История комиксов
5.65M
Категория: ИсторияИстория

История комиксов

1. История комиксов

2.

Человечество с ранних времен использовало
иллюстрации для создания связного повествования,
будь то египетские иероглифы, греческие фрески или
средневековые гобелены, но история комиксов
в современном понимании этого слова берёт начало
в середине XVIII века. Появление комиксов тесно
связано с политической и социальной жизнью
общества,
если
прежде
иллюстрациями
сопровождались в основном религиозные тексты,
то авторы Эпохи Просвещения начали рисовать
сатиру и юмор. Одним из таких авторов стал
английский художник и иллюстратор Уильям Хогарт
(1697

1764).
Стремясь
обличить
пороки
современного общества, Хогарт создавал целые
циклы картин и гравюр, объединённых общей
историей, например, «Карьеру проститутки», «Карьеру
мота» и «Модный брак».

3.

William Hogarth - A Rake's Progress 1-8

4.

Следующий этап в развитии комиксов
пришёлся на массовое распространение
газет и журналов. Издатели быстро
сообразили, что иллюстрации станут
наглядным способом комментирования
окружающей реальности, и вскоре
истории в картинках стали постоянными
гостями большинства уважающих себя
изданий.
Художники
не
боялись
экспериментировать
с
форматом
и начали создавать целые циклы
иллюстраций, объединённых общим
сюжетом, причем, начиная со второй
половины XIX века, в подобных циклах
сформировались
свои
герои
и
второстепенные
персонажи,
появляющиеся в издании на регулярной
основе.

5.

Авторы не боялись экспериментов.
Швейцарский карикатурист Родольф
Тёпфер,
автор
«Приключений
Обадайи
Олдбака»,
размещал
текстовые подписи под рисунками,
немецкий поэт-юморист Вильгельм
Буш создал оказавшее огромное
влияние
на
современников
и
потомков произведение «Макс и
Мориц», в котором чёрно-белые
иллюстрации
сопровождались
стихами, а американец Ричард Ф.
Аутколт ввёл в широкий обиход
использование
«облачков»
для
отображения
слов
и
мыслей
персонажей. Созданные Аутколтом
серии «Аллея Хогана», «Жёлтый
малыш» (кстати, именно от этого
комикса
пошло
словосочетание
«жёлтая пресса») и «Бастер Браун»
считаются первыми традиционными
комиксами.

6.

Первые комиксы были чёрно-белыми,
а первый цветной газетный комикс
появился в 1894 году в газете «НьюЙорк Ворлд», его автором был Уолт
Макдугал.

7.

Как изменялся жанр
Первые
газетные
комиксы
были
чисто
юмористическими и сатирическими, но, начиная
с двадцатых годов двадцатого века, в прессе по обе
стороны Атлантического океана стали появляться
приключенческие и детективные истории. «Спирит»,
«Бак Роджерс», «Флэш Гордон», «Приключения
Тинтина» завоевывали себе тысячи поклонников,
огромным спросом пользовались и газетные стрипы
о приключениях Микки Мауса за авторством Флойда
Готтфредсона и Эла Талиаферро. Сложилось даже
своеобразное
разделение
газетных
комиксов
на ежедневные, выходящие по будням, и воскресные:
если ежедневные стрипы печатались в чёрно-белом
цвете, но воскресные комиксы были цветными.

8.

До 1929 года комиксы шли исключительно как
дополнение к уже существующим газетам
и журналам и их нельзя было купить
отдельно, но в 1929 году ситуация
поменялась — в издательстве Dell вышел
первый номер журнала Funnies, в котором
перепечатывались лучшие газетные истории
из одноимённого ежедневного стрипа. Спустя
пять лет издатели принялись печатать
в журналах и оригинальные рассказы,
а в 1938 году рынок комиксов изменился
навсегда с выходом первого номера Action
Comics, на обложке которого красовался один
из самых культовых комиксных героев всех
времён — Супермен. С его появлением
началась эра, которую позже назовут
Золотым веком комиксов.

