18.99M
Категории: ЛитератураЛитература ИсторияИстория

Литературный процесс в начале XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп

1.

Характеристика литературного процесса
начала ХХ века.
Многообразие литературных
направлений, стилей, школ, групп
Время — интереснейшее
пестротою своих противоречий и
обилием их.
М. Горький

2.

На рубеже ХIХ—ХХ веков Россия переживала
перемены во всех областях жизни. Этот рубеж
характеризуется
предельной
напряженностью,
трагичностью времени. Магически действовала дата
перехода от века к веку. В общественных настроениях
преобладали ощущения неуверенности, не устойчивости,
упадка, конца истории.

3.

1. Социально-экономическое и политическое
развитие России.
Начало ХХ века —
время
правления
императора Николая II,
вступившего на престол
в 1894 году.

4.

Россия в это время была страной со средним
уровнем развития капитализма.
Отмена крепостного права в 1861 году, реформы 6070-х гг. не прошли бесследно: капиталистическая
промышленность росла высокими темпами (первое
место в мире), возникли новые отрасли
(нефтедобывающая, химическая, машиностроение)
и новые промышленные районы (в первую очередь
Донбасс-Криворожский).
Железные дороги связали Центр с окраинами
и стимулировали развитие страны.

5.

Возникли
крупные
банки,
связанные
с
промышленностью.
Финансовая
система
после проведенной в 1897 г.
министром финансов С. Ю.
Витте реформы (введение
золотого обеспечения рубля и
свободный размен бумажных
денег на золото) была одной
из самых устойчивых в мире.
Россия
вошла
в
пятерку наиболее развитых
промышленных стран.

6.

Но высокие количественные показатели (темпы роста,
уровень концентрации, объемы производства) сочетались с
довольно
низкими
качественными.
Низкой
была
производительность труда. Развитие экономики было крайне
неравномерным по отраслям и районам страны.
Чрезвычайную остроту приобрел в начале ХХ века
аграрный вопрос. Историки называют сельское хозяйство
ахиллесовой пятой тогдашней России.
Экономическая модернизация начала оказывать
некоторое влияние на социальную структуру страны.
Дворянство (1% населения) оставалось привилегированным,
политически
господствующим
сословием,
но
его
экономическое положение постепенно ухудшалось.

7.

Оскудение дворянских усадеб, с сочувствием описанное
И. А. Буниным и А. П. Чеховым, было примечательным
явлением эпохи.

8.

Буржуазия, приобретавшая серьезное экономическое
значение, не была единой. Росла новая петербургская буржуазия,
тесно связанная с государством, банками и передовыми отраслями
промышленности.

9.

Крестьянство (более 80 % населения) страдало от
малоземелья.
Положение рабочего класса (менее 10 % населения) в
начале ХХ века было тяжелым, длинный рабочий день, плохие
бытовые условия, низкая зарплата, бесправие — таковы причины,
вызывавшие недовольство рабочих.

10.

Особыми социальными группами являлись чиновничество,
духовенство и интеллигенция.
К
началу
ХХ
века
модернизация практически не
затронула политическую сферу.
Россия оставалась самодержавной
(абсолютной) монархией.

11.

2. Культура в России начала ХХ века.
Вступая в ХХ век, Россия менялась. Реальностью
стали свобода слова, печати, собраний, деятельности
политических партий. Потрясением и предупреждением
обществу и власти явилась революция 1905-1907 гг.

12.

Нет ничего удивительного в том, что начало века
принесло России необыкновенный расцвет культуры —
героический и трагический одновременно.
Заметные изменения происходили в системе
образования. Всерьез обсуждалась задача ликвидации
безграмотности,
введение
всеобщего
начального
образования. Важную просветительскую роль играли
периодическая печать и книгоиздательское дело.

13.

Открытия русских ученых имели мировое значение.
Лауреатами Нобелевской премии стали И. Павлов и И.
Мечников.
Иван Петрович Павлов
Илья Ильич Мечников.

14.

Естествознание ХIХ века постигло, казалось, почти все
тайны мира. Отсюда позитивизм, некая самоуверенность, вера в
силу человеческого разума, в возможность и необходимость
покорения природы
(вспомним Базарова: «Природа не храм, а мастерская, и человек в
ней работник»).
Научные открытия рубежа веков перевернули представления о
познаваемости мира. Ощущения кризиса естествознания
выразились формулой «Материя исчезла». Это привело к поискам
иррациональных объяснений новых явлений, тяге к мистицизму.
Научные открытия явились основой сдвига в общественном
сознании. Очевидной была неудовлетворенность рациональнопозитивистскими основами духовной жизни. Как считал философ
Вл. Соловьев, вся прежняя история завершена, на смену ей
приходит не следующий период истории, а нечто совершенно
новое — либо время одичания и упадка, либо время нового
варварства; между концом старого и началом нового нет
связующих звеньев; «конец истории сошелся с ее началом».

