Похожие презентации:
О земельных отношениях у якутов в XVIII вв
1.
О земельных отношениях уякутов в XVII-XVIII вв.
А.А. Борисов (Якутск)
2.
Актуальность темы1. Проблема находится на стыке разных научных дисциплин.
2. В условиях Якутии имеет свою специфику, связанную с этнокультурной характеристикой якутов и их историей.
3. Изучение земельных отношений позволяет решить в том числе
вопросы, имеющие отношение к прежде всего проблем в области
исследования истории политико-потестарных и социальных
институтов.
4. В обширном регионе Азиатской России тюрко-монгольские
народы занимали видное место. Сранительное изучение истории
этих народов является актуальным и перспективным направлением.
3.
ИсториографияПроблема решалась в контексте
изучения вопросов частной и общинной
собственности.
В ранний период исследователи
констатировали
отсутствие
частного
землевладения
(Д.М.
Павлинов,
Н.А.
Виташевский и др.).
В
советской
историографии
дискуссия
велась
вокруг
проблем
феодализации
якутского
общества
(Г.П.Башарин,
В.Н.
Иванов
и
др.),
акцентирование внимания на сохранении
родовых общинных порядков (И.С. Гурвич,
Г.У.Эргис и др.). Отдельные ученые занимали
промежуточную позицию (С.А. Токарев).
Особенности историографии:
- односторонность в исследованиях,
- идеологизированность конечных выводов,
- узость методологических подходов,
- отсутствие исследований в постсоветский
период.
4.
Вопросы методологииАктуальные проблемы:
Современная историография акцентирует
внимание на изучении традиционных
представлений и политики государства.
Перспективным является рассматривать как
они взаимодействовали.
- Ментальное восприятие;
- Нормы и традиции иноверцев о земле;
- Жалованные грамоты на землю;
- Земельные споры;
Русские
государственные
регулировавшие землевладение.
акты,
5.
УлусПод «улусами» понимается особым образом
организованный кочевой народ под главенством
правящей
династии
(господствующего
конического клана), объединенный общностью
экономических (поддержание и воспроизводство
скотоводческого хозяйства) и политических целей.
(1) подвижный, кочевой характер (базовый
признак),
(2)
потребность в координации кочевания ,
которую выполняет кочевой правитель (каган, хан,
тайша, тойон и др.),
(3) привязанность не к территории, а к
населению,
(4) принадлежность населения к
кочевому правителю
У якутов существовал на двух уровнях:
- наслежном (от слова наслег),
- на улусном.
За каждым улусом были закреплены
определенные земли: пастбища, сенокосы,
рыбные ловли, охотничьи угодья (?).
Правящий «род» (патронимия) обладая
большим количеством скота, широкими
саунными связями, концентрировал ключевые
земельные угодья в наиболее выгодных для
ведения кочевого хозяйства местах.
Право на землю регулировалось давностью
пользования и владения.
6.
Традиционные отношения к земле, отраженные врусских письменных источниках
(1) «старинные мои»,
«мои старинные вотчинные сенные покосы»;
(2) «мое угодье озеро» [рыбной ловли], «то де озеро и жилища ... обоих породные вековые
места»;
(3) «вечные отцов и дедов и прадедов наших и наши сенные покосы»,
«деда и отца моего ... мои покосы»;
(4) «мои жилища», «на тех своих жилищах жил 13 лет до иво изгони, не съезжая» [пастбища,
сенокосы];
(5) «луга мои, кошу на тех лугах лет з 10».
7.
Земельные правовые нормы известныеякутам
(1) частное владение,
(2) купля-продажа,
(3) залог,
(4) завещание,
(5) приданое.
8.
«Земля великого государя...»№
12
Дата и
Истец
содержание
иска
1668 г.
Чучугур Онюкеев
Потрава
(Борогонская
покосов,
волость)
«сенные
покосы
покосил»,
«с ... жилищ
насильство
м изгнал»
Ответчик
Одурей Изикеев
(Малягарская волость)
Объект
Сенные покосы, «жилища» в районе
Олекминского острожка
Отношение к земле
Чучугур Онюкеев:
«мои покосы», «мои
жилища»,
«на тех своих жилищах жил
13 лет до иво изгони, не
съезжая».
«Из за те сенные иво покосы
сулил ему жеребенка 2 годов
или 3 соболя ... для того
чтобы он Чучугурко теми
сенными покосы поступился
мне Одурейку вовсе владеть»
«Яз ему Одурейку теми
своими сенными покосы
впредь не поступался, что де
земля великого государя, как
де мне те сенные покосы
продавать?»
9.
Земельные угодья обложенные ясакомИз челобитной якутских князцов
1677 г.
«Да Андрей же Барнешлев отнял
насильством себе у него князца Нокто
Никина рыбную ловлю урочища в устье
Крововой протоки песок и тем де ево
Нокту оголодил. А с тое он рыбные
ловли великому государю ясак платит и
от того он разорился. А прежние
воеводы тое рыбные ловли
не
отимывали. Чтоб ему тое ло[вли] отдать
по прежнему».
10.
Традиции и земельная политика№
Дата и
содержание
Истец
Ответчик
Объект
Отношение к земле
иска
18
1687 г.
Казак Герасим
Кирикий и Бурчигир
Незаконное
Цыпандин, муж
Этегенеевы
сенокошени крестной матери
(Нюрюптейская
е на чужой
новокрещена
волость)
земле
Семена Иванова
(Нюрюптейская
волость)
Сенные покосы Показания на суде:
1) «Те де спорные сенные покосы преж сего издавна
на острове
нихто не косил, пусто было, а летом на том острову на
Когобке на
Когобке скот иноземской живет» (князец Чугун
Бодоев).
реке Лене
2) «Те де спорные сенные покосы продал
Нюрюптейской волости якут Тетку Керенеев
Кирикичкову отцу иво Этегею» (кангаласец Эрсюй
Одукеев).
3) На тех землях косил и ими владел Семен Иванов с
братом Багдугуром.
4) «На том острову Когобке юртами живут, и теми
сенными покосами владеют» ответчики.
5) «а в прошлых де годех ... Багдугур с ним
Кирикиячком вместе косил один год».
6) Земли уступленные по духовной Семеном
Ивановым жене Герасима, своей крестной матери.
11.
ЗаключениеЯкутские материалы подтверждают тезисы об особых чертах
земельных отношений, связанных с улусной системой. Политика
государства в этот период имела патерналистский характер,
отраженный в законах. Об этом свидетельствуют и
делопроизводственные документы.