Похожие презентации:
Гобелены «Индийская» серия
1.
Гобелены «Индийская» серияTenture des Indes
2.
Русские копии гобеленов «Индийской» серии , созданные на ПетербургскойШпалерной Мануфактуре в коллекции Эрмитажа
«Борьба хищных зверей», СанктПетербург, Петербургская Шпалерная
Мануфактура 1757
«Туземец с луком в руке под
деревом», Санкт- Петербург,
Петербургская Шпалерная
Мануфактура
«Слон и лошадь», Санкт- Петербург, Петербургская Шпалерная
Мануфактура 1742-1747
3.
Петр I и «Индийская» серия4.
Посещение Петром I мануфактуры Гобеленов и подарок короляПетр I посетил королевскую мануфактуру Гобеленов 12 мая и 15 июня 1717 года.
Оба посещения описываются Луи-Франсуа Дюбуа де Сен-Желе.
12 мая Петр приехал на завод в 7.30 утра. Его приняли герцог д'Антен, маркиз де
Бельгард, Роберт де Котт (первый архитектор короля) и его сын Жюль-Роберт де Котт
(ответственный за здания короля и директор завода).
Чтобы показать королю как можно больше гобеленов, ткачи повесили два слоя
гобеленов друг на друга во дворе завода. Таким образом, по пути в мастерские Петр
мог видеть верхние гобелены, которые были быстро сняты, чтобы на обратном пути,
царь мог любоваться нижними гобеленами. Петр посетил мастерские, где он
разговаривал с работниками и смотрел, как они работали. Ему также показали
красильные мастерские. Он увидел крашение шерсти и воспользовался случаем,
чтобы задать красильщику ван дер Керховену несколько вопросов. В полдень царь
покинул фабрику. Петр был так впечатлен, что решил вернуться 15 июня.
После второго посещения герцог д'Антен предложил от имени короля, чтобы Петр
выбрал любой гобелен, который ему понравится. Он выбрал две серии: «Индийскую»
(состояла из восьми гобеленов, выполненных Жаном-младшим и Жаном Лефевром) и
серию «Новый Завет», состоящую из четырех гобеленов Пьера Лефевра, по картонам
Жана Жувене. В подарок преподнесли и два других гобелена: «Христос» Шарля
Лебрена, сотканый Жаном Суетом, и портрет испанки с картины Жан-Батиста Сантера,
выполнен Жаном-младшим.
«Главный двор отеля Gobelins, где умелые люди, которые работают здесь и делают мебель для короны,
поднимают мачту для месье ле Бруна, первого живописца короля»
«Чудесный улов»
«Слон и лошадь»
5.
Гобелены в России до Петра IДо начала ХVIII века гобелены были большой редкостью в России из-за независимого и изолированного развития русской культуры. В течение XVII столетия тканые
ковры из Европы привозились в Россию только в качестве подарков дипломатами.
Однако в начале ХVIII века в связи с проведением реформ Петром I ситуация резко изменилась. В Санкт-Петербурге здания и дворцы, согласно вкусу Петра ,
строились в европейском стиле, и для их украшения использовались такие новые материалы, как резные деревянные панели, голландская черепица, парча и
гобелены. С этого времени преемники Петра I и российские аристократы привозили гобелены из Европы в больших количествах. Многие из них были сохранены и
сейчас являются частью коллекции Эрмитажа.
Основание шпалерной мануфактуры Петром I в Санкт-Петербурге в 1716-1717 гг
Еще до посещения мануфактуры Гобеленов в Париже Петр I хотел основать собственное производство шпалер в Петербурге, во Франции он начал искать
рабочих. В 1716 году по приказу Петра его ближайший помощник и советник Франц Лефорт пригласил нескольких рабочих из мануфактуры Гобеленов: Ж.-Б.
Бурдейн, И. Гошер, П. Гриньон, Л. Вавок. Они приехали в Россию в начале 1717 года. Еще одна группа ткачей и красильщиков, возглавляемая мастером Бегаглем,
прибыла в Петербург в июне 1717 года.
Обе группы находились под особым покровительством графа Меншикова - одного из наиболее влиятельных министров при царе. С таким новым направлением,
как ткачество гобеленов, пока еще не могло справиться ни одно на тот момент существующее в России фабричное оборудование. Но и этого не было достаточно
Первые два года процесс производства проходил в постоянных экспериментах и поисках необходимых материалов.
Петра I никогда не волновал вопрос роскоши и собственного комфорта. Он не любил чрезмерные траты, поэтому главной целью основания шпалерной
мануфактуры являлась необходимость развития новых видов искусства, которые могли бы еще больше возвысить Российскую империю и поставить ее на один
уровень с другими странами.
6.
Копии «Индийской» серии, сделанные на Императорской шпалерной мануфактуре.«Индийская» серия, подаренная Петру I, была третьей по счету, выпущенной по заказу французского двора Королевской мануфактурой Гобеленов. Она не
сохранилась до наших дней и была уничтожена во время пожара в декабре 1837 года.
Несколько копий данной серии были сделаны на Императорской шпалерной мануфактуре. Некоторые из этих работ сохранились до наших дней. Они сыграли
значительную роль в развитии производства шпалер в России. Между 1732 и 1746 годами по образцу «Индийской» серии было изготовлено 18 новых
шпалер, которые демонстрируют отличия, введенные французским художником Александром Депортом в картоны, созданные еще в 1692-1693 годах
нидерландским художником Альбертом Экхаутом – автором первой и второй серий.
Отличия от шпалер французских ярко заметны на первых копиях: более грубая структура ткани, сокращение количества изображаемых сюжетов, уменьшение
числа животных (особенно птиц), а также использование других цветов. Позже производство шпалер стало более качественным, так как мастерство
работников повысилось.
На коврах, которые изготовлены на Императорской шпалерной мануфактуре в Санкт-Петербурге, можно увидеть монограмму царствующей особы в центре
рамы, а по углам расположены головы львов, символизирующие царскую власть.
Монограмма императрицы
Елизаветы Петровны в раме
гобелена «Слон и лошадь»
«Слон и лошадь», Санкт-Петербург, Императорская шпалерная мануфактура, 1742-1747
7.
Копии во дворце Монплезир, ПетергофИзготовленные в Санкт-Петербурге в разные периоды, копии «Индийской» серии также находятся в Ассамблейном зале
кухонного корпуса дворца Монплезир в Петергофе.
Шпалеры получили новые названия, поскольку в изображенных на них животных видели аллегорию на различные части
света: «Африка» («Два невольника несут туземного царька»), «Америка» («Индеец на коне»), и «Азия» («Полосатая
лошадь»). Шпалера «Америка» разделена на две части - на правой стороне изображен первоначальный сюжет с индейцем и
ламой, а на левой стороне можно увидеть белую лошадь из первоначального сюжета и охотника из другого, сшитые в один
ковер. На противоположной стороне находятся две копии гобелена «Два невольника несут туземного царька» («Африка») –
в прямом и зеркальном отражении, и гобелен «Полосатая лошадь» («Азия»).
