Похожие презентации:
Основы производственного мастерства. Раздел 2. Знак-символ в графическом дизайне
1.
Южно-Уральский государственныйгуманитарно-педагогический университет
(ЧГПУ)
ОСНОВЫ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО
МАСТЕРСТВА
Раздел 2. Знак-символ в
графическом дизайне
Составитель: к.пед.н., доцент О.М. Шенцова
2.
ЧАСТЬ 1. ЗНАК• Знак – это материальный, чувственно воспринимаемый
предмет (вещь, явление, действие, признак), выступающий
в качестве представителя другого предмета, свойства или
отношения, и используемый для получения, хранения,
переработки и передачи информации.
• Наука,
изучающая
знаки
и
знаковые
системы
называется семиотика.
Слайд 2
3.
Структура знакаЛюбой знак состоит из следующих частей:
• Означающее – материальная сторона знака, план выражения.
Например, в графическом дизайне, это само изображение.
• Означаемое – идеальная сторона знака, план содержания. В
графическом дизайне это может быть рекламируемый товар, или идея
плаката.
• Знак – результат взаимодействия означающего и означаемого.
Например, это может быть мысль о том, что только данный товар
обеспечит путь к счастью (изображенному посредством красивой
картинки - означающего).
Таким образом, в композиции знак – это соотношение графического
носителя и его смыслового содержания.
Слайд 3
4.
Виды знаковИконический знак
Знак-индекс
Знак-символ
Слайд 4
5.
Иконический знак• Иконический знак характеризуется совпадением графического
носителя и его смыслового содержания. То есть изображение
достаточно сильно похоже на изображаемый объект.
Означающее и означаемое иконического знака связаны сходством,
подобием. Другим словами, иконический знак мотивирован, то есть
изображение полностью оправдано изображаемым.
В современном дизайне иконический знак отличается тем, что это
изображение, предназначенное для визуальной коммуникации. То есть
когда речь идет об иконическом знаке в дизайне, имеется в виду не
столько реалистическое изображение, сколько несколько упрощенное,
стилизованное изображение, сохраняющее, тем не менее, сильное
сходство
с
изображаемым
объектом.
Иконический
знак,
предназначенный для визуальной коммуникации, упрощен, чтобы
быстрее читаться. Таковы, например, значки, маркирующие туалет или
гардероб.
Слайд 5
6.
Примеры иконического знакаСлайд 6
7.
Знак-индекс• Знак-индекс характеризуется частичным несовпадением
графической
структуры
и
смыслового
содержания.
Изображение и его содержание связаны между собой словным,
приблизительным сходством. В знаке-индексе прямая связь
между означающим и означаемым отсутствует, однако,
косвенная имеется. Знак-индекс слабомотивирован.
Форма указывает на наличие определенного содержания, и для того,
чтобы прочитать это содержание требуются предварительные знания.
Например, Зная, что черно-желтый кружок означает сотовую связь
«Билайн», мы можем увидеть намек на пчел, соты и понять суть
соотнесения. Без этого знания, черно-желтый кружок нам ничего не
скажет.
В современном графическом дизайне знаки-индексы активно
используются в логотипах (логотип фирмы «Найк», сотовой связи
«Мегафон»)
Слайд 7
8.
Примеры знака-индексаСлайд 8
9.
Знак-символ• Знак-символ характеризуется полным несовпадением графической
структуры
и
смыслового
содержания.
Знаксимвол не мотивирован. Связь между означающим и означаемым в
знаке-символе отсутствует.
Знак-символ самый диалектический из всех знаков, так как при
отсутствии
связи
между
означающим
и
означаемым,
они отождествляются.
Примером символа может быть государственный флаг: означаемое –
целая страна. Три полосы, не имеет к содержанию никакого отношения,
но в то же время является репрезентацией именно этой страны. Символ
также определяется как «опознавательная примета».
Знак-символ не изобразителен, не реалистичен. Его можно только понимать.
В современном графическом дизайне символами являются логотипы,
которые не связаны с продукцией фирмы (например, яблоко фирмы Apple)
Слайд 9
10.
