30.42M
Категория: ИсторияИстория

История Коми

1.

ИСТОРИЯ

2.

Этногеографический обзор коми народа
Самостоятельная история коми народа по историческим
исследованиям началась в III веке до н. э. В настоящее время
большинство коми проживают в Республике Коми.
Коми язык относиться к пермской ветви, финно-угорской группы,
уральской языковой семьи.

3.

Историческое появление языков
На всей земле был один
язык и одно наречие. В середине III
тыс. до н. э. люди поселились на
земле Сеннаар (Междуречье), где
они начали строить город и башню.
И увидел Господь, что они решили
сделать себе имя. И сказал Господь
смешаем там язык их, так чтобы
один не понимал речь другого. И
рассеял их Господь оттуда по всей
земле; и они перестали строить
город. Посему дано ему имя:
Вавилон, ибо там смешал Господь
язык всей земли, и оттуда рассеял
их Господь по всей земле (Библия,
Быт. 11:1-9).
После расселения людей по
всей земле, стали образовываться
племенные
союзы
(культуры),
цивилизации, города и государства.

4.

5.

Коротко об индоевропейцах
При расселении индоевропейской языковой семьи, часть
населения обосновалось в восточных степьях Южного Урала, а затем
образовало Синташтинскую археологическую культуру XXIІ – XIX вв. до н. э.,
которая была родственной культуре шнуровой керамики. Открытие
археологами могильника Синташта-1, дала богатый материал по военному
делу – это бронзовые наконечники копий и боевые топоры. Особая
известность некрополя связана с обнаружением деревянных колесниц.
Поселения «Страны городов» имели два варианта: округлового и линейного
планирования со сложными фортификационными сооружениями.
Данная общность контактировала с разными племенами, среди
которых были племена Камской археологической культуры.
Большинство учёных резюмируют, синташтинская социальноэкономическая модель (базируется на оседлости в сочетании с
комплексным животноводством и металлургией) совершенно оригинальна
и не имеет прямых аналогий в истории и этнографии.
Синташтинская археологическая культура прекратила своё
существование вероятно по причинам болезней, из-за чего население
вынуждено было покинуть эти города. Что способствовало образованию
абашевской, катакомбной, ямной, петровской культур. Таким образом,
происхождение славянских и иранских корней в этой культурноисторической общности не исключается.

6.

Вавилон (середина III тыс. до н. э.)
Культура ямочно-гребенчатой керамики (конец III – начало II тыс. до н. э.)
Камская культура (конец III – начало II тыс. до н. э.)
Культура гребенчатой керамики XVIII – XII вв. до н. э.
Сейминско-турбинский феномен XVI – XII вв. до н. э.
Маклашеевская
культура XII – VIII вв.
до н. э. (финно-угры)
Лебяжская культура
XII – VIII вв. до н. э.
(финно-угры)
Атаманюрская культура
XV – XII вв. до н. э.

7.

Камская культура
Эта культурно-историческая общность появившаяся на берегах
реки Кама в конце III тыс. до н. э. Своё название она получила по
найденным археологическим памятникам в Камском бассейне. Памятники
открыты вдоль рек Камы и Вятки. Керамика полуяйцевидной формы с
округлым
или
приострённым
дном,
большинство
которых
орнаментировано гребенчатыми узорами. Жилища сооружались с
применением бревенчатого сруба и виде лёгких деревянных сооружений.
Камская общность на раннем и позднем этапе развития
контактировала с волжскими, южно-уральскими и зауральскими народами.
С чем связаны общие памятники нанесения узоров на керамике.
Она прошла в своём развитии два этапа (ранний и поздний):
1. Ранний этап в Прикамии представлен камским неолитом (XXIІ –
XX вв. до н. э.). Поздний камский неолит связан с освоением Вычегодских
земель, обнаруженных археологами поселения камской неолитической
культуры на берегах Вычегды (Себъяг I, Усть-Кулом I, Пезмог IV, Кочмас Б),
на берегу Выми и близ озера Синдор.
2. Поздний этап (XX – XVIII вв. до н. э.) характеризуют памятники
новоильинской культуры на средней Каме и Вятке.
В XVIII веке до н. э. на северо-востоке Европы формируется
общность под влиянием культуры ямочно-гребенчатой керамики и камской
культуры – культура гребенчатой керамики.

8.

Начало
II тыс.
до н. э.
Новоильинская
культура позднего
камского этапа в
XVIII веке до н. э.
сменяется
юртиковской и
гаринской
культурами

9.

