345.93K
Категория: ИскусствоИскусство

Графический дизайн в Баухаусе

1.

2.

Баухаус - учебное заведение,
существовавшее в Германии с 1919 по
1933 год. Архитектурная и художественнопромышленная школа, обозначившая
основные принципы архитектуры XX века.
Наряду с доктриной функционализма
стала инициатором концептуального
понимания архитектуры. Творческое
объединение и идейный центр
европейского функционализма.

3.

Создание учебных заведений нового типа для
подготовки специалистов в области дизайна
знаменовало собой тот факт, что дизайн
полностью оформился как вид
профессиональной деятельности. Их появление
было связано, с одной стороны, с
необходимостью решать задачи промышленного
производства, а с другой — с развитием теории
дизайна и внедрением ее положений на
практике.
Наблюдается синхроничность этого процесса в
Германии и Советской России как в отношении
создания подобных школ, так и в процессе их
закрытия или расформирования. Немецкий
Государственный институт Баухаус был создан в
1919 г. и закрыт в 1933 г.; Московские Высшие
художественно-технические мастерские
(ВХУТЕМАС) были открыты в 1920 г. и
расформированы в 1930 г.

4.

В 1920-х гг. художественно-промышленные
техникумы были созданы во многих городах
России — Воронеже, Вятке, Нижнем Новгороде,
Самаре, Саратове, Свердловске. Художественнопромышленный техникум им. М. А. Врубеля в
Омске был открыт в 1920 г. и расформирован в
1930 г. В 1922 г. была преобразована во ВХУТЕИН
Академия художеств в Петрограде. Это учебное
заведение также прекратит свою деятельность в
1930 г.
Первоначально девиз Высшей школы
художественного конструирования и
индустриального строительства Баухаус звучал
следующим образом: «Все виды искусств и
ремесел служат друг другу». В 1921 г. он был
скорректирован: «Новое единство искусства и
техники», что отразило сформировавшийся в
Баухаусе подход к процессу обучения на основе
прямой связи с производством и глубокого
анализа эстетических проблем производства
потребительских товаров в Германии.

5.

Цель дизайна представители
Баухауса видели в преображении
объектов визуально-предметной
среды на основе эстетики
абстрактной геометрической
формы и с опорой на творческие
концепции представителей
голландского неопластицизма
(группы «Де Стейл» — П.
Мондриана, Т. Ван Дусбурга, Г.
Ритвельда) и русских
конструктивистов (В. Татлина, А.
Родченко, Л. Лисицкого). На основе
этой эстетики они занимались
проектированием объектов в
универсальном стиле, который не
подвержен влиянию времени и
стилевых мод. Цель состояла в
создании эстетически
совершенной, экономически
эффективной для производства,
доступной по цене, гигиеничной и
практичной для потребителя
продукции.

6.

Такой подход отражал высокую степень
социальной ответственности дизайна перед
человеком и обществом. В. Гропиус, основатель и
первый директор Баухауса, считал, что дизайнер
должен действовать в интересах упорядочивания
визуально-предметной среды человека на основе
объективных высокохудожественных требований,
работая, таким образом, в пользу осуществления
идеалов социальной справедливости.
В Баухаусе получили развитие все жанры
графического дизайна: шрифт, коллаж,
фотомонтаж, рекламный плакат, книга и т.д.
Разработка новых шрифтов на основе эстетики
абстрактной геометрической формы стала
одним из главных направлений графического
дизайна школы Баухаус. Крупнейшим мастером
типографики и книжного дизайна в Баухаусе стал
Герберт Байер (1900—1985) — дипломированный
архитектор, который решил продолжить обучение
в Баухаусе и после окончания учебы в 1925 г. был
назначен младшим мастером мастерской
рекламы, типографики и полиграфии в Дессау.

7.

Для разработки новых типов шрифтов Г.
Байер использовал простейшие
геометрические элементы,
экспериментируя в сфере
стандартизации процессов
современной визуальной
коммуникации.

8.

Итогом его поисков стал разработанный в 1925 г. универсальный
шрифт, написание литер которого вписывается в квадрат —
простейшую геометрическую форму. Засечки не используются.
Байер предложил отказаться от использования прописных букв,
что означало экономию средств и труда в условиях
металлического набора. Его предложения были восторженно
приняты и применялись в графическом дизайне представителями
Баухауса, но власти отказались от внедрения этой инновации в
государственном масштабе по причине консервативности и
склонности к традициям немецкого населения. В дизайне
книжных обложек Байер активно использовал линейки и
изобразительные стрелки, придавая композиции динамический
ритм и энергичность.
Схожие приемы применил при разработке собственного
шрифта Йозеф Альберс, который с 1920 г. был студентом
Баухауса, а затем возглавил мастерскую мебели.
Разрабатываемые мастерами Баухауса шрифты хорошо
работали в качестве акцидентных, применяемых для крупных
заголовков и малочитаемых в наборном тексте.
В 1928 г. Герберт Байер стал арт-директором немецкого издания
журнала Vogue. Постепенно фотография и фотомонтаж стали

9.

