Похожие презентации:
Древняя Русь
1.
2.
Определение «Древняя Русь» в большинствеисследований относится к Руси IX–XI веков, а
по общемировой периодизации, к классическому
Средневековью. Но начало древнерусской
цивилизации было положено ещё в середине I
тыс. до н. э., когда восточные славяне
выделились из славянской общности .
3.
К IX в. они расселилисьна огромной
территории Русской
равнины, от озера
Ильмень до
Причерноморских
степей, от Карпат до
Волги.
4.
Древнерусскую народность нельзя напрямую отождествлять только с восточнымиславянами. Дело в том, что древнерусская народность формировалась на основе
смешения нескольких этнокультурных компонентов, среди которых
восточнославянский компонент являлся системообразующим:
Восточнославянский: поляне, древляне, вятичи, и др. – земледельческий
(оседлый) хозяйственно-культурный тип;
Балтийский: голядь, кривичи – земледельческий (оседлый) хозяйственнокультурный тип;
Иранский: скифы, сарматы – земледельческий (оседлый) и скотоводческий
(кочевой) хозяйственно-культурный тип;
Финно-угорский: ижора, корела, весь, меря, чудь и др. – охотничье-промысловый
(оседлый и бродячий) хозяйственно-культурный тип;
Германский: готы – охотничье-промысловый (оседлый и бродячий)
хозяйственно-культурный тип;
Тюркский с заметным участием северокавказского компонента –
скотоводческий (кочевой) хозяйственно-культурный тип.
5.
Такая пёстрая этнокультурная картинаво многом обусловлена спецификой
восточнославянской колонизации.
Восточные славяне
Реконструкция физического
облика полоцких кривичей
(балтов)
Кривичский женский костюм.
Реконструкция Браславского клуба
любителей живой археологии.
В процессе освоения восточными
славянами новых земель
выработался особый тип
отношений с местным населением -
«интеграция».
6.
Так, например, слабая заселенностьсеверных земель позволяла укореняться на
новых землях почти безболезненно.
Естественно, что без вооруженных
столкновений с угро-финскими племенами
дело не обходилось. Но в целом
колонизация происходила мирно.
Восточные славяне не подавляли туземные
племена, а, как сейчас модно говорить,
занимали пустующую экологическую нишу.
Славяне не превращали туземцев в своих
рабов. Новые поселенцы-славяне жили в
неукрепленных поселках, не опасаясь
нападений местного населения.
Финно-угры
7.
Славяне-земледельцы осваивали новые земли,славяне-ремесленники снабжали округу продукцией
своего производства. Славянские феодалы ставили
крепости, облагая данью и защищая как славянское,
так и неславянское население края. В результате
такого этнического симбиоза многие «чудские»
племена утратили свой язык и культуру, но в свою
очередь оказали влияние на материальную и
духовную культуру древнерусской народности.
8.
После падения скифского государства( III век н.э.) иослабления сарматов восточные славяне продвигаются и
на юг. Там они испытывают влияние различных тюркских
и иранских племен, что нашло отражение в славянском
языке и мифологии.
Сарматская девушка-воин
(реконструкция по
археологическим данным)
9.
Облик славянской культурыопределяло язычество с
разнообразными культами
богов плодородия,
красочными обрядами и
праздниками.
10.
Славяне занимались охотой, бортничеством*, но основой ихэкономической жизни являлось земледелие.
11.
12.
.13.
«Русь» знали в Византии и во времена, предшествующиепризванию варягов. Поэтому многие исследователи
связывают этноним «росы» с названием реки Рось, где жили
росы, с их главным городом Родней и с культом бога Рода.
Кроме того, в переводе с иранского «рос» – светлый, северный.
Может быть славяне, пришедшие на земли «скифов-пахарей»
(иранцев), восприняли этот термин и расширили географию
его применения. Возможно, имело место и слияние северного
термина «русь» и южного «рось».