Примеры знака-символаЗнак-символ страны
Знак-символ
здоровья
Знак-символ
медицинской
помощи
Знак-символ солнца
и благополучия
Знаки-символы Зодиака
Знак-символ
правосудия
Знаки-символы марок
автомобилей
Слайд 10
11.
КОМПОЗИЦИЯ ЗНАКАЗнак – произведение графического дизайна, подчиняющегося
всем законам композиции.
● В композиции знака в отношении элемент-пространство
обязательна доминанта элементов.
● Вид композиции знака – фронтальная. Главное в ней –
декоративность, акцент цвета и контраст очертания, это
действует сильнее, чем «похожее» изображение реальных
предметов. Такая композиция – сигнал, команда.
● Основная цель знака – не глубокие чувства и переживания, а
фиксация взгляда, поэтому он должен быть оптимально сложным
и, в то же время, лаконичным. Очень часто композиция знака
предполагает жесткую форму конструктивного построения,
нарочитую искусственность, четкую геометрию.
● Восприятие должно быть ясным и четким.
Слайд 11
12.
Композиционные требования● композиция закрытая;
● силовые линии направлены к центру;
● соблюдение равновесия между всеми
элементами;
● четкий определенный ритм;
● вся композиция знака очень плотная, т.е.
охватывается одним взглядом.
Слайд 12
13.
Слайд 1314.
● В случае аморфной формы часто имитируется «рукотворная»техника изображения абстрактных знаков, например штрих
фломастера или мазок грубой кистью. Такой знак должен быть
достаточно лаконичным, «простым» по психологии восприятия.
Если композиция из геометрических примитивов может содержать
несколько цветов, то аморфные объекты должны быть очень
сдержанными по цвету. Это компенсирует сложность формы.
Слайд 14
15.
Пути создания композицииграфического знака
● формальная (абстрактная)
композиция знак-индекс;
● стилизация реального
объекта – изобразительный
знак;
● шрифтовая композиция
Наиболее популярным сегодня в
графическом дизайне является знакиндекс
Слайд 15
16.
Методика композиционного построениязнака-индекса
Графическая структура знака-индекса не связана со смысловым
содержанием формы.
1. Построение его начинается с поиска базовой структурной
схемы, выполняющей роль «каркаса» будущей формы. Обычно за
основу берется совокупность простейших геометрических форм:
овалов, кругов, квадратов, треугольников, трапеций и т.д.
Пример 1.
Пример 2.
Слайд 16
17.
2. В дальнейшем эта схема (внутренняя структура, скелет знака)наполняется формой (содержанием), которая придает знаку
индивидуальность и визуальную активность.
Пример 1.
Пример 2.
Слайд 17
18.
3. По одной и той же схеме можно построить множество знаков.Абстрактные геометрические формы, составляющие схему-основу,
необходимо структурировать и выделить композиционно-значимые
составляющие элементы.
4. Для того, чтобы добиться четкой
структуры знака, соразмерности и
пропорциональности всех его частей
рекомендуется
использовать
модульную сетку. В основе модульной
сетки может лежать комбинация,
вертикальных, горизонтальных и
наклонных линий, по которым
ориентированы основные элементы
знака. Шаг сетки может быть мелким,
средним и крупным и задает ритм всей
композиции.
Слайд 18
19.
Методика стилизации объектаДля создания декоративной композиции на основе реальных объектов,
как правило, используется прием стилизации.
Цель
стилизации
–
жудожественное
выражение
основной
характеристики, главного свойства, самой сущности объекта.
Подход к стилизации зависит от того какие ощущения, эмоции должен
вызвать знак.
Выделяемые качества могут быть:
● «исторически сложившимися», традиционно принадлежащими
данному объекту (могучий дуб, хитрая лиса)
● заданными по условию (добрая собака, свирепая собака,
больная собака и т.д.)
Слайд 19
20.
Формы стилизацииСлайд 20
21.
Для стилизации необходимо:1.
2.
3.