Aссамблейнный зал, кухонный корпус дворца Монплезир,
Петергоф
8.
Копия «Слон и лошадь», 1742-1747 (приобретена Эрмитажем из частного собрания в 2003 г.)Весной 2003 г. собрание Государственного Эрмитажа пополнилось редким образцом русского шпалерного ткачества. Шпалера "Слон и лошадь" долгие годы хранилась в
частных коллекциях. Она была выполнена в Петербурге на Императорской шпалерной мануфактуре в 1747 г. В центре тканой рамы в верхней части шпалеры помещен
вензель императрицы Елизаветы Петровны - "ЕР", в нижнем правом углу кромки шпалеры сохранилось тканое клеймо.
В архивных документах сообщается, что работа над шпалерой была начата 28 июня 1742 г.,
а завершена 5 июля 1747 г..В те годы на мануфактуре работала группа искусных русских
ткачей во главе с подмастерьем И. Старковым, причем в создании одной шпалеры
участвовали от 3 до 5 человек. Огромный размер шпалеры "Слон и лошадь" (303 см. х 526
см.) дает возможность предположить, что мануфактуре она обошлась в огромную сумму по
тем временам - около 1500 рублей. Мастерство ее исполнения свидетельствует о высоком
уровне профессионализма русских ткачей, работавших на мануфактуре. Декоративность и
пышность композиции, насыщенность колорита, тонкая разработка деталей переднего
плана в сочетании с обобщенной передачей фона-пейзажа дают возможность отнести эту
работу Петербургской шпалерной мануфактуры к одним из лучших образцов шпалерного
ткачества эпохи барокко в России. При ее создании было использовано наряду с шерстью
большое количество шелка. Сочетание матовой поверхности участков ковра, тканых
шерстью, с мягким мерцанием шелковых нитей значительно обогащает фактуру.
Русские шпалеры первой половины XVIII века сохранились в единичных экземплярах. На
крупнейших художественных аукционах мира, таких как Sotheby's, Christie's и других, работы
Петербургской шпалерной мануфактуры практически не встречаются. Многие из них
погибли во время дворцовых пожаров, значительное количество работ ушло за пределы
России в качестве дипломатических даров. Приобретение Государственным Эрмитажем
шпалеры «Слон и лошадь», является достойным подарком музею в год празднования
юбилея Санкт-Петербурга, где была основана единственная в России шпалерная
мануфактура.
«Слон и лошадь», 1742-1747
9.
История «Индийской серии»Tenture des Indes
10.
Иоганн Мориц Нассау-Зигенский (1604—1679)– губернатор «ГолландскойБразилии» (с 1636 по 1644 гг.) и автор идеи «Индийской» серии
Петер Шенк Старший, Франц Пост, Ресифи или
Маурицстад- столица Голландской Бразилии
Голландская Бразилия (Новая Голландия) 1630-1654
Флаг Голландской Бразилии
Жан де Бран, портрет Джона Морица, 1668-1670, Гаага,
Маурицхаус
11.
История названия серииКак известно, Христофор Колумб, достигнув Америки в 1492 г., думал , что попал в Индию. Именно по этой причине
он называл местных американцев индейцам. С тех пор юго-восточную Азию называли «Восточные Индии» (East
Indies), а народ – индийцами, в то время, как Америку – «Западные Индии» (West Indies), а народ - индейцами.
Шпалеры «Индийской» серии посвящены преимущественно «Западным Индиям», в частности, Южной Америке и
Бразилии.
Иоганн Мориц Нассау-Зигенский
Голландский аристократ, у которого появилась идея создания «Индийской» серии, был военным, человеком с
хорошими связями, покровителем искусств и государственным деятелем. По поручению Голландской Вест-Индской
компании Иоганн Мориц Нассау-Зигенский являлся губернатором Голландской колонии на северо-востоке Бразилии
(или Новой Голландии) в течение восьми лет (1636-1644). Голландцы отвоевали ее у португальцев в 1630 году и
удерживали до 1654 года.
На протяжении его правления колония разрасталась. В это время основан новый город – Маурицстад (ныне Ресифи).
Главной целью Иоганн Мориц считал возможность исследовать Новую землю. Для систематического изучения и
поиска материалов он собрал команду ученых и художников.
12.
Команда Иоганна Морица Нассау-Зигенскогодля исследования Бразилии
Ученые
Голландский доктор и ботаник Вильям Писо и
немецкий картограф Георг Марггарф.
После возвращения в Европу в 1648 они
опубликовали Историю природы Бразилии (Historia
naturalis Brasiliae) под покровительством Иоганна.
Это была первая научная книга о растениях и
животных Бразилии, тропических болезнях.
13.
Команда Иоганна Морица Нассау-ЗигенскогоХудожники
Франс Пост
Художники
Альберт Экхаут
А. Экхаут «Этюд с двумя бразильских
черепахами», Гаага, Маурицхаус
Ф. Пост «Телега для быков»
1638
А. Экхаут «Тапуанская женщинаканнибал» 1641, Копенгаген,
Национальный музей Дании
14.
Команда Иоганна Морица Нассау-ЗигенскогоХудожники
Два художника, сопровождавших Иоганна Морица – Франс Пост и Альберт Экхаут
- писали пейзажи и портреты.
Пейзажист Пост был ответственным за обозначение на картах
достопримечательностей и черчение планов укреплений. Он также делал много
зарисовок колониального пейзажа, на основе чего потом создавал картины.
Портретист и приверженец бытового жанра в живописи Альберт Экхаут делал
зарисовки местного бразильского населения, экзотических животных и растений.
Он создал сотни набросков, что послужило основой его дальнейших работ (здесь,
например, представлен рисунок двух черепах и картина в человеческий рост с
изображением Тапуанской женщины-каннибала, держащей человеческую руку)
Стоит добавить, что оба художника имели ассистентов.
15.
Следующие схемы подытоживают события последующих 40 летЗарисовки Альберта Экхаута, созданные в Бразилии, послужили основой его картин и картонов для создания
гобеленов, которые он воплотил после возвращения домой.
Картоны всегда были равны размеру будущего гобелена. Их часто разрезали по ширине ткацкого станка и
подставляли под основу, чтобы ткачи могли по ним создавать рисунок.
Экхаут после возвращения из Бразилии продолжил работать на Иоганна Морица, который распорядился украсить
свою резиденцию Маурицхаус в Гааге бразильскими работами художника.
Зарисовки и планы Экхаута также использовались при создании гравюр в работе Писо и Марггафа «История
природы Бразилии» (1648 г.).
В заключении, Иоганн Мориц разослал зарисовки Бразилии Экхаута как дипломатические подарки в разные
страны Европы, чтобы распространить знания о природном мире открываемых стран.
В 1652 он передал множество рисунков, 16 картин, 8 картонов для гобеленов своему кузену Фридриху
Вильгельму I, курфюрсту Бранденбурга, в обмен на недвижимость.
16.
Два года спустя, в 1654 году, Иоганн Мориц подарил королю Дании Фредерику III 26 картин, которые сейчаснаходятся в Национальном Музее Копенгагена. Картина с Тапуанской женщиной – одна из них.
