не science, а studies
не science, а studies
Классическая дисциплинаризация
ПОСТКлассическая (СОВРЕМЕННАЯ) НАУКА
«Антропология» – это «что-то про человека»?
«Антропология» – это «что-то про человека»?
«Антропология» – это «что-то про человека»?
«Антропология» – это «что-то про человека»?
«Социальная» – это «что-то про общество»?
«Социальная» – это «что-то про общество»?
Серия кейсов «про антропологию» для раскачки воображения
1. Что такое трц?
Тюрьма?.. Не вполне, шире: место надзора, контроля, управления
Музей?.. Отчасти.
Скорее храм потребления
2. Где место могиле?
3. Животноводство в квартире?
4. родительские эмоции
Кузнецкстрой в воспоминаниях: сборник. Новосибирск, 1934
4. герой и слёзы
В. Маяковский «Владимир Ильич Ленин»
Греческая архаика: Одиссей
Классическая османская культура (XIV-XVIII): янычар
Классическая османская культура (XIV-XVIII): янычар
Н. М. Карамзин. Письма русского путешественника (1791)
В. В. Маяковский. Прощание (1925)
Театр в Эпидавре. Построен ок. 360 г. до н. э.
Греческая трагедия
Состязания поэтов-трагиков
Состязания поэтов-трагиков
Состязания поэтов-трагиков
ПЕССИМИЗМ как базовая психологическая черта древнегреческой культуры Nietzsche ← Schopenhauer 1870-е 1820-е
КА́ТАРСИС («метафизическое утешение»)
КАК?
Антропология повседневности
Генерирование этих слухов напрямую связано с XVII в.
Традиционная точка зрения:
Проблема:
Доказательства:
Доказательства:
Антропология
Главные вопросы для историка:
Отсюда разное отношение к источнику:
Автобусная остановка (1930)
Школа № 7 (1930)
Гор. прокуратура (1931)
34.13M
Категория: СоциологияСоциология

Социальная антропология: контуры исследовательского поля

1.

Басалаева
Ирина Петровна
канд. филос. наук,
доцент кафедры истори
и обществознания
424/4

2.

https://vk.com/club218770767
21 87 70 767
https://vk.com/club218476697
21 84 76 697

3.

СОЦИАЛЬНАЯ
АНТРОПОЛОГИЯ:
контуры
исследовательского поля

4. не science, а studies

НЕ SCIENCE , А STUDIES

5. не science, а studies

НЕ SCIENCE , А STUDIES
в современной науке нет
ДИСЦИПЛИН,
есть
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ
ПОЛЯ

6. Классическая дисциплинаризация

КЛАССИЧЕСКАЯ
ДИСЦИПЛИНАРИЗАЦИЯ
ФИЛОЛОГИЯ
ФИЗИКА
ИСТОРИЯ
ЭТНОГРАФИЯ
ПЕДАГОГИКА
ЛИНГВИСТИКА
ФИЛОСОФИЯ

7. ПОСТКлассическая (СОВРЕМЕННАЯ) НАУКА

ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ
(СОВРЕМЕННАЯ) НАУКА
ФИЛОЛОГИЯ
ФИЗИКА
ЛИНГВИСТИКА ЭТНОГРАФИЯ
ФИЛОСОФИЯ
ИСТОРИЯ
ПЕДАГОГИКА

8. «Антропология» – это «что-то про человека»?

9. «Антропология» – это «что-то про человека»?

Центральный вопрос – что такое
ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ?..

10. «Антропология» – это «что-то про человека»?

Центральный вопрос – что такое
ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ?..
Неопределимое, но рамочное понятие
(определяющее другие понятия, например, ПРАВО,
КУЛЬТУРА, ИСТОРИЯ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ…)

11. «Антропология» – это «что-то про человека»?

Центральный вопрос – что такое
ЧЕЛОВЕК, ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ?..
Неопределимое, но рамочное понятие
(определяющее другие понятия, например, ПРАВО,
КУЛЬТУРА, ИСТОРИЯ, ЦИВИЛИЗАЦИЯ…)
ЧЕЛОВЕК – не данность, а конструкт

12. «Социальная» – это «что-то про общество»?

Понятие «общество» изгнано из
современной теоретической
социологии

13. «Социальная» – это «что-то про общество»?

Понятие «общество» изгнано из
современной теоретической
социологии
СОЦИАЛЬНОЕ – это устройство
жизни в ракурсе социальных
практик и конвенций

14. Серия кейсов «про антропологию» для раскачки воображения

СЕРИЯ КЕЙСОВ
«ПРО
АНТРОПОЛОГИЮ»
ДЛЯ РАСКАЧКИ
ВООБРАЖЕНИЯ

15. 1. Что такое трц?

1. ЧТО ТАКОЕ ТРЦ?

16.

17.

18.

19.

20.

21.

«The Shawshank Redemption»

22. Тюрьма?.. Не вполне, шире: место надзора, контроля, управления

23.