15.

О том, как воспринималось и оценивалось это время,
можно судить по названиям популярных тогда книг
«Вырождение» (1896) М. Нордау
«Закат Европы» (1918—1922) О.
Шпенглера,
по
интересу
к
«философии пессимизма»,
у истоков которой стоял
А. Шопенгауэр.

16.

Нордау
писал:
«Целый
период
истории, видимо, приходит к концу и
начинается новый. Все традиции
подорваны, и между вчерашним и
завтрашним
днем
не
видно
связующего звена... Господствовавшие
до сих пор воззрения исчезли или
изгнаны, как свергнутые с престола
короли...»

17.

Поэт и философ Д. С. Мережковский еще в 1893 г. в работе «О
причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»
писал о приметах грядущего перелома во всех областях жизни:
«Наше время должно определить
двумя противоположными чертами
— это время самого крайнего
материализма и вместе с тем самых
страстных идеальных порывов духа.
Мы присутствуем при великой
многозначительной
борьбе
двух
взглядов на жизнь, двух диаметрально
противоположных миросозерцаний.
Последние требования религиозного
чувства сталкиваются с последними
выводами опытных знаний».

18.

В работе «Конец века»
(1905) Л. Н. Толстой отмечал:
«Век
и
конец
века
на
евангельском языке не означает
конца в начала столетия, но
означает
конец
одного
мировоззрения, одной веры,
одного
способа
общения
людей».

19.

В поисках объяснения происходящих в обществе
процессов все чаще становились обращения к религиозной
мысли: «Все живет теперь мыслью о духе, о божестве, о
последних тайнах и правдах жизни, и минутами кажется, что
придет кто-то сильный, мощный, какой-то новый
гениальный и даст простой и научно понятный для всех
синтез всему, что разработано, прочувствовано и продумано
всеми нами. Он оформит брожения наших душ и умов,
рассеет наши туманы и откроет перед нами перспективы
новых научно-философских и религиозных исканий».
(Волынский А. Книга вели кого гнева. 1904).

20.

С другой стороны, оптимистично предчувствовалась
неизбежность перемен, которые (в конечном итоге) окажутся
благотворными для человечества: «Новый век — воистину
будет веком духовного обновления. (...) Множество
погибнет людей, но еще больше родит их земля, и — в
конце концов — одолеет красота, справедливость,
победят лучшие стремления человека» (Горький М.
Письмо К. П. Пятницкому. 1901).

21.

Еще звучит голос корифея русской реалистической
литера туры Л. Н. Толстого, обсуждаются последние пьесы
А. П. Чехова («Чайка», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»), попрежнему авторитетно мнение В. Г. Короленко.
Читающая публика увлечена романтическими
рассказами М. Горького и потрясена его пьесой «На дне».
Популярны И. Куприн («Поединок», «Гранатовый браслет»)
и Л. Андреев («Жизнь человека», «Царь-Голод»), печалится
об участи дворянских усадеб И. Бунин.
А в поэзии торжествуют декаденты-символисты (А.
Блок, К. Бальмонт, В. Брюсов), акмеисты (Н. Гумилев, А.
Ахматова), футуристы (В. Маяковский, В. Хлебников). Они
критикуют реализм за социальность, натурализм, рабское
следование действительности и стремление ее отображать,
не преобразуя.

22.

Нечто подобное происходит и в живописи. Почитают
реалистов И. Репина,
Бурлаки на Волге
Репин Илья Ефимович
Осенний букет
На солнце. Портрет Н. И.
Репиной

23.

В. Сурикова,
Утро стрелецкой казни
Суриков,
Василий Иванович
Портрет княгини
П. И. Щербатовой
Барышня

24.

братьев Васнецовых,
Васнецов
Аполлинарий
Михайлович
Васнецов
Виктор Михайлович

25.

братьев Васнецовых,
Озеро
Васнецов
Аполлинарий
Михайлович
За варкой варенья

26.

братьев Васнецовых,
После побоища Игоря Святославовича с половцами
Васнецов
Виктор Михайлович
Царевич на сером волке
Алёнушка

27.