Только через 13 лет картоны были использованы для сознания шпалер. В 1667 году мастерская прославленного
ткача Максимилиана ван дер Гухта в Делфте завершила две серии из 8 шпалер, которые предназначались для
Фридриха Вильгельма I и для самого Иоганна Морица. Они украшали Маурицхаус. Обе серии не сохранились.
Еще через 10 лет Иоганн Мориц решил подарить картоны королю Франции Людовику XIV. Возможно, в обмен
на дипломатический подарок он надеялся получить услугу. После года переписки с королем и другими людьми
его окружения зарисовки, картоны, созданные Экхаутом, картины Поста, чучела животных, различные предметы
из Бразилии и книга «История природы Бразилии» были отправлены Людовику XIV.
В Париже картины выставлялись в Лувре и привели в восторг придворных и других посетителей.
8 лет спустя, в 1687 году, Людовик XIV дал разрешение на создание гобеленов на Королевской мануфактуре
Гобеленов в Париже по картонам Экхаута.
17.
Художники1636
1644
Франс Пост
Рисунки
Картины
Иоганн Мориц – губернатор Бразилии
Команда для исследования
Бразилии
Ученые
Альберт Экхаут
Вильям Писо
Зарисовки
Георг Маргграф
18.
Художники1636
1644
Франс Пост
Рисунки
Картины
Иоганн Мориц – губернатор Бразилии
Команда для исследования Бразилии
Ученые
Альберт Экхаут
Вильям Писо
Зарисовки
Георг Маргграф
19.
Художники1636
1644
Иоганн Мориц – губернатор Бразилии
Команда для исследования Бразилии
Ученые
Альберт Экхаут
Франс Пост
Вильям Писо
Рисунки
Зарисовки
Картины
Картины
8 картонов
Георг Маргграф
20.
Художники1636
1644
Иоганн Мориц – губернатор Бразилии
Команда для исследования Бразилии
Ученые
Альберт Экхаут
Франс Пост
Вильям Писо
Рисунки Иоганн Мориц, Маурицхаус
Зарисовки
Картины
Картины
8 картонов
Георг Маргграф
21.
Художники1636
1644
Иоганн Мориц – губернатор Бразилии
Команда для исследования Бразилии
Ученые
Альберт Экоут
Франс Пост
Вильям Писо
Рисунки Иоганн Мориц, Маурицхаус
Зарисовки
1648: использовались для гравюр
Георг Маргграф
1648
Картины
Картины
8 картонов
1648
История природы Бразилии
22.
Художники1636
1644
Иоганн Мориц – губернатор Бразилии
Команда для исследования Бразилии
Ученые
Альберт Экхаут
Франс Пост
Вильям Писо
Рисунки Иоганн Мориц, Маурицхаус
Зарисовки
1648: использовались для гравюр
1652: Libri Picturati
Георг Маргграф
1648
Картины
Картины
8 картонов
1648
1652
История природы Бразилии
Подарок Фридриху
Вильгельму Iрфюрсту
бранденбургскому
23.
Художники1636
1644
Иоганн Мориц – губернатор Бразилии
Команда для исследования Бразилии
Ученые
Альберт Экхаут
Франс Пост
Вильям Писо
Рисунки Иоганн Мориц, Маурицхаус
Зарисовки
Картины
Картины
1648: использовались для гравюр
1652: Libri Picturati
Георг Маргграф
1648
1652: 16 картин
8 картонов
1648
1652
История природы Бразилии
Подарок Фридриху
Вильгельму Iурфюрсту
бранденбургскому
24.
Художники1636
1644
Иоганн Мориц – губернатор Бразилии
Команда для исследования Бразилии
Альберт Экхаут
Франс Пост
Вильям Писо
Рисунки Иоганн Мориц, Маурицхаус
8 картонов
1652
Зарисовки
Картины
Картины
1648
Ученые
1648: использовались для гравюр
1652: Libri Picturati
Георг Маргграф
1648
1652: 16 картин
1652
История природы Бразилии
Подарок Фридриху
Вильгельму Iфюрсту
бранденбургскому
25.
Художники1636
1644
Иоганн Мориц – губернатор Бразилии
Команда для исследования
Бразилии
Альберт Экхаут
Франс Пост
Зарисовки
Картины
Картины
8 картонов
1648: использовались для гравюр
1652: Libri Picturati
1648
1652: 16 картин
1652
1654: 26
картин
1652
1654
Георг Маргграф
Вильям Писо
Рисунки Иоганн Мориц, Маурицхаус
1648
Ученые
Подарок королю
Дании Фредерику III
История природы Бразилии
Подарок Фридриху
Вильгельму I
26.
Художники1636
1644
Иоганн Мориц – губернатор Бразилии
Команда для исследования Бразилии
Альберт Экхаут
Франс Пост
Вильям Писо
Рисунки Иоганн Мориц, Маурицхаус
Зарисовки
Картины
Картины
8 картонов
1648
1648: использовались для гравюр
1652: Libri Picturati
1667
Георг Маргграф
1648
1652: 16 картин
1652
1654: 26
картин
1667
История природы Бразилии
Подарок Фридриху
Вильгельму I
1652
1654
Ученые
Подарок королю
Дании Фредерику III
1667
2 x 8 гобеленов, сотканных
Максимильяном ван дер
Гухтом
1667
27.
Художники1636
1644
Иоганн Мориц – губернатор Бразилии
Команда для исследования Бразилии
Альберт Экхаут
Франс Пост
Зарисовки
Картины
Картины
8 картонов
1648: использовались для гравюр
1652: Libri Picturati
1667
1648
1652: 16 картин
1652
1654: 26
картин
1667
История природы Бразилии
Подарок Фридриху
Вильгельму I
1652
1654
Георг Маргграф
Вильям Писо
Рисунки Иоганн Мориц, Маурицхаус
1648
Ученые
Подарок королю
Дании Фредерику III
1667
2 x 8 гобеленов, сотканных
Максимильяном ван дер Гухтом
1667
28.
Иоганн Мориц – губернатор БразилииКоманда для исследования Бразилии
Художники
1636
1644
Ученые
Альберт Экхаут
Франс Пост
Георг Маргграф
Вильям Писо
Рисунки Иоганн Мориц, Маурицхаус
Зарисовки
1648: использовались для гравюр
1652: Libri Picturati
1648
1679: 43
рисунка
Картины
Картины
8 картонов
1648
1652: 16 картин
1652
1654: 26
картин
1667
Подарок Фридриху
Вильгельму I
1652
1654
1667
16781779
История природы Бразилии
Подарок королю
Дании Фредерику III
1667
2 x 8 гобеленов, сотканных
Максимильяном ван дер Гухтом
1667
Посланы в Париж Людовику XIV и выставлены в Лувре
29.
