Культурный архетип. Менталитет. Национальный характер

1.

КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕТИП
МЕНТАЛИТЕТ
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

2.

Карл Густав Юнг –
швейцарский психолог
и культуролог (1875-1961)

3.

СТРУКТУРА ПСИХИКИ ПО ЮНГУ

4.

КОЛЛЕКТИВНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – историческая
память всего человечества. Структурные элементы
коллективного бессознательного –
АРХЕТИПЫ, или древние прообразы: мифы, символы,
интуиция.

5.

6.

Архетип обладает
неодолимой
принуждающей силой.
Как только возникает
подходящая ситуация,
архетип активизируется
и заставляет человека
действовать именно так,
а не иначе.
Архетипическими
являются классические
образы и сюжеты,
простые и давно всем
знакомые.

7.

АРХЕТИПЫ: ПРИМЕРЫ
Архетипические образы – это, например, образы
мудреца, матери, старухи, героя, отца и сына, птицы,
змея, мирового древа, сада, леса… А еще – трикстер
(хитрец, мошенник), яблоко…
Архетипов великое множество.

8.

ГРУППЫ АРХЕТИПОВ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ,
входящие в структуру
коллективного
бессознательного всего
человечества.
Например, архетип
птицы, архетип
трикстера, архетипы
первоначальных
элементов: воды,
земли, огня, воздуха…
ПРИСУЩИЕ ОДНОМУ
НАРОДУ: фольклорные
образы и сюжеты.
Совокупность их
представляет собой
культурный архетип.
Культурный архетип
определяет
национальный
характер и менталитет
народа.

9.

КУЛЬТУРНЫЙ АРХЕТИП
Культурный архетип – совокупность
архетипических, фольклорных образов и
сюжетов, присущих одному народу.
На культурном архетипе базируется
национальный характер и менталитет
народа.

10.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Национальный характер – совокупность значимых
эмоционально-психологических черт этноса / нации,
по которым можно отличить представителей одной
этнической группы от другой.

11.

Это специфика темперамента, поведения, выражения
эмоций. Это особенности мировосприятия, мотивы
поступков. Это национальные предрассудки;
распространённые привычки, традиции, стереотипы;
потребности, вкусы, ритуалы.

12.

МЕНТАЛИТЕТ
Менталитет – склад ума, образ мыслей,
миропонимание, ценностные установки, особенности
мышления, культурные особенности присущие
социальной, этнической группе.
Так, немцев считают пунктуальными и педантичными,
французов – непостоянными, американцев –
предприимчивыми.
Исследователи считают, что формирование
менталитета начинается с трёх лет и продолжается в
течение 12 лет.

13.

МЕНТАЛИТЕТ
Термин пришел из исторической науки; сейчас широко
используется в социальной психологии. Понятие
менталитета включает умонастроения, ценности, нормы
поведения и морали, взгляды и оценки, религиозную
принадлежность.

14.

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ХАРАКТЕР
И РУССКИЙ МЕНТАЛИТЕТ:
некоторые моменты

15.

1. АРХЕТИП ОТЦА И СЫНА
Архетип «отца и сына» лежит в основе патриархальной
(от слова «патриарх», πατήρ - отец, ἀρχή - власть) идеи
отношения власти и человека как отношения родителей и
детей. Это подразумевает «хорошее», отеческое,
справедливое правление «доброго хозяина-отца».
Поэтому в России государственная власть
представляется главным стержнем социальной жизни.
Архетип «отца и сына» повлиял на специфику
цивилизационного развития России. Государство
приобретает в русском культурном архетипе особую
ценность.
Для русского человека характерно особое поклонение
власти, государству. Причем в восточно-имперском
смысле.

16.

2. СУДЬБА / ДОЛЯ
Черта культурного архетипа русского человека –
стремление перекладывать ответственность за свою
судьбу, за свою деятельность на государство, власть,
социум, к которому человек принадлежит.

17.

СУДЬБА / ДОЛЯ
Русский человек стремится спрятаться за более глобальные
структуры, уйти от личной ответственности. Поэтому
характерная черта культуры русского человека –
внутренняя безответственность и жёсткая внешняя
ответственность.
Это порождает
непредсказуемость
поведения, которое
ориентировано на
изменяющиеся условия
жизни. Русский человек
понимает эту свою
непредсказуемость –
рационально или
интуитивно.

18.

3. ПРОШЛОЕ – НАСТОЯЩЕЕ – БУДУЩЕЕ
Понимание непредсказуемости приводит к тому, что
русский человек настоящего побаивается. Поэтому
живёт больше прошлым. Это формирует устойчивый
консерватизм.
Поговорка «Русский человек задним умом крепок»
отражает попытку разглядеть в прошлом ошибки
настоящего. Но и привычку «наступать на одни и те же
грабли» никто не отменял.
Немало людей в России ностальгируют по СССР.
Но нет немцев, мечтающих возродить ГДР, британцев –
Британскую империю, а сербов – Югославию…

19.

