5.88M
Категории: ИсторияИстория РелигияРелигия

Искусство Византии. Период иконоборчества. Восстановление иконопочитания

1.

Выполнила: Гаврилина Фларида Ахмадулловна
НТГСПИ, Нт-208, ФХО ИЗО
2022 год

2.

В
византийской
истории
период
иконоборчества,
длившийся более столетия
(начало VIII — середина IX в.),
стал по своему значению
целой эпохой не только в
религиозной,
но
и
в
политической и культурной
жизни Империи.
Причины иконоборчества
Богословские
Политические
«Никейский ангел»,мозаика смущавшая
своей чувственностью иконоборцев
(VII век, восстановлена после разрушения)

3.

В Византии эпоха иконоборчества
распалась на два периода:
первый, наиболее продолжительный
(726—787),
второй, менее долгий и являвшийся
скорее попыткой реставрации первого
(813—843).
По мнению многих историков, в
центре иконоборческого
конфликта
была борьба между государством и
Церковью,
в
первую
многочисленным
и
очередь,
богатым
монашеством, ускользавшим из-под
контроля Империи.
Христос во славе. VII век.

4.

Первый этап иконоборчества (726—787)
Начало иконоборческого периода было положено Львом III. Он
сделал военную карьеру при Юстиниане II — последнем
императоре из потомков Ираклия, и взошёл на престол через
несколько лет после его свержения.
В первый же год вступления Льва на престол началась осада
Константинополя арабами, которая продолжалась целый год —
с августа 717-го по август 718 г.
Возможно, что удачная война с иноверцами подтолкнула Льва к
активной политике и во внутренних религиозных делах. Так, в
722 г. он издал указ о насильственном крещении иудеев по
всей Империи.
Слева направо: Лев III Исавр (между 675 (685) — 741),
Константин V Копроним (718—775), Лев IV Хазар (750—780), Ирина (ок. 752—803)

5.

Поводом для начала новой религиозной
политики стало извержение вулкана около
острова
Крит.
Император
и
его
единомышленники (в первую очередь, из
малоазийских епископов) сочли это знаком
гнева Божия за почитание икон.
Константинопольский патриарх Герман не
поддержал это мнение, отказавшись
осудить почитание икон без какого-либо
соборного
рассмотрения
вопроса.
Императора это не остановило.
Разгневанный
император,
обличенный
накануне Патриархом Германом в ереси,
послал воинов, которые подвергли святого
побоям и изгнали из патриаршего
дома. Император поставил на его место
более сговорчивого Анастасия, который
подписал эдикт против почитания икон.
Святой Патриарх Герман скончался в
Вскоре иконоборцы перешли к настоящей 740 году, в возрасте 95-ти лет, и
погребен в монастыре Хора в
борьбе с иконами и их уничтожению.
Константинополе.

6.

Патриарх Герман опускает в море Лиддскую икону
Богородицы, чтобы спасти её от иконоборцев
Во время правления императора
Юлиана Отступника (361–363) в
Лидде храм были посланы
каменотесы для уничтожения
чудотворного образа. Как они не
старались, стесать священное
изображение, оно не исчезало, а
лишь углублялось более и более
внутрь столпа.

7.

В тех областях, где почитание икон было делом привычным,
иконоборческая политика натолкнулось на настоящее народное
возмущение: в 727 г. в Греции и Италии вспыхнули восстания против
новой религиозной политики. Одним из центров сопротивления стал
Рим, где папа Григорий II (715—731) решительно воспротивился
иконоборческому указу императора.
Времена иконоборчества были страшными для религиозного искусства,
оно физически не могло существовать. Признавалось только искусство
светское. Художественные произведения предшествующих эпох,
посвященные христианской тематике, безжалостно уничтожались.

8.

В житии св. Стефана Нового,
пострадавшего за почитание
икон, говорится об этом так
«Иконы Христа, Богоматери и
святых
были
преданы
пламени
и
разрушению;
наоборот,
изображения
деревьев, птиц, животных и
особенно таких сатанинских
сцен, как бег лошадей, охота,
театральные представления и
игры на ипподроме, тщательно
оберегались...Храм
был
превращен
в
огород
и
птичник».
Известно,
как
император
Константин V приказал на
стенах
храма
заменить
композиции со сценами шести
Вселенских
соборов
на
изображение своего любимого
возницы.

9.

