97.02M
Категории: БиографииБиографии МузыкаМузыка

Георг Филипп Телеман. Судьба наследия гения барокко

1.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Детская школа искусств №15 городского округа город Воронеж.
Степанова Дарья Максимовна
8 класс, отделение фортепиано
руководитель – Шадрина Татьяна Викторовна
Георг Филипп Телеман.
Судьба наследия гения барокко

2.

Георг Филипп
Телеман.
Судьба наследия
гения барокко

3.

340 лет со дня
рождения Телемана
14 марта 2021 года
исполнилось 340 лет со дня рождения
великого немецкого композитора
Георга Филиппа Телемана (1681—1767)

4.

Георг Филипп Телеман
Немецкий композитор, один из главных представителей эпохи
Барокко в музыке.

5.

Барокко
Барокко называют стиль в европейском искусстве и
архитектуре XVI–XVII веков. Для него характерно
внимание к деталям, символы и аллегории,
грандиозные композиции, преувеличения,
эмоциональность, пышность, витиеватые, изогнутые
линии и обилие декора.
•Свое название стиль, а вслед за ним и эпоха, получил
от португальского la perola barroca — так моряки этой
страны называли жемчужины неправильной формы.
•Барокко зародилось в Италии,
а потом распространилось по всей Европе

6.

•Родился 14 марта 1681 в Магдебурге в
семье лютеранских пастеров.
•С детства обнаружились незаурядные
способности к языкам и к музыке. Совсем
юным он был выбран кантором в
помощники на уроках пения, играл на
скрипке, цитре и флейте.
•В 12 лет начал сочинять. Его первая опера
была поставлена в театре.

7.

Инструменты, на которых играл Телеман

8.

По решению семьи
отправился изучать право в
Лейпциг.
Музыкальная жизнь Лейпцига
была столь интересной,
что Телеман оставил
юриспруденцию ради музыки

9.

В последующие годы Телеман служил в должности капельмейстера при дворе
графа Эрдмана, капельмейстера при дворе герцога Саксен-Эйзенахского,
кантора и музикдиректора фон Промнитц в Зорау, затем в должности
концертмейстера и во Франкфурте-на-Майне и, наконец, городского кантора и
учителя в Гамбурге, где он обосновался почти на полвека, до конца своих дней.

10.

Телеман прожил долгую жизнь — 86 лет, и почти вся она
посвящена сочинению музыки. Считается, что он написал более
чем 3000 сочинений - это больше, чем Бах и Гендель вместе
взятые.
К сожалению, до наших дней дошло около половины его
произведений: значительная часть архивов была утрачена в 1945
году во время бомбардировок Берлина.

11.

Телеман и современники
Георг Фридрих Гендель
Иоганн Себастьян Бах
Антонио Вивальди

12.

Телеман и современники
Работая в разных областях Европы и даже не будучи все лично знакомы, Бах, Телеман, Гендель и Вивальди
были хорошо осведомлены о творческих достижениях друг друга. Несмотря на различные музыкальные
предпочтения, они с уважением и интересом воспринимали всё новое и необычное, что характеризовало
черты стиля их коллег. Сегодня для нас Иоганн Себастьян Бах — главный претендент на звание
«величайшего композитора эпохи». Но его современники вряд ли бы с этим согласились: ведь тогда
ключевыми фигурами европейской музыкальной жизни были его соперники Георг Фридрих Гендель и Георг
Филипп Телеман, а также вошедшие в моду великие итальянцы— в частности, Антонио Вивальди. Это
заочное соперничество не повлияло на интерес Баха к творчеству Вивальди, чьи сочинения он
внимательно изучал и делал переложения его концертов для иных инструментальных составов. Блестящая
карьера обласканного почестями Генделя и сравнительно скромное положение Баха никак не влияли на
взаимное уважение и стремление к личной встрече, которая, увы, так никогда и не состоялась. Несходство
творческих пристрастий также не помешало Телеману и Баху быть друзьями. Телеман даже был крестным
отцом одного из сыновей Баха, Карла Филиппа Эммануила, также ставшего впоследствии выдающимся
композитором. Так что прямыми соперниками эти композиторы не были… Дух соперничества между ними
подпитываем сегодня мы — своими неумолкающими спорами о том, кто же из них самый гениальный?

13.

Телеман и Бах
Телеман и Бах высоко ценили творчество друг
друга. Телеман, который обладал незаурядным
литературным талантом, посвятил Баху
следующие строки:
Пусть виртуозами Италия кичится,
Превознося до звезд искусных имена,
Талантами и нам нетрудно похвалиться,
И чтить умеет их немецкая страна.
Усопший Бах! С тобой не многий мог сравниться:
Ты стал как органист Великим издавна,
А то, что ты нанес на нотные страницы,
На долгие тебя прославит времена.
Спокойно спи, твои заслуги велики:
Ученики твои и их ученики
Посмертный твой венок плетут тебе отныне.
Кто из сынов твоих не славный музыкант?
Но нам всего милей наследственный талант,
Что оценил Берлин в твоем достойном сыне.
Г.Ф. Телеман

14.

