Похожие презентации:
Основные направления развития современной литературы
1.
Основные направления развитиясовременной литературы
2.
Современная русская литератураПредыстория
Современная
литература
–
это
совокупность прозаических и поэтических
произведений конца XX – начала XXI века.
Новейшая литература следует классическим
традициям, тем не менее, она стремится
модифицировать
сложившиеся
ранее
жанры, что приводит к образованию новых
уникальных жанровых форм.
3.
В СССР существовало два вида литературы:• официальная;
• неофициальная.
Литература СССР характеризуется отсутствием
«массовой» литературы.
Массовая литература —
совокупность литературных
текстов, в которых доминирует
ориентация на коммерческий спрос и
использование готовых словесных
(культурных) моделей.
4.
Массовая литература – это, в широком смысле, все то влитературе, что не получило высокой оценки
читающей публики и осталось либо незамеченным,
либо вызвало негативную реакцию.
Массовая литература зарождается как явление в
начале 1990-х годов.
5.
Жанры массовой литературы:детектив (Александра Маринина, Дарья Донцова, Борис
Акунин);
боевик (экшн) (Александр Бушков, Виктор Доценко);
«розовый роман»;
триллер.
фантастика (Сергей Лукьяненко).
Характерной чертой массовой литературы
является зависимость от телесериалов.
6.
Новые тенденции в массовой литературе с 2005 года:• «гламурная» литература (Оксана Робски);
• «антигламурная» литература (Сергей Минаев);
• романы-«расследования» (Юлия Латынина)
• подражание супербестселлерам.
7.
«Постсоветская» литература.Постсоветская литература уничтожила
границы
и
сняла
деление
на
эмигрантскую литературу и литературу
метрополии: не только сами писатели из
эмиграции постоянно приезжают на
родину, где выходят сравнительно
большими тиражами их книги, но и
печатные
периодические
издания
(например,
“Континент”)
стали
издаваться после 1991 года в России.
8.
Постсоветская литература состоит из писателей иписательских групп, исповедующих разные принципы,
вплоть до взаимоотрицающих.
В нее входят:
1. Массовая литература;
2. Литература высокой словесности, в которой активно
работают прозаики и поэты разных поколений, от А.
Солженицына до Л. Петрушевской, В. Маканина и др.
Направления:
• реализм
• постмодернисты-концептуалисты разных
поколений;
• соц-арт (входящий отчасти в понятие концептуализма,
но не до конца с ним пересекающийся);
• необарокко.
9.
3. Беллетристика (это старинное название всейхудожественной литературы. В наши дни этим словом
обозначают легкую и занимательную художественную
прозу, а также — в уничижительном значении —
сочинения-однодневки, чтиво), самой успешной
представительницей которой стала Людмила Улицкая.
10.
Основные направления в современной российскойлитературе
Современный литературный процесс характеризуется следующими
фактами:
• литературные премии, помогающие выжить талантливым
писателям и сориентироваться - вдумчивым читателям.
• активность книгоиздания – теперь не только «толстые»
журналы спешат за литературными новинками, но и
книгоиздательства, часто книга успевает выйти раньше, чем
последняя часть того же романа – в журнале, что образует
здоровую конкуренцию.
• литературные ярмарки, встречи с писателями, круглые столы и
дискуссии стимулируют авторов - писать, а читателей – читать.
• литературный интернет – растет количество электронных
библиотек и литературных сайтов, где каждый посетитель – и
читатель, и писатель, и критик.
11.
Основные тенденции и общие закономерностироссийской литературы в 2000-х годов.
Основные
направления
развития
литературы:
• постмодернизм;
• реализм (во всех его разновидностях);
• модернизм
• неосентиментализм.
12.
Закономерности современного литературногопроцесса:
• Постмодернизм, как и прежде, оказывает
«негласное» влияние на всю современную
литературу.
• Усиливается тенденции к стиранию границ:
между реалистическими и нереалистическими направлениями в
литературе;
между интеллектуальной и массовой литературой (книги
Бориса Акунина, Татьяны Толстой);
между литературными жанрами («женский детектив» Д.
