Похожие презентации:
«Салическая правда» (кон. V – нач. VI вв.) во франкском королевстве: история создания, источники и структура
1.
«САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА» (КОН. V–НАЧ. VI ВВ.) ВО ФРАНКСКОМ КОРОЛЕВСТВЕ:ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА.
ВОЕННО-СЛУЖЕБНАЯ ИЕРАРХИЯ.
ХАРАКТЕРИСТИКА АЛЛОДИАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ.
ПРОЦЕДУРА АФФОТОМИИ.
ЭВОЛЮЦИЯ ПОЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ: АЛЛОД – БЕНЕФИЦИЙ – ФЕОД.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИЗ ДОГОВОРОВ.
БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАСЛЕДОВАНИЕ. ИНСТИТУТ ОТКАЗА ОТ РОДСТВА
(ХРЕНЕКРУДА).
ПРЕЗЕНТАЦИЮ ПОДГОТОВИЛА
СТУДЕНТКА МЧГП 21/1
СОБОЛЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСЕЕВНА
2.
«САЛИЧЕСКАЯ ПРАВДА» (КОН. V–НАЧ. VI ВВ.) ВО ФРАНКСКОМКОРОЛЕВСТВЕ: ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ, ИСТОЧНИКИ И СТРУКТУРА.
Сали́ ческая пра́ вда (лат. Lex Salica; первоначальная редакция известна как
Pactus legis Salicae), или Сали́ ческий зако́ н, — свод обычного права
германского племени салических франков, одна из наиболее ранних и
обширных варварских правд. Древнейший текст памятника, записанный
на вульгарной латыни, был создан в начале VI века при короле Хлодвиге I
и состоял из 65 глав («титулов»), содержавших преимущественно
перечисление штрафов за правонарушения и изложение различных
процессуальных процедур; ряд правил регулирует семейные, вещные,
обязательственные и наследственные отношения. В эпоху Меровингов
Салическая правда была дополнена положениями ряда королевских
капитуляриев; в начале IX века подверглась переработке, став основой
для законодательных реформ Карла Великого. Несмотря на то, что
первоначально основной целью составления Салической правды была
фиксация исконных древнегерманских обычаев, наряду с архаичными
нормами она содержала институты переходного характера,
свидетельствующие об изменениях в жизни германцев периода Великого
переселения народов.
Сохранившись во множестве списков, редакций и вариантов,
записывавшихся на протяжении столетий, Салическая правда является
одним из ценнейших источников по истории социально-экономических и
правовых институтов раннесредневекового германского общества, в
течение V—VI веков столкнувшегося с исчезающей античной
цивилизацией и создавшего новый общественный строй в Западной
Европе, в современной литературе относимый к эпохе германского
железного века.
3.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ САЛИЧЕСКОЙ ПРАВДЫВарварские правды (лат. leges barbarorum) — записи норм права, действовавших у древнегерманских народов
в период складывания у них государства, составленные в V—IX веках. Играли роль судебников, то есть
перечней штрафов и других наказаний за те или иные преступления.
Сали́ ческая пра́ вда (лат. Lex Salica) — правовой кодекс салических франков, наиболее поздний среди кодексов
трёх союзных народов — бургундов, франков и вестготов, разместившихся в южной части Галлии.
Вульгарная латынь с вкраплениями франкских слов. Данная “варварская правда” (Lex barbarorum) является
одной из самых древних, так как была составлена на рубеже V – VI вв. в период правления франкского короля
Хлодвига (481-511 гг) путем записи судебных обычаев салических франков на основе опроса старейших
представителей этого германского племени.
Ещё до переселения народов у салических франков и в других германских племенах действовали правовые
обычаи, которые хранились в памяти старейшин — знатоков права, излагавших его на народных собраниях
— тингах. Для древних германцев, как и других варваров, было характерно крайне консервативное
отношение к обычаям. Радикальные изменения в устоявшихся нормах не допускались, к тому же
традиционный образ жизни варваров исключал какие-либо серьезные сдвиги в правовом регулировании.
