Похожие презентации:
Образ сатаны в книге Иова согласно средневековым еврейским комментаторам
1. Образ сатаны в книге Иова согласно средневековым еврейским комментаторам
Ури Гершович2. Поль Рикёр. «Герменевтика символов и философская рефлексия»
• …речь идет вовсе не о том, чтобы следовать неизвестно какойинтуиции воображения, а о том, чтобы выработать понятия,
которые сами познают и заставляют познавать, понятия,
систематически связанные между собой, может быть даже,
составляющие закрытую систему. Но одновременно речь идет о
том, чтобы, опираясь на разработки разума, передать богатство
уже имеющихся в наличии значений, предшествующих этим
разработкам. Положение в самом деле таково: с одной стороны,
все уже сказано до философии с помощью знака и загадки; вот
одно из значений слов Гераклита: «Государь, чей оракул
находится в Дельфах, не говорит и не скрывает, но знаками
указывает». С другой стороны, наша задача заключается в том,
чтобы, интерпретируя оракула, говорить ясно, хотя мы рискуем
при этом оставить что-то невыявленным.
3. Поль Рикёр. «Символика интерпретации зла»
• …необходимо разрушить понятие; надо подвергнуть сомнениюзнание, чтобы выявить ортодоксальную интенцию, прямой
смысл, экклезиастический смысл… этот прямой смысл является
не понятием, а символом — символом рациональным,
символом, предназначенным для разума, — тем, что в наших
высказываниях об исповедании в грехах есть наиболее
глубинное и существенное.
• Что понимаю я под рациональным символом? То, что понятия
не самодостаточны, что они отсылают к аналогичным
выражениям, аналогичным не потому, что им недостает
строгости, а потому, что они обладают избыточным значением;
…следует прозондировать не его (понятия) ложную ясность, а
его богатую аналогиями темную сторону. Теперь надо вернуться
назад: вместо того чтобы идти вперед по пути умозрения, надо
вернуться к богатейшему содержанию смысла, каким обладают
до-рациональные «символы», в том числе и библейские,
существующие до того, как сложился абстрактный язык… (КИ, с.
390)
4.
Иов, гл. 1(6) И был день, когда пришли сыны Божьи
предстать пред Господом, и пришел меж
ними и сатан. (7) И сказал Господь сатану:
откуда пришел ты? И отвечал сатан Господу
и сказал: бродил я по земле и расхаживал
по ней. (8) И сказал Господь сатану: обратил
ли ты внимание на раба Моего Иова, что нет
подобного ему на земле; человек (он)
непорочный и справедливый,
богобоязненный и удаляющийся от зла. (9) И
отвечал сатан Господу и сказал: разве даром
богобоязнен Иов? (10) Ведь Ты оградил
кругом его, и дом его, и все, что (есть) у него?
Дело рук его благословил Ты, и скот его
распространился по земле. (11) Но прострика руку Твою и коснись всего, что (есть) у
него, клянусь, пред лицом Твоим Тебя
хулить станет. (12) И сказал Господь сатану:
вот, все, что (есть) у него, в руке твоей,
только на него не простирай руки своей. И
вышел сатан от Господа.
ספר איוב פרק א
)ו( וַיְ הִ י הַ ּיֹום ַוּיָּבֹ אּו בְ נֵי הָּ אֱֹלהִ ים לְ ִה ְתיַצֵּ ב עַל
:יְ הֹ וָּה ַוּיָּבֹוא גַם הַ שָּ טָּ ן בְ תֹוכָּם
)ז( ַוּי ֹאמֶ ר יְ הֹ וָּה אֶ ל הַ שָּ טָּ ן מֵ אַ יִ ן תָּ ב ֹא ַו ַּיעַן הַ שָּ טָּ ן
:אֶ ת יְ הֹ וָּה ַוּי ֹאמַ ר ִמּׁשּוט בָּ אָּ ֶרץ ּומֵ הִ ְתהַ לְֵך בָּ ּה
)ח( ַוּי ֹאמֶ ר יְ הֹ וָּה אֶ ל הַ שָּ טָּ ן הֲשַ ְמתָּ לִ בְ ָך עַל עַבְ ִדי
ִאּיֹוב כִ י אֵ ין כָּמֹ הּו בָּ אָּ ֶרץ ִאיׁש תָּ ם וְ יָּׁשָּ ר יְ ֵרא
:אֱֹלהִ ים וְ סָּ ר מֵ ָּרע
)ט( ַו ַּיעַן הַ שָּ טָּ ן אֶ ת יְ הֹ וָּה ַוּי ֹאמַ ר הַ חִ נָּם י ֵָּרא ִאּיֹוב
:אֱֹלהִ ים
)י( ֲהל ֹא אַ תָּ {אַ תָּ ה} שַ כְ תָּ בַ עֲדֹו ּובְ עַד בֵ יתֹו
ָּּובְ עַד כָּל אֲׁשֶ ר לֹו ִמסָּ בִ יב מַ עֲשֵ ה יָּדָּ יו בֵ ַרכְ ת
:ּומקְ נֵהּו פ ַָּרץ בָּ אָּ ֶרץ
ִ
)יא( וְ אּולָּם ְׁשלַח נָּא י ְָּדָך וְ גַע בְ כָּל אֲׁשֶ ר לֹו ִאם
:ל ֹא עַל ָּפנֶיָך יְ בָּ ְר ֶכ ָּך
)יב( ַוּי ֹאמֶ ר יְ הֹ וָּה אֶ ל הַ שָּ טָּ ן הִ נֵה כָּל אֲׁשֶ ר לֹו
בְ יָּדֶ ָך ַרק אֵ לָּיו אַ ל ִת ְׁשלַח יָּדֶ ָך ַוּיֵצֵ א הַ שָּ טָּ ן
מֵ עִ ם פְ נֵי יְ הֹ וָּה:
5.