Донцовой, Т. Поляковой и др., «детектив-утопия-пародия»
Хольма Ван Зайчика и др.);
между литературой и внелитературной действительностью;
стирание границ между литературой и внеположенной ей
реальностью, происходящая в сфере масс-медиа.
13.
• Использование рекламных и PR-технологий для«раскрутки» писателей и вживление в ткань
художественных произведений оплаченных
рекламных и PR-сообщений.
14.
Для русского постмодернизма – будьэто 70-е годы или 2000-е, характерно
разделение
постмодернистских
художественных стратегий на две
разновидности:
• «постмодернизм как комплекс
мировоззренческих установок и
эстетических принципов»;
• «постмодернизм как манера
письма».
Т. е. «глубинный» постмодернизм и
«поверхностный»,
когда
используются лишь его эстетические
приемы: «цитатность», языковые
игры, необычное построение текста,
как в романе Татьяны Толстой
«Кысь» (2001).
15.
Ключевое понятие постмодернизма «мир как текст»можно пояснить следующим образом:
мир непознаваем, а дан нам как описание этого мира,
следовательно он (мир) состоит из суммы текстов и
сам является разнородным и бесконечным текстом.
Человек может воспринимать только текст (описание
мира), а его сознание есть также сумма текстов. Любое
произведение (и любое сознание) – часть этого
бесконечного текста. Отсюда идея полицитатности как
нормы (нет смысла в делении на свое и чужое),
эксперименты с началом/концом текста (оба понятия
относительны, так как текст бесконечен), игры с
читателем (мир-текст анонимен, а потому автора не
существует, читатель – в той же степени автор, как и
писатель).
16.
Современный модернизм уходит своими корнями влитературу Серебряного века.
Внутреннее отличие модернизма от постмодернизма в
том, что вертикаль в системе ценностей не разрушена:
сохранено классическое деление на «высокое» и
«низкое», «духовное» и «материальное», «гениальное»
и «бездарное».
Герой литературы
модернизма – это
одинокий, замкнутый
человек, личность
психически
неустойчивая, иногда
болезненная, но
внутренне цельная.
17.
Современный российский реализм существует внескольких разновидностях:
• Неокритический реализм. Своими корнями он уходит в
«натуральную школу» русского реализма XIX века, с его
пафосом отрицания действительности и изображения всех
сторон жизни без ограничения.
• Онтологический, или метафизический реализм, расцвет
которого пришелся на 70-е годы XX века.
Философско-эстетическую суть онтологического реализма
можно свести к следующему: в человеческой жизни существует
высокий, но потаенный смысл, который нужно постигать, а не
искать и обустраивать собственное место под солнцем.
Ключевая мысль онтологических реалистов – «панпсихизм» :
весь мир, окружающий человека, одушевлен, в связи с чем
реалистическая поэтика в «деревенской» прозе соседствует с
символистской.
18.
Постреализм – художественные попытки осмысленияэкзистенциального поединка личности с хаосом жизни.
В постреализме реальность воспринимается как
объективная
данность,
совокупность
множества
обстоятельств, влияющих на человеческую судьбу.
В первых произведениях постреализма отмечался
демонстративный отход от социального пафоса,
писатели обращались к частной жизни человека, к его
философскому осмыслению мира.
Постреализм/новый реализм представляет собой
смешение реализма и постмодернизма, они существуют
синхронно, используя возможности друг друга.
19.
Особенности постреализма:• Воздействие на читателя
достигается путем шоковой
терапии, изображения
шокирующих ситуаций.
• Активизируются возможности
публицистики, дневника,
эпистоля.
20.
Неосентиментализм -литературное течение, котороевозвращает, актуализирует память
культурных архетипов.
Главный предмет изображения
– частная жизнь (и часто жизнь
интимная),
осознанная
как
основная
ценность.
«Чувствительность» новейшего
времени
противопоставлена
апатии
и
скепсису
постмодернизма.
21.
В основе этой художественной тенденции лежат традициисентиментализма XVIII века.
Осознание ценности простых чувств частного, «маленького»,
негероического человека – стала необычайно актуальна в
сегодняшней литературе.
В драматургии к неосентиментализму относят пьесы Евгения
Гришковца, в поэзии – Тимура Кибирова, в прозе –
большинство произведений женской прозы.