Провести анализ общего понятия (дерево, зверь, жилише и т. д. и
выделить структурные элементы, физические и функциональные
свойства и признаки. Например, дерево имеет корни, ветви, листву;
зверь — когти, зубы, хвост, шерсть и т. д.
Выявить характеристики, признаки, которые вызывают у зрителя
определенные заданные ощущения.
Построить графическую композицию, образно подчинив все
структурные элементы (ствол, корни, листья, ветви и т. д.) какому-то
одному
свойству
или
признаку.
Необходимо
проявить
максимальную изобретательность и оригинальность в поиске
выражения заданного свойства.
Слайд 21
22.
Примеры стилизацииобъекта
Слайд 22
23.
Приемы пластическогорешения знака
Усилить
исходную
пластику
исходного объекта (рис. а)
● Подчинить объект требованиям,
сформулированным
условием
задачи
- иммитация работы кистью (рис. б);
- стилизация под геометрическую
форму (рис. в).
Слайд 23
24.
Примеры товарных знаков компанийна примере стилизованных объектов
Слайд 24
25.
Упражнение 1● Необходимо определить какие знаки относятся к
ионическим знакам и символам
.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Результаты оформить, проставив соответствующие цифры в таблице
Слайд 25
26.
Упражнение 2● Разработать собственную схему-основу и
несколько вариантов знака-индекса.
Пример:
Слайд 26
27.
Упражнение 3● На основе стилизации изображения какого-либо животного
выразить
жадность,
коварство,
беззащитность,
жестокость,
прожорливость, добродушие.
- Необходимо выбрать любое животное или насекомое и создайте выразительный
образ.
- Работа выполняется в черно-белой графике.
- Упростите изображение так, чтобы получился знак, т. е. остались только те
графические элементы, которые необходимы для узнаваемости и определения
основной характеристики. Их должно быть несколько.
- Выберите формат. В зависимости от характера изображения это может быть
круг, квадрат, треугольник или другие геометрические формы.
- Решите, динамичной или статичной будет ваша композиция.
- Обязательно добейтесь ритмической связи элементов. Все части изображения
должны составлять единый ритм.
- Обобщите и подчеркните реальные черты изображаемого объекта, они должны
быть подчинены ритмическому строю всего декоративного произведения.
- Выделите главное и типичное, откажитесь от второстепенных деталей,
обобщите форму, придайте ей пластическую выразительность.
Слайд 27
28.
Часть 2. ТОРГОВЫЙ(ТОВАРНЫЙ) ЗНАК
• Товарный знак (также товарная марка или торговая
марка)
—
обозначение
(словесное,
изобразительное,
комбинированное
или
иное),
«служащее
для
индивидуализации
товаров
юридических
лиц
или
индивидуальных предпринимателей».
• Законом признаётся исключительное право на товарный знак,
удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
• Правообладатель
товарного
знака
имеет
право
его
использовать,
им
распоряжаться
и
запрещать
его
использование другими лицами (под «использованием» здесь
подразумевается лишь использование в гражданском обороте и
лишь в отношении соответствующих товаров и услуг, в
отношении которых этот товарный знак зарегистрирован).
Слайд 28
29.
Признаки товарного знака, которыми он должен обладатьчтобы пройти регистрацию:
• обладает различительной способностью;
• не использует сочетания букв, не имеющие словесного характера
(например, РВП, ТВГ) и характерного графического исполнения;
• не использует официальную символику, официальные названия и
изображения объектов культурного наследия;
• не вводит потребителя в заблуждение, не является ложным или
общеизвестным;
• не содержит обозначение, идентифицирующее иностранные
алкогольные напитки;
• не противоречит общественным интересам, принципам
гуманности и морали.
Слайд 29
30.
Формы товарного знакаЛоготип - это графические эмблемы, знаки или символы, которые
используются для распознавания продукции или самой
компании. Зарегистрировать его нельзя, поскольку в российском
законодательстве он не имеет юридического определения. Это
частный случай товарного знака. Логотип может быть
изображением или сочетанием слов и изображения.