Иоанн Дамаскин (ок. 675—749)
противостояние
и
богословское
оправдание
иконопочитания
было
связано со св. Иоанном Дамаскиным.
Он происходил из христианской семьи
из Дамаска — тогдашней столицы
арабского халифата — и был, как и его
отец, весьма приближен ко двору
халифа.
Изначально
Иоанн
являлся
советником халифа, а сразу после
начала
иконоборчества
занял
активную позицию в обличении ереси
императора Льва III. В результате
византийских интриг в начале 730-х гг.
халиф отстранил Иоанна от двора.
Иоанн Дамаскин утверждал, что изображение Христа на иконе
наполнено благодатью и силой Его присутствия, и потому целование
икон является естественной человеческой реакцией на проявления
милости и любви самого Бога.

10.

Лавра Саввы Освященного.
Православный греческий мужской монастырь, находящийся на
территории Западного берега реки Иордан в Иудейской пустыне, в долине
Кедрон, под полным контролем Израиля. Основан около 484 года
преподобным Саввой Освященным. Является одним из древнейших
общежительных монастырей.
Согласно церковному преданию, здесь подвязались Святой Патриарх
Герман и Иоан Дамаскин.

11.

Казни монахов
(миниатюра
из Хроники Иоанна
Скилицы,
начало XIII века)
Преследование и казни иконопочитателей
В 741 г. Лев III умер, и на престол вступил его сын Константин V Копроним
(741—775) — самый беспощадный из всех императоров-иконоборцев. С его
именем связаны главные кровавые гонения против иконопочитателей.
Константин V объявил их звание неблагонадёжным политически. Сторонники
Константина публично гнали и поносили монахов, кидали в них камнями:
«…многих монахов умертвил ударами бичей, и даже мечом и бесчисленное
множество ослепил; у некоторых обмазывали бороду спуском воска и масла,
подпускал огонь и таким образом обжигал лица их и головы; иных после многих
мучений отсылал в изгнание».

12.

III Иконоборческий собор в
Иерии (754 г.)
Заседания
открылись
10
февраля 754 г. и продолжались
в Иерие до августа, когда они
были перенесены в столицу во
Влахернский храм, выбранный
не случайно – с его стен были
сбиты
фрески
со
священными.
После долгих
обсуждений император убедил
всех
епископов
осудить иконопочетание. На
соборе
754
года
были
утверждены
следующие
догматы:
Иконы повелевалось почитать
за идолов.
Все
поклоняющиеся иконам
были преданы анафеме.

13.

Константин
Копроним умер во
время военного похода против
болгар,
и
армия
искренне
оплакивала его как успешного и
любимого
военачальника
и
императора. Так он остался в
истории как славный правитель,
но при этом как злой и жестокий
еретик — «скверный тиран, а не
царь, хульник на Вышнего».
Ему наследовал его сын — Лев IV
Хазар (его мать была дочерью
хазарского
кагана),
который
царствовал с 775 до 780 г. Он не
отменил иконоборческих указов,
но реальных гонений в его время
не происходило.
Женой Льва была императрица
Ирина, происходившая из Афин,
с которой и оказалось связано
завершение
первого
этапа
иконоборчества. Ещё при жизни
Льва IV Ирина была тайной
иконопочитательницей.

14.

VII Вселенский Собор (787)
После смерти Льва IV Тарасий стал
патриархом на Рождество 784 г., и сразу
вместе с императрицей начал принимать
меры для созыва Собора, в котором были
приглашены участвовать представители
всех патриархатов.
Отцы Собора собрались в Константинополе
в 786 г., и Собор как будто начал свою
работу. Но здесь дали знать о себе
иконоборческие
настроения
многих
епископов и жителей столицы.
В результате Собор в первый же день
работы был распущен Ириной из-за
настоящего бунта со стороны солдат и
угроз расправиться с его участниками. Так
деятельность собора была задержана на
целый год.
За это время Ирина смогла разоружить и
выслать из Города мятежные полки, и в
787 г. собор был созван вновь, но уже в
Никее.
Св. Ирина. Синай

15.

