11.89M
Категория: ПравоПраво

Многообразие школ и учений о государстве и праве

1.

ФГКОУ ВО ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ
КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА
Мультимедийная презентация к лекции
по дисциплине «Теория государства и права»
на тему:
«Многообразие школ и учений о государстве и праве»
специальность 40.03.02
Автор разработки:
начальник кафедры
теории
и истории права
и государства,
к.ю.н., И.А. Мингес

2.

ПЛАН ЛЕКЦИИ:
1. Причины многообразия теорий
о
государстве и праве.
2. Современные учения о государстве.
3. Общая характеристика учений о праве.

3.

1. ПРИЧИНЫ МНОГООБРАЗИЯ ТЕОРИЙ О
ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ.
В мире всегда существовало множество
различных теорий о государстве и праве. Каждая
из них отражает различные взгляды различных
групп, слоев, классов, наций и других социальных
общностей на процесс возникновения, развития и
сущности государства и права.
В основе этих взглядов
и
суждений
всегда
находились
различные
экономические,
финансовые, политические
и иные интересы.

4.

Речь идет не только о классовых интересах и
связанных с ними противоречиях, как это длительное
время утверждалось в нашей отечественной и отчасти зарубежной литературе. Вопрос ставится гораздо шире.
Имеется в виду весь спектр существующих в обществе
интересов и противоречий, оказывающих прямое или
косвенное влияние на процесс возникновения,
становления и развития государства и права.

5.

За время существования юридической, философской и
политической науки были созданы десятки самых
различных теорий и доктрин, высказаны тысячи самых
различных предположений. Вместе с тем споры о
природе государства и права, причинах, истоках и
условиях их возникновения продолжаются по сей
день.

6.

Причины многообразия теорий о государстве и
праве заключаются в следующем:
1) в сложности и многосторонности самого процесса
происхождения государства и права и объективно
существующих при этом трудностях его адекватного
восприятия.

7.

2) мыслители, предлагавшие объяснение этому
процессу, жили в разные исторические эпохи и
использовали разный объем накопленных человечеством
знаний.
Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо возрос, но мы «с
высоты своего полета» не должны пренебрежительно рассматривать
идеи ученых, живших ранее нас, тем более, многие их идеи не
отвергнуты жизнью и справедливы до настоящего времени.

8.

3) объясняя процесс развития и сущности
государства и права, ученые брали для
иллюстрации своих идей различные регионы
земли, отличающиеся своеобразием.

9.

4) зачастую ученые, восхищенные достижениями других
наук, пытались эти результаты применить к наукам
общественным и, в частности, основываясь на тех или
иных достижениях по-новому взглянуть на государство и
право.
Причем делали они это подчас так увлеченно, что не замечали влияние
других факторов на развитие общества. Одним словом, мыслили
односторонне.

10.

5)
в
преднамеренном
искажении
процесса
первоначального
или
последующего
возникновения
государственно-правовой системы в силу конъюнктурных
или иных соображений.

11.

2. СОВРЕМЕННЫЕ УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ.
Множественность учений о государстве связана не
только со сложностью, многосторонностью государства как
социального явления, разнообразием его форм в прошлом
и настоящем, но и с тем, что государство осуществляет
политическую власть, его деятельность прямо
затрагивает интересы различных социальных классов
и групп.
Связано
это
и
с
разнообразием
идеологических позиций и
философских
подходов
различных авторов.

12.

Следует отметить, что до 90-х годов 20 столетия в
отечественной науке безраздельно господствовала одна
материалистическая (классовая) теория государства,
основанная на классовом подходе, а все другие концепции
отвергались как буржуазные, без их всестороннего
анализа, без попыток хотя бы найти в них рациональное
зерно.

13.

В настоящее время отношение к учениям о государстве
существенно изменилось: признается, что любая теория
опирается на фактические обстоятельства, учет
которых
дает
возможность
более
широко
и
всесторонне анализировать изучаемые явления и
процессы. Относится это и к рассматриваемым далее
учениям о государстве.