Иов, гл. 2(1) И был день, когда пришли сыновья
Божьи, чтобы предстать пред Господом, и
пришел также сатан меж ними, чтобы
предстать пред Господом. (2) И сказал
Господь сатану: откуда пришел ты? И
отвечал сатан Господу и сказал: бродил я по
земле и расхаживал по ней. (3) И сказал
Господь сатану: обратил ли ты внимание на
раба Моего Иова, что нет подобного ему на
земле; человек (он) непорочный и
справедливый, богобоязненный и
удаляющийся от зла, и доселе тверд он в
непорочности своей, а ты возбуждал меня
против него, чтобы погубить его безвинно.
(4) И отвечал сатан Господу и сказал: кожу
за кожу и все, что есть у человека, отдаст он
за жизнь свою. (5) Но простри-ка руку Твою
и коснись кости его и плоти его, клянусь,
пред лицом Твоим Тебя хулить станет. (6) И
сказал Господь сатану: вот он в руке твоей,
только душу его сохрани. (7) И вышел
сатан от Господа и поразил Иова сыпью
дурной от стопы ноги его до темени его.
ספר איוב פרק ב
)א( וַיְ הִ י הַ ּיֹום ַוּיָּבֹ אּו בְ נֵי הָּ אֱֹלהִ ים לְ הִ ְתיַצֵ ב
עַל יְ הֹ וָּה ַוּיָּבֹוא גַם הַ שָּ טָּ ן בְ תֹ כָּם לְ ִה ְתיַצֵּ ב עַ ל
:יְ הֹ וָּה
)ב( ַוּי ֹאמֶ ר יְ הֹ וָּה אֶ ל הַ שָּ טָּ ן אֵ י ִמזֶה תָּ ב ֹא ַו ַּיעַן
הַ שָּ טָּ ן אֶ ת יְ הֹ וָּה ַוּי ֹאמַ ר ִמּׁשֻּׁ ט בָּ אָּ ֶרץ ּומֵּ ִה ְתהַ לְֵּך
:בָּ ּה
)ג( ַוּי ֹאמֶ ר יְ הֹ וָּה אֶ ל הַ שָּ טָּ ן הֲשַ ְמתָּ לִ בְ ָך אֶ ל
עַבְ ִדי ִאּיֹוב כִ י אֵ ין כָּמֹ הּו בָּ אָּ ֶרץ ִאיׁש תָּ ם וְ יָּׁשָּ ר
יְ ֵרא אֱֹלהִ ים וְ סָּ ר מֵ ָּרע וְ עֹ דֶ נּו מַ ֲחזִיק בְ תֻ מָּ תֹו
:ו ְַת ִסיתֵ נִ י בֹו לְ בַ לְ עֹו חִ נָּם
)ד( ַו ַּיעַן הַ שָּ טָּ ן אֶ ת יְ הֹ וָּה ַוּי ֹאמַ ר עֹור בְ עַד עֹור
:וְ כֹ ל אֲׁשֶ ר ל ִָּאיׁש יִ תֵ ן בְ עַד נַפְ ׁשֹו
)ה( אּולָּם ְׁשלַח נָּא י ְָּדָך וְ גַע אֶ ל עַצְ מֹו וְ אֶ ל
:בְ שָּ רֹו ִאם ל ֹא אֶ ל ָּפנֶיָך יְ בָּ ְר ֶכ ָּך
)ו( ַוּי ֹאמֶ ר יְ הֹ וָּה אֶ ל הַ שָּ טָּ ן הִ נֹו בְ יָּדֶ ָך אַ ְך אֶ ת
:נַפְ ׁשֹו ְׁשמֹ ר
)ז( ַוּיֵצֵ א הַ שָּ טָּ ן מֵ אֵ ת פְ נֵי יְ הֹ וָּה ַוּיְַך אֶ ת ִאּיֹוב
:בִ ְׁשחִ ין ָּרע ִמכַף ַרגְ לֹו ְ עַד {וְ עַד} קָּ ְדקֳ דֹו
6. Комментаторы и различные интерпретации - 1
комментаторСаадья-гаон (882-942)
сатан
человек, завидовавший
Иову
Шломо Ицхаки (1040-1105) это некая сущность,
которая подначивает и
обвиняет людей
Авраам ибн Эзра (1089вредоносное созвездие
1164)
Моше бен Маймон (1135Два лика Сатана - ???