Председателем
VII Вселенского Собора фактически был
патриарх Тарасий. Императрица Ирина и юный император
Константин VI лично не присутствовали на его заседаниях.
Особенностью Собора было широкое участие монашества в
его работе. Основным его деянием было, конечно же,
восстановление иконопочитания, а также богословское и
каноническое обоснование.
На Соборе к лику святых был причислен Иоанн Дамаскин,
умерший задолго до этого события. Таким образом, его
богословие признавалось определяющим в обосновании
иконопочитания. В постановлении Отцов Собора важным
моментом было утверждение того, что «честь, воздаваемая
образу, восходит к Первообразу (т.е. к Иисусу Христу.), и
поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного
на ней».

16.

В этот темный период христианское
искусство не исчезло полностью, но
продолжало существовать потаенно,
в местах, находящихся вдали от
центра, подальше от властей как
церковных,
так
и
имперских.
Преследуемые
иконопочитатели
скрывались
в
отдаленных
монастырях.
Среди синайских икон есть разные
группы:
и
созданные
в
Константинополе, и прибывшие с
христианского Востока. Три из этих
икон – «Христос Пантократор»
(Вседержитель), «Апостол Петр» и
«Богоматерь на троне со свв.
Федором и Георгием» (ил. 1–4) –
выполнены
с
высочайшим
художественным мастерством и могут
быть
отнесены
к
константинопольским работам.
Ил. 6. Христос и св. Мина. VI в. Лувр,
Париж

17.

Самая важная по содержанию и самая прекрасная по
исполнению из ранних икон – это «Христос Пантократор»,
благословляющий правой рукой и держащий Евангелие в
левой. Именно такой образ, иконография которого, как видно
по этой иконе, уже сложилась в VI в., будет играть ключевую
роль во всем византийском искусстве.
Здесь также сохраняются многие элементы античного
иллюзионистического портрета, но уже явно преобладают
особенности, свойственные именно иконе, то есть образу,
предназначенному для молитвы.
Черты облика Христа столь индивидуальны, что он похож на
реалистическое изображение. Однако преобладают мотивы
созерцания, покоя, умиротворения, необходимые для
иконного образа с его молитвенной сосредоточенностью и
строгостью.
Этому
же
подчинены
и
средства
живописной
выразительности: появляется особая иконная гладкость,
менее заметными становятся мазки и фактура, свет лежит на
всем столь идеально равномерно, что предполагает какое-то
особое излучение. Благодаря этому живописная поверхность
утрачивает эллинистическую чувственность и приближается к
иконной плави, а образ от реального переходит к идеальному.
В этом образе Христа Пантократора мы встречаемся с
важнейшими
отличительными
чертами
византийского
иконописания: молчаливой созерцательностью, покоем,
отсутствием каких-либо заметных эмоций.
Ил. 1. Христос Пантократор.
VI в. Монастырь Св.
Екатерины на горе Синай

18.

Апостол Петр
Наиболее
близка
классическому
искусству икона «Апостол Петр»,
похожая
на
портрет
реального
человека с индивидуальным умным
лицом и полным внимания взглядом.
Архитектурный фон за его спиной – это
эллинистический
портик,
углубляющийся
в
правильной
перспективе, что создает иллюзию
совершенно конкретного пространства,
и вся композиция кажется живой,
близкой к реальности сценой.
В верхней части иконы – образы
Христа,
Богоматери
и
Иоанна
Богослова.
Они
помещены
в
медальоны
подобно
античным
портретам или изображениям на
античных щитах – imago clipeata.
Иконография этой иконы еще весьма
свободная. Во всем – и в стиле, и в
иконографии – пока еще больше
натурального, чем идеального.

19.

Икона «Богоматерь на троне со свв.
Федором
и
Георгием»
также
объединяет в себе классические
элементы
со
свойствами
уже
совершенно иконописными.
К первым относятся перспективная
архитектура
фона,
изображения
ангелов, живых, эмоциональных, с
красивыми чувственными обликами,
очень похожими на античные фигуры.
Ко вторым – строгость фигуры Maрии,
окутанной темными одеждами, будто
подчеркивающими ее отстраненность
от мирской суеты; изображения
Федора и Георгия с их восточными
типами лиц, далекими от классических
моделей, исполненными духовной
сосредоточенности.
Богоматерь на троне со святыми
мучениками

20.