Основными выразительными средствами художника.
Его навыки, сформированные в Баухаусе, он
применяет и в эмиграции в США (1938), где он
продолжает работать в рекламе и дизайне. Еще в годы
работы в Германии Байер часто отдавал дань приемам
сюрреалистического искусства, например в коллаже
«Одинокий горожанин» (1932). Этот сюрреалистический
подход прослеживается во многих его работах, как в
журнальных обложках и разворотах, так и при создании
социального плаката, например серии плакатов
военного времени (1942), призывающих американских
фермеров к увеличению производства
продовольственых товаров для фронта и союзников.
Еще одним крупным мастером типографики в
Баухаусе был Йост Шмидт (1893—1948). Под его
руководством учеником школы Вальтером
Пуффом был создан знаменитый логотип
Баухауса, присутствующий сегодня на фасаде
здания школы в Дессау. Й. Шмидт преподавал в
Баухаусе каллиграфию на подготовительном
отделении (1925—1932), руководил мастерской
скульптуры (1928—1930) и мастерской
рекламы, типографики и полиграфии, а также
связанным с ней отделением фотографии
(1928—1932).

10.

Особая заслуга возглавляемой им мастерской
состоит в разработке и рекламном
продвижении коллекции совершенно нового
типа обоев — монохромных, но отличающихся
различными видами фактурного решения для
компании Rasch (1930), а также большого
количества газетных модулей, рекламных
плакатов и рекламных журнальных статей,
посвященных их продвижению.

11.

Полем для самых разнообразных
открытий и находок художников
Баухауса стали эксперименты с
комбинированием изображений в
технике коллажа, фотомонтажа,
фотопластики.
Благодаря Г. Байеру, Л. Мохой-Надю
и В. Петерхансу с 1927 г.
фотография стала активно
применяться в полиграфии.
Обложка первого номера журнала
«Баухаус» за 1928 г., выполненная
Байером, получила первую премию
Нью-Йоркского центра
фотоискусства. Композиция
обложки представляет собой
эффектную постановку,
выполненную с использованием
согнутой газеты, двух гипсовых фигур
— шара и конуса, и подсветкой,
позволяющей получить тень фигур на
постановочном фоне.
Отбрасывемая конусом тень
пересекается с тенью угольника и
карандашом, нависающим над
краем газеты, и все элементы
сливаются в острой гармонии углов
и ритмов.

12.

Применение фотографии не ограничивалось
оформлением печатной продукции. Именно
Баухаус предложил крупноформатные плакаты и
рекламное оформление больших площадей.
Фотографию в учебные планы и практику
Баухауса привнес венгерский скульптор,
художник и фотограф Ласло Мохой-Надь (1895—
1946), который преподавал в этом учебном
заведении в 1923—1928 гг. Й. Альберс в качестве
основного принципа своей учебной работы
называл «визуальную формулировку наших
реакций на жизнь». Л. Мохой-Надь считал, что
фотография может быть свежей, оригинальной
интерпретацией визуального опыта в контексте
осмысления художественно эстетических ценностей аострактнои живописи и
стать средством создания нового визуального
языка.

13.

Л. Мохой-Надь одним из первых осознал ценность
фотографии для рекламы и графического дизайна и
предложил множество вариантов использования ее
возможностей. Часто это очень простые и эффектные
решения, как, например, в обложке книги В. Гропиуса
«Новая архитектура и Баухаус». Фотография,
воспринимаемая как минималистичная абстрактная
композиция, полностью заполняет формат обложки в
качестве фона для текста с заголовком и фамилии
автора, которые как бы парят в воздухе в ракурсном и
перспективном сокращении, при этом текст
отображается как тень на фоне обложки. Схожие
приемы будут использовать представители Новой волны
в графическом дизайне.

14.

Техники, используемые в Баухаусе,— монтаж,
коллаж, фотопластика, как правило,
основывались на процессе разрезания отдельных
изображений на большее или меньшее
количество фрагментов, которые заново
организовывались согласно замыслу
художника в новую композицию. Л. Мохой-Надь в
работе использовал термин «монтаж», который,
по его мнению, лучше всего передает идею
создания сверхреальности, утопии или пародии с
помощью комбинирования изображений.

15.

Термин «фотопластика» был изобретен Л.
Мохой-Надем для того, чтобы подчеркнуть
пластическую ценность фотографии при
создании композиций из геометрических,
природных или обыденных объектов в новых
сочетаниях.
Фотограмма — техника, используемая
дадаистом и сюрреалистом Ман Реем,
также привлекала представителей
Баухауса. Изображение получается без
камеры, посредством расположения
прозрачных или непроницаемых для света
объектов прямо на эмульсии
фотопластины или фотобумаги.
Созданные в школе Баухаус образцы
проектирования объектов всех жанров
стали классикой графического дизайна и
наряду с работами русских
конструктивистов остаются эталонными
воплощениями языка профессионального
дизайна.
English     Русский Правила