Иоганн Мориц – губернатор БразилииКоманда для исследования Бразилии
Художники
1636
1644
Ученые
Альберт Экхаут
Франс Пост
Георг Маргграф
Вильям Писо
Рисунки Иоганн Мориц, Маурицхаус
Зарисовки
1648: использовались для гравюр
1652: Libri Picturati
1648
1679: 43
рисунка
Картины
Картины
8 картонов
1648
1652: 16 картин
1652
1679: 43
картины
1667
1654: 26
картин
Подарок Фридриху
Вильгельму I
1652
1654
1667
16781779
История природы Бразилии
Подарок королю
Дании Фредерику III
1667
2 x 8 гобеленов, сотканных
Максиvильяном ван дер Гухтом
1667
Посланы в Париж Людовику XIV и выставлены в Лувре
30.
Иоганн Мориц – губернатор БразилииКоманда для исследования Бразилии
Художники
1636
1644
Ученые
Альберт Экхаут
Франс Пост
Георг Маргграф
Вильям Писо
Рисунки Иоганн Мориц, Маурицхаус
Зарисовки
1648: использовались для гравюр
1652: Libri Picturati
1648
1679: 43
рисунка
Картины
Картины
8 картонов
1648
1667
1652: 16 картин
1652
1679
1679: 43
картины
1654: 26
картин
Подарок Фридриху
Вильгельму I
1652
1654
1667
16781779
История природы Бразилии
Подарок королю
Дании Фредерику III
1667
2 x 8 гобеленов, сотканных
Максимильяном ван дер Гухтом
1667
Посланы в Париж Людовику XIV и выставлены в Лувре
31.
Иоганн Мориц – губернатор БразилииКоманда для исследования Бразилии
Художники
1636
1644
Ученые
Альберт Экхаут
Франс Пост
Вильям Писо
Вильям Писо
Рисунки Иоганн Мориц, Маурицхаус
Зарисовки
1648: использовались для гравюр
1652: Libri Picturati
1648
1679: 43
рисунков
Картины
Картины
8 картонов
1648
1652
1679
1667
1652: 16 картин
1679: 43
картины
1654: 26
картин
Подарок Фридриху
Вильгельму I
1652
1654
1667
16781779
История природы Бразилии
Подарок королю
Дании Фредерику III
1667
2 x 8 гобеленов, сотканных
Максимильяном ван дер Гухтом
1667
Посланы в Париж Людовику XIV и выставлены в Лувре
32.
Иоганн Мориц – губернатор БразилииКоманда для исследования Бразилии
Художники
1636
1644
Ученые
Альберт Экхаут
Франс Пост
Вильям Писо
Вильям Писо
Рисунки Иоганн Мориц, Маурицхаус
Зарисовки
1648: использовались для гравюр
1652: Libri Picturati
1648
1679: 43
рисунков
Картины
Картины
8 картонов
1648
1652
1679
1667
1652: 16 картин
1679: 43
картины
1654: 26
картин
Подарок Фридриху
Вильгельму I
1652
1654
1667
16781779
История природы Бразилии
Подарок королю
Дании Фредерику III
1667
2 x 8 гобеленов, сотканных
Максимильяном ван дер Гухтом
1667
Посланы в Париж Людовику XIV и выставлены в Лувре
33.
Иоганн Мориц – губернатор БразилииКоманда для исследования Бразилии
Художники
1636
1644
Ученые
Альберт Экхаут
Франс Пост
Георг Маргграф
Вильям Писо
Рисунки Иоганн Мориц, Маурицхаус
Зарисовки
1648: использовались для гравюр
1652: Libri Picturati
1648
1679: 43
рисунков
Картины
Картины
8 картонов
1648
1652
1679
1667
1652: 16 картин
1679: 43
картины
1654: 26
картин
Подарок Фридриху
Вильгельму I
1652
1654
1667
16781779
1687 –
История природы Бразилии
Подарок королю
Дании Фредерику III
1667
2 x 8 гобеленов, сотканных
Максимильяном ван дер Гухтом
1667
Посланы в Париж Людовику XIV и выставлены в Лувре
Производство гобеленов «Индийской»
серии на Королевской мануфактуре
Гобеленов
34.
В последующие десятилетия гобелены «Индийской» серии имели огромный успех и производились в большомколичестве.
На схеме показаны 8 серий, которые были созданы по заказу французских королей (4-й выпуск для дворца на
Мальте был частным заказом, но традиционно считается вместе с другими гобеленами).
Третья серия была получена Петром Великим в подарок в 1717 году. К сожалению, именно эта серия не
сохранилась. Но существует еще 4 серии, которые до сих пор существуют (обозначены зеленым) и три, данные о
которых неполные (обозначены желтым).
Схема также показывает, в каких музеях и в каких частных коллекциях находятся гобелены этой серии.
Со временем картоны износились, поэтому они реставрировались несколько раз. После создания 8 серий
гобеленов картоны пришли в негодность.
Для создания первых двух серий (в технике басслисс) картоны были порезаны на полосы для использования на
станках. Перед тем, как началась третья серия (в технике готлисс), все части картонов были собраны и
обновлены, и только затем был произведен третий выпуск гобеленов.
35.
Сао Пауло, частная коллекция2 гобелена (Борьба животных, Рыбаки)
Париж, Ministère de la Marine
(Слон)
Сао Пауло, Museu de
Arte Moderna
5 гобеленов
Восьмая серия
(1726-30)
Первая серия
1687
(1687-88)
Реставрация
картонов
басслисс, мастерская Жана де
ла Круа + Жана Батиста
Моцина
готлисс, мастерская Жана-младшего +
Жана Лефевра
Париж, Mobilier National
2 в Вене, во Французском
посольстве(Рыбаки, Охотник)
Частично известны
(6/8)
Седьмая серия
(1726-27)
Париж, Louvre
(Рыбаки)
Полная серия
готлисс, мастерская Жанамладшего + Жана Лефевра
Частично известны
(4/12)
Рим, Académie de France
(Борьба животных) Шестая серия
Гобелены «Индийской»
серии, произведенные на
Королевской мануфактуре
Гобеленов по заказу
французского двора
готлисс, мастерская Луи де ла
Тура,
Жана-младшего + Жана Лефевра
Полная серия
1722
Реставрация картонов и
уменьшение гогбеленов
(«Маленькая Индийская»
серия)
Оксфорд, Ashmolean
Museum
(Борьба животных)
Нью-Йорк, Arader Galleries
2 гобелена (Два невольника несут
туземного царька, Индеец на лошади)
Париж, Mobilier national
Вторая серия
4 во Французском
(1689-90)
посольстве:
басслисс, мастерская Жана де
2 в Вене(Полосатая
ла Круа + Жана Батиста
Моцина
лошадь, Охотник)
Полная серия
1 в Вашингтоне (Два
1692-93
Реставрация
картонов
(1724-26)
Рим, Académie de France
Кордова, Museo Palacio de Viana
4 гобелена (Два быка, Слон, Полосатая лошадь,
Охотник)
Пятая серия
(1718-20)
Четвертая серия 1703
(1708-10)
Этьен Клод Леблон
готлисс, мастерская Жана-Полная
младшего + Жана Лефевра
Частично
известны(1/8)
серия
Реставрация
картонов
Третья серия
(1692-ca. 1700)
готлисс, мастерская Жанамладшего + Жана Лефевра
Картоны полностью
воспроизведены
Вероятно погибла в
1837 г.