До конца IX века в источниках встречаются упоминания
росов, или русов, а с X века название «русь», «русский» уже
преобладает.
14.
Археологическиепамятники свидетельствуют о
существовании множества,
подобных руси
восточнославянских племенных
союзов. Межплеменные
столкновения, угроза со стороны
норманнов и хазар, борьба за
торговые пути – всё это
заставляло союзы племён
объединяться в союзы союзов, а
последние – в суперсоюзы. Такая
интеграция явилась одной из
важнейших предпосылок к
образованию Древнерусского
государства.
15.
На фоне укрупнения племенныхобразований расширялись и
усложнялись управленческие функции
князя. Росло значение князя в глазах
соплеменников и в то же время его
власть, которая в масштабе суперсоюза
становилась всё более независимой от
воли вечевых собраний*. В личности
князя, приносящего добычу племени,
обороняющего его от внешних врагов и
взявшего на свои плечи проблему
урегулирования внутренних споров,
начинали видеть залог благополучия
всего племени, а его самого
отождествляли с племенным тотемом.
Таким образом власть князя
приобретала сакральный характер.
Данные изменения в политическом и
духовном аспекте власти князя также
способствовали формированию
государства.
16.
Необходимо также отметить, что взаимодействие с более развитымицивилизациями ускоряло процесс формирования государства. Подлинным
эталоном для русских долгое время оставалась Византийская империя,
обладавшая давними государственными традициями.
17.
Также, важным фактором, нарушавшим родовое единство племени,был переход от подсечного и переложного земледелия* к пашенному*.
Развитие пашенного земледелия приводило к увеличению избыточного
продукта, что способствовало обогащению и возвышению над
соплеменниками княжеско-дружинной группировки. В районах
распространения пашенного земледелия началась эволюция родовой
общины, которая, благодаря тому, что теперь отдельная большая семья
могла обеспечить свое существование, стала территориальной
(соседской).
*Подсе́чно-огнево́е
земледе́лие — одна из примитивных древних систем земледелия лесной зоны,
основанная на выжигании леса и посадке на этом месте культурных растений. Т.е. использовалось
естественное плодородие почв, усиленное золой от сгоревших деревьев. После истощения земли
участок забрасывали и осваивали новый, что требовало усилий всей общины.
*В степных районах применялось переложное земледелие, схожее с подсекой, но связанное со сжиганием
не деревьев, а полевых трав.
*Пашенное земледелие - основано на использовании тягловой силы домашних животных при
обработке земли различными по характеру пахотными орудиями (рало, соха, плуг и др.).
18.
Это создавало некоторыеусловия для
имущественной
дифференциации, но
социального расслоения в
самой общине не
происходило производительность
земледельческого труда
оставалась слишком
низкой.
Археологические раскопки восточнославянских поселений того периода
показывают почти одинаковые семейные жилища с одним и тем же набором
предметов и орудий труда.
19.
Имущественное выделение княжескодружинной группировки, а следовательно,отделение военно-управленческого труда от
производительного, пример государственной
организации в Византии, переход к
территориальной общине – всё это
способствовало переходу от родового единства к
государственному.
20.
В процессе формирования древнерусскогогосдарства можно выделить три этапа:
На первом этапе (VIII-середина IХ вв.)
образования
древнерусского
государства
происходило складывание межплеменных союзов
и их центров. К IХ в. процесс интеграции привел
к образованию двух «суперсоюзов» во главе с
Киевом и Новгородом.
21.
22.
Навтором этапе (2-ая половина IХ середина Х в.) процесс складывания государства
ускорился, благодаря активному вмешательству
внешних сил - хазар и варягов. ПВЛ сообщает,
что варяги брали дань с племён Новгородского
суперсоюза. В 862 г. варягов прогнали, но из-за
вспыхнувших междоусобиц призвали княжить
варяга Рюрика.
23.