Телеман и Бах
«История—самая пристрастная из наук. Когда она пленяется каким-нибудь человеком, она любит его
ревниво, она не желает более слышать ни о ком другом. В тот день, когда было признано величие И. С.
Баха, все, что было великого в его время, обратилось в менее чем ничто. С трудом прощается Генделю
дерзость обладать таким же гением, какой был у И. С. Баха, и иметь гораздо больший успех. Остальные
обращены в прах; и более всех — Телеман, которого потомство заставило расплатиться за неслыханную
победу, одержанную им при жизни над И. С. Бахом. Этот человек, музыкой которого восхищались во
всех европейских странах, от Франции до России, которого Шубарт называл «несравненным мастером»,
которого суровый Маттезон объявлял единственным музыкантом, стоявшим выше всяких похвал1,
сегодня забыт и презрен. Не стараются даже что-либо узнать о нем. О нем судят понаслышке, по словам,
которые ему приписывают, не давая себе труда вникнуть в их смысл. Он был принесен в жертву
благочестивому рвению бахистов, таких, как Биттер, Вольфрум или наш друг А. Швейцер, не
понимающий, как это И. С Бах собственноручно переписывал целые кантаты Телемана. Этого нельзя
понять. Но если любишь И. С. Баха, то уже один тот факт, что он так относился к Телеману, должен был
бы заставить призадуматься. Один только Винтерфельдт, некогда тщательно изучивший религиозные
композиции Телемана, отметил его историческое значение в развитии духовной кантаты».
Ромен Роллан.
«Автобиография одной забытой Знаменитости.
Телеман — счастливый соперник И. С. Баха»

15.

Телеман сегодня
Переоценка творчества Телемана
началась уже в XX веке, во многом
благодаря труду Ромена Роллана
«Телеман — счастливый соперник И. С.
Баха» - главы из книги «Музыкальное
путешествие в страну прошлого»
вышедшей в 1919 году.

16.

Телеман сегодня
Сегодня произведения Телемана занимают достойное место в
репертуаре различных оркестров и исполнителей

17.

Творчество Телемана
Творческое наследие композитора охватывает все известные в
его эпоху жанры и формы:
Духовная вокальная музыка: около 1700 церковных кантат; 27 пассионов;
6 ораторий, 17 месс, 2 магнификата, и др.
Светская вокальная музыка: 9 опер, комическое интермеццо
«Пимпиноне», серенады и кантаты, свыше 100 песен.
Оркестровые сочинения: около 120 сюит (у автора «увертюры»); 4
симфонии; 2 дивертисмента; 47 концертов для инструментов с оркестром;
около 50 concerto grosso.
Камерно-инструментальная музыка: 36 сольных фантазий; дуэты; около
100 сонат для скрипки и для флейты с цифрованным басом; свыше 100
трио-сонат; свыше 50 квартетов и квинтетов; пьесы для лютни. Самый
известный тематический сборник оркестровых и камерноинструментальных сочинений Телемана — «Застольная музыка»
(Tafelmusic, 1733), три тома которой содержат увертюры, квартеты,
концерты, сонаты и трио.
Для клавира: фуги, хоралы, хоральные прелюдии, сюиты, фантазии,
менуэты.

18.

Спасибо за внимание!

19.

Список литературы:
1. Рабей В. Георг Филипп Телеман. — М., 1974.
2. Роллан Р. Автобиография одной знаменитости. Телеман —
счастливый соперник И. С. Баха. — М., 1988.

20.

Использованные музыкальные фрагменты:
Г.Ф. Гендель. Оратория «Мессия» хор «Аллилуйя»
А. Вивальди. Цикл «Времена года» «Осень» III часть
Г.Ф. Телеман. Концерт для альта с оркестром IV часть
Г.Ф. Телеман - Концерт для блокфлейты и виолы да гамба I часть
Г.Ф. Телеман. Георг Филипп. Увертюра «Музыка на воде»
Г.Ф. Телеман. Концерт для гобоя с оркестром IV. Allegro
Г.Ф. Телеман. Концерт для трубы, струнных и бассо континуо ре мажор. I ч. Adagio
Г.Ф. Телеман. Концерт для трех гобоев c оркестром I. Allegro
Г.Ф. Телеман. Концерт для трубы с оркестром I. Adagio
Г.Ф. Телеман. Соната для виолы да гамба и бассо континуо ми минор
Г.Ф. Телеман Концерт для трёх скрипок с оркестром, I часть
Г.Ф. Телеман. Квартет ми минорr, IV часть
Г.Ф. Телеман Трио из Страстей «О вечность!, грозен твой урок!»
Г.Ф. Телеман. Концерт для скрипки, струнного оркестра и Basso Continuo до минор III часть
Г.Ф. Телеман. Концерт для валторны с оркестром 1ч.
English     Русский Правила