1.00M
Категории: ИсторияИстория ИскусствоИскусство

Комиксы в СССР

1.

Министерство науки и высшего образования
Российской Федерации
ФГБОУ ВО «ПГТУ»
Высший колледж ПГТУ «Политехник»
Комиксы в СССР
Автор проекта:
обучающаяся I курса специальности
27.02.07 Управление качеством
продукции, процессов и услуг (по
отраслям)
Горинова Ксения Алексеевна
Научный руководитель: Савина Татьяна
Анатольевна, предподователь истории
Йошкар-Ола, 2023

2.

Актуальность исследования
Пропаганда является мощным методом влияния на сознание
людей. С помощью пропаганды можно сформировать
общественное мнение любого толка. Пропаганда это, прежде
всего, психологическое оружие. На сегодняшний день, в
условиях
активного
ведения
всеми
государствами
информационной войны, тема пропаганды, весьма актуальна.
Гипотеза: комиксы являются эффективным методом влияния
на человеческий разум.

3.

Цель:
Исследовать влияние комиксов на советских людей.
Задачи:
1. изучить историю появления комиксов;
2. определить, какие комиксы существовали в СССР;
3. выявить, как власть распространяла пропаганду через комиксы.

4.

Объект и предмет исследования
Объект – СССР.
Предмет – советские комиксы.

5.

Методы исследования:
Эмпирический: осуществляется анализ советских комиксов, и как они
влияли на человека.
Теоретический: осуществляется изучение вопросов о происхождении
комиксов.

6.

Что такое комикс?
Комикс (от англ. comic «смешной») — рисованная история, рассказ в
иллюстрациях. Комикс совмещает в себе особенности таких видов
искусства,
как литература и изобразительное искусство. Разновидность книжножурнальной иллюстрации, в некоторых случаях применяется в
печатных СМИ. Имеется немало определений комикса, но все они без
исключения, в целом, сводятся к тому, что комикс представляет собой
серию иллюстраций, в которой рассказывается какая-либо история.
Согласно большинству исследователей, комикс — единство
повествования и визуального воздействия.

7.

Стандартный состав комикса
• Обложка — передаёт основной смысл комикса. Обложка может находиться
на двух листах, правая сторона обложки «лицевая», левая «тыльная».
• Фронтиспис — рисунок перед титульным листом. Представляет читателю
возможность узнать больше о комиксе.
• Титульный лист — на нём могут находиться: краткое вступление,
имена авторов, художников, контуровщиков и т. д. Может сопровождаться
небольшими иллюстрациями.
• Основная часть — страницы, число которых неограниченно.
• Pin-up page — дополнительные рисунки от основных художников или от
других людей. Например, альтернативные варианты обложек.

8.

Сюжеты советских комиксов
Искусствоведы считают, что основы развития комиксов в СССР были
заложены в период Гражданской войны. Революционные вожди понимали,
что для безграмотного народа новые идеи лучше доносить через яркие
картинки.

9.

В 1919 году появились «Окна РОСТА»
(Российское телеграфное агенство) — серия
агитационных плакатов, состоящих из нескольких
графических изображений, где была показана
разница между жизнью при царе и режимом при
диктатуре
пролетариата.
В «Окнах РОСТА» использовались однотипные
образы красноармейца, рабочего, крестьянина,
буржуя, разгильдяя. Над их созданием работали
такие известные личности, как поэт В. Маяковский,
художники Д. Моор (автор плаката «Ты записался
добровольцем?»), И. Малютин, М. Черемных и
другие.

10.

В 1928 году писатель Николай
Олейников организовал в Ленинграде
издание
детского
журнала
«ЕЖ»
(«Ежемесячный журнал»), на страницах
которого
создал
образ
отважного
изобретателя и путешественника Макара
Свирепого. В 1930—1932 выходил два
раза в месяц, в 1932 выход был
приостановлен на несколько месяцев изза затруднений с бумагой в СССР.
К 1930-му году неформальная подача
материала
привлекла
внимание
литературной критики и цензуры.

11.

С 1930 года по инициативе Олейникова в
Ленинграде начинает выходить ещё одно
периодическое издание для детей — «ЧИЖ»
(«Чрезвычайно
интересный
журнал»),
ориентированный на совсем маленьких
читателей — и тоже широко использующий
рассказы в картинках.

12.

В том же году вышла книга
художника Николая Радлова
«Рассказы в картинках» —
первые в СССР рисованные
истории в книжном формате.
Книга
пользовалась
огромной
популярностью,
она была переведена на более
чем 20 языков, включая
хинди и урду.

13.

Советские комиксы как инструмент
влияния на человеческое сознание.
Комиксы в СССР не только существовали, но и применялись весьма
продуктивно в качестве инструмента воздействия на массовое сознани
е советских граждан. Советские партийные руководители,
ответственные за идеологическую работу, прекрасно понимали
эффективность воздействия на сознание масс ярких рисунков,
сопровождаемых понятными и лаконичными текстами, и поэтому с
самого начала советской власти комиксы стали инструментом
агитации и пропаганды.
До начала Великой Отечественной войны в комиксах осуждались и
высмеивались поступки, несовместимые с идеологией коммунизма.

14.

Отношение общества к комиксам.
Фактически СССР побила все временные рекорды неприятия комикса.
Нельзя сказать, чтобы в России первой половины XIX века никто не
стремился к графической литературе.
На самом деле, по сравнению с США, в СССР комикс только
развивался. У него была не самая большая, но любящая аудитория. В
общем, начало 1980-х годов показало, что в нашей стране комиксы
будут жить.
В современной России комикс как жанр все еще находится в
зачаточном состоянии. Но ситуация улучшается: все больше людей
открывают для себя комиксы как стабильный источник удовольствия,
появляются магазины, специализирующиеся на продаже комиксов, а
издательства выпускают лицензированные переводные серии.

15.

Заключение
В результате исследования установлено, что комиксы уже давно присутствуют
в массовой культуре и, как правило, сейчас над ними работают не группа
энтузиастов, а целой редакцией. Комиксам как формату уже около века, и за
это время они породили множество ярких персонажей и увлекательных
историй, питая своими наработками кино, мультфильмы и т. д.
Подводя итоги данной работы, я могу с уверенностью сказать, что пропаганда
в советских комиксах была. Комиксы напрямую связаны с историческими
событиями и отображают их в соответствии с идеологией той страны, где их
создают. Я пришла к выводу, что проблема пропаганды не должна оставаться
без внимания и в наше время.
Гипотеза моего исследования была доказана.

16.

Список использованных
источников и литературы
1.
2.
3.
4.
5.
Александров, Ю. С., Барзах, А. Е. Русский комикс [Текст] / Ю. С.
Александров, А. Е. Барзах — 1-е изд. — Москва: Новое литературное
обозрение, 2018 — 351 c.
История комиксов в России / [Электронный ресурс] // Википедия : [сайт].
— URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/История_комиксов_в_России (дата
обращения: 18.04.2023).
Кобельская, В. Э. КОМИКСЫ. ИХ ВЛИЯНИЕ НА ОБЩЕСТВО [Текст] / В.
Э. Кобельская // Старт в науке. — 2019. — № 3-2. — С. 222-227.
Пушкин С.А Советские комиксы как инструмент воздействия на массовое
сознание [Текст] / Пушкин С.А // Грамота. — 2018. — № 11(97)-2. — С.
288-292.
Смольская, Е.П Массовая культура: развлечение или политика? [Текст] /
Смольская Е.П — 1-е изд. — Москва: Мысль, 2021 — 146 c.

17.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
English     Русский Правила