9.

Во время Второй мировой войны
самыми популярными жанрами
были истории о супергероях
и забавных зверушках, причём
многие истории носили откровенно
патриотический характер, а капитан
Америка
и
многие
другие
комиксные герои активно боролись
с врагом. Примечательно, что
истории о бравых супергероях
на войне, пользовались большим
спросом в тылу, в то время как
солдаты
предпочитали
более
мирные и весёлые комиксы,
позволяющие хотя бы на время
отвлечься от тягот и ужасов
фронтовой жизни.

10.

В начале пятидесятых годов, с массовым распространением
телевидения, популярность комиксов пошла на спад. Практически
все истории о супергероях увяли в начале пятидесятых годов,
на смену им пришли вестерн, научная фантастика, мистика,
детектив и романтика. Но и эти жанры оказались под угрозой
исчезновения. В 1954 году психиатр Фредрик Вертам авторитетно
заявил, что комиксы дурно влияют на молодёжь, ведут к росту
подростковой преступности и сотням других грехов. Под влиянием
общественности
издатели
были
вынуждены
выпустить
специальный Кодекс Комиксов, который чётко прописывал
запретные и разрешённые темы. Появление Кодекса на корню
уничтожило детективные комиксы и ужастики, привело к закрытию
ряда
издательств
и
косвенно
повлияло
на
ренессанс
супергеройского жанра, который с началом шестидесятых годов
начал активно развиваться и на долгие годы завоевал лидирующее
место на рынке. К Бэтмену и Супермену, одним из немногих героев,
уцелевших со времен Золотого века комиксов, добавились Флэш,
Зелёный фонарь, Человек-Паук, Мстители, Тор, Железный человек,
доктор Стрэндж, Фантастическая четвёрка и многие другие
культовые персонажи.

11.

В шестидесятые годы впервые появились такие
конвенты как Комик-Кон. Сегодня это крупные фестивали,
посвящённые всем отраслям индустрии развлечений.
К этим конвентам готовят анонсы, премьеры и громкие
объявления,
на
них
представлены
крупнейшие
кинокомпании и издательства книг, комиксов и видеоигр,
среди посетителей куча звёзд. Но тогда, пятьдесят лет
назад, это в буквальном смысле были слёты фанатов
комиксов,
которые
общались
друг
с
другом,
обменивались
комиксами
и
стремились
купить
недостающие выпуски любимых серий.
Далеко не всем авторам жанра было интересно
выпускать истории, ограниченные Кодексом Комиксов,
поэтому
помимо
обычных
журналов
выходило
множество фэнзинов, любительских и неофициальных
изданий, на страницах которых авторы могли не бояться
цензуры и поднимать волнующие их социальные,
политические и философские темы.

12.

В середине восьмидесятых годов индустрия комиксов
пережила своеобразный Ренессанс — именно тогда
появились авторы, которые заново определили
границы жанра и превратили истории о супергероях
из веселых картинок в мрачные, порой даже пугающие
повествования о людях с изуродованной судьбой.
Особенно плодотворным получился отрезок с 1985
по 1987 года, когда с интервалом всего в несколько
месяцев в продажу поступили «Мираклмэн» Алана
Мура, «Возвращение Тёмного рыцаря» Фрэнка
Миллера, «Маус» Арта Шпигельмана, «Хранители»
Алана Мура и Дейва Гиббонса, «Сорвиголова:
Рождённый заново» и «Бэтмен: Год первый» Фрэнка
Миллера и Дэвида Маццучелли, «Что случилось
с человеком завтрашнего дня» Алана Мура.

13.

С середины девяностых годов появился новый
вид комиксов — веб-комиксы. Так стали
называть стрипы, публикующиеся в Интернете,
зачастую на специализированных ресурсах.
Веб-комиксы
завоевали
популярность
благодаря
легкости
доступа,
отсутствию
привязки к бумаге, удобству и открывающимся
возможностям наподобие бесконечного холста,
на котором художник может развивать свою
историю невообразимо долго.

