Похожие презентации:
"Молитвы царицы Кунти" (Кунти-ступи)
1.
2.
Источники3.
История создания книги:1962 г. – написание
комментариев
на
стихи восьмой главы
первой
песни
«Шримадбхагаватам»
(Вриндаван, Индия)
1973 г. – чтение
лекций по стихам
восьмой главы первой
песни
«Шримадбхагаватам»
(Лос-Анджелес, США)
4.
Контекст молитв:Согласно Шриле Шридхаре Свами и
Шриле Вишванатхе Чакраварти Тхакуру,
восьмая глава первой песни «Шримадбхагаватам» состоит из трех частей:
1. Парикшита-ракшана – защита
Парикшита, пребывающего в чреве
Уттары, от повторной брахмастры
Ашваттхамы (Бхаг., 1.8.1-17)
2. Кунти-стути – молитвы царицы
Кунти, воспетые во славу Шри
Кришны (Бхаг., 1.8.18-43)
3. Раджа-шока – скорбь Юдхиштхиры
о воинах, погибших на поле битвы
Курукшетра (Бхаг., 1.8.44-52)
5.
Структура молитв:№
Тема
раздела
Номера
стихов
1
Абсолютное превосходство Говинды –
Кришны, возлюбленного гопи
1.8.18-22
2
Глубинный смысл страданий
человеческой жизни
1.8.23-25
3
Различные типы
отношений с Господом
1.8.26-28
4
Причины явления Господа
в материальный мир
1.8.29-36
5
Победа над привязанностями
благодаря концентрации на Кришне
1.8.37-43
6.
7.
В первых двух стихах своих молитв (Бхаг., 1.8.18-19) Кунтидоказывает, что Кришна – это Бхагаван, Верховный Господь
kunty uväca
namasye puruñaà tvädyam
éçvaraà prakåteù param
alakñyaà sarva-bhütänäm
antar bahir avasthitam
«Шримати Кунти сказала: О Кришна, я
склоняюсь
перед
Тобой,
ибо
Ты – изначальная Личность и на Тебя не
влияют качества материального мира. Ты
пребываешь внутри и вне всего сущего, но
при этом остаешься для всех невидимым»
mäyä-javanikäcchannam
ajïädhokñajam avyayam
na lakñyase müòha-dåçä
nato näöya-dharo yathä
«Недоступный ограниченному чувственному
восприятию, Ты – неизменная безупречная
сила, которая скрыта завесой энергии,
вводящей в заблуждение. Ты невидим для
глупых, так же как остается неузнанным
актер, переодетый для роли»
8.
Аргумент КунтиАргумент Кришны
«Намасйе – я склоняюсь перед Тобой»
«Однако
Я
племянник»
всего
«Но Ты – пурушам, т.е. Верховная Личность Бога»
«Конечно, Я мужчина, и что с того»?
«Но Ты (тва) – адйам, т.е. изначальная»
«Что ж, все души изначальны»
«Но Ты – ишварам, т.е. повелитель»
«Все полубоги
повелители»
и
лишь
цари
–
твой
тоже
«Но Ты – пракритех парам, т.е. на Тебя не влияют «Ну тогда Я всего лишь Параматма»
качества материального мира»
«Но Ты – алакшйам сарва-бхутанам, т.е. остаешься «Тогда Я – только безличный Брахман»
для всех невидимым (не воспринимаемым)»
«Но Ты – антах и бахих авастхитам, т.е. «Почему же большинство людей не
пребываешь внутри и вне всего сущего», т.е. – понимают этого»?
Бхагаван!!!
«Но Ты – майа-джаваника-аччханнам, т.е. скрыт «Какой же Я Бхагаван, если майя
завесой вводящей в заблуждение энергии (майи)»
покрывает Меня»?
«Но Ты – аджна-адхокшаджам, авйайам, т.е. «Если Я скрыт майей, то как же ты
недоступная ограниченному восприятию чувств, видишь Меня»?
неизменная безупречная сила; на лакшйасе мудхадриша – невидим для глупых»
«Но Ты – натах, натйа-дхара, т.е. остаешься «Но ведь Я постижим с помощью
неузнанным как актер, переодетый для роли!
бхакти-йоги»?
9.
Царица Кунти (Бхаг., 1.8.20):«Да! Но для парамахамс, а не простых женщин»
tathä parama-haàsänäà
munénäm amalätmanäm
bhakti-yoga-vidhänärthaà
kathaà paçyema hi striyaù
«Ты нисходишь Сам,
чтобы донести
трансцендентную науку преданного служения
до сердец возвышенных йогов и мыслителей,
которые очистились, научившись отличать
материю от духа. Как же тогда нам, женщинам,
в совершенстве познать Тебя»?