Затем в 882 году престолперешёл в руки его родственника
- Олега Вещего, который являлся
опекуном и воспитателем
малолетнего сына Рюрика Игоря. В этом же году Олег
хитростью захватил Киев, убив
правивших там Аскольда и Дира
- норманнов, ушедших ранее от
Рюрика. После этого Олег
освободил славянские племена от
хазарской дани. Так, согласно
ПВЛ, были объединены два
славянских суперсоюза.
А 882 г. принято считать
годом рождения Древнерусского
государства.
24.
Возвращаясь к правлению Вещего Олега, отметим, что, опираясь намощь славяно-норманнских дружин и «воев» (вооруженных свободных
общинников) он совершает в 907 г. успешный поход на Византию. В
результате был подписан выгодный для Руси договор, обеспечивающий ей
право беспошлинной торговли. Новые уступки заключались в соглашении
от 911 г.
После смерти Олега бразды правления взял сын
Рюрика -Игорь. Он стремился сохранить
единство межплеменной федерации, а также
защищал ее границы от появившихся грозных
кочевников - печенегов. В 40-х годах он совершил
два похода на Византию, нарушившую свои
соглашения с Русью. В итоге, потерпев неудачу,
он заключил в 944 г. менее выгодный договор, чем
тот ,который был при Олеге, а в 945 г. во время
полюдья в древлянской земле был убит за
Игорь (912-945 гг.)
требование дани в размере, сверх обычного.
25.
Середина X – XI века:третий, завершающий этап
формирования
государства
начинается с реформ княгини
Ольги (годы правления: 945 -947) жены Игоря. Жестоко отомстив
древлянам за смерть своего мужа,
она устанавила фиксированную
норму дани, а для ее сбора
устроила «погосты», где «сидел»
боярин с малой дружиной.
Погосты стали опорой княжеской
власти на местах.
26.
Воинственный сын Ольги, Святослав (964-972) больше уделял внимания невнутренним, а внешнеполитическим делам.
Добившись славы и блестящих побед
над Волжкой Булгарией, печенегами и
Хазарией, он потерпел поражение от
Византии.
Святослав своими походами поднял авторитет Руси и русского оружия , но
бесконечные военные походы истощали русскую землю и задерживали
внутреннее развитие.
27.
Качественныеперемены
наступили в период правления
Владимира Святославича (9801015). Он хитростью победил своего
брата Ярополка в борьбе за
киевский престол. В 981 г. он
продолжил политику расширения
территории, присоединив югозападные (Галицию, Волынь) и
западные (Полоцкую, Туровскую)
земли.
28.
Следующим решительным шагом, завершающим созданиегосударства, стала замена Владимиром племенных князей
своими сыновьями, призванными защищать новую веру и
укрепить власть киевского князя на местах.
Укрепление власти дало ему возможность организовать
население всей страны для создания мощных оборонительных
рубежей на южных границах и переселить сюда часть словен,
кривичей, чуди и вятичей. Сам великий князь, как
свидетельствуют былины, начал восприниматься народным
сознанием уже не как воин - защитник, а как глава государства,
организующий охрану его рубежей.
29.
Среди всех деяний Владимира наиболее судьбоносным для Россииыло крещение Руси в 988г.
Пёстрый мир язычества с его многобожием и местечковыми
отличиями был не способен духовно объединить Русь.
30.
Неслучайно уже древнерусские книжникиназывали крестителя Руси – Владимира Святым, равноапостольным,
приравнивая значение его княжения на
Руси к подвигам апостолов. Православие
на века определило судьбу русского народа
и его культурное единство.
Осознавая связь между единством
государства и распространением
православия, сепаратистки настроенные
бояре неизменно выступали против
великокняжеской власти в союзе с
языческими волхвами.
31.
Огромное значение христианства и в том, что онокоренным образом изменило мировоззрение людей. В
языческой вере человек отождествляет себя с окружающей его
природой. У дерева, и у камня, и у животного, как и у человека,
есть душа. И все что является нормой для мира природы,
является нормой и для человека.
