12.92M
Категория: ИсторияИстория

Культура Древней Греции

1.

Культура Древней Греции
Существовала с 28 в. до н.э и до 2 в. до н.э

2.

Этапы развития древнегреческой культуры
Крито-микенский (период 3 тысячелетие до н. э. — 12 век до н. э.) Наивысшим культурным
достижением Древней Греции в это время являются дворцы в Микенах и Кноссе. Именно на Крите
зародился миф о Тесее и Минотавре.
Гомеровский период (11-8 века до н. э.) Произошёл откат развития человечества на юге Балкан до
общинного строя. Причиной этого послужило падение крито-микенской цивилизации (возможно, из-за
извержения вулкана). При этом на фоне морального упадка культура и ее ценности были сохранены и
продолжили свое развитие. Подтверждение этого факта можно найти на страницах «Иллиады» и
«Одиссеи», написанной Гомером.
Архаический период (7-6 века до н. э.) Наблюдается рост греческих полисов, начинается чеканка
денег, формируется греческий алфавит и письменность. Именно в эту эпоху были проведены первые
Олимпийские игры, а также был сформирован культ красоты тела.
Классический период (V век до н. э. – первая треть IV века до н. э.) Это был бум научной мысли и
культурного развития. Во времена этого периода жили и творили Платон, Аристотель, Сократ,
Диоген, Эзоп, Геродот, Перикл. Небывалой популярностью пользовался возникший театр драмы и
комедии. В классический период ораторское искусство, живопись, наука и другие жанры искусства
переживают взлет и развитие. В это время Греция была ведущей страной мира.
Эллинистический период (со второй трети IV века до н. э. до I века до н. э.) Последний период
в истории Древней Греции. Во время этого периода происходило объединение эллинских и
восточных традиций, которые происходили благодаря завоеваниям Александра Македонского. В
этот же период Рим покоряет Грецию и она теряет свой суверенитет, превращаясь в рядовую
провинцию империи.

3.

Географическое положение древней Греции
Территориальное ядро Древней Греции —
это южная часть Балканского полуострова
(Балканская, или материковая Греция),
острова Эгейского моря и западное
побережье Малой Азии.

4.

Социальное устройство
Греческое общество всегда состояло из двух основных слоёв: Свободные люди и рабы. Рабы принадлежали
свободным людям. Их использовали в качестве прислуги и рабочей силы, они не имели законных прав. Кто-то из
них были военнопленными, другие же были куплены в дальних странах у работорговцев. Некоторые из них
трудились вместе со своими хозяевами и были полноправными членами семьи, а другие были весьма искусными
ремесленниками и даже получали плату за свои труды. Но в большинстве случаев рабы жили в довольно плохих
условиях и к ним относились как к скоту.

5.

В Афинах, по мере развития общества, среди свободных людей (именно мужчин)
сложилось две социальных группы: граждане и метеки. Гражданин был свободным
человеком, рождённым от родителей, являющихся коренными афинянами. Граждане самая большая и привилегированная общественная группа. Только они могла
участвовать в правлении полисом. Только они могли стать выборными должностными
лицами, участвовать и осуществлять правосудие.

6.

Метек - переселенец - был рожден за пределами Афин. Он мог поселится в городе для торговли или занятия какимлибо ремеслом. Многие метеки были очень богаты. Они платили налоги и, если понадобится, служили в армии. но
никогда не могли стать гражданами, следовательно, не имели права голоса на общественных собраниях. Также
переселенцы не могли владеть домами/землей и вести дела в суде без посредника. Большинство метеков были
торговцами

7.

Человек, принадлежавший к одной социальной группе, редко мог попасть в другую. Эта строгая социальная система
ужесточилась из-за принятого в 451 гг. до н.э. в Афинах закона, который определил, кто может быть гражданином. Свое
положение могли изменить только рабы. Как я уже писал выше, иногда рабам платили за их работу. Однако, только самые
способные и трудолюбивые получали такой заработок, что могли выкупить свою свободу. Но, даже будучи свободным,
бывший раб никогда не мог стать гражданином или метеком. Все социальные разграничения относились только к мужчинам.
Женщины социальный и правовой статус от своих мужей или родственников-мужчин. Им не разрешалось принимать
участие в общественной жизни.

