Социальная Антропология и ее примеры в истории!.
Определение и основные тезисы.
Основатели этой науки и ученые,внесшие в нее большой вклад.
Научный статус антропологии вообще и социальной антропологии в частности.
Методологический статус социальной антропологии
Примеры.
Пример 2
Список источников и литературы.
2.41M
Категории: ИсторияИстория СоциологияСоциология

Социальная Антропология и ее примеры в истории

1. Социальная Антропология и ее примеры в истории!.

Презентацию
подготовил:
Студент - магистрант 1
года обучения
Магистратуры:
Цифровые технологии в
гум. Исследованиях.
Специальность:
История.
Пац Дмитрий

2.

3. Определение и основные тезисы.

Социальная антропология это межпредметная научная дисциплина,
изучающая человека и человеческое общество а также закономерности их
развития и культурное многообразие. Часто употребляется как синоним
культурной антропологии.
Объект исследования: традиционные (дописьменные) общества, а
предметом изучения – антропосоциогенез, системы родства и брака,
родоплеменной строй и вождества, доместикация и неолитическая
революция, социальная организация и типология традиционных обществ,
взаимоотношения языка и культуры, особенности пищи, жилища, брака,
семьи, экономические системы, социальная стратификация, первобытные
верования и религия, искусство.
Сие понятие введено в научный оборот и язык в 1906 году английским, а
вернее шотландским этнологом Джеймсом Фрейзером.
Наибольшее развитие она получила в Великобритании и США
В нашей стране термин «социальная антропология» получил
официальное разрешение на хождение только в начале 1990-х годов, хотя
сама дисциплина утвердилась только в начале 2000-х годов.

4.

В Великобритании антропология базировалась на этнографическом
материале, почерпнутом за пределами страны — в многочисленных
колониях, поскольку британские ученые часто уезжали в разные уголки
мира в поисках различных примитивных племен. В США эта наука
базировалась на изучении племен индейцев, в то время изрядно
истреблявшийся различными методами самими же американцами.
В других странах Европы антропология складывалась на базе местного
фольклора и крестьянской культуры, она была направлена как бы
вовнутрь и чаще называлась этнологией.
Считается социологической дисциплиной.
Ее кафедры открываются на факультетах социологии.
До сих пор, по мнению многих ученых , несмотря на возросший к ней
интерес и в России и в Мире, считается дисциплиной очень
малоизвестной.

5. Основатели этой науки и ученые,внесшие в нее большой вклад.

К основоположникам социальной антропологии относят Э. Дюркгейма (15
04 1858 — 15 11 1917) и Марселя Мосса (10 05 1872 г.— 10 02 1950 г.)
Большой вклад в развитие социальной антропологии внес известный
представитель структурализма Клод Леви-Стросс (28 .11.1908 г— 30
.10.2009 г.) .
Становление этой дисциплины ,как научной в первую очередь связано с
именами антропологов и этнологов А. Рэдклиффа-Брауна(17 .01.1881 г , —
24 .10.1955 г ) и Бронислава Малиновского(7.04. 1884 г.- 16 .05. 1942 г. )
В России,как до революции ,так и сейчас эта дисциплина изучается в
основном в русле курса этнологии и антропологии.
Весомый вклад в ее развитие внесли такие русские ученые,как Г.И.
Новицкий, В.Н. Татищев, В.Н. Тенишев, Д.К. Зеленин, В.Я. Пропп, Н.Я.
Данилевский, К.М. Бэр, Н.Н. Миклухо-Маклай, А.П. Богданов, М.А.
Кастрен, П.С. Ефименко, П.И. Якушкин, С.В. Максимов, П.В. Шейн, М.М.
Ковалевский, П.Сорокин, П.И. Кушнер, В.К. Никольский, Д.Н. Анучин, С.
Широкогоров, Л.Н. Гумилев, Ю.В. Бромлей, С.П. Толстов и другие.

6.

7.

8. Научный статус антропологии вообще и социальной антропологии в частности.

Термин «антропология» употребляется в англоязычных странах. В Германии его
заменяет этнография, а во Франции – этнология. То, что в США именуют
антропологией, а также культурной антропологией, в Европе называют этнологией. В
СССР термин «антропология» использовался для обозначения физической
антропологии.
В широком смысле антропология трактуется как наука о человечестве в единстве его
физических, культурных и социальных аспектов. В дореволюционной России
антропология связывалась с задачей полного понимания человека[5]. В таком случае
она изучает орудия труда, технику и технологию, традиции и обычаи, верования и
ценности, социальные институты, семью, брак и родство, экономические механизмы,
эволюцию искусства, борьбу за престиж и т.д.
В широком смысле антропология включает собственно антропологию или
естественную историю человека; палеоэтнологию или предысторию; этнологию —
науку о распространении человека на земле, его поведении и обычаях; социологию,
рассматривающую отношения людей между собой; лингвистику; мифологию;
социальную географию, посвященную воздействию на человека климата и природных
ландшафтов; демографию, представляющую статистические данные о составе и
распределении человеческие популяции, медицинскую антропологию (психологию
человека, генетику человека), экологию человека и др.
.

9.