Культура гребенчатой керамики
В период бронзового века с XVIII по XII века до н. э. на территории
северо-востока Европы просуществовала культура с гребенчатой
керамикой. Формированию этой общности оказали влияние культура
ямочно-гребенчатой керамики – местное население, и камская культура –
пришлое население. Племена указанной культуры относились уральскому
языковому
обществу.
Население
занималось
собирательством,
рыболовством, охотой, разведением животных. Климатические условия
были тёплыми, связи с чем осваивались земли Малоземельской и
Большеземельской степей, побережий Карского моря Пай-Хоя и Полярного
Урала, островов: Колгуева, Вайгача, Новой Земли, Земли Франца-Иосифа.
Известны поселения виде шатров и лёгких деревянных сооружений,
каменные лабиринты на архипелаге Новая Земля (Критского
происхождения).
Археологические культуры с гребенчатой керамикой:
1. Памятники чужъяёльской культуры дополнительно с круглыми ямками
под венчиком, открыты на территории бассейнов рек Мезени, Выми,
Печоры, а также в Большеземельской тундре;
2. Памятники чойновтинской культуры дополнительно со шнуровым
орнаментом, открыты на территории бассейнов рек Мезени, Вычегды и
Печоры, в пределах таёжной зоны.

10.

Сейминско-турбинский феномен
Данная общность сформировалась на Алтае в середине II тыс. до
н. э., и далее стремительно продвигалась на запад и северо-запад до
побережий Балтийского моря. Складывается представление о
существовании в XVI веке до н. э. обширной сейминско-турбинской
транскультурной областью, занятой множественными родственными
культурами (некоторые из них просуществовали до XII века до н. э.).
Племена указанной области следует рассматривать как предков
Монголоидных и Европеоидных расс. Памятники данной общности
связаны с распространением оловянистых бронз, изменением качества
металла и открытием техники тонкостенного литья бронзового века, и
началом изменения климатических условий.
Известны семь крупных сейминско-турбинских некрополей:
Сейма, Решное (на р. Ока), Усть-Ветлуга (на р. Ветлуга), Турбино (под
Пермью), Сатыга (на р. Конда), Ростовка (под Омском) и святилище в
Канинской пещере (Северный Урал). Кроме того, найдено большое
количество менее многочисленных захоронений, а также есть одиночные
находки предметов, которые можно уверенно отнести к этой
транскультуре.
Вскоре сейминско-турбинские племена смешались в чужеродной
среде, а затем способствовали образованию атаманюрской культуре в
бассейнах рек Печоры, Вычегды и Мезени в XV веке до н. э., которая была
родственной самусьской и чирковско-сейминской культурам.

11.

Переселение азиатских народов

12.

Лебяжская культура
Климатические условия становятся более холодными и с XII по VIII
века до н. э. на севере восточной Европы существует область культур
финно-угорских народов (лебяжская и коршаковская). Происхождение
лебяжской культуры связано с культурой гребенчатой керамаки и
атаманюрской культурой. В её формировании принимали участие
Европеоидное и Монголоидное население.
Эта общность одна из выразительных культур позднего бронзового
века, связанное с появлением керамики в виде широкогорлых
круглодонных чаш с гребенчатыми узорами. На позднем этапе развития
культуры в орнаменте, на ряду с гребенчатыми узорами, присутствуют
шнуровые и прокатанные линии, крестовидные отпечатки. Лебяжская
культура простиралась от Большеземельской тундры на севере до Камского
водораздела на юге, от среднего течения Мезени на западе до Уральского
хребта на востоке, в пределах таёжной зоны с постепенным расширением
на юг, запад и юго-запад.
Развитие лебяжской (гребенчатой) орнаментальной традиции
продолжается в памятниках ананьинской культуры.

13.

Маклашеевская культура
Под влиянием разных сейминско-турбинских племён, волосовской,
абашевской, фатьяновско-балановской, срубной, андроновской культур,
произошли разные культуры в середине II тыс. до н. э. на территории ВолгоКамья и Приуралья. Среди которых выделились луговская и черкаскульская
культуры XІV – XII вв. до н. э., которые стали основой формирования
маклашеевской культуры XII – VIII вв. до н. э. с характерной керамикой
ямочного орнамента по шейке сосудов, иногда в сочетании с
горизонтальной «ёлочкой». Далее керамика изменялась на круглодонные с
цилиндрической или блоковидной горловиной, орнаментированный по
шейке ямками с оттисками гребенчатого штампа и резными линиями.
Данная общность была финно-угорской по этнической принадлежности.
Начало изучения маклашеевской культуры связано с раскопками
Ананьинской дюны П. В. Алабиным и И. В. Шишкиным в XIX веке н. э.,
позднее М. Г. Худяковым выделенный в отдельную культуру.
Для раннего атабаевского этапа маклашеевской культуры
характерны несколько локальных вариантов: атабаевского, атабаевскокайбельского, ерзовского, аким-сергеевского.

