39.59M
Категория: ИскусствоИскусство

Краткая история дизайна. Вхутемас и Баухаус

1.

Краткая история дизайна
БАУХАУС ВХУТЕМАС
Что общего между Вхутемасом и Баухаусом?
Именно эти две школы почти одновременно стали центрами дизайн-образования.
Именно они стояли у истоков промышленного проектирования и были генераторами
новых идей и концепций в области стандартизированного массового дизайна.

2.

В начале XX века в Мюнхене был основан Немецкий Веркбунд — предшественник Баухауса. Это был союз
архитекторов, промышленников, художников и социологов, хотевших преодолеть разрыв между творчеством и
промышленным производством.
Карл Людвиг Штрауб, постер. 1927.
Эль Лисицкий, Проун IV. 1924. Советский авангард оказал
значительное влияние на формирование визуального языка
Баухауса.

3.

Баухаус
В 1919 году Вальтер Гропиус, участник Веркбунда, основал Баухаус (bau в переводе с немецкого — «строить», а
haus — «дом»), объединив Великогерцогскую высшую школу изящных искусств в Веймаре и Великогерцогскую
школу художественных ремесел. Гропиус реорганизовал мастерские и написал манифест Баухаса. Он уже тогда был
известнейшим архитектором, а Веркбунд сделал Германию местом притяжения для художников. Поэтому школа не
нуждалась в рекламе — с первых дней работы Баухаус не испытывал недостатка в учениках, преподавателях и
друзьях, среди которых были Альберт Эйнштейн и Марк Шагал.
Студенты на террасе Баухауса, 1931.

4.

Сверху: мастера Баухауса на крыше здания школы в Дессау. Слева направо: Джозеф Альберс, Гиннерк Шепер, Георг
Мухе, Ласло Махой-Надь, Герберт Байер, Юстус Шмидт, Вальте Гропиус, Марсель Брёйер, Василий Кандинский,
Поль Клее, Лионель Фейнингер, Гюнта Штольц и Оскар Шлеммер. Из собрания Баухаус Архив. На соседнем фото:
выпуск журнала Bauhaus.

5.

Студенты Баухауса узнавали, что такое пропорции, масштаб, ритм, форма, цвет, свет и тень. На первых порах никто
не требовал проектировать здания и создавать картины: ученик мог попробовать разные материалы и методы,
чтобы познакомиться с ними. В мастерских можно было научиться обрабатывать металл, обжигать керамику и
создавать текстиль, в залах — послушать лекции об искусстве. На завершающем и самом серьезном этапе обучения
студенты получали возможность участвовать в проектировании и строительстве зданий — несмотря на
разнонаправленность занятий, сердцем Баухауса оставалась архитектура.
Берлинская жилая единица, Берлин. Ле Корбюзье, 1958.

6.

Появившееся благодаря Баухаусу направление функционализма — это чистые геометрические формы, использование
стекла и крупных плоскостей из одного материала, отсутствие орнамента и нефункциональных деталей.
Здание Баухаус в наши дни.
Французский архитектор и один из идеологов функционализма Ле
Корбюзье называл дом «машиной для жилья», и такая философия
популярна по сей день. Сегодня многие жилые дома, отели, офисные и
государственные здания и даже станции метро выглядят именно так, как
выглядят, благодаря Баухаусу. Из-за прихода нацистов к власти многие
преподаватели и ученики школы уехали в США, Палестину, СССР, Италию,
Швейцарию и другие страны — отчасти поэтому направление так
широко распространилось и обрело особенные формы в разных странах.

7.

Проекта Дома Центрсоюза
в Москве, Ле Корбюзье.
Дом Вальтера Гропиуса по его
проекту в Линкольне,
Массачусетс. 1938.
Дом Вальтера Гропиуса по его проекту
в Линкольне, Массачусетс. 1938.
Нотр-Дам-дю-О, Роншан, Франция.
Ле Корбюзье 1950-1955.

8.

Баухаус повлиял на восприятие пространства и способы его организации

9.

Лестничный пролет, потолок, дверная ручка Баухаус в Дессау.

