Похожие презентации:
История. Пермский край
1.
2. ИСТОРИЯ. Пермский край.
3. Почти 300 тыс. лет тому назад впервые нога человека ступила на берега Чусовой и древней Камы.
4. Пермский край в древние века
• Почти 300 тыс. лет тому назад впервые нога человекаступила на берега Чусовой и древней Камы. До XVII
столетия н.э. человек в Прикамье прошел большой путь.
Около 6 тыс. лет до н.э. на берегах Камы и Волги сложились
основы для будущих финно-угорских народов Евразии.
• В I тыс. до н.э. на берегах Камы и Волги складывается единая
финноязычная общность - ананьинская. Ее племена стали
предками современных финноязычных народов Поволжья и
Приуралья.
• В I тыс. н.э. это единство распадается на ряд племен,
которые в первой половине II тыс. н.э. превратились в
древние народности. Были среди них и предки современных
коми-пермяков: племена ломоватовской, неволинской и
родановской археологических культур.
5.
• С севера и юго-востока к их территориямпримыкали племенные земли чепецкой и вымской
культур - предков современных коми и удмуртов.
Через сарматские, а потом через тюркские степи
приходят сюда караваны, везущие серебряные сосуды,
бусы, прекрасные мечи и другие вещи. Обратно
купцы везут меха соболя, бобра, белки, соль и даже
зерно.
• По мере знакомства русских с коренным населением
Камского бассейна название "пермь" закрепляется и
за этими землями. В отличие от Перми
Вычегодской верхнекамские земли стали известны
под именем Перми Великой. Это название часто
встречается в письменных памятниках XIV в.
6.
К VIII – IX вв. н.э. на территории сегодняшнего Пермскогокрая жили народы Коми, Ханты и Манси, Финно-Угры.
Среди них был народ с загадочным названием Чудь. Это
собирательное древнерусское название ряда финно-угорских
племён и народов.
Пермский звериный стиль
Вот эти шаманские изображения, чудские образки,
культовое литье металлопластика III–XII в. н.э. нашли в
нашем крае на месте древних чудских городищ.
7. Х век. В пермских землях торгуют булгарские купцы. А в XII в. булгары селятся вместе с пермяками, в современных коми-пермяках
течетопределенная толика и булгарской крови.
Через тюркские степи приходят сюда
караваны, везущие серебряные сосуды,
бусы, прекрасные мечи и другие вещи.
Обратно купцы везут меха соболя, бобра,
белки, соль и даже зерно.
8.
«Парма»возвышеннаяместность,
поросшая
еловым лесом
Пермь
ВЕЛИКАЯ
На языке веси
«Пэре Маа» «дальняя земля»
9. Первое упоминание местности «Пермь» – в 1263 году. Впервые слово "пермь" встречается в выдающемся памятнике Древней Руси начала
Первое упоминание местности «Пермь» –в 1263 году.
Впервые слово "пермь" встречается в
выдающемся памятнике Древней Руси
начала XII в. "Повесть временных лет".
Среди народов, которые "иже дань дают
Руси", названа и пермь. По мере
знакомства русских с коренным
населением Камского бассейна название
"пермь" закрепляется и за этими землями.
10. При Иване Калите (1325 – 1345 гг.) была присоединена к московским землям Пермь Вычегодская. Это событие было закреплено
монастырской колонизацией,возглавленной Стефаном Храном
(Пермским). В его «Житии…» можно
определить границы
присоединенных уральских земель.
11. На Верхнем Прикамье начинают селится русские. Именно в это время зарождаются легенды, в которых отражаются отношения,
возникающиемежду русским и нерусским населением.
Наиболее острыми были отношения
между русскими и вогулами (например,
легенда о последнем вогульском князе).
12. В XIV столетии Пермские земли находились под властью Золотой Орды. Однако в это же время на русских землях стало образовываться
новое молодоегосударство с центром в Москве. Это
государство стало активно бороться за
независимость с татаро-монголами.
Однако даже после битвы на Куликовом
поле в 1380 г. Московское государство
вынуждено была платить дань орде.
13. В XIV - первой половине XV в. на земли по Верхней Каме все настойчивее посягало Московское княжество. Продвижение московских
князей на северо-восток являлосьчастью борьбы за создание единого Русского
государства. При их участии в Перми Великой
в начале XV в. стали возникать первые русские
поселения. Возникает древнейший русский
город Прикамья – Чердынь - Пермь Великая.