Мальта, Дворец Великого магистра
Сотканы для Ramón Perellos y Roccaful, Великого
Магистра Мальтийского Ордена = Частный заказ, 10
гобеленов.
невольника несут туземного
царька)
1 в Лисабоне (Борьба
животных)
1 in Hôtel de Lassay
В хранилище
Belin de Fontenay,
Alexandre Fr. Desportes +
Houasse
Получена в 1717 Петром I
как подарок от Людовика XV.
36.
Сао Пауло, частная коллекция2 гобелена (Борьба животных, Рыбаки)
Париж, Ministère de la Marine
(Слон)
Сао Пауло, Museu de
Arte Moderna
5 гобеленов
Восьмая серия
(1726-30)
Первая серия
1687
(1687-88)
Реставрация
картонов
басслисс,мастерская Жана де
ла Круа + Жана Батиста
Моцина
готлисс, мастерская Жана-младшего +
Жана Лефевра
Париж, Mobilier National
2 в Вене, во Французском
посольстве(Рыбаки, Охотник)
Частично известны
(6/8)
Седьмая серия
(1726-27)
Париж, Louvre
(Рыбаки)
Полная серия
готлисс, мастерская Жанамладшего + Жана Лефевра
Частично известны
(4/12)
Рим, Académie de France
(Борьба животных) Шестая серия
Гобелены «Индийской»
серии, произведенные на
Королевской мануфактуре
Гобеленов по заказу
французского двора
готлисс, мастерская Луи де ла
Тура,
Жана-младшего + Жана Лефевра
Полная серия
1722
Реставрация картонов и
уменьшение гогбеленов
(«Маленькая Индийская»
серия)
Оксфорд, Ashmolean
Museum
(Борьба животных)
Нью-Йорк, Arader Galleries
2 гобелена (Два невольника несут
туземного царька, Индеец на лошади)
Париж, Mobilier national
Вторая серия
4 во Французском
(1689-90)
посольстве:
Низкопрочные,мастерская
2 в Вене(Полосатая
Жана де ла Круа+ Жана
Баптиста Моцина
лошадь, Охотник)
Полная серия
1 в Вашингтоне (Два
1692-93
Реставрация
картонов
(1724-26)
Рим, Académie de France
Кордова, Museo Palacio de Viana
4 гобелена (Два вола, Слон, Полосатая лошадь,
Охотник)
Пятая серия
(1718-20)
Четвертая серия 1703
(1708-10)
Этьен Клод Леблон
готлисс, мастерская Жана-Полная
младшего + Жана Лефевра
Частично
известны(1/8)
серия
Реставрация
картонов
Третья серия
(1692-ca. 1700)
готлисс, мастерская Жанамладшего + Жана Лефевра
Картоны полностью
воспроизведены
Вероятно погибла в
1837 г.
Мальта, Дворец Великого магистра
Сотканы для Ramón Perellos y Roccaful, Великого
Магистра Мальтийского Ордена = Частный заказ, 10
гобеленов.
невольника несут туземного
царька)
1 в Лисабоне (Борьба
животных)
1 in Hôtel de Lassay
В хранилище
Belin de Fontenay,
Alexandre Fr. Desportes +
Houasse
Получена в 1717 Петром I
как подарок от Людовика XV.
37.
Из первой серии: Индеец на коне (Le Cheval pommelé ouL'Indien à Cheval), соткан в 1687-89 гг. приблизительно
458 x 344 cм.
Копия третьей серии, Императорская шпалерная
мануфактура, Санкт-Петербург, 1740, Петергоф,
Монплезир (назван “Америка”).
38.
Животные в «Индийской» серии гобеленовTenture des Indes
39.
1 Полосатая лошадь1 Полосатая лошадь
Лос-Анджелес, Музей Гетти
Мальта, Валетта, Дворец Великого Магистра
40.
1 Полосатая лошадьХранится в Музее Гетти, Лос Анджелес
Индийские носороги
Вдохновлено знаменитой гравюрой
Дюрера (с изображением
выдуманного небольшого рога на
спине). Парадигма экзотики.
Сочетание экзотических элементов Бразилии, Азии (носорог) и Африки (зебра)
привлекает внимание к голландским колониям и торговым путям.
Полосатая лошадь, похожая
на африканскую зебру
Близок к
уязвимому
положению
Недостаток крупных животных в
Бразилии также может объяснить
появление зебры и носорога на
гобеленах
Ягуар
Близок к
уязвимому
положению
Ручная утка
Антелопа
Появляется на
гобеленах после
1692 года
Бои животных устраивали для
развлечения с древнейших времен, они
были популярным сюжетом в
искусстве. Данный сюжет написан,
вероятно, под влиянием Рубенса и его
школы и соответствовал вкусу того
времени.
Гремучая змея
Тростниковая жаба
Колючий омар
Красноногая черепаха
Кайман (крокодил)
Броненосец
Коати
Питер Пауль Рубенс, Охота на львов,
1621, Мюнхен, Alte Pinakothek
41.
2 Индийский охотникВторая серия, по картону Альберта Экхаута, Королевская
мануфактура Гобеленов, 1689/90, Париж, Collection du
Mobilier national
Желто-голубой ара
(попугай)
Зеленая игуана
Тукан
Африканский страус
Боэл
Южный казуар из Папуа-Новая Гвинея или острова
Серам. Казуар и страус были популярными
дипломатическими дарами. Из Азии в Европу их
переправляли на кораблях.
Черно-белая тегу
(ящерица)
Енот из Северной Америки
Боэл
Боэл
Черепаха
(Скорпионовая черепаха)
Осьминог
Боэл наблюдал за животными в различных зверинцах Европы,
таких как Зоопарк Папы Римского в Риме и Зоопарк Медичи во
Флоренции. Экхаут скорее всего был знаком с рисунками Питера
Боэла, на которых изображены страус, южный казуар и енот, и
мог пользоваться ими для создания своих картонов. Возможно,
Боэл и Экхаут даже встречались.
42.
3 Два быкаПо картону Альберта Экхаута, Королевская мануфактура
Гобеленов, 1708-1710, Дворец Великого Магистра,
Валетта, Мальта
Обезьяна
Рыжеватая обезьяна
В критической
опасности
Золотые
иволги
В уязвимости
Трехпалый ленивец
Венценосный журавль
Боэл
Змеешейка
Источниками вдохновения Экхаута могли быть
зарисовки журавля и иволг Питера Боэла.
Быки Баросса
Два быка, тянущие повозку, являются представителями
породы Баросса, которая берёт своё начало на юге
Португалии. В Бразилию быки Баросса были привезены
португальцами, которые прибыли раньше голландцев и
обрабатывали здешние земли. Быки Баросса были
незаменимыми вьючными животными в колониях.
Морская свинка
Разводилась для
использования в качестве
пищи
43.
4 Слон и саврасая лошадьВеликая рогатая сова
Вторая серия, по картону Альберта Экхаута,
мастерская Жана Мозана, 1689-1690, Coleção
Mobiliário Nacional
Индийский
павлин
Розовая
колпица
Несмотря на то, что родиной
этого павлина является
Индия, он очень популярен в
европейских парках и
зверинцах.
