Похожие презентации:
Путешествие по Башкирии
1.
2.
3.
Государственный герб Республики
Башкортостан представляет собой
изображение памятника Салавату Юлаеву
на фоне восходящего солнца и его лучей,
вписанное в круг, обрамленный
национальным орнаментом. Ниже
изображено соцветие курая, лента,
окрашенная в цвета Государственного
флага Республики Башкортостан, с
надписью по белому полю
«Башкортостан».
В Государственном флаге Республики
Башкортостан зеленый цвет означает
свободу, вечность жизни; белый –
миролюбие, открытость, готовность к
взаимному сотрудничеству народов
Республики Башкортостан; синий –
ясность, добродетель и чистоту их
помыслов. Цветок курая – символ дружбы,
семь его лепестков, расположенных в
центре белой полосы, символизируют
семь родов, положивших начало
единению народов, проживающих на
территории Республики Башкортостан.
4.
На русском языке послушать
На башкирском языке послушать
https://www.bashkortostan.ru/republic/files/Gimn_
rus.mp3
https://www.bashkortostan.ru/republic/files/Gimn_
bash.mp3
5.
Вид на западный склон г. Ямантаус хребта Нары
Вид со склона г. Ямантау
самая высокая на Южном Урале!
У её подножья растёт смешанный
лес, а на вершине тундра, как в
Заполярье!
https://uraloved.ru/mesta/bashkiriya/gora-yamantau
6.
• Слово «таш» по-башкирскиозначает «камень», а
«шульган» – «исчезла».
• Капова пещера – одна из самых
известных туристических
достопримечательностей
республики Башкортостан.
Поблизости есть еще несколько
пещер и гротов. Также действует
музей пещеры, музей-гостиная
«Пчелиный лес», фитобар,
колодная пасека, смотровая
площадка.
• https://uraloved.ru/mesta/bashkir
iya/kapova-peshera
В 1954 году в
пещере обнаружили
наскальные рисунки.
Возраст рисунков–
14-14,5 тысяч лет.
Размер рисунков от
44 до 112 см. Почти
все рисунки
выполнены красной
охрой, но есть
несколько
выполненных углем.
7.
– столица Республики Башкортостан,российский миллионник, растянувшийся на десятки
километров в междуречье Белой и Уфы.
Многонациональный город, основанный в XVI веке,
впитал в себя черты купеческой русской и восточной
архитектуры. С историей Уфы связаны имена
Аксакова, Нестерова, Шаляпина, Нуреева, а над
высоким речным берегом парит самая высокая
конная статуя страны – герой башкирского народа
Салават Юлаев, в честь которого назван знаменитый
хоккейный клуб.
уфа
Мечеть-медресе «Ляля-Тюльпан» Построена в
1998 году. Отличается необычной формой. В основу
проекта архитектор В. Давлетшин положил тюльпан
– символ весны.
Пожарная
каланча
Памятник Салавату Юлаеву,
символ города
Фонтан «Семь девушек». - появился в 2015 году. В основе
идеи –башкирская легенда о семи похожих друг на друга
сестрах, которые сбежали из неволи и предпочли
возвращению в плен гибель в водах глубокого озера.
Достопримечательности города:
Дом-музей С. Т. Аксакова
https://uraloved.ru/goroda-i-sela/bashkiriya/gorod-ufa
8.
В работе И.И. Лепёхина «Продолжение дневных записок путешествия
академика и медицины доктора Ивана Лепехина по разным провинциям
Российского государства в 1770 году» о бешбармаке имеется: «Бишъ
Бармакъ, самая лучшая Башкирская пища, произходитъ отъ слова
„Бишъ“ — пять, и „Бармакъ“ — палецъ, и сотоитъ въ мѣлкоизрубленныхъ
кускахъ лошадинаго, коровьяго или овечьяго мяса, и Салмы. Салма дѣлается
изъ крутаго тѣста пшеничной, ячменной муки, которое, раздѣляя на куски
величиною съ мѣдной пятикопѣешникъ , варятъ въ одномъ котлѣ с мясомъ
такъ, какъ у насъ плюшки. У башкир, наряду с широко распространенным названием бишбармак, в некоторых
районах у блюда существовали и другие названия — ҡуллама, hалма, hалмалы ит или просто aш.
Традиционно для приготовления бишбармака башкиры использовали баранину или конину, обязательно на кости.