14.

Сегодня в жанре наметилось три
направления:
американские комиксы, европейские
(франко-бельгийские) и японские
(манга).

15.

Американские комиксы по большей части
описывают
«сверхдобро»,
имеющее
фантастические
суперспособности
и
живущее по принципу «око за око»,
безжалостно и кроваво уничтожающее
всех злых. Супергероев давно уже
многие сотни, постоянно на слуху
несколько десятков особенно удачных,
начиная от Бэтмена и Супермена,
воюющих в строю спасителей Земли от
вселенского зла уже много десятилетий.
По мотивам комиксов снимают фильмы и
даже сериалы — и большая их часть
имеет огромный коммерческий успех.

16.

Европейские
комиксы
(bande
dessinee) — менее жестокие и с
большим чувством юмора. Самих
французских
поклонников
bande
dessinee
(рисованная
лента)
оскорбило бы сравнение их любимых
графических романов с комиксами.
Ведь их любимые герои — пес Пиф,
постоянно
попадающий
в
разнообразные истории, инспектор
Людовик,
простоватый
на
вид
детектив, постоянно вынужденный
решать
немыслимые
логические
задачи, дабы поймать преступника, и
в
конце
каждой
серии
таки
разоблачавший очередного ловкача,
вздумавшего обмануть правосудие.

17.

Еще много фантастических и фэнтезийных сериалов.
Да и выходят bande dessinee не едиными выпускамисинглами, а целыми альбомами, в каждом из
которых — множество историй. Более 50 лет выходит
bande dessinee про приключения Валериана и
Лорелин. Далекое будущее, космос, корабли,
бороздящие просторы Вселенной, и двое, он и она,
Валериан и Лорелин — которые постоянно участвуют
в в блистательных и опасных приключениях. Люк
Бессон снял по их приключениям фильм. У Джорджа
Лукаса в «Звездных войнах» некоторые графические
находки
(золотое
бикини)
заимствованы
из
приключений Валериана и Лорелин. Даже фильм «5-й
элемент» взял некоторые свои моменты из этого
французского комикса. Ну, про приключения
Астерикса и Обеликса не стоит даже и упоминать —
знаменитейшая рисованная лента. А знаменитый
Тинтин?! Первые выпуски про него вышли аж в 1929
году!
А
совсем
недавно
вышел
огромный
мультяшный фильм про его приключения на планете
сокровищ.

18.

Японские комиксы манга — это сочетание японского
колорита
и
самобытности
с
жестокостью
американских комиксов. Их особенность в том, что
они всегда черно-белые, цветными у них бывают
только обложки книг. Спектр тем манга очень широк:
бывают истории манга для детей — это либо
бытовые с элементами
фэнтези, либо чисто сказочные
истории для детей про
волшебство; а есть истории
про супергероев и
супермонстров.
В общем — все,
вплоть до ужасов.

19.

Сами японцы историю манга числят с XII
века, когда священник Тоба начал рисовать
в картинках истории из жизни животных. А
само слово «манга» придумал Хокусай
Кацусика, известный японский график и
художник. А расцвет манга приходится на XX
век. Когда в Японии осознали силу
воздействия на население героев комиксов,
количество манга увеличилось многократно. Есть манга
для детей (фэнтези и юмор), есть только
для взрослых, есть для старшего поколения.
Как и в американских комиксах, есть
супергерои, есть супермонстры, есть приключения. В
общем — все для читателя/зрителя, желающего
развлечений, но не желающего думать. Большая часть
комиксов — коммерческий продукт. Все просто, мысли и
эмоции примитивны. «Трах-тарарах», «Шар-р-р-рах!».
Добро, побеждающее зло своей фантастической силой.
Вдумываться в написанное автором книги не надо —
достаточно отдаться потоку картинок комикса.
Следует признать, что комиксы есть на все вкусы.
English     Русский Правила