14.
15. В ходе собирания русских земель Москвой, повышается значимость уральских земель. Пушнина, которая поступала отсюда – золотая
жиладля государства, которое стремилось
к независимости. Сравнить её
сегодня можно лишь с каким-нибудь
стратегическим нефтепроводом….
16. Именно в XIV веке появляются первые карты об уральских горах, а сам Урал называют не «горами», а «камнем». Значит, процесс
освоенияздешних территорий шел быстрыми
темпами. На древней пермской
земле начинают строить первые
храмы. В самой же Чердыни
появляется первый на Урале ИоанноБогословский монастырь.
17.
18. До середины XVI века Пермские земли находились в обстановке военной опасности: немного западнее – Казанское ханство, чуть
восточнее –Сибирское, плюс племенные розни. Территория
Перми Великой в административном отношении
делилась на две части: Верхнюю и Нижнюю земли.
Чердынь и Соликамск – стали первыми уездными
центрами. В религиозном плане местное
население продолжало верить в своих языческих
богов и даже приносить в жертву крещенных по
христианскому обряду детей. Даже имя
легендарного героя Перы-богатыря – лишь
воплощение славянского бога Перуна – бога грома
и молнии.
19. С XVI столетия пермские земли служат источником средств для освоения Сибири. Здесь расцветает солеварение - крупная отрасль
мануфактурной промышленностиРоссии, ставшая источником
богатства не только именитых людей
Строгановых, но и многих других
уральцев
20.
Боярин Анфал Никитинпостроил на Верхней Каме
городок, который так и
назывался – Анфаловский. В
это же время братья
Калинниковы соорудили
первые соляные варницы. С
них началась история города
Соликамска.
21.
Пермские земли в 15 векеприсоединяются к России.
В 1558 г. обширные земли
на Верхней Каме до устья
р. Чусовой царь Иван IV
отдал богатым
солепромышленникам
Строгановым.
Центром строгановских
земель стал Орёл-городок
на Каме.
22.
Строгановы принималиучастие в организации
похода Ермака в 1581 году.
Дружина Ермака проплыла
по реке Чусовой,
перевалила через
Уральский хребет и попала
на сибирскую реку Тобол.
Ермак покорил Сибирское
ханство и присоединил
Сибирь к России. В память
о Ермаке в Орле-городке
поставлен памятник.
23. Строгановы получили грамоту на здешние земли по рекам Кама и Чусовая в 1558 г. Грамота обязывала их строить «городки», варить
варницы, соль варить и строитьслободки для государства. А в покорении
Сибири были заинтересованы, как они сами,
так и государство.
24. Местное население было обложено тяжелой данью, которая состояла из трех частей: сбор хлеба, перевозка его в Зауралье,
предоставление плотников для постройкисудов для сплава продовольствия по
сибирским рекам.
25. С воцарением Ивана IV Грозного присоединение уральских земель пошло семимильными шагами: после взятия Казани в 1552 г. и
покорения Сибири Ермаком (1581 –85) особых преград для этого
процесса больше не возникало.
26. Русские
27.
Русские – это самыймногочисленный народ в
Прикамье и в России. На
Пермской земле первые
русские люди появились
давно. Несколько раз
новгородские дружины
приходили сюда за данью.
А 600 лет назад здесь
выросли первые русские
поселения.
28.
За 600 лет проживания напермской
земле
русские
построили немало городов и
посёлков. Избы ставили из ели и
сосны. В избе у каждого угла было
своё назначение. В новый дом
«приглашали
домового».
Существовали разные способы
украшать свой дом, чтобы уберечь
семью от злых духов.
Прочитай
книги:
Е.Шумилов
«Тимошка Пермитин из деревни
Пермяки», Е.Полякова « Русские
фамилии»
29.
Русский костюм30. Татары и башкиры
31.
В Прикамье живёт более 200 тысяч татари башкир. Не случайно некоторые
населённые пункты края носят татарские
и башкирские названия: село Батуево,
Карагай, Баяндино, Булак.
32.
Татары и башкирыиздавна сеяли хлеб,
ловили рыбу, охотились.
В лесных местах они
строили жилища из
дерева, из самана. У
башкир дольше, чем у
татар, сохранилась –
юрта.
33.