Бренд - это более глобальное понятие, которое может включать в
себя несколько видов товарного знака. Например, товарный знак
на цвет, название, слово. Исключительные права на бренд в РФ
не регистрируются. Поэтому можно зарегистрировать весь
брендбук отдельными товарными знаками: слоган (словесный
товарный знак), логотип (изображение или комбинация слов и
изображения), звук (если написан специально под бренд),
этикетку, цвет.
Слайд 30
31.
Торговая марка по всем своим признакам идентична торговомузнаку, однако в России можно зарегистрировать только второй
вариант обозначения. Торговые марки используются в
большинстве правовых систем иностранных государств
(например, США, Великобритания и т.д.), т.е. вариант
использования одного из указанных обозначений выбирает
законодатель конкретной страны. Однако между торговой маркой
и товарным знаком есть существенные различия исходя из норм
отечественного и зарубежного права:
Слайд 31
32.
Слайд 3233.
Виды товарных знаковВ статье 1482 ГК РФ зафиксирован общий перечень обозначений,
которые можно зарегистрировать в качестве товарного знака:
текстовые обозначения, слова и словоформы — в этом случае
используются только буквенные символы без применения
графики;
изобразительные обозначения — торговый знак состоит из
графических элементов и блоков, без включения текста;
объемные обозначения — графический или иной творческий
замысел, выраженный в трехмерном виде;
цветовые, звуковые или тактильные обозначения;
комбинированные обозначения — различные сочетания
перечисленных текстовых, графических и объемных объектов.
Если иные виды товарных знаков позволяют однозначно
идентифицировать товар предприятия, то закон разрешает их
использование. В отношении цветовой гаммы указанных обозначений
ГК РФ также не содержит ограничений.
Слайд 33
34.
Словесные товарные знакиСловесными товарными знаками могут быть:
• личные имена. Один из способов присвоить
товару ваше собственное имя. Недостаток в том,
что имена нередко повторяются;
• новообразования - придуманные названия,
например "Ксерокс", "Полароид". Основные
требования к ним - краткость, легкость
произношения, непохожесть на существующие
словесные товарные знаки;
• инициалы,
аббревиатура
или
числа.
Например, IBM;
• название фирмы. Иногда само название
компании используется в качестве марки товара;
• произвольная словарная лексика. Такие
названия не имеют прямого отношения к виду
товара.
Слайд 34
35.
Изобразительные товарные знакиИзобразительные товарные знаки
представляют
собой
различные
конкретные и абстрактные изображения
предметов, животных, людей, "сложных
линий
и
фигур,
орнаменты,
художественно
выполненные
шрифтовые
элементы,
а
также
композиции
из
вышеуказанных
элементов. Графические изображения в
товарных знаках исполняют роль
"ловушки для глаза".
Объемные товарные знаки
Объемными товарными знаками
называются трехмерные изображения
товара или его упаковки.
Слайд 35
36.
Звуковые товарные знакиЗвуковые. Это часть музыкальной композиции или иной звук,
характеризующий данную компанию. Он очень популярен как в
звуковой рекламе, так и в медиа - такая мелодия называется
джинглом. Часто в нем пропевается название бренда или слоган
компании, например : "Галина бланка, буль-буль, буль-буль", "М-м-м,
Данон". Сюда же относятся позывные радиостанций и конкретных
радиопередач, мелодии на приветственных или прощальных заставках
телепрограмм
Комбинированные товарные знаки
Комбинированные сочетают в себе несколько наименований этой
классификации: слоган и изображение, логотип и звук.
Слайд 36
37.
Методика проектирования товарногознака.
1. Ограничения.
