Похожие презентации:
Концепция этноса Льва Николаевича Гумилева
1.
Концепция этносаЛьва Николаевича
Гумилева.
2.
Л.Н.ГумилевЛев Николаевич Гумилёв (18
сентября (1 октября) 1912, СанктПетербург — 15 июня 1992, там
же) — советский историк-этнолог,
археолог, востоковед, писатель,
переводчик.
Родился в Царском селе.
Сын поэтов Николая Гумилёва и
Анны Ахматовой.
3.
Лев Николаевич открыл явлениепассионарности и феномен
комплементарности, разработал
пассионарную теорию этногенеза.
4.
Пассионарная теория этногенеза (теорияпассионарности и этногенеза) Льва
Гумилева описывает исторический процесс как
взаимодействие развивающихся этносов с
вмещающим ландшафтом и другими этносами.
5.
Комплиментарностью Гумилёв называетнеосознанную симпатию к одним людям и
антипатию к другим, то есть возможна
положительная и отрицательная
комплиментарность. Так рождению любого
социального института предшествует
объединение некоторого числа людей,
симпатичных друг другу.
6.
Этнос – это исторически сложившаясяобщность людей (племя, народность,
нация), имеющая социальную целостность
и своеобразно-индивидуальный стереотип
поведения.
7.
Этногенез – это происхождение народа,нации – этноса.
Этногенез – это природный процесс
биосферы, возникающий иногда и
являющийся одним из компонентов
этнической истории наряду с тремя
постоянно действующими факторами:
8.
1. социально-политическим, ибо людивсегда устанавливали определенный
порядок взаимоотношений в своем
коллективе.
9.
2. техническим, ибо нет и не былочеловека без орудий труда.
10.
3. географическим, ибо средства ксуществованию черпаются из окружающей
природы, а поскольку ландшафты Земли
разнообразны, то разнообразны и
экосистемы, включающие людей.
11.
Этих трех параметров достаточно,охарактеризовать любой гомеостатический
этнос, но динамика этногенеза идет за счет
четвертого фактора – пассионарного толчка,
возникающего иногда на определенных
участках земной поверхности и порождающего
не один этнос, а группу этносов, именуемую
суперэтносом, т.е. систему, в которой
отдельные этносы являются блоками, звеньями
и подсистемами
12.
Возможно четыре варианта этническихконтактов на уровне суперэтноса,
определяемых степенью пассионарного
напряжения:
13.
1. Сочетание статичного этноса и пассионарнонапряженного приводит к ассимиляции ливытеснению слабого этноса.
2. Слабо пассионарные этносы не подавляют
друг друга.
3. Равно пассионарные этносы аннигилируют.
4. Если же происходит новый пассионарный
толчок, то образуется новый этнос.
14.
В своих работах Гумилёв говорит также обэтнической структуре, которая в иерархической
соподчинённости выглядит как: консорция,
конвиксия, субэтнос, этнос, суперэтнос.
15.
Под консорцией автор понимает группулюдей, объединённых одной исторической
судьбой. В пример можно привести
разнообразные группировки – мафия,
секты, артели, старообрядцы. Чаще всего
они распадаются, но иногда уцелевают на
срок в несколько поколений и тогда они
становятся конвиксиями.
16.
Конвиксия – группа людей объединённыходнохарактерным бытом и семейными связями,
например, купечество, боярство, кварталы и
предместья.
17.
Уцелевшие конвиксии вырастают в субэтносы –подсистемы этноса, противопоставляющие
себя как целостность этносу, внутри которого
они возникают. Если субэтносу удается
навязать свой стереотип поведения другим
субэтносам, он превращается в этнос и даже
суперэтнос, если ему удается установить
системные отношения с соседними этносами
из общей этноландшафтной зоны.
18.
Также на уровне этноса фигурируетпринцип комплиментарности, который
автор именует патриотизмом. При этом
принцип комплиментарности не относится
к числу социальных явлений – он также
наблюдается у животных.
19.
Пассионарность – это непреодолимоевнутреннее стремление (осознанное или,
чаще, неосознанное) к деятельности,
направленной на осуществление какой –
либо цели (часто иллюзорной). Цель эта
представляется пассионарной особи
ценнее даже собственной жизни, а тем
более жизни и счастья современников и
соплеменников.
20.
Каждый человек обладает пассионарностью, ноуровни ее у разных людей различны. Согласно
этому, Гумилёв подразделяют людей на три
типа. Первый - пассионарии – люди с
повышенной пассионарностью, их внутренняя
энергия превышает тот уровень энергии,
который нужен для ведения обычного образа
жизни. От количества пассионариев в обществе
зависит стадия этногенеза.
21.
Второй - гармоничные личности – особи,пребывающие в равновесии с
окружающей средой. Они обладают
пассионарностью, но в ограниченном
объеме. Когда в обществе преобладает
гармоничный тип личности, оно находится
в равновесии.
22.
Третий тип личности - субпассионарии –обладают пониженной пассионарностью.
Их отличает склонность к лени,
пассивность, паразитизм. Число
субпассионариев увеличивается в периоды
упадка и разложения этноса.
23.
В основу своей теории этногенеза Гумилевположил в качестве главного постулата
тезис о природно-биологическом
характере этноса, обусловленного тем, что
он является составной частью
биоорганического мира планеты и
возникает в определенных географоклиматических условиях.
24.
Лев Николаевич пришел к выводу:Процесс этногенеза не зависит прямо от
возникновения социально-экономических укладов.
Этнос- прежде всего феномен природы.
Его существование, отличия от других этнических
структур связаны со своеобразием окружающей его
среды, местным географическим и климатическим
ландшафтом.
25.
26.
Используемая литература и интернетисточники:• https://ru.wikipedia.org/wiki
• http://www.istmira.com/yetnologiya/1350--53-koncepciyayetnogeneza-ln-gumileva.html
• http://www.myshared.ru/slide/274853/
• http://www.dm-dobrov.ru/history/gumilev-theory.html
• http://konservatizm.org/konservatizm/sociology/050212153341.xht
ml