Cezare Lombrozo
(1835–1909)

24.

25.

26.

27. Музей?.. Отчасти.

28. Скорее храм потребления

Джордж Ритцер. Макдональдизация общества.
https://vk.com/wall-68638203_2661

29. 2. Где место могиле?

2. ГДЕ МЕСТО
МОГИЛЕ?

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

До 1950-х –
братская могила
на Советской площади
г. Сталинска

39.

40.

Табличка на памятнике: «ПАМЯТЬ БОРЦАМ РЕВОЛЮЦИИ»
Более поздняя фотография.
Вид на юго-запад (в сторону
Иванцевой протоки).
«Мордобойка» (б. золотоскупка)

41.

Сквер памяти борцов революции. Кузнецкий район.
1980-е

42. 3. Животноводство в квартире?

3.
ЖИВОТНОВОДСТВО
В КВАРТИРЕ?

43.

44. 4. родительские эмоции

4. РОДИТЕЛЬСКИЕ
ЭМОЦИИ

45. Кузнецкстрой в воспоминаниях: сборник. Новосибирск, 1934

КУЗНЕЦКСТРОЙ
В ВОСПОМИНАНИЯХ:
СБОРНИК.
НОВОСИБИРСК, 1934

46.

47.

48.

Всего 2 года как закончено
(на самом деле не закончено)
строительство КМЗ!

49.

Бригадир Кузнецкстроя
В. Я. Шидек:
воспоминания
(1929–1931 гг.)
Кузнецкстрой в воспоминаниях. Новосибирск, 1934.
С. 93-97.

50.

51.

52.

«…Когда мы заканчивали первую
батарею в подарок XYI партийной
конференции, то я в течение 4 дней
не уходил с печи, домой не являлся.
Подушкой для отдыха мне служила
рельса, а чтобы было помягче,
подкладывал брезентовые рукавицы.

53.

Как раз перед этим у меня заболела
жена, и я ее отправил в Томск, а
дома остались двое ребят, одному 3
года, другому 7 лет. И вот, на
второй день после моего ухода
младший сынишка заболел и
скоропостижно помер. Я под
производственным угаром забыл
про ребятишек.

54.

На пятый день прихожу домой и
вижу - младший мой ребенок помер,
а старший где-то ходит по площадке
и ищет меня. Соседи также ходили и
искали, но не нашли. А трупик
начал уже пахнуть. Делать нечего,
надо хоронить, а после пришлось
хорошенько выпить. Пил за победу
и пил за горе».

55.

56.

57.

58. 4. герой и слёзы

4. ГЕРОЙ И СЛЁЗЫ

59.

ГОМЕР
VIII в. до н.э.
«Одиссея»

60.

61.

Что общего между
Одиссеем
и Джеймсом Бондом?

62.

А что общего между Одиссеем,
Джеймсом Бондом и Саней Белым
из фильма «Бригада»???

63.

• Возраст

64.

• Возраст
• Физическая форма

65.

• Возраст
• Физическая форма
• Маскулинность

66.

• Возраст
• Физическая форма
• Маскулинность
• (Интеллект)

67.

• Возраст
• Физическая форма
• Маскулинность
• (Интеллект)
• Одиночество

68.

• Возраст
• Физическая форма
• Маскулинность
• (Интеллект)
• Одиночество
• Миссия
•…

69.

• Возраст
• Физическая форма
• Маскулинность
• (Интеллект)
• Одиночество
• Миссия
•…
ВЫДЕРЖКА

70. В. Маяковский «Владимир Ильич Ленин»

Если бы
выставить в музее
плачущего большевика,
весь день бы
в музее
торчали ротозеи.
Еще бы —
такое
не увидишь и в века!

71. Греческая архаика: Одиссей

«многохитростный муж»
«…вместе пошли мы, печальные,
льющие слезы обильно…» (Х,
570)

72. Классическая османская культура (XIV-XVIII): янычар

КЛАССИЧЕСКАЯ ОСМАНСКАЯ
КУЛЬТУРА (XIV-XVIII): ЯНЫЧАР
• Янычары, настоящие герои, убивающие
и сражающиеся на поле боя, постоянно
плачут.

73. Классическая османская культура (XIV-XVIII): янычар

КЛАССИЧЕСКАЯ ОСМАНСКАЯ
КУЛЬТУРА (XIV-XVIII): ЯНЫЧАР
• Янычары, настоящие герои, убивающие
и сражающиеся на поле боя, постоянно
плачут.
• В этой культуре слезы легко уживаются
с мужеством и героизмом: это сильная
эмоциональная реакция, которая
свидетельствует о силе страсти
и добавляет краски к образу сильного
воина.