14.

XII век до н. э. – поздний бронзовый век

15.

Ананьинская культура VIII – III вв. до н. э.
(удмурты, коми, мари, меря)
Гляденовская культура III в. до н. э. –
IV в. н. э. (коми)
Ломоватовская
культура
IV – IX вв. н. э.
(коми и угры)
Ванвиздинская
культура
IV – IX вв. н. э.
(коми и чудь)
Родановская
культура
(Пермь Великая)
IX – XV вв. н. э.
(коми-пермяки)
Вымская культура
(Пермь Вычегодская)
IX – XV вв. н. э.
(коми)
Бичевницкая культура
IV – XI вв. н. э.
(коми и угросамодийцы)

16.

Ананьинская культура
В Волго-Камье и на территории Европейского северо-востока, на
основе взаимодействий маклашеевской, лебяжской и текстильной культур
формируется ананьинская культурно-историческая общность, которая
просуществовала VIII – III века до н. э. Культура населения этой общности
явилась одной из основ в формировании пермских и некоторых волжских
народов, финно-угорской языковой группы. На юго-восточной периферии
памятники культуры располагаются по берегам нижнего течения реки
Белой, от её устья до города Бирска. В Волго-Камье и более северных
районах памятники культуры располагаются вплоть до Белого моря и
Печорского Приполярья.
Большинство ананьинских памятников связано с предками
пермских народов (удмуртов и коми).
Первые памятники были открыты на Каме в XIX веке н. э. и
получили своё название по богатейшему могильнику у села Ананьино,
близ города Елабуги.
В III веке до н. э. на ананьинской основе формируются
археологические культуры:
1. Гляденовская культура – с предками коми;
2. Пьяноборская культура, которая связана с предками удмуртов.

17.

Ранний железный век северной
Евразии (VIII – VI вв. до н. э.)
– ананьинская культурно-историческая общность

18.

Гляденовская культура
Эта культура (общность) III века до н. э. – IV века н. э. лесного
Прикамья, бассейнов рек Вычегды, Мезени и Печоры. Получила своё
название по Гляденовскому костищу в 20 км южнее города Перми.
Гляденовская общность сформировалась на базе предшествующей
ананьинской культуре. По мнению специалистов, эту культуру связывают
с предками коми.
В гляденовское время население продолжало охотится,
разводить скот, выплавлять и обрабатывать цветные и черные металлы.
В конце IV века н. э. в ходе Великого переселения народов, в Прикамье
мигрировала большая группа угорских племён из урало-сибирской
лесостепи, связи с чем была образована Неволинская культура. Под их
давлением часть гляденовских групп очевидно переселилось в бассейны
рек Вычегды и Печоры. Оставшееся население Прикамья образовало
Харино-ломоватовскую или Ломоватовскую археологическую культуру, а
в первой половине I тыс. н. э. в Северном Приуралье формируются две
новые культуры:
1. Ванвиздинская – преобладал местный вычегодский
(джуджыдъягский) и северо-двинской компоненты;
2. Бичевницкая – на основе взаимодействия населения
гляденовской культуры и продвинувшихся из-за Урала носителей
кулайской культуры.

19.

Первый век
до н. э.
1. Гляденовская культура –
древние коми;
2. Пьяноборская культура
– древние удмурты.

20.

Ванвиздинская культура
Данная культурно-историческая общность IV – IX вв. н. э. с
компонентами гляденовской культуры, в основном оседлых охотников
и собирателей таёжной зоны. Название получила по топониму села
Вогваздино (Ванвисдін) на средней Вычегде. Охватывала бассейны
рек Вычегды, Вашки, Мезени, Ижмы и верховий Печоры.
Происхождение ванвиздинской культуры связано с
взаимодействием
местного
вычегодского
(гляденовского
происхождения)
с
северо-двинским
народом.
Этническую
принадлежность культуры связывают с коми и прибалтийско-финским
народом – чудь или финно-пермской языковой общностью.
Особую группу предметов, относящихся к ванвиздинской
культуре, составляют изделия культового литья, известные как
предметы «пермского звериного стиля».
В свете археологических исследований ванвиздинский период
заканчивается не позднее IX века н. э.

