240 – сер. XIV в. – культурный упадок,
вызванный монгольским завоеванием
2. 2-я пол. XIV – 1-я пол. XV в. – постепенный
культурный подъем, рост каменного
строительства, расцвет московской школы
иконописи и появление еретических
рационалистических учений
3. 2-я пол. XV – нач. XVI в. – резкий рост каменного
строительства, увеличение числа литературных
произведений, подъем национального
самосознания, после освобождения от
монгольской зависимости
13.
Литература Московской Руси XIII – нач.XVI вв.
Конец XIII в.: «Слово о погибели русской
земли», «Повесть о разорении Рязани
Батыем» - высказывается мысль о
решительном, но бесполезном
сопротивлении захватчикам
Конец XIV – нач. XV вв.: «Задонщина» и
«Сказание о Мамаевом побоище» - о
победе на Куликовом поле
1468 – 1474 гг. – путешествие Афанасия
Никитана, нашедшее отражение в
произведении «Хождение Афанасия
Никитина»
XVI в. – «Повесть о Петре и Февронии».
Автор: Ермолай-Еразм, который собрал
устные предания жителей Мурома
П.П. Литвинский «Евпатий Коловрат»
14.
Архитектура Московской Руси XIII –нач. XVI вв.
1367 г. – строительство Московского Кремля из известняка
15.
Архитектура Московской Руси XIII –нач. XVI вв.
Архитектор –
Аристотель
Фиораванти
Годы постройки: 1475
– 1479 гг.
Успенский собор Московского Кремля
16.
Архитектура Московской Руси XIII –нач. XVI вв.
Архитекторы –
псковские
мастера
Годы
постройки:
1484 – 1489 гг.
Благовещенский собор Московского Кремля
17.
Архитектура Московской Руси XIII –нач. XVI вв.
Архитектор:
Алевиз Новый
Годы
постройки:
1505 – 1508 гг.
Архангельский собор Московского Кремля
18.
Архитектура Московской Руси XIII –нач. XVI вв.
Архитекторы –
Марко Руффо, Пьетро
Солари
Годы постройки:
1487 – 1491 гг.
Грановитая палата
19.
Архитектура Московской Руси XIII –нач. XVI вв.
Архитектор – Бон Фрязин
Годы постройки: 1505 – 1508 гг.
В основании заложен храм
Иоанна Лествичника
Колокольня Ивана Великого
20.
Новгородская архитектура в XIV – XV вв.Церковь Николы на Липне, 1292 г.
Церковь Феодора Стратилата на Ручью, 1361 г.
21.
Новгородская архитектура в XIV – XV вв.Церковь Спаса
Преображения на
Ильине улице,
1374 г.
В 1378 г.
расписана
Феофаном
Греком
22.
Живопись Московской Руси в XIV – XV вв.• Три великих
иконописца
• Феофан
Грек (1340
– 1410 гг.)
• Андрей
Рублев
(1360 –
1430 гг.)
• Дионисий
(1440 –
1503 гг.)
23.
Творческая манера Феофана Грека«Спас Вседержитель», 1378 г.
«Успение», 1392 г.
24.
Творческая манера Феофана ГрекаФреска в церкви Спаса Преображения на
Ильине улице, 1378 г.
«Донская икона Божией
матери» (на другой стороне –
«Успение»), 1395 г.
25.
Творческая манера Андрея Рублева• Спокойные образы
• Светлые краски
«Троица», 1411 г.
26.
Творческая манера Андрея Рублева«Звенигородский чин», 1410 г.
27.
Творческая манера Дионисия«Преподобный Кирилл
Белозерский», кон. XV – нач. XVI в.
«Спас в силах», 1500 г.
28.
Творческая манера ДионисияФрески Ферапонтова монастыря, нач. XVI в.
29.
ПрактикаРассмотрите
изображение и
выполните задание
1) В отличие от других русских земель в этом городе редко созывалось народное вече.
2) В период политической раздробленности русских земель в этом городе
установилась сильная княжеская власть.
3) С 1113 по 1125 г. в городе правил князь Владимир Мономах.
4) Через этот город в древности проходил торговый путь «из варяг в греки».
5) Город, изображённый на плане, был присоединён к Московскому государству в
1478 г.
30.
Общественная мысль XVI в.Вопросы происхождения и судьбы династии и
государства:
1. «Москва – Третий Рим» - концепция
монаха Филофея, 1523 г.
2. «Сказание о князьях Владимирских», 1527
г. Основная мысль: русские цари являются
дальними родственниками первого
римского императора Августа. Данная
концепция вошла в «Государев
родословец» (1555 г.) и использовалась в
дипломатических переговорах
31.
Общественная мысль XVI в.Вопросы государственного управления:
1. Иван Пересветов: «Сказание о Магмет-Салтане», «Малая
челобитная», «Большая челобитная» - оправдание
абсолютной власти монарха – «Правда» (справедливость)
в государстве может быть наведена только грозой
2. Андрей Курбский: «Переписка Андрея Курбского с
Иваном Грозным» - отрицание абсолютной власти
монарха, мысль об опоре правителя на боярство
3. Иван Грозный: «Переписка Андрея Курбского с Иваном
Грозным» - царь – помазанник Божий и его наместник на
земле, поэтому волен жаловать и казнить своих холопов
32.
