125.95K
Категория: ЛитератураЛитература

Теория литературы (ч.1)

1.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
(ч.1)
ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ
РОДЫ
ЛИТЕРАТУРЫ
НАПРАВЛЕНИЯ
ПЛАН

2.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ
ОБЩАЯ
(ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ)
ПОЭТИКА
ТЕОРИЯ
ЛИТЕРАТУРНОГО
ПРОЦЕССА

3.

ТЕОРИЯ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПОЭТИКА
• учение о литературном
произведении, его
составе, структуре и
функциях, а также о
родах и жанрах
литературы.
• учение о сущности
литературы как вида
искусства, а также о
ТЕОРИЯ
закономерностях ее
ЛИТЕРАТУРНОГО
пребывания и
ПРОЦЕССА
движения в истории.

4.

5.

ТРИ ВАЖНЕЙШИХ И ОРГАНИЧЕСКИ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ АСПЕКТА
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ
МИРОСОЗЕРЦАТЕЛЬ
НЫЙ (ТОЧНЕЕ АСПЕКТ АВТОРСКОЙ
СУБЪЕКТИВНОСТИ)

6.

ТРИ РОДА ЛИТЕРАТУРЫ
ЭПОС
ЛИРИКА
ДРАМА

7.

ЭПОС
В эпическом роде литературы (др. -гр. epos слово, речь) организующим началом
произведения является повествование о
персонажах (действующих лицах), их судьбах,
поступках, умонастроениях, о событиях в их
жизни, составляющих сюжет. Это - цепь
словесных сообщений или, проще говоря,
рассказ о происшедшем ранее. Повествованию
присуща временная дистанция между ведением
речи и предметом словесных обозначений

8.

ДРАМА
Драматические произведения (др.-гр. drama-действие), как и
эпические, воссоздают событийные ряды, поступки людей и их
взаимоотношения. Подобно автору эпического произведения,
драматург подчинен "закону развивающегося действия". Но
развернутое повествовательно-описательное изображение в
драме отсутствует. Собственно авторская речь здесь
вспомогательна и эпизодична. Таковы списки действующих
лиц, иногда сопровождаемые краткими характеристиками,
обозначение времени и места действия; описания
сценической обстановки в начале актов и эпизодов, а также
комментарии к отдельным репликам героев и указания на их
движения, жесты, мимику, интонации (ремарки). Все это
составляет побочный текст драматического произведения.
Основной же его текст это цепь высказываний персонажей, их
реплик и монологов.

9.

ЛИРИКА
В лирике (др.-гр. lyra -музыкальный инструмент, под звуки которого
исполнялись стихи) на первом плане единичные состояния
человеческого сознания: эмоционально окрашенные размышления,
волевые импульсы, впечатления, внерациональные ощущения и
устремления. Если в лирическом произведении и обозначается какойлибо событийный ряд (что бывает далеко не всегда), то весьма скупо,
без сколько-нибудь тщательной детализации (вспомним пушкинское "Я
помню чудное мгновенье...").
Лирическое переживание предстает как принадлежащее говорящему
(носителю речи). Оно не столько обозначается словами (это случай
частный), сколько с максимальной энергией выражается. В лирике (и
только в ней) система художественных средств всецело подчиняется
раскрытию цельного движения человеческой души.

10.

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ДВИЖЕНИЯ:
ХРОНОЛОГИЯ
Возрождение
(Ренессанс)
14 – 16 вв.
Классицизм
17 – нач. 19 вв.
Барокко
Кон. 16- 18 вв.
Романтизм
кон. 18 – 1-й пол.
19 вв.
Сентиментализм
Середина 18 начало 19 вв.

11.

Возрождение (Ренессанс)
14 – 16 вв.
ВОЗРОЖДЕ́ НИЕ, Ренессанс (франц. Renaissance,
итал. Rinascimento, нем. Wiedergeburt), широкое умственное и художественное движение 14–16 вв., давшее
название эпохе в истории культуры стран Зап. и Центр.
(католической, латинской) Европы позднего
Cредневековья и раннего Нового времени. Выразилось
в стремлении к духовному, нравств. и обществ. обновлению (возрождению) человека и человечества на путях обращения к наследию как христианской древности, так и языч. античности. Для культуры В. характерен антропоцентризм, её главные творч. усилия направлены на изучение феномена человека.

12.

