250.87K

Эммануил Кант

1.

Эммануил Кант.
Биография:
Родился в 1724 году в Кёнигсберге в небогатой семье
ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в
честь святого Иммануила. Под попечением доктора
теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в
Иммануиле одарённость, Кант окончил престижную
гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем в 1740 году
поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти
отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы
прокормить семью, Кант на 10 лет становится
домашним учителем. Именно в это время, в 1747—
1755 годы, он разработал и опубликовал свою
космогоническую гипотезу происхождения Солнечной
системы из первоначальной туманности, не
утратившую актуальности до сих пор.
В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему
право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской
деятельности.
Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией
российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности,
прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице
Елизавете Петровне.

2.

Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими»
опусами, так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские
основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая: «Имей
мужество пользоваться своим собственным умом! — таков девиз эпохи Просвещения».
С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в
возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета,
где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических,
физических.
Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему
пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех
даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он
не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не
хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно беседовал с женщинами, был
приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.
Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности,
юдофобию.
Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в
профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию
Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно
отличающимся по стилю от самого собора.

3.

Основные идеи философии
Канта
Для немецкой классической философии - Кант подорвал аргументы в пользу рациональной
теологии, естественной религии. Вольф наиболее постарался, чтобы продемонстрировать, что
разум совместим с религиозной верой. Реймарус полагал, что истинна только вера. Кант
показал, что рациональная религия - тоже чушь. Он освободил философскую мысль от
зависимости от теологии. Для всей просветительской философии Нового времени имеет
значение. Отбросил космологическое доказательство бытия Бога, которое деизм наиболее
любил. Дискредитировал деизм. Создал предпосылки для материалистического отрицания
всякой религии вообще.
Научное знание о предметности идей невозможно. Ни о душе, ни о мире как целом, ни о Боге.
Идеи эти не имеют конститутивного применения. Нельзя конституировать, обосновать
реальность существования тех или иных объектов.
Почему человеческая мысль так работает над тем, чтобы развивать эти идеи? Идеи имеют
регулятивное применение. Цель - «вносить, насколько возможно, единство в частные
правила».
Горан: методологическое значение этих идей, входит в регулятивное понимание. Чтобы
познание не останавливалось нигде, чтобы не ставило себе абсолютных пределов, чтобы
теоретическая мысль никогда не замирала.

4.

Теория познания
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод
критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ,
которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.
Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для
Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой
математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», априорный, или внеопытный).
Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений —
«Как возможны синтетические суждения априори?». Под «синтетическими» суждениями Кант понимал
суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти
суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл понятий. Аналитические и
синтетические суждения различаются тем, вытекает ли содержание предиката суждения из содержания его
субъекта[прим 3] (таковы аналитические суждения) или, наоборот, добавляется к нему «извне» (таковы
синтетические суждения). Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину
«апостериори» — «из опыта». Так возникают четыре рубрики:
Апостериорные
суждения
Аналитические
невозможны
Априорные суждения Например:
«квадрат имеет четыре
угла»,
«тела протяжённы»
Синтетические
Например:
«некоторые тела тяжелы»
Например:
«прямая есть кратчайшее расстояние между двумя
точками»,
«во всех телесных изменениях количество материи
остаётся неизменным»

5.

Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных
аналитических суждений не бывает. Соответственно, опытные (апостериорные) суждения всегда
синтетичны, поскольку их предикаты черпают из опыта содержание, которого не было в субъекте
суждения. Что касается априорных синтетических суждений, то они, согласно Канту, входят в состав
математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и
необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря
синтетичности, такие суждения дают прирост знания.
Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь —
всеобщность и необходимость — не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о
том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой
априорной деятельности разума (в широком смысле). Выявление этой деятельности разума в
отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием. «Я называю
трансцендентальным… познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего
познания предметов…», — пишет Кант.
Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом.
Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал,
что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные
способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы
вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир
как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями
нашего познания, а именно: разум является активным участником становления самого мира,
данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того чувственного содержания («материи»), которое
даётся миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения)
постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом,
который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает
мир как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности разума) — вещь-в-себе, и мир
как он дан в явлении, то есть в опыте.

