2.01M
Категория: ЛитератураЛитература

Особенности развития литературы и других видов искусства в начале XX века. Тема 2.1

1.

Тема 2.1.
Особенности развития литературы и других
видов искусства в начале XX века

2.

План
1.Серебряный век как культурно-историческая эпоха.
2.Идеологический и эстетический плюрализм эпохи.
3.Расцвет русской религиозно-философской мысли.
4.Основные тенденции развития прозы.

3.

Серебряный век как культурно-историческая эпоха.
• В культурном процессе развития
принято выделять рубеж XIX –
XX веков. Этот небольшой период
в развитии России получил
название серебряного века.
• Термин серебряный век
применяется только по
отношению к явлениям русской
культуры. В европейской культуре
этот период развития не получает
столь поэтического названия и
именуется как «конец века».

4.

• Эпоха серебряного века
явилась периодом
стремительного взлета
русской литературы в
различных формах и
многообразии ярких
течений, самыми
«полноводными» среди
которых можно выделить
символизм, акмеизм и
футуризм.
• Открывает серебряный век
литература 80-90 гг. XIX
века.

5.

В поэзии серебряного века как явлении русской культуры рубежа
веков исследователи выделяют ее основные особенности:
• Во-первых, это активное обращение авторов к вечным темам: размышления
о смысле жизни, о судьбах России, авторы поднимают темы войны и
революции и т.п.
• Во-вторых, литературе серебряного века свойственен постоянный поиск
новых форм воплощения, оригинальных художественных образов и идей.
• В-третьих, происходит возврат к наследию античных авторов, к истокам
русского народного творчества, фольклора.

6.

Идеологический и эстетический плюрализм эпохи.
• В полном расцвете находилась и русская художественная культура, в том
числе и инакомыслия. По-разному творческая интеллигенция относилась к
новой культурной политике советского правительства.
• Одни поняли, что в новых условиях культурная традиция России будет либо
распята, либо подчинена, другие пытались слушать ''музыку революции''.
Третьим казалось, что революционные перемены освежат страну, омолодят
культуру, и они шли ей навстречу, считая, что продолжают традицию
свободомыслия и освобождения XIX века.

7.

• Революция способствовала созданию советского режиссерского театра.
• Несмотря на столкновение мнений, конфликты, двадцатые годы были
весьма плодотворными для развития отечественной художественной
культуры. Во многих областях искусства, в кино, литературе,
изобразительном искусстве – это время оставило след и стало частью
духовной сокровищницы нашего века. То же относится и к науке.
• В 30-е годы в развитии культуры наступил новый этап. С относительным
плюрализмом предыдущих времен было покончено. Все деятели
литературы и искусства были объединены в единые союзы. Утвердился
один единственный художественный метод – метод социалистического
реализма.

8.

Расцвет русской религиозно-философской мысли.
Расцвет же этой философии пришелся на конец 19 и первое двадцатилетие
20 веков. В этот период она развивалась в качестве своеобразной
альтернативы по отношению к философии Запада с ее культом разума и
техники, духом антропоцентризма и прагматизма.

9.

Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900)
Соловьев называет свое учение философией
"всеединства".
Идея — воскресения всех – делает для Соловьева
реальной взаимную ответственность и
нравственную солидарность всех перед всеми,
живых перед мертвыми и мертвых перед живыми.

10.

• Нравственность, по Соловьеву, имеет различные проявления. Низшим ее
предметом является право. Это минимум нравственности.
• Высшее ее проявление, которое и составляет собственный предмет
философии, является любовь. Это – максимум нравственности.
• Смысл и значение человека и человечества — встать на путь высшей,
божественной любви, которая и есть истинная, безусловная любовь и
имеет абсолютное значение для человеческой индивидуальности.
• Другими словами, соединение себя с Богом – это путь к всеединству.

11.

Николай Александрович Бердяев (1874 – 1948)
Суть экзистенциальной философии Бердяева –
"познание смысла бытия через субъекта", т.е. человека.
Поэтому в центре его творчества находится проблема
человека.
Человек есть пересечение двух миров – высшего и
низшего. Одна сторона его связана со свободой,
творчеством, личностью, Богом, другая – с
необходимостью, природой, материей.
Бердяев выступает против такого гуманизма, который
превращается в отрицание Бога и самообожествление
человека. Если нет Бога, то нет победы над смертью,
все лишено смысла.