Африканский слон
Слон, лошадь, павлин и козел были ввезены в
Бразилию и часто содержались в европейских
зверинцах. Два эскиза слона, написанные
Экхаутом, свидетельствуют о том, что Иоганн
Мориц содержал одного слона в своем
зверинце в Бразилии.
Зеленая
анаконда
Удавовидная змея,
напоминающая об
опасностях,
подкарауливающих в
природе.
Лошадь
Гигантский муравьед
Карликовый козел
Тукан-ариэль
В уязвимости
Великая цапля
В уязвимости
44.
5 Борьба хищных зверейРавнинный тапир
Париж, Лувр
Близок к
уязвимому
положению
Домашние гуси
Возможно, изображение гусей появилось под
влиянием отрывка из описания голландских
колоний в Бразилии Каспара Барлеуса (Rerum in
Brasilia, 1647), который написал, что гуси в
Бразилии были больше и лучше.
Пума
Ягуар
Близок к
уязвимому
положению
Очковый кайман
Дикий кабан
Овца
Атлантический
тропический наземный
краб
Зарывается в песок, чтобы скрыться.
Капибара (Водосвинка)
Морской конёк
Им особенно восхищались Король Людовик XIV и
его двор.
Собака
Некоторые детали необычные, но неверные: похожий на хобот нос тапира, лапы
собаки и дикий кабан, у которого слишком много зубов. Такое большое
количество ошибок является исключением в серии и не присуще
документальной точности Экхаута. Возможно, они появились при реставрации
картона или шпалеры.
45.
6 Два туземца несут местного царькаПо картону Альберта Экхаута, Королевская мануфактура Гобеленов,
1687-89
Жако (Африканский
серый попугай)
Под угрозой
исчезновения
Голландцы завоевали Лоанго-Анголу в
1641 году. Отсюда Голландская ВестИндская компания экспортировала
африканских рабов, которые были
необходимы для работ на плантациях в
Бразилии. Голландцы управляли
колонией до 1648 года, но даже после
этого работорговля продолжалась. В
этот период вожди африканских
племен посещали в Бразилии Иоганна
Маурица. Одного из них и изобразил
Экхаут.
Зеленая
мартышка
Оба вида
обезьян
родом из
Западной
Африки
Пятнистая мурена
Существует два типа гнёзд
африканских ткачей: гнездо в
виде капли, вход в которое
находится внизу, и гнездо в виде
сферы с длинным изогнутым
входом, напоминающим
тоннель.
Два африканца несут короля Анголы на носилках
Голуболицая мартышка
Значение рыбы в качестве
продукта питания
особенно подчеркивается.
Характерной чертой
голландских натюрмортов
является присутствие на
них рыбы. На других
шпалерах рыбы
изображены в родной
стихии
Пять гнёзд,
охраняемых птицамиткачами
На шпалере изображено особенно большое количество
африканских видов животных (Западная Африка). Иоганн Мориц
Нассау-Зигенский, видимо, приказал художникам представить на
картоне виды животных из доминиона Голландской Вест-Индской
компании (показан на карте Барлэуса)
Овца из Западной Африки
Малый
фламинго из
Западной
Африки
Парусник
Различные породы овец были привезены в
Бразилию из Восточной Африки вместе с
рабами.
Геометрическая
черепаха с Юга
Африки
Вымирающий вид, одна из
самых редких черепах на земле.
Панцирь этой черепахи был экспонатом кабинета редкостей Иоганна Морица
в Ресифи. Скорее всего, Экхаут не видел эту черепаху вживую, т.к. нарисовал ее
с головой и лапами другой черепахи. Тот факт, что панцирь этого вида был в
Бразилии, доказывает, что голландские моряки во время путешествия ступали
на берег в Южной Африке. Перекресток индийских и атлантических
судоходных путей у побережья Западной Африки объясняет, как черепаха
попала в Бразилию.
46.
7 Серая в яблоках лошадьили Индеец на коне
Вторая серия, по картону Альберта Экхаута,
Королевская мануфактура Гобеленов, 1689-90,
Париж, Collection du Mobilier national
Лошади, которые также присутствуют
на шпалерах “Полосатая лошадь”(1) и
“Слон” (4) являются не только
важными ездовыми и вьючными
животными, но также символом
богатства, власти и роскоши. Иоганн
Мориц Нассау-Зигенский был
отличным наездником и предпочитал
благородных лошадей. Лошади из
Сириньяэн в Голладской Бразилии
особенно ценились, и именно поэтому
Иоганн Мориц выбрал белую лошадь
в качестве геральдического животного
города. Кроме того, Вильгельму II
Нассау-Оранскому Иоганн Мориц
подарил белую лошадь, которую
отправили из Бразилии в Голландию.
Наездник из Чили в
пончо на гнедой
лошади
Изображение жителя Чили и лам свидетельствуют о
посещении голландской Вест-Индской компанией испанской
колонии в поисках золотых и серебряных рудников на
Южноамериканском Западном побережье. В 1643 г. по
приказу Иоганна Морица Нассау-Зигенского флотилия под
руководством Хендрика Брауэра и Элиаса Херкманса
обогнула мыс Горн и достигла Вальдивии. После поражения
им пришлось вернуться.
Две ламы из Анд, используемые в качестве
вьючных животных
Необычным является изображение ламы с четырьмя пальцами
вместо раздвоенного копыта. Такая лама также изображена в книге
“Historia naturalis Brasiliae” (Piso/Marggraf, 1648) и в “Журнале”
(1646), в котором описывается голландская экспедиция под
руководством Хендрика Брауэра в Чили в 1643 году, которую
экипировал Иоганн Мориц. Возвращаясь в Европу, флот голландской
экспедиции привез из Чили лам и альпак, включая ламу с четырьмя
пальцами. Скорее всего, во время остановки в Ресифи Экхаут видел
этих животных, так как он зарисовал как обычную, так и
четырёхпалую ламу. Таким образом, это не ошибка и не выдумка
художника, а физическая аномалия – многопалость (полидактилия).
Historia naturalis Brasiliae
47.
8 РыбакиМастерская Этьена Леблона по картону Альберта Экхаута,
1708-10, Мальта, Дворец Великого Магистра, Валетта
KLATTE 2011, S. 465.
Доминиканская
кардиналовая
овсянка
Мартышка
обыкновенная
Амазонский
зимородок
Чайконосая
крачка
Золотая
аратинга
Тараба
Синешапочный
трогон
Все животные
родом из
Бразилии
48.
Животные на русских повторениях«Индийской» серии
в коллекции Эрмитажа
49.
4 Слон и саврасая лошадьРозовая колпица
Эрмитаж
Индийский павлин
Несмотря на то, что родиной
этого павлина является Индия, он
очень популярен в европейских
парках и зверинцах.
Африканский слон
Слон, лошадь, павлин и козел
были ввезены в Бразилию и
часто содержались в
европейских зверинцах. Два
эскиза слона, написанные
Экхаутом, говорят о том, что
Иоганн Мориц содержал
одного слона в своем
зверинце в Бразилии.