21.

22.

Вымская (Пермь Вычегодская) культура
Археологическая культура IX – XV вв. н. э., предков коми народа.
Название происходит от р. Вымь (правый приток р. Вычегды), в долине
которой расположено большинство памятников.
Поселения вымской культуры также известны на берегах
Вычегды, Сысолы, Лузы, низовий рек Юга и Сухоны, верховий рек Устья,
Сев. Двины, Пинеги.
Савельева Э. А., сравнившая ванвиздино с материалами
вымской культуры, указывает, что «Ванвиздинская культура
предшествовала культуре Перми Вычегодской и являлось одним из её
основных компонентов», так как развитие «пермского звериного стиля»
прослеживается в изделиях культового литья данной общности.
Влияние исламской Волжской Булгарии в X – XIII веках на коми и
коми-пермяков свидетельствуются находками булгарских изделий,
промысловых календарей с элементами астрономии и элементы
исламского обряда погребений в Перми Великой.
IX – XV века выделяются следующими событиями:
1. Изготовление коми промыслового календаря в XI веке, найденный
близ археологических памятников Шойнаты и святилища Джуджыдъяг;
2. 1372 год – создание Стефаном Пермским коми азбуки (анбур);
3. 1379 год – крещение коми народа.

23.

Пермь Вычегодская
В середине IX века, после
переселения венгерского народа в
Леведию из-за влияния булгар, на
Прикамии происходит образование
родановской культуры (IX – XV
веков), соотносимая с летописной
Пермью Великой. Все эти события
очевидно
повлияли
и
на
ванвиздинскую культуру, которая
была в близких отношениях с
Прикамскими
народами.
В
результате
взаимодействий
сложилась вымская культура (IX –
XV
веков),
соотносимая
с
летописной Пермью Вычегодской.
В конце XII века с приходом
русских в устье реки Юга, часть
коми населения мигрировало в
бассейны рек Пинеги и Мезени, в
результате произошло изменение
расселения вычегодских пермян.

24.

Пермь Вычегодская под влиянием
Руси в XI – XIV веках
Термин пермь (перемь) появляется в русской летописи в XI веке –
«Повесть временных лет»: «А иные народы, дающие дань Руси – чудь,
весь, меря, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва,
зимигола, корсь, нарова, ливы – свой язык имеющие, от колена Афетова
(сын Ноя), и живущие в странах северных».
В XII веке с началом феодальной раздробленности Пермь
Вычегодская оказывается в сфере влияния Новгородской феодальной
республики. Новгородские купцы были посредниками в установлении
торговых отношений, главным образом с народами жившими дальше к
востоку. С другой стороны, вскоре южная часть земель попадает в
зависимость от Ростово-Суздальского княжества, которая начинает
борьбу с Новгородом за обладание северными территориями. Это
противостояние усилилось с возвышением Московского княжества,
центра формирующего единое Русское государство.
В 1333 году Московский князь – Иван Калита стал получать дань с
Вычегодских и Печорских земель для Золотой Орды.
В 1364 году Московское княжество захватывает Устюг и пермские
места Устюгские, в том числе земли по Лузе. Начинается новая борьба с
Новгородом за обладание северными территориями.

25.

XIV век – создание Стефаном
Пермским коми письменности и
крещение коми народа
В 1372 году Стефан Пермский создаёт коми письменность. Его
азбука состояла из 26 букв. В качестве образца Стефан использовал
буквы греческого и славянского алфавитов, а также древне коми
письменность «пасы» (знаки, изображавшиеся на различных предметах).
Христианизация коми народа началась с миссионерской
деятельности устюжского монаха Стефана Пермского в 1379 году, когда
он в начале крестил на Пыросе (Котласе), а затем Вилегодских коми,
проживающих на берегах р. Виледь.
В 1380 году Стефан срубил «прокудликую березу» и сжёг
кумирницу коми богов в устье реки Вымь, часть коми обратилось в
христианство и крестилось, а на месте идолов построили первую
православную церковь Благовещения. Из Усть-Выми Стефан Пермский
стал совершать походы по коми землям, проповедуя божьи заповеди на
коми языке.
В 1383 году из Ростовской епархии была выделена особая
Пермская епархия с кафедрой в Усть-Выми.