14.

Существующие учения о государстве условно
можно разделить на четыре группы:
1) о сущности государства;
2) о его целях и задачах;
3) о средствах и методах его деятельности;
4) о путях и перспективах его дальнейшего развития.

15.

Среди
теорий,
относящихся
к
сущности
государства, можно выделить следующие:
Теория элит. Теория сформировалась в начале XX в.
(работы В. Парето, Г. Моска) и получила развитие в
середине века (X. Лассуэл, Д. Сартори, Т. Дай и др.).
Смысл теории заключается в том, что народные массы
не
способны
управлять
государством
и
это
осуществляется верхушкой общества - его элитой.

16.

17.

Элиты формируются по различным признакам
(происхождение, образование, опыт, способности и пр.),
при этом они могут пополняться за счет наиболее
способных представителей масс.
Современные сторонники этой теории считают, что
существует несколько элит, между которыми идет борьба
за власть, причем народ контролирует их деятельность,
используя избирательное право.

18.

19.

Отмечая негативные стороны этой теории (отстранение
населения от власти, отрицание ее классового характера и
т.п.), следует отметить следующее: реализация власти
практически всегда осуществляется через весьма
ограниченный круг людей (депутатов, работников
государственного аппарата и пр.).
Важно, чтобы эти лица реально
выражали
интересы
народа,
различных социальных слоев и групп.
А для того чтобы это обеспечить,
необходимо сознавать
элитарный
характер народных избранников и
представителей,
обеспечить
действенный контроль за их работой.

20.

Технократическая теория. Эта теория возникла в 20-х
годах
XX
столетия
и
получила
значительное
распространение в 60-70-х гг. (Т. Веблен, Д. Барнхейм, Г.
Саймон, Д. Белл и др.).
Это современная интерпретация теории элит, суть
которой заключается в том, что управлять обществом
должны (и часто действительно управляют) специалисты управленцы, менеджеры.
Именно
они
способны
определить
действительные
потребности
общества,
оптимальные пути его развития,
необходимые
средства.
В
результате управление становится
научным
и
обеспечивает
прогрессивное развитие общества.

21.

Современная технократическая теория государства берет свое начало с
издания в 1919 г. работы Т. Веблена «Инженеры и система цен», которая
повлекла за собой в 20-е гг. серию исследований о том, что насупила эра
власти инженеров.
Т. Веблен писал о том, что технические специалисты должны сменить
буржуазию и финансистов. Уже в 30-е гг. в США появилось общественное
движение, проповедующее идею о том, что общественное благосостояние
возможно при индустриальном перевороте и научном планировании
производства (Г. Лоэб, Г. Скот и др.).
Дж. Бернхейм в 1941 г. издает работу «Революция менеджеров», в которой
писал, что собственность нуждается в контроле, а функции контроля должны
принадлежать менеджерам – новому правящему классу. К ним перейдет и
государственная власть.
Еще в 30-е гг. к технократам относили физиков, химиков, а потом инженеров. В
1940–1950 гг. к ним относят и менеджеров.
В 60-е гг. Дж. Гэлбрайт расширил
понятие
«технократия»

от
функционеров
управления,
действующих
в
соответствии
с
идеологией
«технологического
детерминизма», до техноструктуры.

22.

Теория плюралистической демократии. Появилась в
XX веке, ее представителями были Г. Ласки, М. Дюверже, Р.
Дарендорф, Р. Даль и др.
Смысл теории состоит в том, что в современном
обществе классы, по сути, перестали существовать, а
власть утратила классовый характер.
Общество представляет собой
совокупность
социальных
объединений
людей
(страт),
образующихся
по
различным
признакам: возраст, профессия,
место жительства, круг интересов
пр.
Таким
образом,
существуют
страты
стариков,
юношей,
спортсменов,
пенсионеров,
инвалидов и т.п. Каждый человек
входит во многие страты.