Архитектура в XVI в.Белый город, 1584
– 1591 гг.
Архитектор:
Федор Конь
Московский Кремль
Китай-город (1530-е гг.)
33.
Архитектура в XVI в.• Первая каменная
церковь в
шатровом стиле
• Построена в
честь рождения
Ивана IV
Церковь Вознесения в Коломенском, 1532 г.
34.
Архитектура в XVI в.• Шатровый стиль
• Архитекторы:
Барма и Постник
• Построен в честь
взятия Казани в
1552 г.
• Одиннадцать
приделов в честь
11 решающих
дней битвы за
Казань
• Первоначально
был белым,
раскрашен в XVII
в.
Храм Василия Блаженного или Собор Покрова на Рву, 1555 – 1561 гг.
35.
Изобретение книгопечатанияВ 1564 г. русские
первопечатники
Иван Федоров и Петр
Мстиславец издали
первую русскую
датированную
печатную книгу –
«Апостол»
Реконструкция
печатного станка сер.
XVI в.
36.
Культура XVII в.Русская культура в XVII в.
носит переходный характер
от средневековой к
культуре нового времени.
Основные черты:
• Расширение контактов с
западными странами
• Постепенное
обмирщение культуры –
уход от церковного
диктата
Здание Славяно-греко-латинской академии –
первого высшего учебного заведения в
России. Работает с 1687 г. Основатели: братья
37.
Литература в XVII в.В литературе особенно заметны черты обмирщения, сюжеты
становятся более вольными, появляется жанр сатирической
повести:
1. «Повесть о Горе-Злосчастии» - молодой человек отрицает
патриархальные заветы своей семьи и от безысходности
уходит в монастырь
2. «Повесть о Шемякином суде», «повесть о Ерше Ершовиче» –
осуждение коррупции, местничества
3. «Калязинская челобитная» (1677 г.)- пародия на челобитную,
написанная от лица пьющих монахов Троицкого Макарьева
монастыря – осуждение нравов духовенства
4. Стихи Симеона Полоцкого, притча «О Навуходоносоре царе»
5. «Житие протопопа Аввакума» – первая автобиография
38.
Стихи Симеона ПолоцкогоВино
Вино хвалити или хулити — не знаю,
Яко в оном и ползу и вред созерцаю.
Полезно силам плоти, но вредныя
страсти
Возбуждает силою свойственныя
сласти.
Обаче дам суд сицев: добро мало пити,
Тако бо здраво творит, а не весть
вредити;
Сей Павел Тимофею здравый совет
даше Первое послание к Тимофею 5:23:
«Впредь пей не [одну] воду, но
употребляй немного вина, ради
желудка твоего и частых твоих
недугов».,
Той же совет да хранит достоинство
ваше.
Воздержание
Воздержание аще безмерно
храниши,
Множицею души ти вред велий
твориши:
Плоти бо изнемогшей ум не
добр бывает, —
Разсуждение в меру вся да
устрояет.
Уне есть мерно по вся дни
вкушати,
Нежели долго от пищ ся
держати:
Пост бо безмерный силу
истребляет,
Дух уныния и печаль раждает.
39.
Архитектура в XVII в.Годы
постройки:
1649 – 1652
гг.
Церковь Рождества Богородицы в Путинках
40.
Архитектура в XVII в.В сер. XVII в.
Никон запретил
строительство
шатровых
храмов, однако
элементы
нового
оставались
Собор Валдайского Иверского монастыря, 1653 г.
41.
Архитектура в XVII в.Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, 1656 – 1685 гг.
42.
Архитектура в XVII в.Теремной дворец Московского Кремля, 1635 – 1636 гг.
43.
Архитектура в XVII в.Дворец царя Алексея Михайловича в с. Коломенском, 1667 – 1672 гг.
44.
Архитектура в XVII в.Годы постройки:
1693 – 1694 гг.
Характерный
пример стиля
«Нарышкинского
барокко»
Церковь Покрова в Филях
45.
Живопись XVII в.1. Появление и расцвет
парсуны – портрета,
созданного по канонам
иконописи
2. Обмирщение и
упрощение
иконописного канона
Парсуна М. Скопина-Шуйского
46.
Живопись XVII в.«Спас Нерукотворный», 1658 г.
Художник: Симон Ушаков
«Ветхозаветная Троица», 1671 г.
Художник: Симон Ушаков
47.
Итоги развития культуры к XVII в.1. Обмирщение культуры и уменьшение роли
церкви в искусстве
2. Волнообразное развитие культуры –
упадок в период политической
дезинтеграции и смут (кроме
раздробленности)
3. Начало создания светской культуры в
элитах
4. Минимальное проникновение достижений
культуры (в частности, литературы) в массы
48.
ПрактикаПАМЯТНИКИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
А) В. В. Маяковский
Б) митрополит Иларион
В) В. И. Суриков
Г) Симон Ушаков
А
Б
В
Г
ХАРАКТЕРИСТИ
КА
1) икона «Спас
Нерукотворный
»
2) поэма
«Хорошо»
3) «Слово о
законе и
благодати»
4) опера
«Жизнь за
царя»
5) картина
«Боярыня
Морозова»
6) храм
Василия
Блаженного