Христианство же отделяет человека от мира природы.
Человек, согласно христианскому учению, подобие Божье. Он,
в отличие от всего природного, наделён вечной душой. Задача
человека, преодолевая своё телесное или природное начало,
развиваться духовно. Поэтому с принятием христианства
утверждаются новые нормы: милосердие, смирение,
целомудрие. А языческие обычаи кровной мести, умыкания
девиц, многоженство, оргиастические праздники, обряды с
человеческими жертвами уходят в прошлое.
32.
При этом следует отметить,что русское православие
ориентировало человека на
духовность, в ущерб практической
деятельности. В образах первых
русских святых князей Бориса и
Глеба, убитых своим братом, мы
не увидим примера активности в
социальном пространстве, но их
подвиг – это подвиг духа. Они
были канонизированы за вольное,
жертвенное страдание, за
христианское непротивление злу.
Пожертвовав жизнью земною, они
обрели жизнь вечную и стали
примером христианской
добродетели.
33.
Тесную связь междуособенностями религии и
историей народов блестяще
продемонстрировал социолог Макс
Вебер в своей работе
«Протестанская этика и дух
капитализма». Он доказал, что
экономические успехи стран
Запада связаны с
распространенной там
протестантской этикой.
Протестантский идеал
христианства учит: «молись и
работай» и через работу обретёшь
спасение души.
Вебер Макс (1864-1920)
34.
Однако православная Русьвосприняла в христианстве
другой аспект: стремление
следовать за Христом в его
унижениях и страданиях. Как
точно отмечал мыслитель
Георгий Петрович Федотов:
«Бедность,
простота,
унижение, страдание – вот
основной
тип
русского
святого, который мы узнаем
впоследствии в истории
русской интеллигенции».
35.
Более того, с принятием христианства пришло осознаниевключённости в мировую историю. В отличие от язычества,
христианство имеет интернациональный характер. Апостол
Павел в своих посланиях говорит: «Нет ни Еллина, ни Иудея…раба,
свободного», все мы одним духом крестились в одно тело».
Посредством христианства, принятого от Византии, Русь
приобщалась к мировому культурному наследию. Вместе с религией
русские освоили христианскую живопись, песнопения, приёмы
каменного зодчества, элементы восточной и античной философии.
Для функционирования института церкви была необходима
книжная культура. Поэтому равноапостольные просветители,
греческие монахи Кирил и Мефодийи создали для славян азбуку кириллицу. Звуковое кириллическое письмо, несомненно, в большей
степени способствовало распространению грамотности и книг на
Руси, чем прежние идеографическое письмо - «черты и резы».
36.
Анна Ярославовна (около 1024, 1032, 1036— 1075/1089), королева Франции.
Крещение Руси
повысило международный
престиж Древнерусского
государства, которое ранее
воспринималось как
варварское. Значительно
укрепились
дипломатические, торговые
и культурные контакты
Руси с европейскими
государствами. Через
династические браки
Рюриковичи породнились с
представителями правящих
домов Европы.
37.
Русь приняла крещение от Византии, когда она былав расцвете своего государственного могущества.
Православие
рассматривалось
византийскими
императорами как духовная опора государства. И
киевские князья, не имея под рукой мощного военнобюрократического аппарата или других инструментов
централизации, для укрепления своей власти охотно
использовали институт церкви. В результате
государство взяло на себя церковные задачи, а церковь,
став орудием централизации государства, занялась
созданием идейных основ самодержавия.
38.
.39.
Подводя итоги, отметим, что крещение Русистало логическим завершением процесса
формирования Древнерусского государства.
Именно христианство с его мощной идейной,
культурной, информационной, образовательной и
нравственной базой сформировало и
консолидировало новый этнос, и оно же стало
главным инструментом создания Древнерусского
государства.