23.

На основе страт создаются различные политические и
общественные организации, оказывающие давление на
органы государства и направляющие тем самым
государственную политику.
Таким образом, любой человек, каждое объединение
является «частицей» государственной власти, участвуют в
управлении государством, а государство становится
выразителем всеобщей воли, интересов всего общества.
Положительная сторона этой
теории
заключается
в
ее
действительно демократическом
характере, обосновании участия
всех
граждан
в
делах
государственного управления.

24.

К теориям, рассматривающим вопрос о целях
государства, относятся:
Теория «государства всеобщего благоденствия».
Она возникла после второй мировой войны и явилась
антиподом ранее существовавшей концепции о том, что
государство не должно вмешиваться в общественную
жизнь, за исключением случаев правонарушений (теория
«государства ночного сторожа»).
Ее
основы
были
сформулированы
Д.
Кейнсом в 30-х гг.
XX
столетия
и
получили
развитие в работах Д.
Мюрдаля, А. Пигу, К.
Боулдин, В. Мунда и др.

25.

26.

Суть теории состоит в том, что государство стало
надклассовым, выражает интересы всех слоев населения,
обеспечивает благоденствие всех.
Базой теории послужили несомненные успехи развитых
стран в обеспечении высокого уровня жизни населения, в
осуществлении крупных государственных программ в
социальной, культурной и иных сферах.
Теория
подчеркивает
ценность
каждой
человеческой
личности,
ставит ее интересы в основу
деятельности государства.

27.

Положительная сторона теории заключается в том, что
она обосновывает приоритет человеческих ценностей,
интересы и права человека.
Ее недостаток — умалчивание того факта, что
«всеобщее
благоденствие»
нередко
достигается
посредством перенесения центра эксплуатации на
полуколониальные и развивающиеся страны, где уровень
жизни населения исключительно низок, значительная его
часть живет в нищете.

28.

Теория «государство - ночной сторож». Представители
теории (Смит, Гурнэ, Рэнд) видели главную задачу
государства в обеспечении порядка в стране при
минимальном вмешательстве в частную жизнь граждан.
Экономика наряду с широким комплексом институтов,
отношений,
ценностей
гражданского
общества
рассматривалась как сфера, куда государство не должно
вмешиваться.
Не смотря на общеизвестность
этой теории, можно утверждать,
что на практике в полном объеме
она никогда не реализовывалась.

29.

Теория правового государства. Освещает вопросы
как целей государственной деятельности (добиться
господства права во всех сферах социальной жизни), так и
средств, способов функционирования государства. Вся его
деятельность должна осуществляться в правовых целях,
на основе права и правовыми средствами.
Позитивная сторона этой теории в том, что она
направлена на демократизацию общества, исключение
произвола и беззакония в работе всех государственных
органов.

30.

Особое место среди указанных теорий занимает
историко-материалистическая концепция государства.
В основе этой теории лежат идеи исторического
материализма
и
классовый
подход.
Государство
рассматривается как орудие власти экономически
господствующего класса. Его особенности определяются,
прежде всего, экономикой общества на определенной
стадии его исторического развития.
Цель

построение
социалистического, а затем
и
коммунистического
общества,
а
конечная
судьба государства — его
отмирание.

31.

К
теориям
о
средствах
государственной
деятельности
следует
отнести
теорию
«технократического государства».
Ее основой являются успехи многих стран в освоении и
использовании технических средств. Считается, что
дальнейшее развитие техники позволит по-новому решать
многие вопросы государственного управления: например,
можно будет проводить опросы граждан и даже
голосование (референдум) в он-лайн режиме, компьютеры
дадут возможность принимать независимые от воли
отдельных лиц и поэтому справедливые и оптимальные
решения и т.п.

32.