26.

27.

Пермь Вычегодская в составе
Русского государства
Поддержка русской православной церкви и коми народа в
междоусобных войнах Московской Руси в XV веке, укрепили отношения
единого Русского государства с Пермью Вычегодской.
В 1451 году великий князь Василий II сделал своим наместником
в Перми Вычегодской князя Ермолая и его сына Василия, а другой сын
Ермолая – Михаил, стал вассальным правителем в Перми Великой. С
этого времени Ермолай с Василием и их потомки, получили титул князей
Вымских, а Михаил – князя Великопермского. Так же, в культурной и
экономической жизни коми и русского населения идёт совместное
развитие, в первую очередь под воздействием обращения в
христианство.
В 1481 году дьяком Иваном Гавриловым было проведено
описание земель и населения на большей части коми земель. Оно стало
законодательным актом, окончательно закрепившим вхождение
Вычегодской Перми в состав Русского государства.
В 1499 году русские и коми на берегу Печоры основали
Пустозёрск – первый город за Полярным кругом. В 1502 году в
Пустозёрск по указу Ивана III был направлен князь – Фёдор Вымский, для
управления Печорской (Пустозерской) волостью, и с этого времени
Пермь Вычегодская перестала быть пограничным регионом.

28.

Вычегодский уезд
В 1546 году в документах впервые упоминается Вычегодский уезд.
В 1555 году была отменена система кормлений. Полученные
жалованные и уставные грамоты в ходе земских реформ дали
Вычегодским землям значительные права самоуправления. Земли
управлялись выборными сотниками, а права собирать здесь подати и
вершить суд предоставлялись «выборным земским людям» – старостам.
Они следили за сбором налогов, судили людей и «управу чинили» по
уставной грамоте и «Судебнику».
В 1567 году группа вымичей переселилось на Ижму, где возникла
Ижемская слободка входившая в состав Вычегодского уезда до 1575 года.
Во второй половине XVI века, волости по нижней Вашке и средней
Мезени отошли к Двинской земле.
С периода 1568 по 1570 годы большая часть территории
Вычегодского уезда попала под опричнину.
На территории Вычегодского уезда в 1586 году было 8 крупных
земель-волостей: Плесовская волость, Вычегодская земля, Сысольская
волость, Усть-Вымская вотчина епископов, волости Ужга и Удора, Глотова
Слободка, Вымская земля.
В конце XVI века волости на верхней Каме отошли к Перми
Великой, а территории верхней Вычегды вошли в состав Вычегодского
уезда.

29.

Вычегодский
уезд в XVI веке
Лузская
и
Вилегодская
Пермицы
входили
в
состав
Устюжской земли, а в
1575 году Усть-Цилемская
и Ижемская слободки
были переданы в состав
Пустозерской волости.

30.

Сольвычегодский и Яренский уезды
В 1590 году из Устюжской земли выделился отдельный
Сольвычегодский уезд, в состав которого вошли Лузская и Вилегодская
Пермицы.
В 1606 году в Еренское городище князем Василием Шуйским
был впервые послан воевода – Василий Яковлевич Унковский.
Яренский (Еренский) городок стал центром новообразованного
Яренского уезда, в который вошли селения по Вычегде (кроме
низовьев), Выми, Сысоле, средней и верхней Вашке, верхней Мезени и
верхней Печоре. Яренский уезд состоял из земель: Плесовская,
Вычегодская, Удорская, Глотова Слободка, Сысольская, Ужгинская, УстьВымская вотчина епископов, Вымская (из неё в 1643 году выделилась
Вишерская волость, на верхней Печоре в 1674 году возникает коми
поселение – починок Кузьминский, а в 1678 году появились
Верхневычегодские погосты). Земли управлялись сотниками, которым
подчинялись старосты и целовальники, часть земель пользовалась
значительной автономией от уездного воеводы во главе выбиравшейся
знати, автономные волости в землях управлялись земскими судьями,
которым подчинялись целовальники. Большинство земель делилось на
волости, погосты, починки.

31.

32.