Допустимо было одновременное использование при приготовлении нескольких видов мяса, включая телятину и
гусятину. Разрезанное на куски мясо опускалось в казан с холодной водой и доводилось до кипения. После снятия
пены казан накрывали крышкой и продолжали варить мясо на слабом огне в течение 2—2,5 часов. Перед
завершением варки мяса отливали верхний бульон. Его использовали позже, для поливания лапши. Готовое сваренное
мясо немного охлаждали и нарезали кусочками. Также при приготовлении могли быть использованы нарезанные
кружками конская колбаса, свежие или провяленные конские кишки, а также жир, снятый с загривка лошади.
Для приготовления лапши использовалось крутое яичное тесто, которое нарезали небольшими ромбиками или
квадратиками. Приготовленная таким образом лапша отваривалась в небольшом количестве бульона или воды,
сдабривалась бульонным жиром (или сливочным маслом) и соединялась с подготовленной мясной частью блюда.
В этнографических исследованиях отмечаются особенности церемонии угощения этим блюдом, бытовавшие у башкир.
Перед угощением гостей бишбармаком хозяева поверх кошмы расстилали скатерть. Далее все присутствующие мыли
руки. Для этого либо сам хозяин, либо его взрослый сын обходил участников трапезы с кувшином (кумганом) или с
тазом. После мытья рук гости рассаживались вокруг скатерти, на которой в больших деревянных чашках уже был
подан бишбармак. В каждой такой чашке, наряду с мелкими кусками баранины, жира и лапши, обязательно лежали и
большие куски мяса, а иногда и колбасы (казы). Одному из гостей давали нож, с помощью которого он разделял
большие куски мяса или колбасы на части, которые другой гость раздавал присутствующим на трапезе. Во время
трапезы хозяин был должен хлопотать об угощении гостей. Примечательно, что во время трапезы лучшие, жирные
куски было принято класть в рот своим соседям или тем, кого хотели почтить. Таким же образом угощались зрители, не
участвующие в трапезе, и дети. После того, как бишбармак был съеден, хозяин застолья отпивал из чашки супа,
заправленного сыром (курутом) и передавал её одному из гостей, обычно почетному. Гость, как и хозяин, немного
отпивал из чашки, а затем передавал её своему соседу и чашка таким образом обходила по кругу всех участников
трапезы. После этого присутствующие произносили с поклоном благодарственную молитву, вставали, повторно
омывали руки и, расположившись поудобнее, переходили к питью кумыса или чая.
9.
Женщины носили платья (кулдэк),
широкие штаны (ыштан), короткий
безрукавный камзол или кафтан (кэзэки).
На праздник надевали шёлковые или
бархатные халаты (елян), бешметы
(бишмэт). Зимой носили суконные
чекмени (сэкмэн), шубы (тун) и тулупы
(толоп).
Халаты и шубы включались в
праздничный комплект. Халаты
расшивались цветным узором,
украшались нашивками из кораллов,
сердолика, перламутра, монет,
ювелирных блях.
Праздничную одежду (платье и фартук)
шили из домашней ткани вышитой
узорами.
Обувь (сарык, башмаки, туфли,
кожаные калоши) изготавливали из кожи.
В скотоводческих районах кожаные
сапоги носило почти все взрослое
население. Женские башмаки (ҡата,
башмаҡ) вышивались цветной строчкой,
шерстяными кисточками.
Летом и осенью в сёлах Башкортостана
носили лапти (сабата).
Башкирские мужчины носили
неширокие штаны, рубахи. Верхняя
одежда — камзол или кафтан.
Башкирская мужская рубаха на юге Урала
не имела воротника и скрепляется в
шейном вырезе шнурком. Зимой
мужчины носили шубы из овчины и
тулупы (билле тун, тире тун).
Праздничные мужские рубахи
вышивались узорами. Исключительно
мужской деталью одежды были пояса.
Носились праздничные пояса Кэмэр
(ҡәмәр, ҡамар). Для изготовления кэмэр
использовали узорное сукно, бархат,
шёлк. Пояса украшали вышивкой,
позументом, посеребрёнными или
позолоченными металлическими
бляхами со вставками из агата, бирюзы,
жемчуга, сердолика. Надевали поверх
еляна, камзола.
Повседневной для мужчин была
шапочка-тюбетейка (тубэтэй), у пожилых
тёмная, у молодых — цветная (зелёная,
красная, синяя), вышитая шерстью и
шёлком, украшенная бисером,
кораллами, позументом.
Кэмэр — традиционный широкий мужской
пояс с ювелирной пряжкой.