Однако начавшаяся в III—IV веках германская миграция поставила под угрозу традицию устной передачи
обычаев от поколения к поколению. Кроме того, народное право германцев могло подвергнуться изменениям
вследствие влияния римского права, что оставалось неприемлемым для самосознания древнегерманского
общества. В целях сохранения незыблемости неписаных норм поведения, а также предоставления судам
руководства для рассмотрения дел вожди и короли ряда германских варварских королевств инициировали
письменную фиксацию обычаев. Таким образом, в результате соприкосновения с галло-римской культурой
появились новые, неизвестные прежнему правопорядку источники права — записанные на народной латыни
варварские правды, представлявшие собой сборники германского обычного права, в некоторых случаях с
прибавлением норм из королевских актов. В числе первых были созданы Вестготская и Бургундская правды;
чуть позже была составлена и варварская правда салических франков — Салическая правда.
4.
Преобладающая форма изложения норм в С.П. — казуистическая, когда отсутствуютобобщающие отвлеченные понятия права.
Источниками Салической правды служили обычаи, судебные решения, королевские
акты.
Структура Салической правды
- Преступления против личности
- Преступления против имущества
- Преступления против государства
- Имущественные и денежные операции
- Наследственные операции
- Переселение и выход из состава семьи
КОРОЛЬ ФРАНКОВ ДАРУЕТ НАРОДУ САЛИЧЕСКУЮ ПРАВДУ. ФРАНЦУЗСКАЯ
МИНИАТЮРА XIV ВЕКА
Салическая правда состоит из 65 титулов,
Пролог-2, Эпилог-2.
6 капитуляриев (законов и распоряжений
франкских королей). Главы и
капитулярии делится на параграфы.
Салическая правда не имеет четкой
структуры,
написана на латинском языке.
Штрафы перечислены в римских
денежных единицах.
Солид - римская монетная
единица, равнялась 40 динариям. В эпоху
Меровингов такова стоимость
вооружения свободного франка, что
примерно соответствовало цене
небольшого стада коров.
5.
ВОЕННО-СЛУЖЕБНАЯ ИЕРАРХИЯ.Король
(вся власть в стране
принадлежала
королю и
королевскому двору)
Графы
Графы-наместники правили в областях.
Собирали налоги, руководили местным судом, в
случае войны - собирали ополчение и
командовали им.
Ополчение
Собиралось в случае войны, помогало дружине.
Дружина
У короля была дружина.
6.
ХАРАКТЕРИСТИКА АЛЛОДИАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИАлло́ д (нем. Allod, фр. alodis от al «полный» + od «владение») — согласно
средневековым законам, выделенное в полную власть феодальное земельное
владение.
Первоначально аллод был неразделимой и неотчуждаемой собственностью
большой семьи, постепенно, с увеличением имущественного расслоения и
выделением малой семьи из большой, аллод становится владением сначала
малой семьи, а затем (к концу VI — началу VII века), частным. Господин аллода
имеет безграничную власть в своих землях, но не имеет права покидать свои
владения без ведома сеньора. С развитием феодальных отношений большая
часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские держания,
аллоды крупных и средних землевладельцев — в бенефиции и феоды.
В титуле "Об аллодах" даже не ставится вопрос, кому передавался пахотный
участок земли, если у умершего не было сыновей. Судя по всему, он становился
выморочным имуществом или переходил роду.
Но уже по эдикту короля Хильперика (561-584 гг.) земля стала свободно
переходить по наследству внутри семьи, в том числе женщинам!
7.
ПРОЦЕДУРА АФФОТОМИИ.Институт аффатомии в С.П. - это своеобразный
договор дарения, который заключался в пользу
третьего лица; отдаленно напоминает римский
легат – завещательный отказ. Собственник
передавал свое имущество или часть его какомулибо доверенному лицу, которое не приходилось
ему родственником, с обязанностью последнего
через год передать имущество назначенным
наследникам. Аффатомия совершалась публично в
сотенном собрании под председательством
тунгина(должностное лицо,
председательствовавшее на судебном собрании
сотни), с соблюдением строгой символической
процедуры, которая должна была быть (при
передаче имущества наследникам) клятвенно
удостоверена "в присутствии короля или в
судебном заседании" не менее чем тремя
свидетелями. Но аффатомия могла иметь место
лишь при отсутствии детей у наследодателя и
лишь в отношении движимостей и
благоприобретенных недвижимых имуществ.