Из теорий, прогнозирующих дальнейшее развитие
государства, отметим теорию конвергенции.
Возникла в 50-60-х гг. XX в. (работы Д. Гэлбрейта, Р.
Арона, П. Сорокина и др.).
Эта теория рассматривала взаимное влияние государств
двух систем: западных — США, Англия и других с
Советским Союзом и другими странами социалистического
лагеря.

33.

Делался вывод о том, что происходит «обмен» между
этими государствами, причем каждая группа заимствует
лучшее. В результате происходит сближение государств
по их сущности, организации, формам деятельности и пр.
Это должно привести к тому, что через какое-то время
различия утратятся и возникнет «постиндустриальное
государство» единого типа, которое и станет в
перспективе государством «всеобщего благоденствия».
Определенные
положения этой теории
находят
несомненное
подтверждение
в
современный период.

34.

3. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИЙ О ПРАВЕ.
Право – одно из самых сложных общественных явлений.
Поиск правопонимания ведется многие века, и это вполне
объяснимо. В правопонимании отражаются представления
людей об обществе, о его критериях и духовных
ценностях.
И поскольку развивается
человеческое
общество,
изменяются условия жизни
людей, их представления и
идеалы,
постольку
меняются и будут меняться
представления о праве.

35.

Учения
о
праве
демонстрируют
огромное
разнообразие подходов, оценок, результатов. И все же
можно констатировать, что все представления о праве
опираются на общую основу: право для людей всегда
выступало как определенный порядок в обществе. Но
за этой общей основой начинались различия.
Остановимся кратко на характеристике таких наиболее
известных теорий о праве, как естественно-правовая,
историческая, психологическая, нормативистская,
социологическая и марксистская.

36.

Естественно-правовая теория. Идея естественного
права возникла еще в Древней Греции и Древнем Риме и
связана с именами Сократа, Аристотеля, греческих и
римских стоиков, Цицерона, Ульпиана и других римских
юристов.
В эпоху средневековья она получила развитие в
богословских сочинениях Фомы Аквинского.

37.

Однако,
как
одно
из
основных
направлений
правопонимания и самостоятельной научной школы,
естественно-правовая доктрина сложилась в период
разложения феодализма, подготовки и проведения
буржуазных революций XVII—XVIII вв. Ее виднейшие
представители: Т. Гоббс, Д. Локк, Вольтер, Монтескье, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и др.

38.

Естественно-правовая школа в своих воззрениях
исходила из существования двух систем права —
естественного и позитивного.
Позитивное право (положительное) — это официально
признанное,
действующее
в
том
или
ином
государстве право, получающее выражение в законах
и иных правовых актах государственной власти, в
том числе санкционируемых ею обычаях.

39.

В отличие от позитивного естественное право
проистекает из природы человека, человеческого
разума, всеобщих нравственных принципов. Поэтому
оно разумно и справедливо, не сковано границами
отдельных государств, а распространяется на все
времена и народы.

40.

Основные нравственные и правовые идеи и принципы,
обоснованные данной теорией в качестве естественных
законов, — это прирожденные неотчуждаемые права
человека: свобода, равенство, семья, собственность,
безопасность, сопротивление гнету и др. Их охрана
должна быть целью любого политического союза, в
первую очередь, государства.

41.

Поэтому
позитивное
право,
противоречащее
требованиям естественного, должно быть заменено
(вместе со всеми отжившими отношениями и устаревшими
политическими учреждениями) на такое положительное
право, которое бы основывалось на естественных законах,
способствовало
реализации
идей
и
принципов
естественного права. Только в этом случае позитивное
право
может
рассматриваться
как
разумное
и
справедливое.

42.

Вместе с тем следует иметь в виду, что само естественное право
как нравственные и правовые идеи не является правом в
юридическом
смысле,
а
представляет
собой
мораль,
правосознание, демократические устремления, т.е. ближайшую и
необходимую предпосылку права. Важная роль в претворении
идеалов естественного права принадлежит основанному на нем
позитивному или собственно юридическому праву.

43.