но охотно посещают кажущиеся скандальными выставки
«Мира искусства» (А. Бенуа, К. Коровин)
Отъезд Петра I из дома Лефорта
Атя перед отъездом. 1917
Итальянская комедия. 1905
Александр Николаевич Бенуа
Прогулка короля. 1906

28.

но охотно посещают кажущиеся скандальными выставки
«Мира искусства» (А. Бенуа, К. Коровин)
Коровин
Константин Алексеевич
Гурзуф
Парижский
бульвар
На террасе ночью

29.

и «Бубнового валета» (П. Кончаловский, Р. Фальк).
Кончаловский
Пётр Петрович
Бой быков
Синяя ваза
Полотёр
Мясник
Натюрморт
с красный подносом

30.

и «Бубнового валета» (П. Кончаловский, Р. Фальк).
Фальк
Роберт Рафаилович
Крымский пейзаж
Портрет
Нарышкиной
Лиза в кресле. Портрет жены художника
Натюрморт.
Яблоки

31.

В музыке продолжает работать Н. Римский-Корсаков (оперы
«Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок»), учивший А. Глазунова и
И. Стравинского (балет «Петрушка»). Новыми художественными
открытиями являются для России музыка молодого С. Рахманинова и
экспериментальные опусы А. Скрябина.
Стравинский
Римский-Корсаков
Глазунов
Игорь Федорович
Николай Андреевич
Александр Константинович
Сергей Васильевич Рахманинов
Александр Николаевич Скрябин

32.

Переживает расцвет русский реалистический театр. Всемирную
славу получает система К. Станиславского, создавшего вместе с В.
Немировичем-Данченко Московский Художественный театр. На сцену
приходят и великие театральные реформаторы В. Мейерхольд и Е.
Вахтангов.
Владимир НемировичДанченко (справа) и
Константин Станиславский Всеволод Эмильевич
Мейерхольд
Вахтангов
Евгений Багратионович

33.

Блистают певец Ф. Шаляпин, артистка балета А.
Павлова,
Фёдор Иванович Шаляпин
Павлова, Анна Павловна

34.

в первых немых кинофильмах снимаются Вера Холодная и
Иван Мозжухин.
Вера Васильевна Холодная
МОЗЖУХИН Иван Ильич.

35.

В Париже проходят ставшие знаменитыми Русские
сезоны (с 1907 г.), искушенным парижанам предлагаются
выставки русской живописи, музыка и балет. Восторг
вызывает «Умирающий лебедь» в исполнении Анны
Павловой.

36.

В русской культуре — серебряный век.

37.

Общим у художников и мыслителей было ощущение начала новой
эпохи в развитии человечества и новой эпохи в развитии культуры,
искусства. Позднее (1949) философ Н. Бердяев так охарактеризовал это время
русского культурного ренессанса: «Это была эпоха пробуждения в России
самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения
эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания,
интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были
открыты новые источники творческой жизни, виделись новые зори,
соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на
преображение жизни».
Время рубежа веков было временем внедрения в сознание русского
общества различных философских идей, направлений, течений. Идеи
обновления христианского сознания были созвучны языческим по сути идеям
Ф. Ницше сего обличениями христианства как помехи на пути личности к ее
сверхчеловеческому состоянию, с «переоценкой ценностей», с его учением о
«воле и свободе», с отказом от морали, от Бога («Бог умер!»).
То есть, по Ницше, упадок связан с кризисом христианства, вместо
Богочеловека нужен новый, сильный «сверхчеловек», для которого не
существует «старая» мораль: «а нищих надо бы совсем уничтожить», «укоры
совести учат кусать других», «падающего — толкни».

38.

Восприняв идеи Ницше, русские мыслители не пошли за
ним до конца.
Для русской религиозной мысли ницшеанство — это упадок,
декаданс европейской философии, предмет для критического
анализа.
Не отказываясь от христианства, «богоискатели» стремились
найти пути соединения его с языческой «радостью»: «Мы
переживаем не только христианский ренессанс, но и ренессанс
языческий. Явления Ницше на Западе и у нас Розанова,
возрождение Диониса в современном искусстве, наш
мучительный интерес к проблеме пола, наше стремление к
освящению плоти — все это указывает на двойственность
нашего ренессанса. Мы зачарованы не только Голгофой, но и
Олимпом, зовет и привлекает нас не только Бог страдающий,
умерший на кресте, но и бог Пан, бог стихии земной, бог
сладострастной жизни, в древняя богиня Афродита, богиня
пластической красоты и земной любви», — писал Н. Бердяев
(«О новом религиозном сознании», 1905).

39.