В США в составе антропологии выделяют четыре дисциплины: физическую,
археологическую, культурную и лингвистическую антропологию, в
Великобритании – только три: физическую антропологию, археологию и
социальную антропологию. Термин «социальная антропология» используется в
Великобритании вместо двух других терминов – «этнология» и «культурная
антропология».
В России однозначного понимания входящих в антропологию дисциплин не
сложилось. Чаще всего ее основными разделами считают морфологию человека,
учение об антропогенезе и расоведение. Бльшую часть проблем, которыми,
согласно американской традиции, занимается культурная антропология,
российская и отчасти европейская традиция считают относящейся к
«этнографии».
Все области знания, включенные в сферу антропологии, подразделяются на два
больших сегмента – физическую антропологию и культурную антропологию.
Первая относится к естественным наукам, а вторая – к социальным. У них разные
цели и задачи, понятийный аппарат и методы исследования. К примеру,
радиоуглеродный метод хронологического определения останков применяется в
физической антропологии и не используется в культурной. Хотя, разумеется,
представители двух родственных ветвей знания постоянно общаются между собой,
обмениваются новостями и открытиями, проводят конференции и симпозиумы, а в
курс обучения современного антрополога обязательно входят спецкурсы как по
физической, так и по культурной антропологии.

10.

Антропология наряду с социологией, психологией, политологией и экономикой
относится к так называемым социальным, или поведенческим наукам. Они
имеют общий предмет – изучают поведение людей индивидуально или в
группах, – а также похожие методы исследования, а именно анкетирование,
интервью, наблюдение, анализ документов и эксперимент. При этом все они
активно применяют математические методы и расчеты.
Однако в отличие от них у антропологии, если речь идет о такой ее отрасли,
как культурная антропология, много общего с гуманитарным знанием, в том
числе культурологией и философией.
Особенно близки между собой антропология (в первую очередь социальная
антропология) и социология. Нередко антропологию называют родной сестрой
социологии – настолько много у них общего. Одни авторы называют разделом
социологии, а другие, напротив, считают социологию разделом антропологии.
Обе они разветвляются на множество направлений, отраслей и субдисциплин,
большинство из которых направлены на изучение исторического, культурного и
социального становления человека и человеческого рода.

11. Методологический статус социальной антропологии

В научной литературе сегодня отсутствует единая точка зрения на понимание
социальной антропологи, а для ее названия используются самые разные термины, в
том числе этнология, культурная антропология, социальная культурология,
различия между которыми не всегда носят принципиальный характер. До недавнего
времени в нашей стране предпочтение отдавали термину “этнология”, а
соотношение между этнографией, этнологией и социальной антропологией четко
не прописывалось. Для некоторых авторов социальная антропология – всего лишь
аналог этнологии (“этнографическая антропология”), которая специализируется на
теоретическом обобщении социальной и культурной истории народов всего мира,
для других – раздел социологии, объектом изучения которого выступают
примитивные племена и традиционные общества (в отличие от современных
институтов, которые исследуются социологами). Третьи рассматривают ее как
своеобразное ответвление или эмпирическое приложение философской
антропологии, не получившее еще пока рельефных предметно-структурных
очертаний. И сегодня считается, что этнография является преимущественно
описательной (эмпирической наукой), а этнология и антропология восходят на
уровень теоретических обобщений и универсально-исторических законов.
Различие взглядов наблюдается и в понимании объекта и предмета социальной
антропологии. Одни исследователи объектом считают человека (или личность),
другие – культуру, третьи – общество, четвертые – народы, населяющие те или иные
регионы. Из такого разнообразия определений можно заключить, что социальная
антропология оперирует понятиями философии, культурной антропологии,
социологии, психологии и других наук.

12.

Различие взглядов наблюдается и в понимании объекта и предмета
социальной антропологии. Одни исследователи объектом считают
человека (или личность), другие – культуру, третьи – общество, четвертые
– народы, населяющие те или иные регионы. Из такого разнообразия
определений можно заключить, что социальная антропология оперирует
понятиями философии, культурной антропологии, социологии,
психологии и других наук.
В зарубежной науке тоже нет единства воззрений. Социальную и
культурную антропологию в одном случае рассматривают как одну
дисциплину, называя ее то социальной, то культурной антропологией, а в
другом – как две самостоятельные отрасли антропологии, между
которыми очень много общего. Тем не менее, все сходятся в том, что эта
дисциплина, как бы она ни звалась, занимает очень высокое, если не
центральное место среди отраслей антропологии.

13. Примеры.

Распространение
английской моды и образа жизни в Российской
Империи и в Европе в 19 веке.
Пример сей был взят потому,что он напрямую относиться к социальной
антропологии, которая помимо всего прочего затрагивает и вопросы моды
в частности. Этот пример можно отнести именно к ней , поскольку по
моему мнению именно он является одним из тех примеров,которые
наиболее четко рисуют образ жизни и мыслей той эпохи – 19 века.

14. Пример 2

Изобретение бронзы XXXV/XXXIII—XIII/XI вв. до н. э.
подходит как пример социальной
антропологии,поскольку именно с этого периода
начинается наиболее активное социальное расслоение.
В этот период именно бронзовое оружие начинает
выделять знать и простой люд.

15. Список источников и литературы.

Сайт
Википедия. URL
https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_антропология
Сайт Фонд Знаний Ломоносов . URL
http://www.lomonosovfund.ru/enc/ru/encyclopedia:0150:articl
English     Русский Правила