Административные реформы
Петра I в XVIII веке
В 1708 году в ходе административных реформ Петра I, Яренский
уезд вместе с Хлыновским уездом были отнесены к Сибирской губернии,
а Пустозерский и Сольвычегодский уезды вошли в Архангелогородскую
губернию.
В 1710 году вместо уезда стала доля, территориальным округом
во главе с ландратом. Приказные избы заменили на ландратские
канцелярии.
В 1719 году при разделении губерний на провинции,
Пустозерская доля стала дистриктом в Двинской провинции, Яренская и
Сольвычегодская доли стали дистриктами в Великоустюжской
провинции, и которые были приписаны к Архангелогородской губернии,
а несколько коми селений на берегах Летки вошли в Хлыновский
дистрикт, Вятской провинции, Сибирской губернии. Ландратские
канцелярии заменили на земских комиссаров.
В 1727 году дистрикты упразднены, вновь введены уезды.
Земские комиссары упразднены, восстановлено воеводское управление.

33.

34.

Коми край в XVIII – XIX века
В 1780 году именным указом Екатерины II образовано
Вологодское наместничество в составе девятнадцати уездов, среди
которых был Усть-Сысольский уезд, связи с этим село Усть-Сысола была
преобразована в уездный город Усть-Сысольск. Пысская волость (на
Мезени) передана из Яренского уезда в Мезенский уезд.
В 1785 году началось строительство Северо-Екатерининского
канала, связывающего Волгу с Северной Двиной для торговых
отношений юга с севером.
В 1796 году в ходе губернских реформ Павла I, коми земли
вошли в состав Архангельской, Вологодской и Вятской губерний. В
Архангельскую губернию, Мезенского уезда вошли волости: Ижемская,
Усть-Цилемская, Пустозерская. В Вологодскую губернию вошли два
уезда: Яренский и Усть-Сысольский.
В 1822 году полностью завершилось строительство СевероЕкатерининского канала, а в 1848 году канал закрылся из-за отсутствия
средств на его реконструкцию.
В 1891 году из восточной части Мезенского уезда образован
Печорский уезд, в составе Архангельской губернии. Административным
центром стала Усть-Цильма.

35.

36.

XIX век – эпоха коми литературы
В середине XIX века основоположником создания коми литературы
заслуженно считается Куратов Иван Алексеевич (1839-1875 гг.).

37.

Куратов Иван Алексеевич
Наиболее плодотворным периодом его жизни были годы,
проведённые в Усть-Сысольске. Здесь он обучал крестьянских детей
грамоте (учитель духовно-приходского училища при Троицком
соборе), работал над изучением коми языка. Написал грамматику для
коми языка и писал стихи. Параллельно исследовал грамматику
удмуртского и марийского языков.
Как учитель Иван Алексеевич мечтал об издании литературы
для детей. Он собирал, как пишет куратовед Е. С. Гуляев, книжку для
детского чтения, сборник детских стихов под названием «Колялы
козинъяс» (Подарки Коле), посвященный племяннику. Мечта поэта об
издании сборника для детей осуществилась только через
десятилетия, в годы Советской власти.
Его лингвистические исследования, учительская деятельность
и произведения дали положительные плоды развития грамотности
коми народа.

38.

Северо-Двинская губерния
17 июня 1918
года образована СевероДвинская губерния из 5
восточных
уездов
Вологодской губернии:
Великоустюгского,
Сольвычегодского,
Яренского, Никольского,
Усть-Сысольского,
с
административным
центром в Великом
Устюге.
Основное
население
коми
проживало в Яренском и
Усть-Сысольском уездах,
которые в последствии
образовали
новый
субъект РСФСР.

39.

Автономная
область Коми
(Зырян)
22 августа 1921
года
из
восточных
частей Архангельской и
Северо-Двинской
губерний РСФСР была
образована автономная
область Коми (Зырян).
Её административным
центром стал УстьСысольск.

40.

Северный
край
14 января 1929 года
автономная область
Коми (Зырян) вошла
в состав
новообразованного
Северного края.

41.

Изменения границ АО Коми (Зырян)
Обозначение на карте: 1 –
1929 год (в состав АО Коми (Зырян)
вошли
Ёрмицкий
и
Пысский
сельсоветы,
Усть-Цилемская
и
Слудская волости. В том же году,
Югорский полуостров и большая часть
территории Большеземельской тундры
были переданы новообразованному
Ненецкому национальному округу, а
пограничные территории посёлка
Мураши отошли к Мурашкинскому
району, позднее вошедший в Вятский
округ, Нижегородского края).
26 марта 1930 года УстьСысольск переименован в Сыктывкар.
Обозначение на карте: 2 –
1931 год (отошли территории бассейна
реки Весляны к Уральской области).

42.