Закон РФ не приемлет изображения на знаках государственных гербов,
флагов, эмблем, печатей, наград и т. п., а также отдельных букв и цифр, дат в
стандартном исполнении. Они могут быть включены в обрамление товарного
знака как не охраняемые элементы. Недопустимо, чтобы товарный знак
напрямую говорил о качестве и назначении товара, способе его изготовления,
о его ценности, количестве, свойствах, указывал на место и время
производства или сбыта. Это общепринятые понятия, которыми имеет право
пользоваться любой человек для характеристики своего товара. Не берутся
под охрану общепринятые символы и термины. Закон требует от товарного
знака характерности, невозможности спутать новый товарный знак с
заявленным на регистрацию или уже зарегистрированным знаком на
однородные товары. Пусть при взгляде на него включается в работу
воображение и память покупателя. Прекрасно, если товарный знак собирательный образ, по-своему воспринимаемый каждым человеком.
Подобные изображения легко запоминаются.
Слайд 37
38.
2. Необходимая информация о будущем знаке (обсуждается сзаказчиком).
• Описание текущего состояния дел и направлений деятельности
организации в будущем;
• Виды поверхностей, предметов и материалов, на которые будет
наноситься знак;
• Использование товарного знака в различных средствах рекламы и
предполагаемое изменение его размеров;
• Территориальные рамки использования товарного знака;
• Похожесть проектируемого знака на уже используемые фирмой или
родственными организациями;
• Сроки проектирования и количество представляемых эскизных
вариантов знака.
Слайд 38
39.
3. Этап предпроектного исследования аналогов.Как правило, это сбор информации по теме проекта, по текущему
состоянию графической моды. Источниками сведений в первую
очередь
служат публикации в журналах, книгах, каталогах
промышленных фирм и выставок, патентные материалы и, конечно
же, повседневная творческая практика.
4. Лейтмотивы, используемые в изображении товарного знака.
Употребление в качестве мотива в проектировании товарного знака
известных изображений внушает доверие, легко воспринимается, но,
вследствие этого, зачастую не отличается оригинальностью.
Напротив, непривычные изображения не нравятся из-за их новизны,
воспринимаются с трудом, но зато обладают высокой степенью
оригинальности.
Слайд 39
40.
Реальные объекты и символы1 Астральные символы
• Солнце, луна.
• Земля.
• Звезды.
• Созвездия.
• Зодиакальные знаки.
2 Изображения человека
• Женские, мужские фигуры.
• Части тела.
• Органы, сердце, легкие.
• Скелет и его составные части.
3 Объекты культуры и их
фрагменты
• Архитектура.
• Искусства.
4 Предметная среда
5 Животный мир
• Млекопитающие.
• Птицы.
• Рыбы.
• Насекомые.
6 Растения
• Плоды.
• Корни.
• Листья.
• Бутоны, цветы.
7 Техника
• Машины и механизмы.
• Технологические процессы.
8 Абстрактные мотивы
• Символика.
• Шрифтовые и числовые знаки,
каллиграфия.
Слайд 40
• Произвольные формы.
41.
5. Требования, которым должен соответствовать знак:• профессионализм выполнения
• запоминаемость
• оригинальность, ассоциативность
• универсальность при изменении размера (уменьшение, увеличение без
потери качества восприятия деталей)
• универсальность колористического решения (адаптация к различным
цветовым средам)
Слайд 41
42.
Структура товарногознака
1) Фирменный шрифт, словесный знак - словесный знак, название
фирмы, выполненное специально спроектированным шрифтом или
путем адаплации уже существующего шрифта для данной конкретной
фирмы-заказчика.
При этом возможно:
• простое (обычное) начертание шрифта;
• введение в шрифт, как элемент композиции, элемента знаковости
путем художественного изменения, деформации части шрифта, одной
буквы шрифта или части буквы;
• адаптация шрифта до уровня знака.
Слайд 42
43.
2) Фирменный знак, графический символ - логотип - символ,специально подобранный и спроектированный для данной фирмызаказчика с целью добиться уникальности, узнаваемости,
привлекательности, запоминаемости. Иногда в качестве знака может
выступать фирменный шрифт, художественно
измененный до
придания графемам черт знаковости.
При этом возможно:
• абстрагируется конкретное изображение объекта, вещи;
• модифицируется шрифтовая графема или создается композиция из
шрифтов;
• применяется композиция шрифт + объект;
• создается ассоциативная абстракция;
Слайд 43
44.