10.

Преподаватели Баухауса создали
множество элементов интерьера

11.

О влиянии стиля Баухаус на Джобса написаны десятки статей, но еще более очевидна
связь между школой и творчеством дизайнера продуктов Apple Джона Айва.

12.

В Adobe Баухаус назвали «колыбелью современного дизайна»: «Типографика Баухауса сегодня легко узнаваема:
простые геометрические формы, шрифты без засечек, выразительные цвета. Макеты с ясным и легко читаемым
посылом. Многие из самых знаменитых в мире рекламных и политических плакатов, логотипов и обложек обязаны
своим существованием Баухаусу».
Типографика
В 2018 году Adobe представила
проект The Hidden Treasures
Bauhaus Dessau. Компания
доработала наброски шрифтов,
которые создали в Баухаусе
Альфред Арндт, Юстус Шмидт, Карл
Маркс, Рейнхольд Россиг и
Александр Шавинский.
Плакаты из собрания БаухаусАрхив.

13.

Журнал «Форма», издававшийся
Веркбундом с 1922 по 1935.
Обложка книги Йозефа Мюллера-Брокманна, 1961.
Принципы чистоты, отказа от лишних деталей,
выразительная типографика и выключка по левому краю
легли в основу Интернационального стиля. Это
направление определило то, как будет выглядеть
айдентика корпораций, на десятилетия вперед

14.

В 1920-е годы появились Высшие художественно-технические мастерские.
Мастерские сильно отличались от существовавших ранее художественных учебных заведений: здесь учили
искусству не ради искусства, а готовили художников, реформирующих быт, включенных в жизненные процессы
общества. Во ВХУТЕМАСе было восемь факультетов: три художественных (архитектурный, скульптурный и
живописный) и пять производственных (текстильный, полиграфический, керамический, деревообделочный и
металлообрабатывающий).

15.

16.

17.

18.

Баухаус и ВХУТЕМАС
Оба учебных заведения существовали в 20-х годах ХХ-го века.
Немецкий Баухаус начал работу немного раньше и закончил позже, чем ВХУТЕМАС.
Баухаус выступал за устранение разделения между искусством и ремеслом, а также за производственное
искусство.
ВХУТЕМАС был ориентирован на подготовку специалистов в области промышленного и графического дизайна,
архитектуры и живописи.
Каждый из этих вузов сменил трех директоров и создал вводный курс, обязательный для всех студентов. Однако
есть и различия. Во-первых, ВХУТЕМАС был в десять раз больше Баухауса. Во-вторых, Баухаус не принимал многих
известных художников, таких как Анри ван де Велде, Тео ван Дусбург и даже Малевич, потому что они не
вписывались в его атмосферу. ВХУТЕМАС не имел строгой концепции и принимал многих студентов с разными
интересами.

19.

Что важно помнить:
Движение Баухаус стало основой современного дизайна и было призвано «устранить стену высокомерия между
художником и ремесленником», чтобы строить удобные и практичные дома для жизни на основе не просто
украшательства, но и решения определенных задач.
В то же время, в 1920-х годах, ВХУТЕМАС в СССР был призван стать кузницей кадров для создания нового и
улучшенного быта советского человека.
Где можно увидеть работы выпускников ВХУТЕМАС сейчас? Не только в музеях, но и, например, в метро. В 1935 году
Захар Быков спроектировал оригинальные скамьи с указателями для станции метро «Аэропорт». На «Семеновской»
сохранились придуманные им же вентиляционные и декоративные решетки для верхнего вестибюля. Абрам Дамский
занимался освещением в московском метро. Светильники на станциях Кольцевой линии «Таганская» и «Октябрьская»
сделаны по его эскизам.
Простые геометрические формы, упрощенные компоненты, открытая планировка, отказ от многослойности,
обнаженные материалы и конструкции, много света и особое отношение к цвету — вот явные внешние признаки стиля
как Баухаус, так и ВХУТЕМАС. На них же базируются многие современные стили интерьера и актуальные тренды
дизайна.
English     Русский Правила