Прабхупада (комм.): «Кунтидеви молилась
Господу с большим смирением, что является
признаком вайшнава»
10.
Доказав, что Кришна – Верховный Господь, Кунти показывает,какая из форм Господа наиболее привлекательна (Бхаг., 1.8.21)
kåñëäya väsudeväya
devaké-nandanäya ca
nanda-gopa-kumäräya
govindäya namo namaù
«Поэтому я в глубоком почтении
склоняюсь перед Господом, который стал
сыном Васудевы, радостью Деваки, а
также сыном Нанды и других пастухов
Вриндавана, усладой коров и чувств»
11.
Это – Говинда, возлюбленный гопи!!!№
Форма
Господа
Смысл
Аргументация
1
Кришна
«Верховный Господь»
Кришна самый милостивый, так
как наиболее доступен
2
Васудева
«Сын Васудевы»
Кришна Сам избрал его как
Своего отца
3
Девакинандана
«Сын Деваки»
Кришна
непосредственно
находился в ее чреве
4
Нанда-гопакумара
«Сын Нанды
и др. пастухов»
Кришна находился с ним весь
возраст каумара
5
Яшода-нандана «Сын Яшоды»
(см. Бхаг., 1.8.31)
Кришна позволил ей связать
Себя веревкой
6
Говинда
Кришна стал Говиндой в начале
возраста кайшора, главными
играми которого стали лилы с
гопи
«Возлюбленный гопи»
12.
Вриндаванские лилы Кришны делятся на три периода№ Название
периода
Возраст
обычного
ребенка
1
0 – 5 лет
0 – 3,4 мес.
ватсалья – родители
2 Пауганда
5 – 10 лет
3,4 – 6,8 мес.
ватсалья – родители
сакхья – друзья
3
10 – 16 лет
6,8 – 10,7 мес.
ватсалья – родители
сакхья – друзья
мадхурья – возлюбленные
16 – 25 лет
-
Уезд в Матхуру
Каумара
Кайшора
4 Яувана
Реальный
возраст
Кришны
Бхакти-раса
13.
Поэтому в последнем стихе раздела (Бхаг., 1.8.22) Кунтипрославляет лотосоподобную форму Говинды
namaù paìkaja-näbhäya
namaù paìkaja-mäline
namaù paìkaja-neträya
namas te paìkajäìghraye
«О Господь, я снова и снова склоняюсь
перед Тобой. Твой живот отмечен
углублением, похожим на лотос, на Тебе
всегда красуется гирлянда из лотоса,
Твой взгляд дарует свежесть, как лотос, а
на Твоих стопах словно нарисованы
лотосы»
Прабхупада: Кунти не стала сразу
смотреть на стопы Кришны, так как Он
приходился ей племянником
14.
15.
Кунти (Бхаг., 1.8.23) сравнивает страдания Деваки со своими ипонимает, что Он оказал ей гораздо большую милость, чем матери
yathä håñékeça khalena devaké
kaàsena ruddhäticiraà çucärpitä
vimocitähaà ca sahätmajä vibho
tvayaiva näthena muhur vipad-gaëät
«О Хришикеша! О повелитель чувств и Бог
богов! Ты вызволил Свою мать Деваки, долго
томившуюся в темнице злобного царя
Камсы, который причинил ей много горя. И
Ты уберег меня и моих детей от опасностей,
возникавших одна за другой»
16.
Сравнительная таблица(Вишванатха Чакраварти)
№
Тип
страдания
Обстоятельства
Деваки
Обстоятельства
Кунти
1
Супруг
Разделяет
заточение Уходит из
(значит, она могла родить) жизни
2
Кришна
Заменяет всех
сыновей
Отсутствие такого
сына
3
Смерть
Спасена от
смерти однажды
Спасена от
смерти многократно
4
Рождение
сыновей
После рождения Кришны
более не страдала
Страдала даже после рождения
всех сыновей
5
Дети
Смерть
шестерых детей
Сохранение жизни
всех детей
17.