«Богоискательство» (религиозно-философское течение в среде
русской либеральной интеллигенции) не принимало капиталистический
путь как путь бездуховного прагматизма, не принимало и идеи
социализма, в котором виделись закономерное продолжение
капитализма, снижение уровня культуры, отсутствие свободы и
творчества. В революционном движении богоискатели видели лишь
«русский бунт против культуры» (Н. Бердяев).
Культуре же придавалось особое значение.
Искусство, литература послужили худ. формой для выражения
философских идей. Новая лит. призвана была стать теургической (теург
— бог, заклинатель, посвященный), должна была явиться способом
установления мировой гармонии, способом постижения истины. Как
писал В. Иванов, «жрецы и поэты были одно и то же».
Попытки осмысления происходящих и грядущих перемен,
«переоценки ценностей» свидетельствуют прежде всего о напряженном
поиске новых путей в искусстве и общественной мысли, об оживлении
религиозного сознания, о внимании к человеческой личности, о
качественно новом взгляде на мир как на единое культурное поле.

40.

3. Серебряный век русской литературы.
Литература рубежа веков и начала ХХ века, ставшая отражением
противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века.
Это определение введено в 1933 г. Н. А. Оцупом (парижский журнал
русской эмиграции «Числа»).
Время Пушкина, Достоевского, Толстого, т. е. ХIX столетие он назвал
отечественным «золотым веком», а последовавшие за ним «как бы
стиснутые в три десятилетия явления» — «серебряным веком».
Содержание этого определения претерпело значительные изменения.
Первоначально оно характеризовало вершинные явления поэтической
культуры творчество Блока, Брюсова, Ахматовой, Мандельштама, других
выдающихся художников. Определение «серебряный век» относили и к
русскому искусству в целом — к творчеству живописцев, композиторов,
философов. Оно стало синонимом понятия «культура рубежа веков».
Однако в литературоведении термин «серебряный век» постепенно
закрепился за той частью художественной культуры России, которая была
связана с новыми, модернистскими течениями — символизмом,
акмеизмом, «неокрестьянской» и футуристической литературой.

41.

Ощущение кризисности эпохи было всеобщим, но в лит. отражалось поразному. В начале ХХ в. продолжались и развивались традиции
реалистической литературы; еще жили и творили Л. Н. Толстой и А. П. Чехов
— их художественные достижения и открытия, отразившие новую
историческую эпоху, выдвинули этих писателей на ведущие позиции не
только русской, но и мировой литературы.
В это время создавали свои произведения В. Г. Короленко, В. В. Вересаев, М.
Горький, А. И. Куприн, И. А. Бунин, Л. Н. Андреев и другие писателиреалисты.
Реалистическая лит. преодолевала свой кризис, связанный с излишним
социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию субъективных
мироощущений, раздумий.
В отличие от реалистической эстетики ХIХ в., которая представляла в лит.
авторский идеал, воплощенный в каком-либо образе, новая реалистическая
лит. по существу отказалась от героя — носителя представлений автора.
Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил
социологическую направленность и обратился к вечным проблемам,
символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору.

42.

Авторские раздумья о судьбах человека и мира рассчитывали на читательское
сотворчество, соучастие, звали к диалогу, к дискуссии.
Новый реализм ориентировался, в то же время, на рус. лит. классику, прежде
всего на творческое наследие Пушкина.
В связи с развитием марксизма в России возникло направление,
связанное с конкретными задачами социальной борьбы.
«Пролетарские поэты» привлекали внимание к тяжелому положению
трудящихся, экспрессивно передавали некоторые общественные
настроения; их революционные песни и пропагандистские стихи были
ориентированы на то, чтобы внести вклад в дело революции, принести
конкретную
пользу
пролетарскому
движению,
послужить
идеологической подготовкой к классовым боям.

43.

Понятие «серебряный век» связано прежде всего с
модернистскими течениями.
Модернизм (от франц. «новейший», «современный»)
подразумевал новые явления в литературе и искусстве по сравнению с
искусством прошлого, его целью было создание поэтической культуры,
содействующей духовному возрождению человечества, преображение
мира средствами искусства.
Особая роль отводилась автору, художнику — роль теурга, прорицателя,
пророка, способного постичь средствами искусства мировую гармонию.
Модернизм объединил целый ряд течений, направлений, наиболее
значительными среди которых стали символизм, акмеизм и футуризм.
В каждом направлении было ядро мастеров и «рядовые» участники, во
многом определявшие силу и глубину направления.
Модернизм охватил все сферы художественного и прикладного искусства
(демонстрируем иллюстрации или слайды — образцы модернизма в
различных видах искусства).