Коми Автономная Советская
Социалистическая Республика
В 1936 году в северной части АО Коми (Зырян) образован
Печорский округ, ликвидированный через пять лет.
5 декабря 1936 года по новой Конституции СССР, АО Коми
(Зырян) была преобразована в Коми АССР, которая вышла из состава
Северного края и перешла в непосредственное подчинение РСФСР. В
тот же день столицей Коми АССР стал город Сыктывкар.
В 1937 году северная часть Печорского округа вместе с
посёлком Хорей-Вер отошли к Ненецкому национальному округу.

43.

Северо-Печорская железная дорога
Строительство магистрали Котлас – Воркута началось в 1937
году и закончилось 28 декабря 1941 года, когда был достроен
последний участок Кожва – Воркута. После чего открылось рабочее
движение поездов, а 7 марта 1942 года в город Котлас прибыл первый
сквозной поезд.
Линии Северо-Печорской железной дороги были построены
ссыльными заключёнными исправительно-трудовых лагерей, системы
ГУЛАГ НКВД СССР, что привело к увеличению численности населения в
Коми АССР и возникновению новых крупных населенных пунктов:
Микунь, Сосногорск, Печора, Железнодорожный (Емва).
Постройка железной дороги способствовало освоению
месторождений нефти, угля, лесных богатств Севера.

44.

Изменения границ Коми АССР
1 – в 1949 году в состав Коми АССР из Пермской области вошли территории
рек верхней Печоры и Уньи;
2 – в 1959 году территории Хальмер-Ю вошли в состав Коми АССР;
3 – в 1961 году территории Коржинского вошли в состав Коми АССР.

45.

Республика Коми
Коми;
Коми;
23 ноября 1990 года – Коми АССР преобразована в Коми ССР;
26 мая 1992 года – Коми ССР преобразована в Республику
17 февраля 1994 года – принята Конституция Республики
8 мая 1994 года – первые выборы Главы Республики Коми;
6 июня 1994 года – утверждена государственная символика
Республики Коми – герб, флаг и гимн;
Образование Республики Коми и её название связаны с
исконным проживанием на её территории коми народа.
Республика Коми (государство) есть равноправный субъект
Российской Федерации.
Статус Республики Коми как государства определяется
Конституцией Республики Коми и Конституцией Российской
Федерации.
Государственные языки: коми и русский.
Столица – город Сыктывкар.

46.

Республика
Коми (1992 –
2023 гг.)

47.

Список литературы
Атлас Республики Коми. М.: Феория, 2011. – 448 с.: ил., карт.;
Белых С. К. «Проблема распада прапермской этноязыковой общности»
Ижевск 2009;
Библия. Российское библейское общество. Москва 2000;
«Неолитизация» крайнего северо-востока Европы: современные
концепции. © В. Н. Карманов, 2008;
Бандер О. Н. Поселения турбинского типа в Среднем Прикамье.
Издательство Академии наук СССР. Москва 1961;
Денисов В. П. Итоги изучения памятников эпохи поздней бронзы в
Прикамье. Вопросы археологии Урала. Вып. 1, Пермь 1961;
Жеребцов Л. Н. Расселение коми в XV—XIX вв. Сыктывкар, Коми кн. издво, 1972 г. 64 с.;
Жеребцов И. Л., Савельева Э. А., Сметанин А. Ф. История Республики
Коми: научно-популярные очерки. – Сыктывкар: Коми кн. изд-во, 1996. −
286 с.;
Жеребцов И. Л., Конаков Н. Д., Шабаев Ю. П., Шарапов В. Э., Цыпанов. Е.
А. «Народ коми: краткие очерки этнической истории и культуры»
Collegium Fenno-Ugricum 2008;
Полное собрание законов Российской империи. Собрание первое. Том
IV. 1700 – 1712 гг.;

48.