ПРОШЛОЕ – НАСТОЯЩЕЕ – БУДУЩЕЕ
Человек в России склонен
жить прошлым часто из-за
недостатка перспектив в
настоящем.
Если в настоящем мало
возможностей, свобод,
любые начинания не имеют
почвы для развития…
то люди стремятся уйти от
реальности.

20.

ПРОШЛОЕ – НАСТОЯЩЕЕ – БУДУЩЕЕ
Мечты русского человека о будущем – часто утопические
иллюзии, прожекты. Лишь немногие люди представляют
что-то конкретное.
Люди нередко попадают в ловушку текущего момента.
Эта ловушка особенно часто срабатывает в финансовой
сфере. Люди ценят деньги в настоящем, но стоимость
будущих денег сильно обесценивают.
1000 р. сегодня для человека более привлекательны, чем
1200 р. через год. Хотя для экономистов выбор в пользу
1200 р. очевиден. Ведь 1000 р. превратятся в 1200 р.
через год только при ставке 20% годовых, а это весьма
привлекательная ставка, которая сейчас вряд ли найдется
на рынке.

21.

ПРОШЛОЕ – НАСТОЯЩЕЕ – БУДУЩЕЕ
Из-за ловушки текущего момента людям непросто
сберегать. Ведь нужно сегодня отказаться от потребления,
которое так ценно, в пользу потребления далёкого
будущего, ценность которого в глазах человека сильно
падает.
Ловушка текущего момента делает привлекательными
кредиты: предлагается возможность потребления сейчас,
а расплатиться когда-то потом.
Если человеку говорят: «Вот 1000 р. сейчас, а через месяц
отдашь 1200» (вполне обычная ситуация с
микрозаймами), то мозг сильно обесценивает эти 1200 р.
И такая сделка кажется приемлемой, хотя по сути она
грабительская.

22.

4. РОССИЯ – ЩЕДРАЯ ДУША
Русский национальный характер склонен к щедрости
вплоть до расточительности. Этим пользуются в мире.

23.

РОССИЯ – ЩЕДРАЯ ДУША
Советская Россия была генеральным спонсором бюджетов
всех республик, входивших в состав СССР. Такая ситуация
устраивала всех. С одной стороны, материальная
зависимость обеспечивала лояльность руководства
республик. С ругой стороны, русской душе было комфортно.

24.

РОССИЯ – ЩЕДРАЯ ДУША
Если СССР был организатором международных
мегасобытий, имиджевых мероприятий, то эти события
поражали гостей своим размахом.

25.

РОССИЯ – ЩЕДРАЯ ДУША
Бюджет $40 миллионов
Организаторы с самого начала записали финал
«Евровидения» в убыточные мероприятия

26.

РОССИЯ – ЩЕДРАЯ ДУША
Евровидение–2009
Основные расходы:
крупнейшая за всю историю
конкурса сцена,
аренда «Олимпийского»,
реклама, транспорт,
сопровождение делегаций.
Было аккредитовано самое большое количество
журналистов (2300 человек из 45 стран мира).
Общее количество аккредитованных гостей
превысило 10 тыс. человек Концерты в
«Олимпийском» с 12 по 16 мая посетили около
100 тыс. зрителей. Всего финал «Евровидения2009» посмотрели 122 млн. телезрителей.

27.

РОССИЯ – ЩЕДРАЯ ДУША
Евровидение–2009
Создатели шоу сделали каждый
музыкальный номер уникальным:
новейшее световое и звуковое
оборудование, 2,5 тыс. светодиодных
экранов, 150 тонн подвесных
конструкций сцены.
«...А сделано шоу, конечно, с размахом,
грандиозно. Сами конкурсанты мне почти
никто не понравился, я только ради Патрисии
Каас ездил. Двояко так все. С одной стороны,
все зрелищно и мощно. С другой - за этим шоу
не стоят эмоции артистов...» - написал один из
зрителей.

28.

РОССИЯ – ЩЕДРАЯ ДУША
Евровидение–2009
Сванте Стокселиус, глава
Европейского вещательного союза,
оценил конкурс в Москве как самый
масштабный за свою историю: «У него
никогда еще не было столь высокого
бюджета и столь грандиозной сцены».
«Евровидение-2009» укрепило образ «Россия –
щедрая душа». Власть хотела показать
журналистам, участникам, гостям, что ей не жаль
государственных средств на организацию
крупного международного события. Основная
цель расходов – подтвердить репутацию великой
державы, и российской власти удалось это
сделать.

29.

5. ЧЕЛОВЕК И СОЦИУМ
Евровидение–2009
В русском менталитете
нет установки, рационально и
морально ориентированной на
человека как на уникальную
сущность, носителя высшего
индивидуального духовного
начала.
Личность никогда не
представляла в системе русской
культуры самоценность, она
всегда растворялась до конца в
социуме.
Социум –
общество,
община,
коллектив,
корпорация,
государство.