74. Н. М. Карамзин. Письма русского путешественника (1791)

Н. М. КАРАМЗИН. ПИСЬМА
РУССКОГО ПУТЕШЕСТВЕННИКА
(1791)
• «…провел я несколько весьма приятных
и, можно сказать, сладких часов, слушая
Гайденову Stabat Mater,
Иомеллиево Miserere, — и проч.
Несколько раз грудь моя орошалась
жаркими слезами — я не отирал их — я
их не чувствовал. — Небесная музыка!
наслаждаясь тобою, возвышаюсь духом,
и не завидую Ангелам!..»

75. В. В. Маяковский. Прощание (1925)

В. В. МАЯКОВСКИЙ. ПРОЩАНИЕ
(1925)
• Подступай
к глазам,
разлуки жижа,
сердце
мне
сантиментальностью расквась!
Я хотел бы
жить
и умереть в Париже,
Если б не было
такой земли —
Москва.

76.

θέατρον

77. Театр в Эпидавре. Построен ок. 360 г. до н. э.

78.

τραγῳδία
Эсхил
Софокл
Еврипид

79. Греческая трагедия

Эсхил
Софокл
Еврипид
ВЕЛИКИЕ ДИОНИСИИ
(ежегодно в Афинах):
3 дня подряд каждый день – тетралогия
одного из трагиков

80. Состязания поэтов-трагиков

Одни и те же фабулы (мифические), но
разные сюжеты трагедий.

81. Состязания поэтов-трагиков

Одни и те же фабулы (мифические), но
разные сюжеты трагедий.
Чем поглощены зрители: «наслаждением
трагедией» (125).

82. Состязания поэтов-трагиков

Одни и те же фабулы (мифические), но
разные сюжеты трагедий.
Чем поглощены зрители: «наслаждением
трагедией» (125).
ЧЕМ же именно???

83.

84.

85.

86. ПЕССИМИЗМ как базовая психологическая черта древнегреческой культуры Nietzsche ← Schopenhauer 1870-е 1820-е

87. КА́ТАРСИС («метафизическое утешение»)

88.

АНТРОПОЛОГИЯ –
НОВОЕ ЗНАНИЕ
ОБ
УЖЕ ИЗВЕСТНОМ

89. КАК?

Техника обнаружения неочевидного
смысла в том, что кажется очевидным,
понятным, «естественным», самособой-разумеющимся =
= техника ПОНИМАНИЯ.

90.

ЧЕЛОВЕК – непонятное, неочевидное,
требующее объяснения НЕИЗВЕСТНОЕ.
Человек не появился как неизменная
данность в какой-то момент доисторического
прошлого, с тех пор оставаясь всё тем же
Homo Sapiens.

91. Антропология повседневности

«Пакет» слухов лета 2013:
«Новокузнецк станет закрытым городом»;
«Марганцевый завод работает по ночам»;
«Строится ртутный завод»;
«Рядом с Новокузнецком захоранивают
ядерные отходы»

92. Генерирование этих слухов напрямую связано с XVII в.

Типологически это особый род
слухов – так называемые
ФРОНТИРНЫЕ СЛУХИ
(позже – специальная тема об этом)

93.

Генезис дисциплины
ИСТОРИЯ как
изобретение XIX века

94. Традиционная точка зрения:

История – это описание
прошлого «как собственно
это было» / «на самом деле»
(1824 г., Л. фон Ранке)
культ исторического факта

95. Проблема:

Сбора и описания «фактов»
– а это традиционная задача
«традиционного
гуманитария»– бывает
недостаточно для их
понимания.

96. Доказательства:

№4
До 1950-х –
братская могила
на Советской площади

97. Доказательства:

№5
Устройство магазинов
в бывших квартирах...
(1990–2000-е гг.)

98.

… и ротация помещений
по схеме
общественный туалет/магазин
ПРАГМАТИКА
ВСЕДОЗВОЛЕННОСТИ

99.

…и куры на лоджиях
(начало 1990-х гг.)

100.

101. Антропология

Учёт опыта человека как
телесного существа,
вписанного в
определенный культурный
контекст (эпоха, психология,
мышление…)

102.

103.

Принципы
ИСТОРИИ
(как науки / текста)

104.

1. Макроперспектива
(конструирование
«большой истории»)

105.

2. «Взгляд сверху»
(особая точка зрения автора
исторического текста)
Л. Н. Толстой vs Ф. М. Достоевский;
глобус Воланда

106.

3. Конструирование
абстракций
(например, таких, как «человек
Древней Руси», «советский
житель» и т. п.)

107.

4. Отсечение частностей,
«мелочей» – ради
моделирования общих
закономерностей
и типического

108. Главные вопросы для историка:

КОГДА, ЧТО, ГДЕ
произошло и КТО
в этом участвовал
(фиксация факта)

109.

Вопрос ПОЧЕМУ?
для историка
требует
«объективного» ответа
(факты должны говорить
«сами»)

110. Отсюда разное отношение к источнику:

У «традиционно
мыслящего» историка
У «антропологически
мыслящего» историка

111. Автобусная остановка (1930)

112. Школа № 7 (1930)

113. Гор. прокуратура (1931)

English     Русский Правила