Далее (1.8.24) Кунти перечисляет, каким образомКришна неоднократно спасал Пандавов
viñän mahägneù puruñäda-darçanäd
asat-sabhäyä vana-väsa-kåcchrataù
mådhe mådhe 'neka-mahärathästrato
drauëy-astrataç cäsma hare 'bhirakñitäù
«Дорогой Кришна, Ты спас нас от яда,
подсыпанного в пирог, от страшного пожара, от
людоедов, от страданий в то время, когда мы
вынуждены были жить в лесу, защитил нас на
собрании нечестивцев и в битве, где сражались
великие полководцы. А теперь Ты спас нас от
оружия Ашваттхамы»
Прабхупада (Баладева Видьябхушана):
- ардха-ратха – не справится ни с 1 воином
- эка-ратха – справится только с 1 воином
- маха-ратха – справится с 1000 воинов
- ати-ратха – справляется с бесчисленным
количеством воинов
18.
Страдания, пережитые Пандавами№
Санскрит
Перевод
Избавление
1
Виша
Яд
(в пироге Бхимы)
Кришна наделил Бхиму могуществом
переваривать даже яд
2
Махаагни
Великий пожар
(в доме из шеллака)
Кришна послал Видуру, и тот
предупредил о пожаре
3
Пурушададаршана
Встреча с людоедом
(Хидимбой, Бакасурой)
Кришна дал Бхиме
невообразимую силу
4
Асатсабха
Порочное собрание
(игры в кости)
Кришна увеличил длину сари
Драупади до бесконечности
5
Ванаваса
Скитания в лесу
(12 лет + 1)
Кришна Сам неоднократно посещал
Пандавов в их изгнании
6
7
Махаратха- Оружие великих воинов
астра
(на Курукшетре)
Драуниастра
Оружие Ашваттхамы
(две брахмастры)
Лично управлял колесницей
Арджуны и давал советы
Дал наставление Арджуне
и вошел в чрево Уттары
19.
В последнем стихе раздела (Бхаг., 1.8.25) Кунти учит,как вайшнав должен относиться к своим страданиям
vipadaù santu täù çaçvat
tatra tatra jagad-guro
bhavato darçanaà yat syäd
apunar bhava-darçanam
«Пусть эти беды повторяются вновь
и вновь, чтобы мы могли вновь и
вновь видеть Тебя, ибо видеть Тебя
– значит не видеть больше
круговорота рождений и смертей»
Прабхупада: «Поэтому мы должны
приветствовать так называемые
беды, ибо они помогают нам
помнить о Господе, а это ведет к
освобождению»
20.
21.
В трех стихах (Бхаг., 1.8.26-28) Кунтидеви перечисляет4 типа возможных отношений с Господом
janmaiçvarya-çruta-çrébhir
edhamäna-madaù pumän
naivärhaty abhidhätuà vai
tväm akiïcana-gocaram
«О, мой Господь, приблизиться к Тебе легко
только тем, у кого нет ничего материального. Тот
же, кто в материальном отношении преуспевает и
полагается на знатное происхождение, огромное
богатство, хорошее образование и телесную
красоту, не способен искренне обратиться к Тебе»
namo 'kiïcana-vittäya
nivåtta-guëa-våttaye
ätmärämäya çäntäya
kaivalya-pataye namaù
«Я склоняюсь перед Тобой – богатством тех, кто
материально беден. Ты не соприкасаешься с
действием гун материальной природы. Ты
черпаешь удовлетворение в Самом Себе, поэтому
Ты самый умиротворенный и Ты – повелитель
монистов»
manye tväà kälam éçänam
anädi-nidhanaà vibhum
samaà carantaà sarvatra
bhütänäà yan mithaù kaliù
«О мой Господь, я знаю: Ты – вечное время,
верховный повелитель, вездесущий, не имеющий
ни начала, ни конца. Милость Свою Ты
проливаешь на каждого, не делая различий. А
распри между живыми существами вспыхивают
только на почве их взаимных отношений»
22.
В трех стихах (Бхаг., 1.8.26-28) Кунтидеви перечисляет4 типа возможных отношений с Господом
№
Тип отношения
Аналогия с Солнцем
1
карми
(материалист – 4 шт.,
см. Бхаг., 1.8.26)
«Слепец, не видящий Солнца»
2
акинчана-бхакта
(чистый
преданный)
«Солнечный камень, вбирающий
энергию Солнца»
3
мишра-бхакта
(нечистый
преданный – 4 шт., см. Б.-г., 7.15)
«Птица Чакравака, жалобно
плачущая при заходе Солнца»
4
бхакта-апарадхи
(оскорбитель
преданных)
«Сова или вор, боящийся Солнца и
любящий тьму»
23.
24.