Икона
«Вознесение»
принципиально
иных
орнаментальных началах.
построена
на
декоративно-
Однако этот стиль, имеющий много общего с
народным искусством, не может быть
объяснен как провинциальный примитивизм
вдали от управляющих искусством столиц.
Скорее он свидетельствует о существовании
особой
эстетики,
развивавшейся
параллельно с антикизирующей традицией и
имевшей
собственные
древневосточные
истоки.
Именно такое искусство было чрезвычайно
распространено в монастырях Христианского
Востока, сознательно отвергавших светскую
прелесть античности. Хорошо известный в
Сирии, Египте и Палестине стиль лучше
всего сохранился до наших дней в росписях
пещерных
монастырей
Каппадокии,
некоторые из которых могут быть без
преувеличения причислены к шедеврам
мирового искусства..
Вознесение
VIII - IX века. 41,8 X 27,1 см.
Византийские иконы Синая

21.

В
начале VIII в. были
созданы две великолепные
иконы, находящиеся в Риме.
Одна из них – «Богоматерь с
Младенцем»
из
церкви
Санта Мария Нуова, другая
– «Богоматерь – Царица
Небесная»
из
базилики
Санта Мария ин Трастевере.
Точное происхождение этих
икон неясно. Возможно, они
были привезены в Рим из
Византии
или
восточнохристианских
земель
византийского
ареала.
Ил. 10. Богоматерь с Младенцем.
Ранний VIII в. Базилика Санта Мария
Нуова (Санта Франческа), Рим.

22.

Обе иконы, как и все другие, о
которых шла речь выше,
выполнены
в
технике
энкаустики; обе отличаются
очень большими размерами
(«Богоматерь с Младенцем»
сохранилась
фрагментарно,
первоначальный
размер
неизвестен; «Богоматерь –
Царица
Небесная»
имеет
размер 200x133 см).
Богоматерь — царица небесная
рим. конец vi — начало viii вв.,
базилика санта мария ин трастевере.
энкаустика, доска

23.

Авраам VI в.
Икона из Берлинского музея
Позднеантичного и
Византийского Искусства.
св. Иоанн Предтеча

24.

Икона плохо сохранилась. От первоначального
красочного слоя оригинала остались только лик
Богоматери и лик Младенца (от него дошли
лишь фрагменты). Все остальное в иконе –
поздняя реставрационная живопись. Однако и в
таком ущербном виде икона производит очень
сильное
впечатление
необычной
выразительностью и совершенно своеобразной
красотой. Лик написан восковыми красками
нежнейших розовых оттенков, незаметно
перетекающих друг в друга; нет ни одного
сильного или определенного цветового акцента,
так
что
живопись
выглядит
слитной,
неосязаемой и вместе с тем совершенно
сияющей. Главная тема здесь – это
одухотворенная,
преображенная
Духом
материя, сама превратившаяся в источник
света. Вторая знаменитая римская икона
"Богоматерь

Царица
Небесная",
величественная и торжественная, выполнена в
тот же период, быть может, в конце VII – начале
VIII в.
Богородица с младенцем
Христом

25.

Пророк Илья
Триптих (передняя и задняя часть). 61 x 21 см.
Энкаустика. 7 век. Синай
Святые Павел, Петр, Николай и Иоанн
Златоуст
40 x 13 см. Энкаустика. 7 век. Синай

26.

Святые Сергий и Вакх
Другой тип образа и стиль изображения можно увидеть на иконе "Свв.
Сергий и Вакх", созданной в VI в. Как и три предыдущие, эта икона
тоже происходит из монастыря Св. Екатерины на горе Синай, но в XIX
в. она была привезена епископом Порфирием (Успенским) в Киев, где
и находится в настоящее время в Музее западного и восточного
искусства.

27.

Второй этап иконоборчества (813—843)
Так
случилось, что императоры-иконоборцы обладали большими
военными и государственными способностями, а их преемникииконопочитатели оказались одарены в этом отношении куда меньше.
Это стало, вероятно, одной из причин реставрации иконоборчества на
его втором этапе.
Правление Ирины оказалось ознаменовано её конфликтами с сыном —
Константином VI. В результате Константин был свергнут и ослеплён,
впрочем, в конце своей жизни Ирина тоже оказалась в монастыре не
вполне по своей воле. В 800 г. Карл Великий был коронован Папой
Римским императором Римской империи.
Ирине наследовал в 802 г. император Никифор, которому пришлось
столкнуться с грозной болгарской опасностью, а заодно и с арабской в
лице знаменитого Гаруна Аль-Рашида. В 809 г. болгары под
водительством хана Крума осаждали Константинополь, а в 811 г. сам
Никифор пал в бою вместе со значительной частью своего войска. Крум
сделал из его черепа пиршественную чашу. Его преемником стал
Михаил I Рангаве (811—813), которому тоже не сопутствовал успех в
борьбе с болгарами-язычниками.

