1.18M
Категория: МузыкаМузыка

Происхождение нот и их названий

1.

Происхождение нот и их названий –
это очень интересная и сложная история.
Знакомые нам слоговые названия – до, ре, ми, фа, соль, ля, си –
впервые появились лишь в IX веке в эпоху Средневековья.
Ранее в европейской музыке были распространены буквенные
обозначения звуков, сначала на основе греческого, а затем на основе
латинского алфавита.
Но буквы было неудобно петь вслух, и с помощью букв трудно было
записать многоголосное сочинение для хора.

2.

Певчие в хоре предпочитали совершенно другой способ записи музыки.
Они записывали мелодии специальными значками,
которые назывались невмы.
Невмы представляли собой различные крючки и завитушки,
которые помогали певцам вспоминать те песнопения,
которые они уже знали наизусть. Но невмами нельзя было
зафиксировать мелодию точно, они лишь приблизительно указывали
общий характер и направление мелодического движения.
Всю музыку невозможно было удержать в памяти,
тем более музыки певчим церковных хоров приходилось разучивать много,
так как в церкви отмечаются различные праздники,
и для каждого праздника были свои песнопения, свои мелодии.
Нужно было искать какой-то выход…
Невмы выглядели как черточки,
точки и запятые

3.

И выход был найден! Сначала придумали такую вещь.
Над некоторыми невмами ставили буквы, то есть их высоту.
Но от этого записи становились громоздкими, невмы и буквенные
обозначения нот перемешивались между собой. Такая система записи
была неудобной. Великое открытие совершил монах
Гвидо Аретинский. Он придумал вместо букв, обозначавших звуки,
рисовать линии. Каждая линия обозначала какую-либо ноту, а между
линиями помещались невмы, и теперь любой певчий знал, в каких
границах диапазона ему следует петь.
Гвидо Аретинский

4.

Со временем невмы превратились в квадратные ноты.
Читать такие ноты было гораздо удобнее,
музыкальный текст стал более опрятным и наглядным.
А самим нотам присвоены новые названия.
Как же появились названия нот? Гвидо Аретинский взял их названия
из старинного церковного гимна, посвященного святому Иоанну
Крестителю. Гимн состоит из семи строк, а мелодия каждой строки
все время начинается на тон выше, чем предыдущая. Шесть первых
строк в этом музыкальном произведении начинаются с шести разных
нот. Эти шесть нот и получили названия по первым слогам текста в
каждой строчке.

5.

Первые шесть строк гимна начинаются
со слогов UT, RE, MI, FA,SOL, LA – похожи на современные ноты.
Но самый первый слог UT был неудобен для пения, и поэтому в XVII веке
этот неудобный UT заменили на более мелодичное ДО,
которое мы теперь поем. Но есть и еще одна точка зрения, что название
ноты ДО произошло от латинского слова DOMINUS,
что значит – Господь.
Но никто до сих пор эту гипотезу ни подтвердить, ни опровергнуть не
может. А название седьмой ноты СИ появилось намного позднее, оно
сложилось из начальных букв слов Святой Иоанн, то есть из седьмой
строки текста того же самого гимна.
Вот такая интересная история!

6.

Спасибо за внимание!
English     Русский Правила