8.

Религия
Она является антропоморфной то есть предполагает
поклонение пантеону (множеству) богов и божеств.
Греки верили что титан Прометей сотворил людей из
глины. Богов представляли подобными людям
обладающими человеческими чувствами и страстями
(завистью, гневом и т.д), но при этом обладающие не
вообразимой силой и бессмертием. Также все боги
живут на горе «Олимп», оттуда по мнению греков они
правят миром.

9.

Наиболее известные боги
Зевс
- бог неба, грома и молнии.
Геракл
- сын Зевса и Алкмены.
С рождения обладал
невероятной силой и
храбростью.
Аид
- верховный бог
подземного царства
мертвых.

10.

Мужская одежда
Главным элементом мужской одежды являлся хитон –
кусок тканой материи, который был сделан таким образом,
чтобы с одной стороны имелось отверстие для руки, а с
другой он был оснащен специальной застежкой.
Вариантов хитона существовало несколько: некоторые
были короткими и едва скрывали колени, другие
достигали пят. Также был обычай носить пояс, туго
стягивающий талию, однако, с течением времени от этого
элемента отказались. Короткие хитоны постепенно
становились самым распространенными, когда такая мода
дошла и до Афин, длинные варианты данной одежды уже
были фактически вытеснены. Некоторые особенности
были
у
хитонов,
которые
полагалось
носить
представителям рабского сословия. Так, у них всегда
оставалась голой область правого плеча.
Поверх хитона греки зачастую надевали плащ. Это мог
быть длинный и просторный гиматион, закрепленные на
груди и закинутый за спину, или короткая хламида,
которая фиксировалась при помощи специальной
застежки на шее. Правила ношения плащей зависело от
конкретной местности: в Афинах ношения хламид
позволялось только молодым юношам, не достигшим
совершеннолетия, в Спарте же их носили повсеместно все
мужчины вне зависимости от возраста.

11.

Женская одежда
Наиболее распространенным элементом женской одежды
являлась туника из тяжелой шерстяной ткани. Туники были
очень длинными, почти достигавшими пола,
традиционным цветом являлся белый, но допускалась
цветная окаемка. Неотъемлемой частью был пояс, носить
его полагалось по-разному: молодые девушки затягивали
им талии, а вышедшие замуж женщины перемещали под
грудь.
Так же, как и у мужчин, в женском гардеробе
присутствовал гиматион, который обычно надевали, выходя
из дома на улицу. Наиболее распространены были розовые
и белые плащи с красными и черными каймами. Край
гиматиона можно было набрасывать на голову, что
создавало эффект капюшона. В зависимости от погодных
условий в него можно было как закутаться целиком, так и
превратить в небольшой шарф на шее.
В целом одежда была довольно свободной, а это
позволяло древнегреческим женщинам всевозможными
способами корректировать свою фигуру. Специальные
вставки под одеждой давали возможность делать бедра и
грудь более пышными, а полоски ткани, которым
перетягивался живот, добавлять стройность фигуре. Также
практиковалось ношение обуви с разной толщиной
подошвы, что позволяло девушкам низкого роста выглядеть
более высокими.

12.

Обувь
Древние греки долго ходили босыми. Но постоянные военные походы, путешествия, торговля с дальними странами
«заставили» их обуться.
Обувью древним грекам служили сандалии, которые подвязывали к ногам переплетенными ремнями. Само слово
«сандалии» в переводе с греческого означает «подошва, прикрепленная к ноге ремешками». Ремешки могли нарезаться
из самой подошвы. Обувь на толстой подошве, которая привязывалась к ноге ремнями или закреплялась кожаными
шнурами, называлась «крепиды».
Греки также носили «эндромиды» — высокую шнурованную обувь, в которой оставались открытыми пальцы ног. В
эндромидах было удобно быстро передвигаться, поэтому ее носили охотники и участники состязаний в беге. Греки
первыми стали делать обувь для левой и правой ноги.
Женщины обувались в изящные сандалии из мягкой цветной кожи, чаще всего пурпурного цвета. Они были наряднее
мужских, крепились к ногам ремнями с красивыми пряжками. Женщины также носили башмаки на шнуровке из
красной кожи.