В двух стихах (Бхаг., 1.8.29-30) Кунтидеви описываетнепостижимую природу явления Господа в материальный мир
na veda kaçcid bhagavaàç cikérñitaà
tavehamänasya nåëäà viòambanam
na yasya kaçcid dayito 'sti karhicid
dveñyaç ca yasmin viñamä matir nåëäm
«О Господь, никто не может постичь Твои
трансцендентные
игры,
которые
кажутся
развлечениями человека и потому способны ввести в
заблуждение. Ты никому не отдаешь предпочтения и
ни к кому не испытываешь ненависти. Люди только
воображают, что Ты пристрастен»
janma karma ca viçvätmann
ajasyäkartur ätmanaù
tiryaì-nèñiñu yädaùsu
tad atyanta-viòambanam
«Поистине, о душа Вселенной, тут есть от чего прийти
в замешательство: ведь Ты действуешь, будучи
бездеятельным, и рождаешься, хотя Ты – нерожденная
жизненная сила. Ты нисходишь сюда, появляясь среди
животных, людей, мудрецов и обитателей вод. Это,
конечно же, сбивает с толку»
25.
Объяснение последнего стиха№
Тип
аватары
Место
явления
1
Варахадева
«Среди
животных»
2
Кришна и Рамачандра
«Среди
людей»
3
Ваманадева
«Среди
мудрецов»
4
Матсья
«Среди
обитателей вод»
26.
Далее (Бхаг., 1.8.31) Кунтидеви говорит, что, в первую очередь, еепоражает именно явление Кришны, а особенно Дамодара-лила
gopy ädade tvayi kåtägasi däma tävad
yä te daçäçru-kaliläïjanasambhramäkñam
vaktraà ninéya bhaya-bhävanayä
sthitasya
sä mäà vimohayati bhér api yad bibheti
«Дорогой Кришна, однажды, когда Ты
напроказничал, Яшода взяла веревку, чтобы
связать Тебя, и из Твоих испуганных глаз
полились слезы, смывая краску с ресниц. Ты
был напуган, хотя тебя боится сам страх. Эта
сцена вызывает у меня недоумение»
Почему?
- Кунти испытывает айшварья-бхакти,
- Яшода испытывает мадхурья-бхакти!
27.
Далее в пяти стихах (Бхаг., 1.8.32-36) Кунти перечисляетразличные возможные причины явления Господа в наш мир
kecid ähur ajaà jätaà
puëya-çlokasya kértaye
yadoù priyasyänvaväye
malayasyeva candanam
apare vasudevasya
devakyäà yäcito 'bhyagät
ajas tvam asya kñemäya
vadhäya ca sura-dviñäm
bhärävatäraëäyänye
bhuvo näva ivodadhau
sédantyä bhüri-bhäreëa
jäto hy ätma-bhuvärthitaù
bhave 'smin kliçyamänänäm
avidyä-käma-karmabhiù
çravaëa-smaraëärhäëi
kariñyann iti kecana
«Кто-то говорит, что Нерожденный родился для того, чтобы
прославить праведных царей, а кто-то – что Он родился на радость
царю Яду, одному из Твоих самых дорогих преданных. Ты появился в
его династии, подобно тому как сандаловое дерево появляется в
Малайский горах»
«Другие говорят, что Ты родился в ответ на молитвы Васудевы и
Деваки, которые просили Тебя стать их сыном. Ты нерожденный – в
этом нет сомнений, – и все же Ты появился на свет, чтобы
позаботиться об их благополучии и уничтожить тех, кто враждебно
относится к полубогам»
«Иные утверждают, что мир, подобно перегруженной лодке в море,
переполнился печалью и Брахма – Твой сын – стал молиться о Твоем
нисшествии. Тогда Ты явился, чтобы облегчить бремя этого мира»
«Есть и такие, кто считает, что цель Твоего явления – возродить
слушание, памятование, поклонение и другие виды преданного
служения, чтобы обусловленные души, страдающие в материальном
мире, могли встать на этот путь и обрести освобождение»
«О Кришна, те, кто постоянно слушает и повторяет рассказы о Твоих
трансцендентных деяниях, воспевает их или испытывает
çåëvanti gäyanti gåëanty
наслаждение, когда это делают другие, несомненно, созерцают Твои
abhékñëaçaù
лотосные стопы, которые одни способны положить конец
smaranti nandanti tavehitaà janäù круговороту рождений и смертей»
ta eva paçyanty acireëa tävakaà
bhava-pravähoparamaà
28.