Барокко
Кон. 16- 18 вв.
БАРО́ККО (итал. barocco, предположительно от португ.
barroco – жемчужина неправильной формы или от лат.
baroco – мнемоническое обозначение одного из модусов силлогизма в традиц. логике), стиль в искусстве
кон. 16–18 вв. Охватил все области пластич. искусств
(архитектуру, скульптуру, живопись), литературу, музыку
и зрелищные искусства. Стиль Б. был выражением типологич. общности нац. культур в период становления абсолютизма, которое сопровождалось тяжёлыми
воен. конфликтами (в т. ч. Тридцатилетняя война 1618–
48), укреплением католицизма и церковной идеологии
(см. Контрреформация). Благодаря этой общности правомерно говорить также о культурно-историч. эпохе Б.,
наследовавшей эпохе Возрождения.

13.

Классицизм
17 – нач. 19 вв.
КЛАССИЦИ́ЗМ (от лат. classicus – образцовый), стиль и худож. направление в литературе, архитектуре и искусстве 17 –
нач. 19 вв. К. преемственно связан с эпохой Возрождения; занял, наряду с барокко, важное место в культуре 17 в.; продолжал своё развитие в эпоху Просвещения. Зарождение и распространение К. связано с укреплением абсолютной монархии, с влиянием философии Р. Декарта, с развитием точных
наук. В основе рационалистич. эстетики К. – стремление к
уравновешенности, ясности, логичности худож. выражения
(во многом воспринятое из эстетики Возрождения); убеждённость в существовании универсальных и вечных, не подверженных историч. изменениям правил худож. творчества, которые трактуются как умение, мастерство, а не проявление
спонтанного вдохновения или самовыражения.

14.

Классицизм
17 – нач. 19 вв.
ТРЁХ ЕДИ́НСТВ ТЕО́РИЯ, обязательные принципы построения
драматургич. произведения в эпоху классицизма, состоявшие в соблюдении «единства времени», «единства места» и «единства действия». «Единство времени» – правило максимального приближения времени, изображённого в трагедии или комедии, к длительности её постановки; категорически не допускалось, чтобы время,
изображаемое в пьесе, превышало сутки. «Единство места» подразумевало, что события пьесы должны происходить в одном и том
же месте. Полным исполнением правила считалось, если действие
разворачивается в одних покоях, категорически не допускался переход действия из дома в дом, из дома на улицу. «Единство действия» – правило, наиболее важное из всех; согласно ему в пьесе
должно изображаться только одно событие.

15.

Сентиментализм
Середина 18 - начало 19 вв.
СЕНТИМЕНТАЛИ́ЗМ (франц. sentimentalisme, от англ.
sentimental – чувствительный, франц. sentiment – чувство), художественное направление в литературе и искусстве Зап. Европы и России сер. 18 – нач. 19 вв. Иногда
рассматривается в рамках более широкого культурного
движения предромантизма.
Зарождение С. связано с переосмыслением рационалистич. принципов классицизма с его монументальностью,
ригористичностью и героизмом, продуманностью норм и
правил; важна была и полемика с компромиссно-двойственной моралью рококо. Филос. основой С. стал сенсуализм (Дж. Локк), развитый в трудах А. Шефтсбери, согласно воззрениям которого мораль заложена в самой
природе человека и связана не с разумом, но с особым
«нравственным чувством».

16.

Романтизм
кон. 18 – 1-й пол. 19 вв.
РОМАНТИ́ЗМ (франц. romantisme, англ. romanticism, нем.
Romantik), идейно-художественное движение в европ. и амер.
культуре кон. 18 – 1-й пол. 19 вв. Этимологически термин «Р.»
восходит к старофранцузскому слову «romant» (roman), обозначавшему жанр стихотв. рыцарского романа.Будучи междунар.
движением, Р. обладал и ярко выраженными нац. особенностями. Склонность нем. Р. к филос. осмыслению мира и поиску
трансцендентного была чужда франц. Р., который, осознавая себя прежде всего антитезой классицизму (имевшему сильные
традиции во Франции), отличался психологич. аналитизмом (романы Ф. Р. де Шатобриана, Ж. де Сталь, Э. П. де Сенанкура,
Б. Констана) и создал более пессимистич. картину мира, пронизанную мотивами одиночества, изгнанничества, ностальгии (что
связано с трагич. впечатлениями от Франц. революции и внутренней или внешней эмиграцией франц. романтиков).

17.

направле отличительн
ФИО
ние
ая черта
писателя
направления или поэта
особенности стиля поэта или писателя,
творчество которого относится
к данному направлению
Классици Изображени М.В.Ломо
зм
е человека
носов
главным
образом со
стороны его
обязанносте
й перед
государством
1. Идея «просвещенного абсолютизма», под
которым понимается такой тип государственного
правления, при котором развитие государства
зависит только от воли и разума самого монарха.
На него не влияют ни Церковь, ни дворянство.
2. Стремление к разделению литературных
произведений на жанры.
ДАЛЕЕ: В ДОКУМЕНТЕ «УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ» УЗЕЛОК 2.
English     Русский Правила