13.

Древнегреческая наука «философия»
В VI в. до н.э. знаменитый математик Пифагор сказал: «Я не мудрец, я
только любитель мудрости (по-гречески «философ»). Греческая
философия родилась из желания свести воедино все известные
сведения об окружающем мире и понять его. Греческие мифы
помогали человеку ориентироваться в мире, объясняя на свой лад, как
он устроен, но не давали ответа на вопрос, почему мир устроен
именно так. Философия, выросшая из мифологии, ставила своей
целью дать ответ на вопрос: «почему?» В поисках истины философы
от описания окружающего мира перешли к его анализу, от конкретных
образов и чувств – к абстрактным понятиям.
Первые философы, в том числе причисленные к семи мудрецам,
искали первооснову мира – то, из чего он создан, его начало. У Фалеса
таковой была вода, у Анаксимена – воздух, у Гераклита – огонь (то
воспламеняющийся, то затухающий). Гераклиту принадлежат слова:
«Все течет, все изменяется. Нельзя в одну и ту же реку войти дважды».
Поиски первоосновы привели друга Перикла Анаксагора, а затем
Демокрита к идее о делении всех веществ в природе на мельчайшие
частицы. Демокрит назвал их атомами и считал, что даже боги состоят
из них.
Демокрит

14.

Позже греческие философы стали больше
размышлять не о природе вещей, а о природе
человека: его характере, страстях, лживых и
праведных поступках. Появились софисты,
бравшиеся научить любого человека строить
логические рассуждения и доказывать любую
идею. Добропорядочных греков крайне возмущала
такая «торговля мудростью».
«Возмутителем спокойствия» многие афиняне IV в.
до н.э. считали Сократа, который путем сложных
вопросов заставлял людей задуматься об их
поведении, о законах добра. В итоге суд
приговорил философа к смерти. Верный ученик
Сократа Платон, благодаря которому мы и знаем о
жизни Сократа, создал свою собственную
философскую систему. Он считал, что мир можно
познать только разумом, поскольку все предметы в
нем – лишь тени, отражение идей предметов,
существующих в особом мире идей. Он же
разработал картину идеального государства, в
котором все жители делились на философов,
стражей и работников.
Платон организовал философскую школу в роще
героя Академа недалеко от Афин – Академию.
Одним из учеников в этой школе был Аристотель –
величайший философ античности. В дальнейшем
он тоже открыл свою школу – в роще Аполлона
Ликейского, от ее названия происходит
современное слово «лицей».
Платон

15.

Хотя названия современных наук – математика, биология,
история, география и другие – происходят от греческих
слов, в самой Древней Греции они еще не отделились друг
от друга, как в наши дни. Античные ученые, как правило,
делали открытия сразу во многих областях. Основой наук
оставалась философия. Философ Пифагор составил таблицу
умножения и доказал знаменитую теорему, философ
Анаксагор считал звезды и Солнце раскаленными
шарообразными телами, в философской Академии Платона
была начертана надпись: «Да не войдет сюда никто, не
знающий геометрии».
Наконец, в IV в. до н.э. Аристотель сделал попытку
обобщить и систематизировать в строгой
последовательности накопленные греками знания из
области биологии, физики, риторики, истории, астрономии,
логики и т.д. Он написал несколько десятков трактатов,
среди которых «О движении животных», «Механика», «О
направлениях и названиях ветров», «О душе». Именно
Аристотель обосновал многие понятия и подходы, на
которые в настоящее время опираются современные науки.
Аристотель

16.