Все причины хороши, но последняя – фундаментальная!!!№
Причина
явления
Перевод
Адресат
милости
1
Кирти
«прославление
преданного»
Юдхиштхира
2
Прийа
«радость
преданного»
Царь Яду
3
Йачита
«молитва
преданного»
Васудева и Деваки
4
Кшема
«благо
преданного»
И даже демоны (сурадвиши)
5
Бхара
«бремя
мира»
Брахма, Бхуми
6
Шраванам-киртанам
«слушание и
воспевание»
Все обусловленные
души
29.
Слушание и воспевание уничтожает обусловленность дживына всех уровнях ее существования (Бхаг., 1.8.35)
№
Уровень
обусловленности
Метод
ликвидации
Иллюстрирующий
пример
1
Карма
(материалистичная
деятельность)
Карма
(кармические
ритуалы)
«Плод»
2
Кама
(материальные
желания)
Гьяна
(спекулятивная
Философия)
«Стебель»
3
Авидья
(фундаментальное
неведение)
Бхакти
(преданное
служение)
«Корень»
Но главным эффектом является ПРЕМА – чистая любовь к Богу
30.
31.
В четырех стихах (Бхаг., 1.8.37-40) Кунти выражает тревогу,касающуюся страха предстоящей разлуки с Кришной
apy adya nas tvaà sva-kåtehita
prabho
jihäsasi svit suhådo 'nujévinaù
yeñäà na cänyad bhavataù
padämbujät
paräyaëaà räjasu yojitäàhasäm
ke vayaà näma-rüpäbhyäà
yadubhiù saha päëòaväù
bhavato 'darçanaà yarhi
håñékäëäm iveçituù
neyaà çobhiñyate tatra
yathedänéà gadädhara
tvat-padair aìkitä bhäti
sva-lakñaëa-vilakñitaiù
ime jana-padäù svåddhäù
supakvauñadhi-vérudhaù
vanädri-nady-udanvanto
hy edhante tava vékñitaiù
«О мой Господь, Ты Сам выполнил все, что надлежало
сделать. Неужели сегодня Ты покинешь нас, всецело
уповающих на Твою милость? Ведь теперь, когда все
цари, враждебны к нам, нас некому защитить, кроме
Тебя»
«Как слава и почет, окружающие тело, обращаются в
ничто, когда из тела уходит живой дух, так нашей
славе и делам вместе с самими Пандавами и Ядавами
настанет конец, если Ты лишишь нас Своего взора»
«О Гададхара [Кришна], сейчас наше царство
отмечено следами Твоих стоп, и потому все в нем
прекрасно, но, когда Ты покинешь нас, оно уже не
будет таким»
«Все эти города и деревни процветают, потому что
злаки и травы растут в изобилии, деревья усыпаны
плодами, реки полноводны, в горах много минералов
и океаны полны богатств. И все это благодаря тому,
что их коснулся Твой взгляд»
32.
Одновременно с этим Кунти не просит Кришну остаться, ибоона относится к семье Пандавов и Вришни (Бхаг., 1.8.41)
atha viçveça viçvätman
viçva-mürte svakeñu me
sneha-päçam imaà chindhi
dåòhaà päëòuñu våñëiñu
«О владыка Вселенной, о душа
мироздания и олицетворение вселенской
формы,
разруби
же
узел
моей
привязанности к родным – к Пандавам и
Вришни»
33.
Поэтому в последних стихах (1.8.42-43) Кунтидеви молит оспособности концентрировать свой ум только на Кришне
tvayi me 'nanya-viñayä
matir madhu-pate 'sakåt
ratim udvahatäd addhä
gaìgevaugham udanvati
«О повелитель Мадху, как Ганга вечно течет к океану, не зная препятствий, так и я хочу
всегда стремиться к Тебе, не отвлекаясь ни на кого другого»
çré-kåñëa kåñëa-sakha våñëy-åñabhävani-dhrugräjanya-vaàça-dahanänapavarga-vérya
govinda go-dvija-surärti-harävatära
yogeçvaräkhila-guro bhagavan namas te
«О Кришна, друг Арджуны, о главный из потомков Вришни, Ты уничтожаешь те
политические группировки, которые сеют на земле смуту. Твоя доблесть никогда не
убывает. У Тебя есть трансцендентная обитель, и Ты нисходишь оттуда, чтобы облегчить
страдания коров, брахманов и преданных. Ты обладаешь всеми мистическими
способностями и являешься учителем для всей вселенной. Ты – всемогущий Бог, и я в
глубоком почтении склоняюсь перед Тобой»