44.

В эстетике модернизма отразился пафос «конца века»,
неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому многие годы
модернизм отождествляли с декадансом (от лат. «упадок»). декаданс как
тип
сознания
характеризуется
настроениями
пассивности,
безнадежности, неприятием общественной жизни, стремлением
замкнуться в мире своих душевных переживаний.
Декадентский пафос в целом противоречил модернистскому
пафосу возрождения человечества.
Главным, что объединяло разные по своей эстетике течения
модернизма, была установка на преобразующую мир силу творчества.
Такая установка была чужда писателям-реалистам.
Острая полемика, эстетическая борьба между двумя основными
литературными направлениями — реализмом и модернизмом —
характерна для литературной жизни рубежа веков.
Хотя стремление к гармонии и красоте отражает глубинное единство
реализма и модернизма.

45.

Споры о сути и роли искусства приобретали более широкое, уже
внелитературное значение.
Если модернисты верили в божественную, преобразующую,
творящую роль искусства, а поэтов, художников отождествляли с
пророками, то их оппоненты резко критиковали такую позицию.
«Чистому искусству» противопоставлено было искусство «полезное».
В статье «Партийная организация и партийная литература» (1905) Ленин
вводит принцип «партийной литературы» в противовес «литературному
индивидуализму»: литература «не может быть вообще индивидуальным
делом, не зависимым от общего пролетарского дела».
Каждый писатель, литератор рассматривается лишь как представитель
определенного класса, приверженец тех или иных партийных взглядов,
вне его эстетических взглядов, традиций.
Сама литература понимается как «дело» (вслед за революционными
демократами), как форма агитации и пропаганды.
Литература, таким образом, должна была стать придатком политики,
орудием борьбы, управляемым «винтиком» «одного-единого, великого
социал-демократического механизма, приводимого в движение всем
сознательным авангардом всего рабочего класса».

46.

О свободе творчества Ленин высказался так: «Свобода
буржуазного писателя, художника, актрисы есть лишь замаскированная
(или лицемерно маскируемая) зависимость от денежного мешка, от
подкупа, от содержания».
Против идеи «партийной организации литературы» тогда же, в
1905 г., выступили В. Брюсов («...поскольку вы требуете веры в готовые
формулы, поскольку вы считаете, что истины уже нечего искать, ибо
она у вас, — вы враги прогресса, вы наши враги»), Д. Философов,
увидевший в статье Ленина «насилие над идеями, гнет над человеческой
мыслью», «непоправимое умаление человеческой личности».
Статья Ленина сыграла огромную роль в истории литературы.
Она стала программой всей литературы советской, она стала причиной
того, что талантливые писатели, поэты оказались непризнанными,
непонятыми, репрессированными, убитыми или выставленными из
родной страны.
Причиной того, что русская литература искусственно разделилась на
несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно.

47.

Однако Серебряный век не был «оборван» в 1917 году, а жил и
после него в скрытых формах в поэзии А. Ахматовой, М. Цветаевой, в
творчестве Б. Пастернака, в литературе русской эмиграции.
1) Параллельно возникновению все новых и новых
поэтических школ крепла одна из интереснейших тенденций
эпохи — нарастание личностного начала, повышение статуса
творческой индивидуальности в искусстве.
Поэты «непохожи друг на друга, из разной глины. Ведь
это все русские поэты не на вчера, не на сегодня, а навсегда.
Такими нас не обидел Бог» (О. Мандельштам).
2) Литературная школа (течение) и творческая
индивидуальность — две ключевые категории литературного
процесса начала ХХ века. Эстетическое своемыслие — общая
тенденция в лирике серебряного века.
Характерными фигурами, стоящими вне направлений
(«Одинокие звезды»), были М. Цветаева, М. Кузьмин, В.
Ходасевич.

48.

3) Развитие капиталистических отношений приводит к
возникновению темы современного города («Фабрика» А.
Блока, «Сумерки» В. Брюсова, «Тоска вокзала» И. Анненского
и др.).
4) Стремление выразить более сложные, летучие или
противоречивые состояния души потребовало нового
отношения к слову-образу.
Прозвучало предчувствие «грядущих мятежей».
5) В стихотворения входят экзотические образы и
мотивы как противодействие размеренно-мещанскому быту
(«Жираф», «Озеро Чад» Н. Гумилева).
6) Поэты-футуристы провозглашают решительное «нет»
наследию классики, разрушая «эстетику старья» (стихи В.
Маяковского, В. Хлебникова и др.)
English     Русский Правила