Зеленая анаконда
Опасная удавовидная змея,
напоминающая об опасностях,
скрывающихся в природе.
Гигантский муравьед Серёжчатая якана Большая
(птица Христа)
белая цапля
Близок к уязвимому
положению
Тукан-ариель
Красный ибис
В уязвимости
Западно-африканская
карликовая коза
50.
5 Борьба диких зверейЭрмитаж
Некоторые детали необычные, но неверные: похожий
на хобот нос тапира, лапы собаки и дикий кабан, у
которого слишком много зубов. Такое большое
количество ошибок является исключением в серии и не
присуще документальной точности Экхаута. Возможно,
они появились при реставрации картона или шпалеры.
Американская
змеешейка
Равнинный тапир
Синешапочный момот
Близок к
уязвимому
положению
Домашние гуси
Возможно, изображение гусей было написано
под влиянием отрывка из описания
голландских колоний в Бразилии Каспара
Барлеуса (Rerum in Brasilia, 1647), который
написал, что гуси в Бразилии были больше и
лучше.
Ягуар
Близок к
уязвимому
положению
Пума
Дикий кабан
Очковый кайман
Атлантический тропический
наземный краб
(Из тех, что зарываются в песок,
чтобы скрыться)
Водосвинка
(Капибара) Овца
большеглазый
хоплиас
Собака
Антильский
робало
Морской конёк
Им особенно восхищались
Король Людовик XIV и его
двор.
51.
8 РыбакиЭрмитаж
Тараба
Чайконосая крачка
Синешапочный трогон
52.
Быки Баросса из ПортугалииЛошадь
Дикий кабан
Домашний гусь
Индийский носорог
Животные из других
регионов и
континентов.
Индийский павлин
Индия
Енот
Южный казуар
Лама
из Папуа-Новая Гвинея или с
острова Серам
Западная Африка
Голуболицая
мартышка
Зеленая
мартышка
Малый
фламинго
Африка
Карликовый козел
Страус
Венценосный Африканский Африканский
серый попугай
журавль
слон
Птицыткачи
Южная Африка
Зебра
Геометрическая
черепаха
53.
Животные, содержавшиеся в европейских зверинцах в XVII векеАфриканский слон
Индийский павлин
Королевский зверинец в Версале в период
правления Людовика XIV, 1663
Южный казуар
Страус
Енот
54.
Животные в Красной книге Международного союза охраныприроды (МСОП)
В критическом состоянии
Геометрическая черепаха
Под угрозой исчезновения
В уязвимости
Жако (серый попугай) Тукан-ариель
Гигантский муравьед
Близкие к уязвимому
положению
Равнинный тапир
Рыжеватая обезьяна
Индийский носорог Венценосный журавль
Ягуар
55.
Растения в «Индийской» серии56.
1 Полосатая лошадьХранится в музее Гетти, Лос-Анджелес
Кассия
Сахарный тростник
(Собранные стебли
изображены на шпалере
“Два быка”)
Страстоцветы
обвиваются вокруг
дерева
Листья и плоды
использовались в народной
медицине.
Карибский красный
перец, разновидность
перца чили - важное
растение - специя для блюд
бразильской кухни
Сладкий картофель (батат)
Важный продукт питания в Бразилии
57.
2 ОхотникВторая серия, по картону Альберта Экхаута, Королевская
мануфактура Гобеленов, 1689-90, Париж, Collection du
Mobilier national
Цереус Хамакару –
кактус древовидной
формы родом из
Бразилии
Папайя
Лимон
58.
Кокосовая пальма3 Два быка
По картону Альберта Экхаута,
Королевская мануфактура Гобеленов,
1708-1710, Дворец Великого Магистра,
Валетта, Мальта
Кокосовые пальмы занимают
особое место в исторических
заметках современников Иоганна
Морица. Каспар Барлеус пишет, что
кокосовые пальмы росли на
укреплениях дворца Фрибурго
Иоганна Морица, расположенном
на острове Антонио Ваза. В случае
осады кокосы помогали выжить:
ими можно было питаться, их
молоко было вкусным и
охлаждающим напитком, а
кокосовое масло использовали для
приготовления пищи.
Типичное плантация с сахарной
мельницей и африканскими
рабами
Сахарный тростник в Бразилию привезли
португальцы. Иоганн Мориц пытался наладить
выращивание сахарного тростника, а также
производство сахара в его колонии. Поэтому ему
требовалось больше работников, в качестве
которых Голландская Вест-Индская компания
наняла местных поселенцев. Когда было
разрешено проповедовать христианство и
иудаизм в Бразилии, туда хлынула волна христиан
и евреев. К сожалению, выращивание сахарного
тростника оказалось очень трудным. Несколько
неурожайных лет (1642-44) грозили голодом,
поэтому Иоганн Мориц распорядился, чтобы
поселенцы начали выращивать маниок.
Собранные
стебли сахарного
тростника
Собраные
корни маниока
Арбузы
Ятрофа
Семена этого растения
использовались в медицине
в качестве слабительного.
Клещевина
Семена клещевины являются источником
касторового масла, которое широко использовалось в
медицине, а также в качестве лампового масла.
Аннато (бикса аннатовая)
Коренное население
использовало семена этого
растения в качестве
красителя, который мог
использоваться и на теле.
59.
4 Слон и лошадьВторая серия, по картону Альберта Экхаута, Мастерская Жана
Мозана, 1689-1690, Coleção Mobiliário Nacional
Финик пальчатый
Дерево кешью
Плоды ореховидные, ядро
съедобное; из скорлупы
добывают масло-кажу
(кардойль), используемое в
медицине и технике.
Плодоножку, разросшуюся
в виде груши, употребляют
в пищу (так называемое
яблоко-кажу).
Красный и зеленый
виноград обвивается
вокруг пальмового
дерева
60.
5 Битва животныхПариж, Лувр
Ипомея
Дерево кешью
Плоды и орехи съедобны
Табак
Тыква
Маниок съедобный
Маниок является одним из самых
важных продуктов питания в Бразилии.
На шпалере изображен метод
размножения растения черенкованием:
черенки (небольшие отрезки стебля)
высаживаются в землю. (Собранные
корни изображены на шпалере “Два
быка”)
61.
6 Два туземца несут местногоцарька
По картону Альберта Экхаута, Королевская
мануфактура Гобеленов, 1687-89
Коперниция восковая
(из Бразилии)
Бутия головчатая (из Бразилии)
Кукуруза
В основном использовалась в
качестве корма для лошадей
62.
7 Серая в яблоках лошадьили Индеец на коне
Вторая серия, по картону Альберта Экхаута,
Королевская мануфактура Гобеленов, 1689-90,
Париж, Collection du Mobilier national
Каприфоль
Яблоня
Слива
Мирабель
Хмель
Мак опиумный
Источник опиума
Связка пшеницы
К сожалению, усилия голландских
поселенцев по выращиванию
пшеницы в Бразилии не
увенчались успехом.