В разных уголках Прикамьятрудятся удивительные
татарские и башкирские
мастера. В Бардымском районе
знамениты имена сестёр
Антуговых, которые делали
такие тюбетейки, что заказы
сыпались со всех сторон. А в
Берёзовском районе кузнец
Камиль Давлетов – умелец и
топоры ковать, и плуг починить,
и решётку из железа, будто
кружево, сплести.
34.
Есть у татарского и башкирскогонарода добрые заповеди:
-Украсить дом – это всё равно, что
на человека надеть нарядное
платье.
-Перед тем как тронуться в путь,
посмотри, кто твой спутник, перед
тем как строить дом, присмотрись
к будущему соседу.
-До сорока домов по обе стороны
– это всё твои соседи, и ко всем ты
должен быть одинаково
уважителен.
35. Татарский костюм
36. Башкирский костюм
37.
38. КОМИ- ПЕРМЯКИ
39.
Коми-пермяки-коренное населениеПрикамья.Когда-то они поселились в
бассейне реки Иньвы. Разговаривают
коми-пермяки на финно-угорском
наречии. На этом же наречии говорят их
далёкие родственники в Финляндии.
40.
Коми-пермяцкий народимеет свою территорию.
Это самостоятельная часть
России – Коми-Пермяцкий
округ. Столица округа –
город Кудымкар. Одно из
древних преданий гласит,
что здесь жил богатырь
Кудым. Он построил
укреплённое городище –
«кар». Так поселение и
получило название
Кудымкар – городище
Кудыма.
41.
Коми-Пермяцкийокруг-лесной край.
13 видов животных
и 8 видов растений
занесены в
Красную книгу. В
округе 34
памятника
природы.
42.
Селищенское болотоКувинский сосновый бор
Адово озеро
43.
44. Слово «Пермь» в истории Пермского края
45.
285-летиюПЕРМИ
посвящается
46.
«Парма»возвышеннаяместность,
поросшая
еловым лесом
Пермь
ВЕЛИКАЯ
На языке веси
«Пэре Маа» «дальняя земля»
47.
Пермь в сочетаниях:Пермский
период
Пермское
море
Пермские
боги
Огромный творческий потенциал
Перми и края, природная одаренность
жителей, их призвание к созиданию - вот
что таят в себе все эти «пермские»
понятия.
Это маленькая энциклопедия о нашем
городе и крае.
Пермские
святые
Пермский звериный
стиль
Пермские
карагаи
48. Пермский период
Период истории, длиною почти 40 миллионов летот 286 до 248 млн. лет назад
Пермский период ознаменовался
грандиозными катаклизмами.
Сталкивались материки,
вздымались новые горные
хребты, море наступало
на сушу, климат часто и резко
менялся.
Миллионы животных и растений
не смогли приспособиться
ко всем этим переменам и исчезли с лица Земли.
49. Пермское море
300-280 миллионов лет назадРептилии выходят на
авансцену
200 миллионов лет прошло, как
исчезло Пермское море, а сокровища
свои дарит и по сей день. 400метровая толща первоклассной
морской соли в виде Верхнекамского
месторож-дения натриевых,
калиевых и магниевых солей осталось
на суше.
50. Пермские боги
Единственная в своем роде коллекция деревяннойрелигиозной скульптуры XVII—XIX веков, созданная и
собранная в Пермском крае.
51. Пермский звериный стиль
IV – XI вв. н. эрыПермский звериный стиль – это своеобразное
искусство мелкой метал-лической пластики.
Он представлен сотнями находок ажурных
бронзовых и медных пластилин, фигурок,
рельефных пронизок, подвесок, объемными
изображениями животных, птиц, рыб,
фантастических существ и людей.
52. Пермские святые Стефан Пермский
1340 -1396Стефан Пермский оставил глубокий след
в истории России.
Образованный,
знающий несколько языков, владеющий
словом, пером и кистью, он нес культуру и
веру людям необозримого края – от
Печерского до Камского бассейнов.
Святитель Стефан
Великопермский
Святитель создал национальную
письменность народов коми, дал им
слово Божие!
53. Пермские карагаи
«Карагай» - так называется лиственница в тюркских языкахВенеция
Четыреста тысяч свай из
приуральских лиственниц от
раннего средневековья до сих пор
надёжно несут тяжесть дворцов и
домов медленно погружающегося в
лагуну города Венеция.
Из лиственницы строили
гробницы, основания для
первобытных свайных поселений,
опоры для мостов.