30.

Русский человек ощущает
единство с социумом, к
которому он принадлежит.
Но не себя в этом в
социуме: не чувствует себя
частью социума. Успех или
неудачу общего он не
связывает лично с собой.
ЧЕЛОВЕК И СОЦИУМ
Евровидение–2009
При этом он вверяет свою судьбу социуму / корпорации /
государству, избавляясь от ответственности за свою
жизнь. На этой основе происходит отчуждение человека
и социума, человека и государства. Отчуждение
усиливается тем обстоятельством, что человек не
испытывает потребности чувствовать себя личностью.

31.

ЧЕЛОВЕК И СОЦИУМ
Евровидение–2009
Это парадокс, противоречие.
С одной стороны, русскому человеку общество чуждо.
Но с другой стороны, только в коллективе, в социуме, в
государстве он чувствует себя уютно.
В русской культуре нет гуманистического представления о
человеке как уникальности. Русский человек чувствует
себя увереннее, комфортнее в коллективе, в обществе. Но
при этом никогда не может реализовать свои возможности
именно в коллективных действиях.
Отчуждение от социума приводит к тому, что всё, что
находится вне человека, одновременно является
объектом и тотальной критики, и поклонения - пиетета,
иррационального по своему происхождению.

32.

ЧЕЛОВЕК И СОЦИУМ
Основу преклонения пред государством составляла
психология «холопства», порождающих боязнь хаоса и
воли как анархии и разбоя.
Государство в России отождествлялось с царембатюшкой. Причем государство / царь-батюшка
ставилось выше закона. Это формировало у русского
человека неверие в закон как воплощение
справедливости и эффективного средства борьбы со
злом.
Преобладание государства над законом порождало, с
одной стороны, правовой произвол, а с другой покорность русского человека.

33.

6. СВОБОДА
Ценность свободы в европейском менталитете означает
1) возможность выбора для себя, 2) уважение
аналогичного права у других.
Важнейшее
свойство
свободы –
необходимость
и способность
личного
ответственного
выбора.
Свобода – это свобода для всех, это защита чужой
свободы как своей (Г. Федотов).

34.

СВОБОДА
В русском культурном архетипе ценность свободы
не сформирована.
В архетипе культуры
русского человека
свобода понимается
как «воля», то есть
свобода лишь для
себя и безразличие к
чужой свободе в
самом широком
смысле слова - от
равнодушия до
подавления.

35.

7. ТРУДОВАЯ ЭТИКА

36.

ТРУДОВАЯ ЭТИКА
На отношение русского человека к труду повлияло
длительное господство внеэкономических форм
принуждения. Нормальная трудовая этика в культурном
архетипе русского человека не могла сложиться в
условиях закрепощения 15-17-19 вв. разных сословий в
России.

37.

ТРУДОВАЯ ЭТИКА
Закрепощение вело к психологическому отчуждению от
труда. К тому, что работа рассматривалась как
повинность.

38.

ТРУДОВАЯ ЭТИКА
Пословица полностью звучала так:
«Работа не волк, в лес не убежит,
потому ее, окаянную, делать и надо».

39.

ТРУДОВАЯ ЭТИКА
«От трудов праведных не наживешь палат каменных»
Такая трудовая этика работала на низкий уровень
материальных притязаний. Люди издавна привыкли жить
скудно, довольствоваться малым, что вырабатывало
психологическую привычку к бедности.

40.

ТРУДОВАЯ ЭТИКА
В Европе складывается
принципиально иное отношение
к труду. Особенно ярко это
проявилось в протестантской
трудовой этике. Протестантизм –
третья ветвь христианства
(наряду с православием и
католичеством), возникшая
в 16 в.
Протестанты рассматривали
индивидуальный
производительный труд как
непременное условие служения
Богу и как основу жизни вообще.

41.

8. РЕСЕНТИМЕНТ
РЕСЕНТИМЕНТ (фр. ressentiment – «негодование,
злопамятность, озлобление») – обида на весь мир и
бессильная зависть. Человек создает образ «врага»,
чтобы избавиться от чувства вины за собственные
неудачи.
Это тягостное сознание тщетности попыток повысить
свой социальный статус. Ощущение бессилия
и безнадежности ведёт к самоотравлению.

42.

43.

Понятие ресентимента впервые ввел немецкий
мыслитель Фридрих Ницше в работе
«К генеалогии морали» (1887).
Под ресентиментом
Ф. Ницше понимал чувство
враждебности к тому, что
человек считает причиной
своих неудач – к «врагу».
Зависть к «врагу» приводит
к формированию особой
системы ценностей,
которая отрицает систему
ценностей «врага».
THE END
English     Русский Правила