Историческая школа права. Сложилась в первой
трети XIX века в Германии. Наиболее крупными
представителями этой школы стали Густав Гуго, Савиньи,
Пухта. Школа появилась как выражение реакции на идеи
естественного права.

44.

45.

Историческая школа права отрицала возможность
существования единого для всех народов права,
исходила из того, что у германского, как и всякого
другого народа, есть свое, свойственное ему право, не
похожее на право какой-либо иной страны и
определяемое исторически присущим ему народным
духом.
Право каждого народа и есть проявление этого
народного духа, выражающее «общее сознание»,
«общее
убеждение»
народа.
Оно
результат
исторического процесса. Передаваясь как бы «с
молоком матери», от поколения к поколению, право
саморазвивается
и
постепенно
складывается,
подобно языку и правам.

46.

Мнение о том, что решающая роль в образовании
права принадлежит регулированию сверху, объявлялось
«юридическим
суеверием».
Формирование
права
сравнивалось
с
правилами
игры,
которые
устанавливаются постепенно на основе сложившейся
практики. Таким образом, закон — не только не
единственный, но и не основной в ряду источников права.
На первое место сторонники
исторической
школы
права
выдвигали
обычаи,
поскольку
многие не знают предписания
закона,
но
каждому
известен
фактически
сложившийся
распорядок жизни. При этом всякий
институт, например рабство в
античном мире, если он исторически
сложился
и
стал
привычным,
оправдан, поскольку он существует.

47.

Характеризуя историческую школу
права, Маркс писал, что она «подлость
сегодняшнего
дня
оправдывает
подлостью вчерашнего... объявляет
мятежным всякий крик крепостных
против кнута, если только этот кнут —
старый,
унаследованный,
исторический кнут...».
Вместе
с
тем
как
положительную
сторону
рассматриваемой школы следует отметить, что она
привлекла внимание к необходимости изучения
истории права, его источников, и сама накопила
связанный с этим обширный материал, особенно по
истории римского права.
Историческая школа права оказала известное воздействие на
последующее развитие правовой мысли, особенно на психологическую
и социологическую теории.

48.

Психологическая
теория
права.
Получила
распространение в начале XX века в Германии (Бирлинг,
Кнапп) и Франции (Тард).
Наиболее основательно и оригинально эта теория была
разработана
в
дореволюционной
России
Л.И.
Петражицким.

49.

Суть концепции Л.И. Петражицкого заключается в том,
что он различает позитивное право, официально
действующее в государстве, и интуитивное право, истоки
которого коренятся в психике людей и складываются из
того, что они, их группы и объединения переживают как
право.
Позитивное право, выражаемое в законах и других
актах, мало доступно гражданам, чьи представления и
иллюзии об этом официальном праве Петражицкий
называет фантазмами.

50.

Иное дело интуитивное право, с которым человек в
своих отношениях с другими людьми сталкивается на
каждом шагу.
Среди различных психологических состояний людей на
первый план выдвигаются эмоции — импульсивные
переживания,
побуждающие
человека
совершать
определенное действие.
Такие эмоции Петражицкий подразделяет на две группы:
1) императивные, или нравственные эмоции;
2) императивно-атрибутивные, или правовые.

51.

Императивная
эмоция
предполагает
одностороннее переживание лицом обязанности
совершить то или иное действие в отношении
другого лица, однако оно не сопровождается
переживанием другой стороной права потребовать
выполнения данной обязанности.
Например, переживание
прохожим
обязанности
подать милостыню нищему.
Это
личное
дело
прохожего. В свою очередь,
нищий не переживает при
этом права потребовать от
прохожего выполнения этой
обязанности.

52.

Императивно-атрибутивная

двусторонняя
эмоция, при которой переживание одним лицом
обязанности по отношению к другому лицу
сочетается с переживанием последним права
потребовать выполнения данной обязанности.
Например, отношения должника и кредитора, продавца
и покупателя, заказчика и исполнителя и т.д.

53.