1204)
Моше бен Нахман (1194сатан – это ангел,
1274)
влекущий человека ко злу
7. Комментаторы и различные интерпретации - 2
комментаторысатан
Зархия Шаалтиэль (вторая
половина XIII в.) Авраам Абулафия
(1240-1291?)
материя, воображение
Моше Нарбони (XIV в.)
лишенность (στέρεσις) абсолютная и
частная
Леви бен Гершом (1288-1344)
случай
Ицхак бен Моше ха-Леви (Эфоди,
конец XIV – первая пол. XV в.
лишенность, случай
Шем Тов бен Йосеф ибн Шем Тов
(вторая половина XV в.)
материя, лишенность
Меир Крескас (вторая пол. XV в.)
лишенность, воображение на
котором сидит сила стремления
8.
«Путеводитель растерянных» 2.30 (перевод С. Парижского)Еще к толкованиям мудрецов, которые ты должен для себя уяснить,
относятся их слова про то, что змей был ездовым животным размером с
верблюда, и именно его наездник соблазнил Еву, а наездником был Самаэль[1].
Этим именем они называют Сатану. В нескольких местах они говорят о том,
что Сатана хотел сбить с толку праотца нашего Авраама и помешать ему
принести в жертву Исаака, также сбить с толку Исаака, чтобы тот не
подчинился своему отцу. В связи с жертвоприношением Авраама говорят
мудрецы: «Пришел Самаэль к праотцу нашему Аврааму и сказал: ты что, дед,
лишился разума? Сына, которого даровали тебе на сотом году жизни, ты
хочешь зарезать?». Итак, ты понял, что Самаэль – это Сатана. Это имя тоже не
случайно, как и само слово «змей». Вот как они описывали соблазнение Евы:
«На нем ехал Самаэль, а Святой, благословен Он, посмеивался над верблюдом
и его наездником»[2].
Ты также должен понять и уяснить, что змей не обращался к Адаму
напрямую, и не разговаривал с ним. Непосредственный разговор он вел с
Евой, а Адам пострадал через Еву, и именно таким образом змей привел его к
гибели. Вечная вражда существует лишь между змеем и Евой и их
потомками[3]. Несомненно, ее потомство – это и потомство Адама.
Удивительна, тем не менее, эта связь змея с Евой, потомство с потомством,
голова с пятою, то, что она поражает его в голову, а он ее в пяту[4]. Итак, это
тоже ясно.
[1] См. Пиркей де-рабби Элиезер, гл. 13
[2] Там же
[3] См. Быт. 3:15
[4] См. там же
9.
Пиркей де-р. Элиэзер, гл. 13Ангел Самаэль был великим князем на Небесах. У
священных животных было по четыре крыла, у
серафимов — по шесть крыльев, у Самаэля же —
двенадцать крыльев. Что же сделал Самаэль? Взял
своих сообщников, спустился на землю, увидел всех
животных, которых сотворил Святой, благословен
Он, и не нашел среди них никого, кроме змея, кто
был бы столь хитроумен на зло, как сказано: “Змей
же был хитрее всех полевых зве рей, которых создал
Господь Бог” (Берешит, 3:1). Этот змей был подобен
верблюду, Самаэль оседлал его и поскакал на нем.
Тора увидела это и заплакала: “Зачем, о Самаэль!
Неужели сейчас, когда мир только что создан, ты
решил восстать против Всевышнего?! Неужели ты
думаешь, что настало тебе время вознестись над
всеми?! Разве тебе не ведомо, что Бог посмеется и
над конем, и над всадником?”