История Древнего Мира: Учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений /
А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свеницкая. – 9-е изд. – М.: Просвещение,
2002. – 287 с.: ил., карт.;
История Республики Коми. 7-11 кл.: Учебник для общеобразоват. учебн.
заведений / М. Б. Рогачев, И. О. Васкул, И. Л. Жеребцов, М. В. Тоскаев, О.
И. Уляшов – М.: Издательство ДИК, 2000. – 448 с.: ил., карт.;
История России с древнейших времен до конца XVII в. 6-7 кл.: Атлас. –
М.: Дрофа; Издательство ДИК, 2000. – 40 с.: ил., карт.;
И. Л. Жеребцов, М. В. Таскаев, М. Б. Рогачев, Б. Р. Колегов. Историческая
хроника. Республики Коми с древнейших времен. – Сыктывкар: Коми
книжное издательство, 2002. 344 с.;
Халиков А. Х. Великая Венгрия между Волгой и Уралом / Институт
археологии им. А. Х. Халикова АН РТ; отв. ред. А. Г. Ситдиков. – Воронеж:
АЛЕКС ПРИНТ, 2022. – 160 с. – (Серия «Археология евразийских степей»;
вып. 27);
Археология СССР. Финно-угры и балты в эпоху средневековья.
Ответственный редактор тома: В. В. Седов. Издательство «Наука».
Москва 1987;
Культурные связи населения Европейского Северо-Востока в древности и
средневековье: Материалы по археологии Европейского СевероВостока. Сыктывкар, 2013. Вып. 18. 164 с. (Коми научный центр УрО РАН);
Оборин В. А. Этнические особенности средневековых памятников
Верхнего Прикамья. ВАУ, вып. 9, 1969;

49.


Бюллетень Оренбургского научного центра УрО РАН (электронный
журнал), 2018, №2. В. С. Жданов. Синташтинская культура (Аркаим).
Эскиз «Дорожной карты» к разгадке цивилизованного феномена в
древней Евразии;
Вестник Пермского университета 2012. Выпуск 1(18). Сравнительная
характеристика поздненеолитических и новоильинских комплексов
керамики верхнего и среднего прикамья. О. В. Жукова, Е. Л. Лычагина;
Академия наук СССР. Институт археологии. Советская археология №2.
Издательство «Наука». Москва – 1968;
Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2001. Вып. 3. К вопросу
о генезисе Федоровской и Черкаскульской культур (по материалам
погребального обряда). И. А. Котельникова;
Круглый стол «Древности нижнего прикамья и 160 лет археологии
Ананьинского могольника». Ранний (Атабаевский) этап Маклашеевской
культуры. © 2019 г. А. А. Чижевский, А. В. Лыганов, С. В. Кузьминых;
Археология Евразийских степей. УДК 902/904. Введение в археологию
ананьинской культурной исторической области: северо-восток Европы в
финале бронзового и раннем железном веках. © 2017 г. С. В. Кузьминых,
А. А. Чижевский;
Голдина Р. Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье. – Иркутск:
Изд-во Иркут. ун-та, 1985. 280 с., ил.;
Венгрия: древняя история и обретение родины: науч.-попул. изд. / И.
Фодор. – Пермь: ООО «Типография «ЗЁБРА», 2015. – 132 с.;

50.


Известия Коми научного центра УрО РАН Выпуск 1(21). Сыктывкар 2015.
Историко-филологические
науки
«Освоение
арктической
и
субарктической зоны припечорья в древности и средневековье по
данным археологии» (часть I). И. О. Васкул, А. В. Волокитин, И. Л.
Жеребцов, В. Н. Карманов, М. В. Кленов, А. М. Мурыгин, П. Ю. Павлов;
Известия Коми научного центра УрО РАН Выпуск 2(22). Сыктывкар 2015.
Историко-филологические
науки
«Освоение
арктической
и
субарктической зоны припечорья в древности и средневековье по
данным археологии» (часть II). И. О. Васкул, А. В. Волокитин, И. Л.
Жеребцов, В. Н. Карманов, М. В. Кленов, А. М. Мурыгин, П. Ю. Павлов;
Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №3
(23) А. М. Мурыгин «Миграции как способ взаимодействия населения
крайнего северо-востока европейской части России в раннем
средневековье»;
Археология Волго-Уралья. В 7 т. Т. 2. Энеолит и бронзовый век / Институт
археологии им. А. Х. Халикова АН РТ; под общ. ред. А. Г. Ситдикова; отв.
ред. А. А. Чижевский. – Казань: Изд-во АН РТ, 2021. – 728 с.: ил.;
Российская академия наук. Журнал «Природа», 1999, №2;
Жеребцов Л. Н., Конаков Н. Д., Королев К. С. «Из жизни древних коми»
Коми книжное издательство 1985;
Жеребцов И. Л., Сметанин А. Ф. «Коми край: очерки о десяти веках
истории». Сыктывкар. Коми книжное издательство 2003;
Земля Стефана Пермского: духовная история и святыни Коми края. –
Сыктывкар: Издательство «Эском», 2008. – 208 с.
English     Русский Правила