Архитектура
В искусстве греков в V–IV вв. до
н.э. отразились обычаи, взгляды и
вкусы свободных эллинов. От
предыдущих периодов греческого
искусства это время отличается
такой законченностью и
совершенством, что его назвали
классическим – образцовым.
Архитектуру определяют как
«стилеобразующее искусство»:
она задает ритм, образ, размер,
линию, даже цвет другим видам –
скульптуре, живописи,
декоративно-прикладному
искусству.
Афины

17.

Градостроительство греческой классики
основывалось на архитектурном ордере.
В этот период их было два – строгий и
величественный дорический и легкий
изящный ионический. В период
эллинизма начал распространяться
изысканный и пышный коринфский.
Наиболее распространенными
общественными зданиями в Греции
были храмы. В зависимости от
количества колонн они делились на
несколько типов. Торжественный и
нарядный облик храму придавали
фронтон со скульптурами и рельефами,
верхние части наружных стен, портики с
колоннами, пронизанные воздухом и
светом. Колонны создавали постепенный
переход от пространства к храму.

18.

Греки считали, что храмы олимпийских богов, которые внесли в мир порядок, следует возводить такими же
гармоничными, упорядоченными.
Внутри храма находилась статуя бога, чьим домом считался этот храм, священные предметы и сокровища, часто
здесь же хранилась городская казна. Греческий храм, в отличие от христианской церкви, предназначался для
внешнего осмотра людьми, вся его красота была снаружи, а не изнутри.

19.

Греческие архитекторы не только
мастерски создавали отдельные здания. Их
достижением была разработка идеи
регулярного города, то есть строительства
городов по заранее обдуманному,
разумному плану. Ее придумал Гипподам
из Милета. И хотя его предложения
годились для городов на новом месте
(например, по его плану выстроили Пирей),
в старинных городах вроде Афин тоже
старались архитектурно выделять
акрополь, агору, строить театры и стадионы
в определенных местах.

20.

Появилось понятие архитектурного ансамбля –
единство и художественная связь построенных
рядом зданий, скульптур, «вписанных» в
пейзаж. Образцом такого ансамбля был
Афинский Акрополь, отстроенный при
Перикле под руководством Фидия. В
архитектурный ансамбль Акрополя входили
Пропилеи (нарядный вход), Пинакотека (место
для хранения картин), храм богини Ники
Аптерос (Бескрылой), Эрехтейон и самое
прославленное из сохранившихся
древнегреческое сооружение – Парфенон.
Храм Афины стоял не в центре Акрополя, а
сбоку, на самой вершине. При его создании
архитекторы Иктин и Калликрат решили не
стесывать, не выравнивать верхнюю площадку
скалы. Так создавалось ощущение, будто храм
вырастает из самой природы и при этом
торжествует над ее каменным хаосом. Зрители
сравнивали Парфенон с птицей, готовой
взлететь.
Афинский Акрополь

21.

Классическая греческая архитектура была
соразмерна человеку. Она не подавляла своей
мощью и неприступностью, как египетская
или персидская, а как бы приподнимала
человека до уровня героя. Греки образно
говорили, что «до ступеней Парфенона надо
дорасти».
Архитекторы Парфенона учитывали
особенности человеческого глаза, который
искажает пропорции предметов.
Поэтому они сделали чуть толще середину
ступеней, колонн и особенно карниза, чтобы
они не казались прогнувшимися под
тяжестью; а угловые колонны чуть утолщили
и поставили ближе к соседним, потому что
предмет в пустом пространстве смотрится
тоньше, чем на самом деле. Так греческая
архитектура, даже создавая храмы богам,
была ориентирована на восприятие человека.
Она в полной мере воплощала слова
философа Протагора: «Человек есть мера всех
вещей».
Храм «Парфенон»

22.

Изобразительное искусство
Греческая архитектура и скульптура давали много
работы живописцам. Открытые части статуй
окрашивали в телесный цвет, оружие – в золотой, глаза
писали краской по мрамору. Детали храмов тоже
раскрашивались. Любимыми цветами были синий и
красный.
Картины, фрески и мозаики греческих живописцев из-за
непрочности материалов не сохранились. Однако
описания современников говорят, что они были не
менее популярны, чем скульптуры, и столь же
прекрасны.
Август из Прима-Порта
— более чем двухметровая
статуя Цезаря.

