17.68M
Категория: ИскусствоИскусство

Декоративно-прикладное искусство и интерьер стиля рококо во Франции

1.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И
ИНТЕРЬЕР СТИЛЯ РОКОКО ВО ФРАНЦИИ
Исполнители: ст. группы 246
Кобыляцкая Д.С., Стеченко Я. А.,
Озерова П.В.
Руководитель:
Доцент кафедры ТиИАиИ
Колесникова Е.А

2.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ СТИЛЯ РОКОКО
В первой половине XVIII века во Франции активно развивался стиль - Рококо.
Некоторые исследователи рассматривают рококо как одну из разновидностей позднего
барокко. Однако эта стилевая система, в некотором смысле продолжает черты барокко,
но при этом значительно их изменяет. Стиль возник в рамках тяги аристократии к
созданию идеалистичного мира.
Рококо (фр. rococo; ироничное переложение слова рокайль (rocaille) — «щебень, галька, раковина»)
– полная противоположность любимого стиля Людовика XIV (классицизма). Легкий,
игривый, он стремится к гармонии во всем – от формы до орнаментов. Никакой
симметрии, плоских линий и прямых поверхностей, декоративные элементы во всём –
это и есть сущность рококо.

3.

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
РОКОКО
Для рококо в живописи, скульптуре и графике характерен уход в
область «чистого искусства». Для этого стиля характерна камерность
и утонченная декоративность художественных решений. Живопись
рококо – станковые картины, панно, росписи – отличается дробностью
и асимметричностью композиции. Обилием декоративных
аксессуаров и деталей, изысканным сочетанием светлых красок и
тонов

4.

Скульптура рококо представлена
преимущественно декоративными рельефами и
статуями, небольшими статуэтками бюстами.
Отличается изящностью.
Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б.
Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.
В скульптуре рококо преобладали
предназначенные для украшения интерьеров
рельефы и статуи, небольшие статуэтки, в том
числе из терракоты и фарфора. Изящество
отделки, частое заимствование экзотических
декоративных мотивов китайского искусства,
виртуозное выявление выразительных
возможностей материала присущи рокайльному
декоративно-прикладному искусству.
«Амур» Этьен-Морис Фальконе
(1716-1791)

5.

Чайник. Роспись с гравюры Ж.
Демарто по оригиналу Ф.
Буше, 1775
«Ваза со слонами».
Розовый «помпадур», ок.
1760 г.
Э.-М. Фальконе. Аннет и
Любин. Бисквит, ок. 1764 г.

6.

Одним из значимых ответвлений рококо можно
назвать шинуазри. В тот период «китайщина» и
прочие восточные мотивы вошли в Европейскую
моду. Ярчайшая его сторона — фарфор, ставший
материалом не только для всевозможной посуды, но
и для вставок в мебель и настенные панно.
Подражание китайскому стилю и использование
различных популярных образов породило
множество потрясающих произведений искусства.
Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен)
производили художественную посуду, а также
статуэтки из бисквита и фарфора.
Торговец чаем и дама. Ок. 1745. Фарфор,
роспись. Модель И. И. Кендлера (или Ф. Э.
Мейера). Майсен

7.

Франсуа Буше. «Вулкан вручает Венере доспехи
Энея» (1757)
Изобразительному искусству XVIII
столетия в лучших произведениях
свойственны анализ тончайших переживаний
человека, воспроизведение нюансов чувств и
настроений. Лиризм образов, но и
аналитическая наблюдательность –
характерные черты искусства XVIII в. как в
жанре портрета, так и в бытовой живописи.
Художникам рококо были присущи тонкая
культура цвета, умение строить композицию
слитными декоративными пятнами,
достижение общей легкости, подчеркнутой
светлой палитрой, предпочтение блеклых,
серебристо-голубоватых, золотистых и
розовых оттенков.

8.

Чрезвычайно характерен для
эпохи рококо расцвет графики. Ряд
крупных мастеров целиком посвятил
себя графическому искусству (СентОбен, Кошен, Дебюкур во Франции,
Ходовецкий в Германии).
Оформление книги, мастерство
переплета, мебель, бронза и т. п.
достигли большой художественной
высоты. Королевская мануфактура
гобеленов в Париже выпускала серии
замечательных шпалер.
Лаван в поисках своих домашних богов
Габриэль де Сент-Обен (Париж, 17241780)

9.

Гобелен, Франсуа Буше

10.

ИНТЕРЬЕР СТИЛЯ РОКОКО
Рококо – не монументальный стиль. Он почти не затронул стилистику крупных
архитектурных объектов, однако в наибольшей степени проявился в создании
интерьеров аристократических особняков, их гостиных и будуаров. Стиль камерный,
не имевший предпосылок для длительного развития.
Мебель в XVIII веке, в отличие от предыдущей эпохи, играет основную и
определяющую роль в оформлении интерьера, причем несмотря на всю изысканность
ее форм и декора, на тонкость работы, она в полной мере исполняет свои утилитарные
функции.
Большую роль в интерьере играют большие зеркала, в мерцании которых ярче
выделяется элегантность бело-золотой резьбы. С 1660-х годов такие зеркала для
резиденций короля поставляла Королевская мануфактура зеркал. В каждом
значительном интерьере эпохи рококо должно было находиться хотя бы одно большое
зеркало.

11.

Пьер Лепотр создал один из
первых интерьеров, где становится
видно, к чему идет развитие стиля,—
приемную «с бычьим глазом» в
Версале. Здесь проемы дверей и окон
завершаются пониженными арками,
которые обрамлены цветочной
гирляндой с раковиной. По верху стен
идет фриз из чередующихся консолей
и цветочных гирлянд; а самая
замечательная черта этого зала —
свод с врезанным в него огромным
«бычьим глазом» (окном овальной
формы) и позолоченным рельефом.

12.

Пьер Лепотр приемная «с бычьим глазом» в
Версале

13.

Стиль Рококо был продолжением, видоизменением стиля Барокко. Он не внёс в
архитектуру новых конструктивных элементов, но пользовался старыми
достижение декоративной эффектности. Рококо дало толчок к развитию новых
выразительных средств в искусстве. В живописи – главным образом в колорите.
Оно стало украшением праздной жизни беспечной, изнеженной знати. Это
искусство было камерным, интимным, более тесно связанным с бытом. Это был
мир миниатюрных, добрых, ажурных форм, сложных орнаментов, построенных на
изогнутых линиях асимметрии. Однако стиль рококо начали критиковать с
середины 18 века, с появлением Просвещения, неоклассических и буржуазных
идеалов, и он просуществовал до Французской революции, когда он приобрел
полную дурную славу, обвиняясь в поверхностности, легкомысленности,
аморальности и чисто декоративности .
English     Русский Правила