28.

О Михаиле I рассказывают две истории,
в которых преподобный Феодор Студит
(759—826) удержал его от жестокости.
Первая была связана с законом о казни
павликиан

последователей
дуалистического религиозного течения,
тогда компактно проживавших в Малой
Азии,
крайних
противников
иконопочитания. Феодор Студит смог
добиться отмены принятого закона. Во
второй раз он убедил императора не
выдавать
Круму
болгарских
перебежчиков
(на
условиях
такой
взаимной выдачи хан был готов
заключить мир).
Михаил
был
свергнут
во
время
неудачных войн с Болгарией, и на
престоле оказался Лев V Армянин
(813—820).
Он
сразу
же
нанёс
поражение Круму при Месемврии, и
вслед
за
этим
стал
постепенно
возрождать иконоборческие традиции.
преподобный Феодор
Студит(~759–826)
Лев V Армянин. Византийский
император

29.

В 820 г. Лев V был убит в храме заговорщиками,
переодетыми в священнические облачения.
Находившийся в ссылке патриарх Никифор, ценя
государственные заслуги Льва, сказал после его
гибели, что «ромейское государство потеряло хотя
и нечестивого, но великого своего заступника».
На престоле оказался Михаил II (820—829), в
котором иконопочитатели поначалу надеялись
увидеть своего покровителя. Но всё оказалось
несколько иначе: Михаил происходил из семьи
павликиан и сохранил многое из религии своего
детства. Но помимо нелюбви к иконам, он
отличался и веротерпимостью.
При нём роль главного гонителя на иконы
исполнял его учитель Иоанн Грамматик,
поставленный в патриархи в 833 г. При Феофиле и
Иоанне возобновилось кровавое преследование
иконопочитателей, а монастыри закрывались.

30.

Феофан и Феодор
Начертанные. Фреска
1547 года
Самыми известными из исповедников того времени являются, пожалуй,
братья-монахи Феодор и Феофан Начертанные. Они были эмигрантами
из Палестины, и в Константинополе принимали участие в религиозном
диспуте с императором. После диспута монахи были преданы мучениям
и отправлены в ссылку.
На их лбах император приказал выжечь несколько ямбических строк,
отчего монахи и получили потом своё прозвище. Вернувшись из ссылки
при императрице Феодоре, Феофан стал митрополитом Никейским.
Отметим попутно, что ко времени Феофила относится церковное
предание, рассказывающее о чудесном явлении Иверской иконы
Богоматери.

31.

Жена Феофила - Феодора тайно почитала иконы, что вряд ли могло
укрыться от императора. Когда он был уже на смертном одре, то
императрица, вероятно, прикладывала к его губам иконы.
Через несколько месяцев после начала её правления (в качестве
регента их малолетнего сына Михаила III) Феодора стала готовиться к
восстановлению иконопочитания, и её главным условием было
прощение со стороны Церкви её мужа Феофила. Было решено не
созывать церковного собора, но объявить о восстановлении решений
VII Вселенского Собора.
Поскольку патриарх Мефодий был православным, к тому же он
обладал большим авторитетом как исповедник, то восстановление
иконопочитания обошлось без созыва нового Собора.
Это событие пришлось на первое воскресенье Великого поста 843 г. и
было названо Неделей Православия. Вскоре оно стало отмечаться
ежегодно в тот же день — в первое воскресенье Великого поста, за
которым и закрепилось название Недели Православия, или, в
славянской традиции, — Торжества Православия.
После 843 г. иконоборчество ни разу не дало о себе знать в истории
Византийской церкви.

32.

Используемая литература:
1. Иконы ранневизантийской эпохи.
https://orthodox-com.livejournal.com/2250.html
2. Византийская империя: иконоборческий период «Рождение
Империи. Становление Византийской государственности».
№ 6–7/2004; «Расцвет Империи. Византийское государство в
эпоху Юстиниана». № 35/2004;
https://his.1sept.ru/2007/18/6.htm
3. Лихачева В. Д. Искусство Византии IV-XV вв. Л.: Искусство,
1986.
English     Русский Правила