23.

В V в. до н.э. мастера Полигнот и его ученик Панайн (брат Фидия)
создавали многофигурные картины, посвященные великим
событиям: взятию Трои, Марафонской битве. Римский оратор
Цицерон утверждал, что эти художники использовали только
четыре краски – белую, желтую, красную и черную, создавая
множество оттенков. В Афинах живописные работы были
выставлены у входа на Акрополь – в залах специально
построенной для этого и всегда открытой для граждан Пинакотеки.
Греческие живописцы, как и скульпторы, стремились достичь
достоверности изображения. Про художников IV в. до н.э.
рассказывали, что они состязались в умении так нарисовать
предмет, чтобы никто не смог отличить его от настоящего.
Например: будто бы виноград, нарисованный художником
Зевксисом, пытались склевать подлетевшие птицы, а кони,
подведенные Апеллесом к его картине, заржали, потому что
увидели на ней кобылицу.
Мы можем получить представление о греческой живописи
благодаря росписи на вазах. Образцов прославленной греческой
керамики сохранилось множество. В VI в. до н.э. был
распространен чернофигурный стиль: по красной глине художник
наносил фигуры черным лаком. В V в. до н.э. он сменился
краснофигурным: для фигур сохраняли естественный красноватый
цвет глины, а лаком покрывали остальную поверхность вазы.
Геракл и Кикнос, аттическая
чернофигурная гидрия работы
мадридского художника, 525-500 гг. до н.э.

24.

Скульптуры
Скульптура была излюбленным видом
изобразительного искусства греков.
Современники шутили, что в Афинах статуй
больше, чем живых людей. Скульпторы работали
в полном согласии с архитекторами, примером
тому служит жизнь Фидия. Скульптурные
группы были частью фронтонов храмов, в
Эрехтейоне колоннами служили статуи девушек
– коры. И множество статуй богов, богинь и
героев из мрамора, бронзы, дерева стояли в
храмах, общественных зданиях и на улицах
полисов.
Храм «Эрехтея»

25.

В период архаики скульпторы еще находились под
влиянием восточных мастеров и изображали богов
и героев застывшими, скованными, со знаменитой
«архаической улыбкой» – несмелой, как у не
уверенного в себе человека. В V в. до н.э.
изображения стали более живыми, похожими на
реальных людей. Скульпторы научились
передавать самые сложные движения, напряжение
мускулов, разнообразные чувства и настроения
своего героя.
Наибольшую известность приобрели работы
Мирона, Поликлета, Фидия. Поликлет в сочинении
«Канон» разработал пропорции идеальной
человеческой фигуры – рассчитал соотношения
размеров частей тела. Его статуя «Дорифор» была
создана в соответствии с этими расчетами и
называлась канонической. Прославленные
творения Фидия – статуи Афины на Акрополе и в
Парфеноне, 160-метровый фриз Парфенона и
статуя сидящего Зевса в Олимпии, причисленная к
семи чудесам света.
Статуя «Афина и Марсий»

26.

В IV в. до н.э. греческая скульптура стала еще
более «очеловеченной». Мастера все чаще
изображали не идеального воина-атлета, а живого
человека с его переживаниями, страстями; это
коснулось даже статуй богов. Такими были работы
Скопаса и Лисиппа. Женские фигуры стали
изображать обнаженными. Первым на это решился
Пракситель, чью статую Афродиты Книдской
современники считали «выше всех произведений,
вообще существующих во вселенной». По
преданию, юноши влюблялись в нее, как в живую
женщину.
Греческие скульптуры дошли до нас в римских
копиях и достаточно редких подлинниках.
Арес Людовизи
— копия с греческого
оригинала, который
приписывается Скопасу.

27.