3) Фирменный блок, комбинация - совокупность фирменного шрифта ифирменного знака. При этом совсем не обязательно, что знак и шрифт
всегда должны использоваться вместе. При проектировании фирменного
блока необходимо определить какой из двух компонентов композиции
будет доминантой.
При этом возможно:
• использование фирменного блока (композиция частей: логотип +
шрифт);
• использовать по усмотрению фирменный знак-логотип отдельно от
фирменного;
• шрифта и наоборот.
Слайд 44
45.
Примеры неудачных товарныхзнаков
Грубые ошибки:
1. перенасыщенность информацией
2. низкий уровень абстракции
3. непродуманное расположение композиционного центра
4. непродуманное направление динамики
5. неуниверсальность в плане использования в разных рекламных
ситуациях
6. непродуманная композиция
Слайд 45
46.
Практическое задание 1• Изучить способы нанесения товарных знаков на
выпускаемую продукцию.
Работа выполняется в виде реферата.
Объем 3-6 стр. Иллюстрации обязательны.
Требования к оформлению:
Шрифт «Timse New Roman Cyr – 12» через 1 интервал в редакторе WS
WORD, поля по 20 мм с каждой стороны, абзацные отступы 1-27 мм.
Слайд 46
47.
ЧАСТЬ 3.ЭКСЛИБРИС
• Эксли́брис (от лат.
ex libris — «из
книг») — книжный знак, удостоверяющий
владельца книги. Экслибрис наклеивается
или проставляется печатью на левый
форзац. Экслибрис, обозначенный на
внешней стороне книги (обложке или
корешке), называется суперэкслибрисом.
• Обычно на экслибрисе обозначены имя и
фамилия владельца и рисунок, лаконично и
образно говорящий о профессии, интересах
или о составе библиотеки владельца.
Родиной экслибриса считают Германию,
где он появился вскоре после изобретения
книгопечатания.
Слайд 47
48.
КЛАССИФИКАЦИЯ КНИЖНЫХ ЗНАКОВРазличают три вида знаков
• Художественные;
• Ярлыки;
• Штемпели
Слайд 48
49.
Виды художественных экслибрисовГербовый экслибрис
Вензелевый экслибрис
Сюжетный экслибрис
Шрифтовой экслибрис
Универсальный
экслибрис
Слайд 49
50.
Гербовый экслибрис• Гербовые экслибрисы , которые воспроизводят герб владельца и
характерны главным образом для XVI—XVIII веков. В СССР
особый интерес к гербовым экслибрисам наблюдался в 1920-х
годах в среде неэмигрировавшего дворянства.
Слайд 50
51.
Вензелевый экслибрис• Вензелевый экслибрис - с орнаментально разработанными
инициалами владельца
Слайд 51
52.
Сюжетный экслибрис• Сюжетные экслибрисы – это экслибрисы, которые стали наиболее
популярными в XIX веке и представляют собой изображения
пейзажей, архитектурных мотивов, различных эмблем, образно
отражающих вкусы, интересы и пристрастия, профессию
владельца библиотеки.
Слайд 52
53.
Слайд 5354.
Шрифтовой экслибрис• Шрифтовые экслибрисы - это все те же типографские ярлыки с
текстом в акцидентных рамках, реже – без них; штемпеля,
набранные из литер или отлитые в типографии, строчки набора в
линейных или простых акцидентных рамках, обычно овальных,
реже – гравированный штамп или трафарет, изредка – конгрев.
Это – соединение наборного текста с какой-нибудь акцидентной
завитушкой, линейкой, вставленной подчас в тяжелую,
замысловатую наборную прямоугольную рамку, наконец, корона
с фамилией или просто инициалами владельца-дворянина.
Таковы наиболее частые формы русского книжного знака XIX –
начала XX века. На шрифтовых ярлыках и штемпелях обычно
указывалось лишь имя, отчество и фамилия владельца.
Слайд 54
55.
Слайд 5556.