Из таких двусторонних имеративно-атрибутивных
эмоций и складывается интуитивное, психическое
право, которому, по мнению Петражицкого, принадлежит
первостепенное
место
в
регулировании
имущественных, семейных, наследственных и других
отношений, постоянно возникающих в жизни людей.
При этом ученый исходит из того, что, сколько людей,
столько может быть и интуитивных прав. Не трудно
заметить, что Петражицкий под правом понимает
правосознание и правоотношения. Однако главное в его
учении - попытка перенести проблему права из области
социальной жизни в сферу человеческой психики.

54.

Нормативистская (абстрактно-нормативная) теория.
К концу XIX в. — второму десятилетию XX в. данная
правовая школа претерпела существенные изменения,
главенствующее место в ней заняло так называемое
«чистое»
учение
о
праве,
наиболее
видным
представителем которого был Г. Кельзен.

55.

Понимая
под
правом
юридические
нормы,
представители данной теории рассматривали их в отрыве
от экономики, политики, социальной структуры общества,
достигнутого уровня цивилизации и т.д.
Исходили из того, что правовые нормы обязаны своим
возникновением и развитием не реальным общественным
отношениям, а либо формальным установлениям
государства, либо возвышающейся над обществом
«суверенной,
главной
норме»,
определяющей
иерархическую пирамиду, согласно которой каждая норма
черпает свою юридическую силу в норме, занимающей
более высокую по сравнению с ней ступень пирамиды.

56.

Возражая против теории естественного права, Кельзен
утверждал, что никакого иного, кроме опирающегося на
государство, права не существует, обязательность
правовых норм проистекает не из нравственности, а из
государственного авторитета.

57.

Социологическая теория права. Предпосылкой этой
теории явилась «школа свободного права», представители
которой выступали за «живое право народа», основанное
не на законе, а на свободном усмотрении судей.
Социологическая школа права сложилась в первой трети
XX в. первоначально в Европе, а затем получила
наибольшее распространение в США.

58.

Представители этого направления (Дж. Дьюи, Р.
Паунд, Д. Фрэнк, Левеллин и др.), охватывают
собирательным понятием «право» административные
акты, судебные решения и приговоры, обычаи,
правосознание судей и иных должностных лиц,
правоотношения, а также и юридические нормы,
значение которых среди названных правовых
средств воздействия на поведение людей всячески
принижается.
В
представлениях
сторонников
социологической теории
право
должно
рассматриваться
не
иначе, как в «действии»,
в процессе применения.

59.

«Право, — по утверждению Джона Дьюи, — есть деятельность,
посредством которой можно осуществлять вмешательство в другую
деятельность».
Что касается правовой нормы, то она лишена сколько-нибудь
активной роли: «глас вопиющего в пустыне», «клочок бумаги», «голый
стандарт», наполняемый содержанием в каждом конкретном случае
посредством издания индивидуальных административных или
судебных актов.
Способностью творить право
наделяются судьи: «право состоит
из норм, которые устанавливает
суд,
определяя
права
и
обязанности сторон». При этом
подчеркивается
значение
психического переживания судьей
при разрешении конкретного дела.

60.

Не трудно заметить, что подобное понимание права,
с одной стороны, приближает его к реальной жизни,
юридической практике, на что ссылаются представители
социологической школы права, а с другой —
теоретически
обосновывает
и
оправдывает
административный и судебный произвол.

61.

Марксистская теория права. Согласно взглядам
К. Маркса и Ф. Энгельса, право рассматривается как часть
надстройки над экономическим базисом. Главное в праве
основоположники марксизма видели в его классовой
сущности. В «Манифесте Коммунистической партии» они
утверждали, что буржуазное право есть возведенная в
закон воля господствующего в данном обществе
класса.
Для марксистской теории
характерно
рассмотрение
права в тесной связи с
государством, которое не
только формирует, но и
поддерживает
право
в
процессе его реализации.
English     Русский Правила