Литература
У истоков древнегреческой словесности находятся
эпические произведения VIII–VII вв. – великие
поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» и сочинение
Гесиода «Труды и дни». Сохранилась легенда о
состязании Гомера и Гесиода и присуждении победы
Гесиоду, потому что он воспевал мирный труд, а не
войну. В период архаики в Греции начался расцвет
иной поэзии. Аристократы поклонялись красоте и
желали слушать лирические стихи,
предназначавшиеся для небольшого круга ценителей.
Гомер
- древнегреческий поэт

28.

Самым известным автором любовных стихов была
поэтесса Сапфо. Также поэты тех времен сочиняли
торжественные песнопения для праздничных хоров,
для прославления победителей всевозможных
состязаний. Среди них прославились Пиндар и
Арион, написавший первый дифирамб – гимн
Дионису. С возникновением театра появились новые
поэтические жанры – трагедия и комедия, новые
авторы и новые художественные идеи.
Прозаические произведения создавались историками
– Геродотом, Фукидидом, Ксенофонтом. Сама
история в древности считалась художественным
повествованием. Также образцами художественной
прозы стали речи афинских ораторов, прежде всего
Демосфена. Да и авторы философских произведений
Платон, Аристотель придавали огромное значение
литературной отделке, языку своих произведений.
«Одиссе́я»
Гомера

29.

Изучать собственную литературу первыми начали сами
древние греки. Они ввели и слово «филология» (от греческих
слов «фило» – «любить», и «логос» – «мысль», «слово»).
Впрочем, к филологии они относили любовь ко всяческим
учёным занятиям. Первым филологом в современном смысле
слова был Аристотель. Он создал сочинение о законах
литературного творчества – «Поэтику» (до наших дней она
дошла не полностью).
«Поэтика»
- трактат Аристотеля

30.

Достижения Древнегреческой культуры
Демократия. Само понятие демократических выборов и равноправия граждан государства было
изобретено древними греками, как и само понятие республики как формы правления.
Театр. Он был изобретён в Древней Греции, где пользовался большой популярностью. Позднее
римляне позаимствовали это достижение культуры, и у них театры тоже были весьма популярны.
Письменность. Древнегреческое письмо было создано на алфавитной основе, а не иероглифической
или клинописной, как у египтян и шумеров. Главное отличие заключается в том, что в алфавите
каждый символ соответствует определённому звуку, а иероглифы и клинописные символы обозначают
слова и понятия, не имея при этом звуковых соответствий.
Политика. Достижения древнегреческой культуры в этой области огромны, фактически греки
изобрели реформы и гражданские права, что поспособствовало отмиранию устаревшего родового
строя.
Искусство. В особенности скульптура и живопись – в этих областях греки добились огромных
успехов.
Спорт. Культ мужества и красивого тела поспособствовал развитию различных спортивных
состязаний, и именно греки изобрели Олимпийские игры.

31.

Наука. Пифагор, Евклид, Архимед и другие великие учёные сделали огромный вклад в развитие
разных наук – математика, инженерное дело, естествознание, ботаника, зоология и д.р. А учёный
Эратосфен ещё более двух тысяч лет назад вычислил размеры Земли.
Философия. В Древней Греции зародились первые философские концепции, фактически
сформировавшие облик этой науки на тысячелетия вперёд. Некоторые из них не утратили своей
актуальности и по сей день.
Медицина. В ней греки добились значительного прогресса, и некоторые методы лечения травм,
созданные Гиппократом тысячи лет назад, до сих пор являются частью современной медицины.
Литература. Она была весьма разнообразна, включая в себя и героические эпосы, и религиозные
тексты, и сатиру, и многое другое. Произведения Гомера, Эзопа, Платона и других авторов являются
бесценным сокровищем мировой культуры.
Архитектура и градостроение. Греки не только создали множество архитектурных приёмов и
построили здания, простоявшие много веков – они первыми в истории додумались до планов
градостроения, то есть свои города они строили по заранее продуманному и согласованному плану, как
люди поступают и в наши дни.
История. Древнегреческого историка Геродота даже называют «отцом истории», потому что он стал
первым автором, собравшим и систематизировавшим обширные исторические сведения.
English     Русский Правила