Универсальный экслибрис• Универсальные экслибрисы - это книжные знаки, которые
нарисованы с пробелом, для вписания в них фамилии лица,
наклеивающего их на книги своей библиотеки. За границей
подобные экслибрисы выпускаются отдельными издательствами
для продажи или отпечатываются заранее на переплете книги. В
начале XX века книгоиздательство М.О. Вольф выпустило
четыре вида универсальных книжных знаков-ярлыков,
наклеивая их на продаваемые учебники. В послереволюционные
годы несколько раз предпринимались попытки внедрения таких
экслибрисов. Многие из них были стандартными, как, например,
экслибрис
с
изображением
шпиля
Ленинградского
Адмиралтейства. Эти знаки не отражают индивидуальность
владельца библиотеки и не нашли в России широкого
применения.
Слайд 56
57.
Слайд 5758.
Ярлыки• Ярлыки
–
книжные
знаки,
преимущественно
исполненные наборным шрифтом или иным способом, но
содержащие в себе лишь текст “из книг такого-то лица”,
“такого-то учреждения”. Ярлыки не представляют собой
украшение книги и играют лишь служебную роль,
указывая на принадлежность её соответствующему
владельцу. Широкое распространение получили ярлыки в
государственных
и
общественных
библиотеках,
вследствие
удобства
пользования,
дешевизны.
Слайд 58
59.
ШтемпелиШтемпели не украшают книгу, а при небрежном
использовании часто портят их. Эта группа книжных
знаков появилась только в XIX веке. Но встречается
небольшое количество штемпелей с художественным
изображением герба владельца книги или какого-либо
рисунка.
Слайд 59
60.
Практическое задание 2• Разработать личный книжный знак- шрифтовой
экслибрис.
Слайд 60
61.
Рекомендуемые источники и литература длясамостоятельного изучения материала
• Кулак М.И., Ничипорович С.А., Трусевич Н.Э. Технология полиграфического
производства. Минск: Белорусская наука, 2011. – 234 с.
• Тимофеев Г.С., Тимофеева Е.В. Графический дизайн. Серия «Учебный курс». Ростов
н/Д: Феникс, 2004.-320с.
• Устин В.Б. Композиция в дизайне. Методические основы композиционнохудожественного формообразования в дизайнерском творчестве: учеб. Пособие. -2-е
изд., уточненное и доп./В.Б. Устин – М.:АСТ: Астрель, 2007.- 239 с.
• Экслибрис [Электронный ресурс]//Рефераты KM.RU URL:
https://www.km.ru/referats/504FA5A293B1427A9EF665DAAB80F58C
• Экслибрис История возникновения в России и за рубежом: Виртуальная выставка
[Электронный ресурс] //Библиотечно-информационный комплекс. Финансовый
университет при Правительстве Российской Федерации URL: http://
• Логотип. История знака. Методика проектирования [Электронный ресурс] URL:
https://intellect.ml/logotip-istoriya-znaka-metodika-proektirovaniya-3965
• В.А. Победин Знаки в Графическом дизайне. – Харьков: Веста: Издательство
«Ранок», 2001. – 96 с.
Слайд 61
62.
ВНИМАНИЕ !!!• Все практические задания оформляются в один файл,
именем которого должна быыть фамилия автора работы
(Иванов.doc)
• Файл отправляется личным сообщением педагогу в
социальной сети «В контакте»
Ссылка - ttps://vk.com/id71182326
«В КОНТАКТЕ» на странице педагога создана группа
«Графический дизайнС», где выкладываются материалы
по теме сылка - https://vk.com/club173738909
Слайд 62
63.
Используемая литература1. Понятие знака и виды знаков в графическом дизайне
https://infourok.ru/ponyatie-znaka-v-gaficheskom-dizayne-2215778.html (дата
обращения 07.11.2018)
2. Товарный знак //Википедия: свободная энциклопедия
https://ru.wikipedia.org/wiki/Товарный_знак (дата обращения 08.11.2018)
3. Товарный знак https://legal-support.ru/information/blog/trademarks/tovarnyiznak/# (дата обращения 08.11.2018)
Слайд 63