Похожие презентации:
Ахмет-Заки Валидов. Человек пера и сабли
1.
Человек пера исабли
2.
Родился 10 декабря1890 года, деревня
Кузяново Ильчик Тимировской
волости
Стерлитамакского
уезда Уфимской
губернии, ныне
Ишимбайского
района Республики
Башкортостан.
Умер 26 июля 1970
года, Стамбул,
Турция)
3.
Лидербашкирского
национальноосвободительног
о движения,
востоковедтюрколог,
доктор
философии (1935),
профессор,
почётный
доктор
Манчестерского
университета
(1967)
4.
Ахмет-Заки Валиди родился в семье сельскогомуллы. Происходил из башкирского рода Суклы-Кай.
Сперва отучился в медресе отца, затем
окончил медресе в Утяково. Наряду с
башкирским, татарским, турецким и русским
владел персидским, арабским, чагатайским и
другими восточными языками.
В 1912-1915 преподавал в медресе «Касимия» в Казани. В
1912 году публикует первую научную книгу «История
тюрко-татар» (Казань, 1912).
5.
В 1915 году уфимские мусульмане выбралиВалидова своим представителем в
мусульманской фракции в IV Государственной
думе Российской империи, был членом
Временного центрального бюро российских
мусульман. Избран депутатом Всероссийского
Учредительного Собрания от Уфимской
губернии. Депутат Миллэт Меджлиси (19171918).
6.
В 1917 году, находясь в составеБашкирского областного бюро,
образованного в Москве на
Всероссийском съезде мусульман
башкирской делегацией.
Являлся организатором созыва
I и II Всебашкирских съездов (, на
которых было создано
Башкирское Центральное Шуро
(Совет депутатов), которое 15
ноября 1917 года в г. Оренбурге
провозгласило образование
национально-территориальной
автономии Башкортостан как
части федеративной России.
Валидов стал автором
башкирского национального
флага.
7.
В годы Гражданской войны на какое-то время оказался воглаве правительства вновь
учрежденной территориальной автономии
Башкурдистан (вначале Башкирского областного Шура, а
затем Башревкома). В зависимости от политических
обстоятельств Валиди вступал в тактические союзы то
с белыми, то с большевиками, командовал башкирским
войском. После окончательного установления советской
власти в Приуралье , Валиди, разочаровался в
сотрудничестве с большевиками и принимал участие в
антисоветских мятежах.
8.
Почти полвека он провел вэмиграции – в Турции,
Австрии и Германии, где,
оставаясь сторонником
башкирского национального
самоопределения,
преимущественно занимался
лингвистическими и
этнографическими
исследованиями.
9.
Востоковедческие ифилософские работы
Валиди принесли ему
широкое признание в
научном мире, он
считается историком и
языковедом мирового
уровня. Хотя сталинские
власти, как отмечают
биографы Валиди,
зондировали возможность
его возвращения в
Башкирию, в советское
время имя этого ученого и
политика фактически
оставалось под запретом.
10.
После распада СССР именем Валидив Уфе названа
Национальная библиотека
11.
В разных городах установлены его бюстыСанкт-Петербург
(Россия)
Стамбул (Турция)
12.
Сибай (Башкортостан)13.
Ахмет-Заки Валидибыл заметной
политической
фигурой. Это
признавали
большевики и их
руководители,
включая Ленина и
Сталина, которые
считали Валиди
едва ли не самым
сильным политиком
среди
представителей
национальных
меньшинств.
14.
Кажется, что Валиди –это отчасти
романтизированная
фигура современного
башкирского
исторического эпоса,
символ тяги башкирского
народа к
государственности. Эта
государственность
оформилась в рамках
Советского Союза,
продолжилась в рамках
Российской Федерации.