Большинство растений на этой шпалере
родом из Центральной Европы. Это
сделано для того, чтобы показать, что
климат Чили суровее бразильского.
В Бразилию европейцами были завезены
многочисленные растения. У Иоганна
Морица в саду дворца Фрибурго
выращивались апельсиновые, лимонные
и лаймовые деревья, гранаты и фиговые
деревья.
63.
8 РыбакиМастерская Этьена Леблона по картону Альберта
Экхаута, 1708-10, Мальта, Дворец Великого
Магистра, Валетта
Красный и зеленый
виноград обвивается
вокруг пальмового
дерева
Финик пальчатый
Банан
Кремовый боб или сахарный
горошек
Этот вид бобовых получил свое название благодаря
сладкому вкусу и гладкой текстуре мякоти, которая
напоминает вкус ванильного мороженого.
Ароидное растение
64.
Растения на русских повторениях«Индийской» серии
в коллекции Эрмитажа
65.
Виноград культурныйЧерный и зеленый виды
винограда обвиваются вокруг
пальмы.
Для Иоганна Морица
выращивание винограда играло
важную роль, так как он
производил вино для Святого
Причастия в христианских церквях
и кошерное вино еврейской
общине. Также вино было нужно
для принятия лекарств на
растительной основе.
Одновременно с этим из
Голландии импортировали
испанские и французские вина.
Дерево кешью
Плоды и орехи съедобны
Цветок ананаса
Леонотис пустырниковый
Традиционное лечебное растение Африки,
которое используют при лихорадке,
головных болях и кашле.
Кокосы
Обезьяний горшок (Лецитис)
Дыня
Ананас
В этом фрукте, напоминающем котелок, содержатся
съедобные семена, которыми также питаются такие
животные, как обезьяны.
В процессе создания плодов, это растение обычно
образует до двухсот цветков, которые соединяются и
формируют ананас.
Писо писал, что ананасовый сок использовался в
качестве антидота против сырого токсичного сока
маниока.
66.
5 Борьба диких животныхЭрмитаж
Дерево кешью
Плоды и орехи съедобны
Ипомея
Маниок съедобный
Табак
Маниок является одним из самых
важных продуктов питания в Бразилии.
На шпалере изображен метод
размножения растения черенкованием:
черенки (небольшие отрезки стебля)
высаживаются в землю. (Собранные
корни изображены на шпалере “Два
быка”)
Тыква
67.
8 РыбакиЭрмитаж
Финик пальчатый
Банан
Кремовый боб или сахарный
горошек
Красный и зеленый
виноград обвивается
вокруг пальмового
дерева
Этот вид бобовых получил свое название благодаря
сладкому вкусу и гладкой текстуре мякоти, которая
напоминает вкус ванильного мороженого.
Ароидное растение
68.
«Индийская» серия гобеленовБразилия
Только животные,
показанные в
борьбе
Опасная и
экзотическая дикая
природа
Коренные жители СевероВосточной Бразилии
изображены в процессе
охоты и рыбалки
Богатые охотничьи и
рыбачьи угодья
Другие области, в которых голландцы
преследовали по экономические цели
Афро-бразильцы приносят
урожай
Сельское хозяйство для
собственных нужд и для
производства экспортных
товаров (сахара)
Западная Африка
Чили
Для
В поисках
серебра и золота работорговли
Наездник в
пончо
Король Анголы и
слуги
Шпалеры отображают флору и фауну Нового Света, а также различные среды обитания, население и жилища Бразилии. Кроме того, отображение политических и
военных кампаний Голландцев и Иоганна Морица в Чили и Африке придает им историческое значение. Наконец, они прославили своего создателя, который благодаря
им оставил особый след в истории.
69.
Выводы• «Индийская» серия гобеленов является первым известным изображением животных из
Бразилии и Африки.
• «Индийская» серия интересна как с точки зрения искусствоведения, так и с точки зрения
биологии. Серия является важным источником знаний о природе Бразилии XVII века,
«каталогом» многих видов животных и растений.
• В наше время, к сожалению, нет такого богатства и разнообразия животного мира.
Причиной этому являются вырубка лесов и перенаселение, которые приводят к
постепенному уничтожению дикой природы.
• Шпалеры представляют животное царство владений Иоганна Морица Нассау-Зигенского.
Шпалеры в основном изображают зверей Бразилии, но они также включают виды из других
голландских колоний, таких как Западная и Южная Африка и Чили. Серия не только
поражает богатством экзотического мира, но и рассказывает об этом мире. Настоящий
ценитель серии должен не только наслаждаться разнообразием и полнотой природы, но и
узнавать для себя нечто новое.
• Шпалеры «Индийской» серии - это великолепный источник знаний, который помогает нам
узнать больше о флоре и фауне мира вокруг нас.
70.
ЛитератураПосещение Петром I Королевской мануфактуры Гобеленов
Louis-Francois Dubois de Saint-Gelais: Histoire journalière de Paris (1716-1717), published by Maurice Tourneux, Paris 1885, pp. 138-142. Online:
http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5774869m.r=
Christophe Henry: „Le Séjour de Pierre Le Grand à Paris“, in: Publications du Groupe Histoire Architecture Mentalités Urbaine, online:
https://www.ghamu.org/IMG/pdf/Pierre1er-txt-def-20-04-2011.pdf
Производство шпалер в России
Nina Iurevna Biriukova / Zoya Slive: „Western European Tapestries in the Hermitage“, in: The Burlington Magazine, vol. 107, No. 749 (Aug. 1965), pp. 413-416.
A. Polovtsoff / V. Chambers: „Some Notes on the St. Petersburg Tapestry Works“, in: The Burlington Magazine for Connoisseurs, vol. 35, No 198 (Sept. 1919), pp. 110113, 115-116.
История «Индийской» серии
Gerlinde Klatte: „Die Anciennes Indes“, in: Ibid. [et. al.] (ed.): Exotismus und Globalisierung. Brasilien auf Wandteppiche. Die Tenture des Indes, Berlin / Munich 2016, pp.
67-108.
Nello Forti Grazzini: „The Striped Horse, Cat. Nr. 48“, in: Tapestry in the Baroque. Threads of Splendour, Exh. Cat. Metropolitan Museum of Art, New York 2007, pp. 390396.
Животные и растения «Индийской» серии
Katharina Schmidt-Loske: „Die Tierabbildungen der Wandteppichfolge Anciennes Indes. An der Schnittstelle zwischen Naturwissenschaft und Kunst“, in: Gerlinde Klatte
[et al.] (ed.): Exotismus und Globalisierung, Brasilien auf Wandteppiche. Die Tenture des Indes, Berlin / Munich 2016, pp. 137-160.
Table with all animals online: http://www.deutscherkunstverlag.de/tenture/tabelle1Fauna-AI.pdf
Katharina Schmidt-Loske: „Die Pflanzenabbildungen auf den Tapisserien der Anciennes Indes. Von der Färbepflanze zum Rauschmittel“, in: Exotismus und
Globalisierung, pp. 161-174.
Table with all plants online: http://www.deutscherkunstverlag.de/tenture/tabelle2Flora-AI.pdf