2.62M
Категория: ИскусствоИскусство

Опыт принципа sensazione Леонардо. Чистый взгляд

1.

Чистый взгляд

2.

I.
Чем глуше крови страстный ропот
И верный кров тебе нужней,
Тем больше ценишь трезвый опыт
Спокойной зрелости своей.
И крепнет их живая сила,
Двоятся ветви их, деля
Тот груз, которым одарила
Своих питомцев мать-земля.
Оплакав молодые годы,
Молочный брат листвы и трав,
Глядишься в зеркало природы,
В ее лице свое узнав.
О чем скорбя, в разгаре мая
Вдоль исполинского ствола
На крону смотришь, понимая,
Что мысль в замену чувств пришла?
И собеседник и ровесник
Деревьев полувековых,
Ищи себя не в ранних песнях,
А в росте и упорстве их.
О том ли, что в твоих созвучьях
Отвердевает кровь твоя,
Как в терпеливых этих сучьях
Луч солнца и вода ручья?
Им тяжко собственное бремя,
Но с каждой новою весной
В их жесткой сердцевине время
За слоем отлагает слой.

3.

Художник (или настоящий ценитель) очищает своё
зрение (или слух):
от мыслей;
от влияния на него органов ощущения, т.е. от веры
в материальность видимых образов;
от страстей, жадности и стремления обладать
вещами, которые видятся за образами;
от влияния различных концепций ума, в том числе
и от концепций «прекрасного», «ужасного» и
«никакого»;
от привычного процесса «собирать» видимые
глазами цветные переплетения света и цветовых
поверхностей в давно знакомые образы вещей

4.

338.
А 2 v.
Каждое
тело наполняет окружающий
воздух своими образами, — образами,
которые все во всем и все в каждой части.
Воздух полон бесчисленных прямых и
светящихся линий, которые пересекают
друг друга и переплетаются друг с другом,
не вытесняя друг друга; они представляют
каждому противостоящему истинную
форму своей причины.

5.

6.

7.

Итак, зная, что ты не можешь быть хорошим живописцем, если ты не
являешься универсальным мастером в подражании своим искусством
всем качествам форм, производимых природой, и что ты не сумеешь
их сделать, если ты их не видел и не зарисовал в душе, ты, бродя по
полям, поступай так, чтобы твое суждение обращалось на различные
объекты, и последовательно рассматривай сначала один предмет,
потом другой, составляя сборник из различных вещей, отборных и
выбранных из менее хороших.
И не поступай так, как некоторые живописцы, которые, утомясь своим
воображением, оставляют работу и прогуливаются пешком для
упражнения, сохраняя усталость в душе; они не только не хотят
обращать внимание на различные предметы, но часто, при встрече с
друзьями или родственниками, они, приветствуемые ими, их не видят
и не слышат, и те принимают их не иначе, как за обиженных.
Также я испытал на себе, что получается немалая польза от того,
чтобы, лежа в постели в темноте, повторять в воображении
поверхностные очертания форм, прежде изученные, или же другие
достойные внимания предметы, захваченные тонким размышлением.
И на самом деле это очень похвально и полезно для того, чтобы
закреплять себе предметы в памяти.

8.

9.

10.

11.

12.

Найти своё прочтение

13.

Я учился траве, раскрывая тетрадь,
И трава начинала, как флейта, звучать.
Я ловил соответствие звука и цвета,
И когда запевала свой гимн стрекоза,
Меж зеленых ладов проходя, как комета,
Я-то знал, что любая росинка — слеза.
Знал, что в каждой фасетке огромного ока,
В каждой радуге яркострекочущих крыл
Обитает горящее слово пророка,
И Адамову тайну я чудом открыл.
Я любил свой мучительный труд, эту кладку
Слов, скрепленных их собственным светом,
загадку
Смутных чувств и простую разгадку ума,
В слове п р а в д а мне виделась правда сама,
Был язык мой правдив, как спектральный
анализ,
А слова у меня под ногами валялись.
И еще я скажу: собеседник мой прав,
В четверть шума я слышал, в полсвета я видел,
Но зато не унизив ни близких, ни трав,
Равнодушием отчей земли не обидел,
И пока на земле я работал, приняв
Дар студеной воды и пахучего хлеба,
Надо мною стояло бездонное небо,
Звезды падали мне на рукав.
English     Русский Правила