Тема урока: «Буква –строка – текст. Искусство шрифта» 8 класс
История шрифта
История шрифта
История шрифта
Стилевые особенности шрифтов
Шрифтовые гарнитуры
Четыре группы шрифтов по Фаворскому
Построение («архитектура») шрифта
Модификация шрифта.
Взаимосвязь шрифта и содержание текста
2.92M
Категория: КультурологияКультурология

Буква, строка, текст. Искусство шрифта. (8 класс)

1. Тема урока: «Буква –строка – текст. Искусство шрифта» 8 класс

Тема урока: «Буква –
строка – текст. Искусство
шрифта»
8 класс
2.
6.
Задачи урока:
1.
Краткое знакомство с историей шрифта.
Знакомство с буквой как изобразительно-смысловым символом звука.
3.
Стилевые особенности шрифтов.
4.
Построение («архитектура») шрифта, шрифтовые гарнитуры.
5.
Взаимосвязь шрифта и содержание текста.
Первичное формирование умений по созданию композиции буквы различных
гарнитур (по выбору учащихся) с последующим написанием короткого текста.
Автор проекта урока:
Учитель ИЗО Вильчинская Л.С.

2. История шрифта


Общение людей при помощи письменных знаков –
шрифта - одно из величайших достижений
человечества. Слово «шрифт» - (schrift) – немецкого
происхождения и в переводе означает – письмо,
начертание букв. Шрифт – это алфавит, в котором
изображение букв, цифр и других письменных знаков
имеет общую закономерность построения и единый
стиль. Иными словами, шрифтом называется
графическая форма определенной системы письма.
Шрифт живет иногда десятки и сотни лет, развиваясь
самостоятельно и вместе со всем искусством своего
времени. Шрифт необходим людям для передачи
информации в письменном виде во времени и
пространстве.

3. История шрифта

Идеографическое
Камень
Буквенно-звуковые
с рунами
письмо
(древнескандинавские
(клинопись
Пиктограмма
(латинский
и египетские
шрифт)
письмена)
иероглифы)

4. История шрифта


Буквенно-звуковое письмо появилось во втором тысячелетии до
н.э. В нем знаки означали отдельные звуки (фонемы). Причем
знаки в зависимости от произношения могли по-разному
передавать звуковые особенности языка. В буквенно-звуковом
письме с помощью графических знаков можно было передавать
человеческую речь.
С течением времени графические знаки усовершенствовались, на
смену одним приходили другие, более простые по форме,
передающие новое значение. Появившаяся буквенно-звуковая
система стала основой для письменности многих народов мира,
языковая специфика которых нашла отражение и в
фонографическом составе их алфавитов.

5. Стилевые особенности шрифтов

Ленточная антиква
Египетский шрифт
Гротеск (рубленный)
Русская вязь
Новая антиква
Итальянский
Стандартный
Декоративный
Трафаретный
Рукописный курсив

6. Шрифтовые гарнитуры

► Группа
рубленныйх шрифтов.
► Группа шрифтов с едва наметившимися
засечками.
► Группа медиевальных шрифтов.
► Группа обыкнованных шрифтов.
► Группа брусковых шрифтов.
► Группа новых малоконтрастных шрифтов.

7. Четыре группы шрифтов по Фаворскому

8. Построение («архитектура») шрифта

9. Модификация шрифта.

► Оттенение
букв.
► Применение закругленных или прямых
подсечек разной толщины.
► Обвод букв по конкуру.
► Применение как бы полых букв.
► Письмо как бы на стекле.
► Написание букв с помощью только
объемной тени и др.

10. Взаимосвязь шрифта и содержание текста


1.
2.
3.
4.
5.
6.
Начертание всех букв текста и стилевое единство композиции
достигаются в шрифтовой графике совокупностью следующих
условий:
Начертание всех букв текста должно соответствовать стилевым
особенностям используемого шрифта.
Одноименные буквы на всём протяжении текста надлежит
писать одинаково.
Форма, размер и положение засечек соблюдаются у всех букв.
Одноименные пробелы в тексте должны быть одинаковы.
В окраске букв нужно избегать многоцветной пестроты.
Хорошая шрифтовая композиция всегда уравновешена и цельна.
English     Русский Правила