Похожие презентации:
Проблема человека в философии
1.
ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА ВФИЛОСОФИИ
к.ф.н. доцент Загайнова В.И.
2.
ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯПлан
• Человек как центральная проблема
философии (Традиции и современные
подходы).
• Проблема антропосоциогенеза. Сотношение
биологического и социального в человеке.
• Сущность и существование человека.
• 4. Проблема человека в
постантропологическую эпоху.
3.
Философская антропология• Человек подобен дроби: числитель –
то, что он есть, знаменатель – то,
что он о себе думает. Чем больше
знаменатель, тем меньше дробь
• Л.Н. Толстой
• Призвание каждого человека в духовной
деятельности – в постоянном искании
правды и смысла жизни
• А.П. Чехов
4.
Философская антропология• Раздел философии, изучающий сущность,
становление и развитие человека называется
антропология (от греч. антропос – человек, логос
– учение). Термином человек в философии
обозначается высшая ступень живых организмов
на Земле, субъект общественно-исторического
развития и культуры.
• В 20-е годы XX столетия сформировалась новая
самостоятельная область знания – философская
антропология (учение о человеке), значительный
вклад в становление которой внесли М.Шелер,
Н.Гелен, Х.Плеснер.
• В дальнейшем она стала составной частью более
общего комплекса знаний о человеке – общей
антропологии, в которой помимо философского,
выделяется биологическое, теологическое,
социологическое, психологическое, культурное,
педагогическое направление.
5.
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ЧЕЛОВЕКАКосмоцентризм Теоцентризм Антропоцентризм
Социоцентризм
Направление, которое
рассматривает человека
как часть космического
порядка.
Направление, признающее
человека главной ценностью
мироздания.
Направление,
рассматривающее человека
через общественные
отношения и культурные
ценности.
В античной философии
В средние века
В эпоху Возрождения человека
человек воспринимался
считалось, что
стали рассматривать как творца
как часть космоса,
сущность человека
своей собственной жизни и
«микрокосм», неразрывно
постигается с
судьбы, обладающего
связанный с
помощью
безграничными творческими
макрокосмосом, нередко откровений, которые
возможностями.
представляемым как
сформулированы в
живой организм.
Священном
Писании, познать их
возможно лишь
посредством веры.
Марксистская концепция
рассматривает человека как
«совокупность, «ансамбль»
общественных отношений».
Дж. Бруно,
Н. Кузанский
Религиознофилософское
направление, в
котором человек
рассматривается как
образ Бога.
Ф. Аквинский,
В.С. Соловьев
Представители
Протагор,
Ф. Петрарка
К. Маркс
6.
Проблема происхождения человека7.
Проблема антропогенезе8.
Критика эволюционной концепции происхождения человека9.
Подходы к природе человека10.
Подходы к природе человека11.
12.
ЭТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИПО ВОПРОСУ О ЦЕННОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЖИЗНИ
ГЕДОНИЗМ
(от греч. hedone -наслаждение)
ЭВДЕМОНИЗМ
УТИЛИТАРИЗМ
(от греч. eudaimonia - счастье,
(от лат. utilitas - польза, выгода)
блаженство)
Линия жизненной ориентации и Принцип понимания жизни и Жизненная
ориентация
и
этическое
этическое
учение,
согласно этическое учение, в соответствии с
учение,
основывающиеся
на которым
которыми высшей ценностью
ценности наслаждения. Гедонисты счастье отдельного человека есть признается
индивидуальная
видят смысл существования в основание нравственности.
польза,
выступающая
мерой
получении индивидом максимума Наиболее
значимым
в
нем добродетельности человека.
радости от жизни в ощущениях, представляется
радостное
и Мораль утилитаризма
восприятиях, других телесных и
удовлетворенное состояние души, предписывает выбирать линию
душевных состояниях.
а в достижении «благого духа» поведения,
ведущую
к
усматривается смысл жизни.
достижению наибольшего блага с
наименьшими потерями.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ
Наиболее
последовательно Соответствующие идеи развивали Как этическое учение утилитаризм
гедонизм проводился (в теории и Демокрит, Аристотель, Эпикур, разрабатывался Гоббсом, Локком,
практике)
у
античных Спиноза, Лейбниц, Фейербах, Бентамом, Миллем. Наиболее
киренаиков. Аристипп считал, Спенсер, Чернышевский и др.
полно это учение получило
что высшее благо состоит в В
современной
философии развитие
в
философии
чувственных удовольствиях, ради эвдемонизм
разрабатывается прагматизма
(Ч.
Пирс,
У.
них можно пожертвовать всеми направлением
фелицитологии Джеймс).
культурными ценностями.
(учении о счастье).
13.
Вопросы для самоконтроля• Что изучает философская антропология?
• Какие взгляды существуют на проблему человека в философии?
• Раскройте проблему эволюции сущности человека в истории
философии.
• Как трактуется в философии природа и назначение человека?
• В чем сущность человека?
• Что такое антропогенез?
• Какие факторы в эволюции выделяет Ч. Дарвин?
• Раскройте суть трудовой теории происхождения человека,
предложенной Ф. Энгельсом.
• Какова связь социального и биологического в человеке?
14.
Литература по теме• Данильян, О. Г. Философия: учебник / О. Г. Данильян, В. М. Тараненко. – М.,
2007. (Раздел 12. Человек как предмет философского анализа).
• Кармин, А. С. Философия: учебник / А. С. Кармин, Г. Г. Бернацкий. – СПб., 2010.
(Глава 6. Философская антропология).
• Марков, Б. В. Образ человека в постантропологическую эпоху / Б. В. Марков //
Вопросы философии. – 2011. -№. 2. – С. 23-33.
• Миронов, В. В.Философия: учебник для вузов / В. В. Миронов. – М., 2014. (Раздел
VI. Человек как особая форма бытия).
• Нариньяни, А. С. Между эволюцией и сверхвысокими технологиями: новый
человек ближайшего будущего / А. С. Нариньяни // Вопросы философии. – 2008.
– № 4. – С. 3-17.
• Тульчинский Г. Л. Новая антропология: личность в перспективе
постчеловечности / Г. Л. Тульчинский // Вопросы философии. – 2009. – №. 4. –
С. 41-56.
• Философия в вопросах и ответах: учеб. пособие / под ред.
А. П. Алексеева,
Л. Е. Яковлевой. – М., 2009. (XXVI. Философия человека).
• Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. –
М., 2012. (Раздел
пятый. Философская антропология).
• Что такое человек? Основы человековедения: учебно-научное пособие / под ред.
В. Л. Обухова: в 2-х кн. - СПб., 1996.
• Яхнин, Е. Д. Дарвиновская триада и эволюция / Е. Д. Яхнин // Вопросы
философии. – 2009. – №. 10. – С. 105-115.