12.

Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944)
Человек выступает в качестве центра
мироздания, микрокосма, соединяющего
в себе относительное и абсолютное, что
делает возможным как обожествление
жизни, так и сатанинский соблазн
самости.
На первом плане у БУЛГАКОВА всегда
была историософская тема. Обратившись
к анализу социологии (социальной
науки), БУЛГАКОВ обнаруживает
недоступность ей конкретного творчества
жизни (причинности через свободу) и
необходимость ее онтологического
обоснования.

13.

Василий Васильевич Зеньковский (1881-1962)
В учении о человеке Зеньковский дает
обобщающую формулировку тех психологических
и педагогических идей, которые он разрабатывал в
течение всей своей жизни.
Все педагогические усилия, какие вообще
осуществимы, должны быть направлены на то,
чтобы юное существо могло «найти себя» и
творчески преображать свой состав, какой оно в
себе находит, как взаимодействие
наследственности, социальных и духовных
влияний».

14.

Основные тенденции развития прозы.
• Принято считать, что первый период развития русской литературы ХХ века
начинается с 90-х годов ХIХ века и заканчивается в 1917 году.
• В XIX в. гуманизм принял форму религии человечества.
• К концу ХIХ века оказались исчерпанными те этические ценности, которые
питали общественное сознание и литературу второй половины ХIХ века. Как
известно, в середине ХIХ века развивалось социально-общественное движение
народничества.
• Однако к 70-80-м годам идея народничества со свой философией, социальным
учением, социальной практикой вырождается и мельчает, сходя на нет. Этот
процесс угасания народнической идеи показан, например, в рассказе Чехова
«Ионыч» или в первых главах романа А.М. Горького «Жизнь Клима Самгина».

15.

• К 90-м годам в основном исчерпала себя философия, которая питала сознание
ХIХ века. Одной из центральных философских систем прошлого столетия был
позитивизм.
• Мировоззрение позитивизма вобрало в себя основные естественнонаучные
достижения этого времени.

16.

• Именно к концу ХIХ века выявляется процесс, который в
литературоведении приняло называть «кризисом романного жанра». Те
романные формы, которые были выработаны в рамках реализма ХIХ века
во главе, прежде всего, с Достоевским и Толстым, стали казаться
устаревшими, не отражавшими более те процессы, которые происходили
в человеке и современности.
• В целом первый период развития литературы ХХ века характеризуется
многообразием художественных школ и направлений.
• Начиная с 40-х годов XIX столетия русская литература развивалась под
преобладанием одного, реалистического направления. Решительный
сдвиг происходит в 1890-е годы с постепенным утверждением
модернистского искусства. С этого периода две системы художественного
мышления – реализм и модернизм – постоянно соперничают.

17.

• До конца 1900-х годов единственным крупным направлением
модернистской литературы оставался символизм, а его отношения с
реализмом носили очень резкий характер.
• В конце XIX – начале ХХ века русская литература, прежде обладавшая
высокой степенью мировоззренческого единства, стала эстетически
многослойной.
• На формирование общественного сознания и литературы, конечно,
большое влияние оказывали исторические события – а в России 90-е годы
были очень тяжелыми, – голод, неурожаи, отток крестьян в города,
формирование рабочего класса, русско-японская война, поражение
России в этой войне, последовавшая за этим революция 1905 года.
• Реалистическая литература рубежа веков не представляла собой единства,
в ней выступали народники, социологи, литераторы, тяготевшие к
натуралистическому описанию.

18.

• Одна из отличительных особенностей серебряного века – это синтез
различных видов искусств: литературы, музыки, живописи, танца, театра.
В русской старине художники серебряного века видели идеал духовноздорового бытия, обобщение лучших черт национального характера.
Характерной особенностью стилистики серебряного века является
сочетание эпичности с лирикой.
• К 10 годам ХХ века реалистическая литература была на подъеме, критика
заговорила о воскрешении реализма. На рубеже столетий происходят
изменения в мировоззрении почти всех писателей, растет число
мыслителей-реформаторов.
• Расплываются границы между философией, богословием, литературным
трудом.
English     Русский Правила