Разделение франков на четырех сыновей короля Хлодвига во
главе с их матерью Клотильдой
8.
Наследственное владение постепенно сформировало особый институт – аллод, под которымпонималось чисто семейное право пользования огороженными участками и принадлежащим
им имуществом.
Со временем большая часть мелких аллодов превратилась в зависимые крестьянские
держания, аллоды крупных и средних землевладельцев — в бенефиции и феоды
9.
БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И НАСЛЕДОВАНИЕ.Брачно-семейные отношения Салическая правда описывает в общих чертах. В семейных
отношениях сохраняли свою силу общинные традиции.
Власть мужа и отца выступала у франков в виде как бы опеки над женой и
несовершеннолетними детьми. Женщина находилась под опекой всю жизнь. В случае
смерти мужа опекунами вдовы становились ее совершеннолетние сыновья, а если они
отсутствовали - другие родственники умершего.
Для вступления в брак требовалось согласие обеих сторон, а также родителей или
опекунов. До принятия христианства формой заключения брака у франков была покупка
невесты. Следы этой покупки имеются в Салической правде, где указан размер покупной
платы со стороны жениха в случае вступления в брак со вдовой ее родственнику, под
опекой которой она находилась. Препятствиями к заключению брака служили
следующие обстоятельства: существование законного брака; объявление лица вне
закона; наличие близкого кровного родства; несвободное состояние человека.
О расторжении брака Салическая правда не упоминает. Семья мужа сохраняла
символическое право на вдову после кончины супруга; постороннее лицо, желавшее
вступить с ней в брак обязано было выплатить специальный выкуп – рейпус.
10.
Положение женщины в семье определяли пережитки матриархального строя.Женщина обладала особым имуществом, полученным перед свадьбой,
пользовалась особым покровительством права.
Ряд норм Салической правды был направлен на защиту семьи и нравственности.
Запрещались браки между свободными и рабами; за нарушение этого правила
наказанием служила потеря свободы. За похищение чужой жены виновный
приговаривался к исключительно большому штрафу в 200 солидов (как и за
убийство свободного франка); за похищение чужой невесты – штраф 15 солидов в
пользу жениха. Наказывалось внебрачное сожительство (со свободной – штраф 45
солидов, с рабыней – 15 солидов).
Салическая правда предусматривает наследование по закону и по завещанию.
Наследование по закону осуществлялось различно применительно к движимому и
недвижимому имуществу. Из числа наследников недвижимости женщины
исключались, земля передавалась только по мужской линии.
Наследование по завещанию осуществлялось путем дарения (аффатомии),
совершавшегося публично в народном собрании в строго установленной форме:
имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем
через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.
Особый порядок наследования существовал применительно к феодам, которые
наследовались по принципу майората (они переходили во владение старшего в
семье).
11.
Институт отказа от родства (хренекруда)В Салической правде в титуле CL «О хренекруде» описан обряд отказа от родства и наследования.
Человек должен был явиться на заседание избранных народом судей, сломать над головой три ветки
мерой в локоть, разбросать поломанные ветки в четыре стороны и сказать о том, что он отказывается
от наследства и от всяких счетов со своими родичами. После этой процедуры он уже не мог участвовать
ни в наследовании, ни в получении вергельда. Его наследство поступало в казну!
12.
ИсточникиХрестоматия по истории государства и права зарубежных стран : в 2 томах.
Том 1. Древний мир и Средние века / сост. О. Л. Лысенко, Е. Н. Трикоз ; отв. ред.
Н. А. Крашенинникова. - Москва : Норма : ИНФРА-М, 2020.
Источники и институты средневекового права в странах Европы. Е. Н. Трикоз,
к.ю.н., доцент
https://studopedia.org/1-11757.html
https://sites.google.com/site/otvetyigpzs/drevnij-mir-i-srednie-veka/formyfeodalnogo-zemlevladenia-vo-francii-allod-bene-ficij-feod-feodalnye-prava-cenziva
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%87%D
0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B
2%D0%B4%D0%B0