6.

В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это
априорные формы чувства — пространство и время. В созерцании чувственные данные
(материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства
становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. На вопрос, как
возможна чистая, то есть теоретическая, математика, Кант отвечает: она возможна как
априорная наука на основе чистых созерцаний пространства и времени. Чистое созерцание
(представление) пространства лежит в основе геометрии, чистое представление времени — в
основе арифметики (числовой ряд предполагает наличие счёта, а условием для счёта
является время).
Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это
рассудочный синтез. Рассудок, согласно Канту, имеет дело с априорными категориями,
которые суть «формы мышления». Путь к синтезированному знанию лежит через синтез
ощущений и их априорных форм — пространства и времени — с априорными категориями
рассудка. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один
нельзя было бы мыслить» (Кант). Познание достигается путём соединения созерцаний и
понятий (категорий) и представляет собой априорное упорядочение явлений, выражающееся в
конструировании предметов на основе ощущений.

7.

Кант выделяет 12 категорий рассудка
Категории количества
1) Единство
2) Множество
3) Цельность
Категории качества
1) Реальность
2) Отрицание
3) Ограничение
Категории отношения
1) Субстанция и принадлежность
2) Причина и следствие
3) Взаимодействие
Категории модальности
1) Возможность и невозможность
2) Существование и не существование
3) Необходимость и случайность

8.

Чувственный материал познания, упорядоченный посредством априорных механизмов созерцания и
рассудка, становится тем, что Кант называет опытом. На основе ощущений (которые можно
выразить констатациями типа «это жёлтое» или «это сладкое»), которые оформляются через время
и пространство, а также через априорные категории рассудка, возникают суждения восприятия:
«камень тёплый», «солнце круглое», затем — «солнце светило, а потом камень стал тёплым», и
далее — развитые суждения опыта, в которых наблюдаемые объекты и процессы подведены под
категорию причинности: «солнце вызвало нагревание камня» и т. д. Понятие опыта у Канта
совпадает с понятием природы: «…природа и возможный опыт — совершенно одно и то же».
Основой всякого синтеза является, согласно Канту, трансцендентальное единство апперцепции
(«апперцепция» — термин Лейбница). Это — логическое самосознание, «порождающее
представление я мыслю, которое должно иметь возможность сопровождать все остальные
представления и быть одним и тем же во всяком сознании». Как пишет И. С. Нарский,
трансцендентальная апперцепция Канта — это «принцип постоянства и системной организации
действия категорий, вытекающей из единства применяющего их, рассуждающего „я“. (…) Она есть
общая для… эмпирических „я“ и в этом смысле объективная логическая структура их сознания,
обеспечивающая внутреннее единство опыта, науки и природы». В «Критике» много места
уделяется тому, как представления подводятся под понятия рассудка (категории). Здесь решающую
роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм. Согласно Канту, между
созерцаниями и категориями должно быть посредствующее звено, благодаря которому абстрактные
понятия, каковыми являются категории, оказываются способными организовывать чувственные
данные, превращая их в законосообразный опыт, то есть в природу. Посредником между
мышлением и чувственностью у Канта выступает продуктивная сила воображения. Эта способность
создаёт схему времени как «чистого образа всех предметов чувств вообще». Благодаря схеме
времени существует, например, схема «множественности» — число как последовательное
присоединение друг к другу единиц; схема «реальности» — бытие предмета во времени; схема
«субстанциальности» — устойчивость реального предмета во времени; схема «существования» —
наличие предмета в определённое время; схема «необходимости» — наличие некоего предмета во
всякое время. Продуктивной силой воображения субъект, по Канту, порождает основоположения
чистого естествознания (они же — наиболее общие законы природы). Согласно Канту, чистое
естествознание есть результат априорного категориального синтеза.

9.

Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о
мире не является пассивным отображением реальности; по Канту, оно возникает благодаря
активной творческой деятельности бессознательной продуктивной силы воображения.
Наконец, описав эмпирическое применение рассудка (то есть применение его в опыте), Кант
задаётся вопросом возможности чистого применения разума (рассудок, согласно Канту — низшая
ступень разума, применение которой ограничивается сферой опыта). Здесь возникает новый вопрос:
«Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант показывает, что
разум, когда он пытается получить однозначные и доказательные ответы на собственно
философские вопросы, неизбежно ввергает себя в противоречия; это означает, что разум не может
иметь трансцендентного применения, которое позволило бы ему достигать теоретического знания о
вещах в себе, поскольку, стремясь выйти за пределы опыта, он «запутывается» в пар алогизмах и
антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано); разум в узком
смысле — как противоположность оперирующему категориями рассудку — может иметь только
регулятивное значение: быть регулятором движения мысли к целям систематического единства,
давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание.
Антиномии чистого
разума
Тезисы
Антитезисы
1
«Мир имеет начало во времени и ограничен также в
пространстве»
«Мир не имеет начала во времени и границ в
пространстве; он бесконечен и во времени, и в
пространстве»
2
«Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых «Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых
частей, и вообще существует только простое или то, что частей, и вообще в мире нет ничего простого»
сложено из простого»
3
«Причинность по законам природы есть не единственная «Нет никакой свободы, всё совершается в мире
причинность, из которой можно вывести все явления в только по законам природы»
мире. Для объяснения явлений необходимо ещё
допустить свободную причинность»
4
«К миру принадлежит или как часть его, или как его
причина безусловно необходимая сущность»
«Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности
— ни в мире, ни вне мира — как его причины»

10.

Кант утверждает, что решение антиномий «никогда нельзя найти в опыте…».
Решением первых двух антиномий Кант считает выявление ситуации, при которой «сам вопрос
не имеет смысла». Кант утверждает, как пишет И. С. Нарский, «что к миру вещей в себе вне
времени и пространства свойства „начала“, „границы“, „простоты“ и „сложности“ не
применимы, а мир явлений никогда не бывает нам дан во всей полноте именно как целостный
„мир“, эмпирия же фрагментов феноменального мира вложению в эти характеристики не
поддаётся…». Что касается третьей и четвёртой антиномий, то спор в них, согласно Канту
«улаживается», если признать истинность их антитезисов для явлений и предположить
(регулятивную) истинность их тезисов для вещей в себе. Таким образом, существование
антиномий, по Канту, является одним из доказательств правоты его трансцендентального
идеализма, противопоставившего мир вещей в себе и мир явлений.
Согласно Канту, всякая будущая метафизика, которая хочет быть наукой, должна принимать во
внимание выводы его критики чистого разума.

11.

Кантианство
Основные понятия
Вещь в себе, Феномен, Созерцание, Апостериори, Априори, Трансцендентальное
Рассудок и Разум, Антиномия, Категорический императив, Ценность.
Тексты
Критика чистого разума
Критика практического разума
Критика способности суждения
Течения
Неокантианство
Люди
Кант, Рейнгольд, Фихте, Шопенгауэр, Фриз, Гельмгольц, Либман, Ланге, Коген, Наторп,
Кассирер, Виндельбанд, Риккерт

12.

Работы.
Сочинения
Русские издания[править | править исходный текст]
Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 1. — М., 1963, 543 с (Философское наследие.)
Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 2. — М., 1964, 510 с (Философское наследие.)
Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 3. — М., 1964, 799 с (Философское наследие.)
Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1. — М., 1965, 544 с (Философское наследие.)
Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 2. — М., 1965, 478 с (Философское наследие.)
Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 5. — М., 1966, 564 с (Философское наследие.)
Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 6. — М., 1966, 743 с (Философское наследие.)
Иммануил Кант. Критика чистого разума. — М., 1994, 574 с (Философское наследие, Т. 118)
Иммануил Кант. Собрание сочинений в 8 томах. — Издательство: ЧОРО, 1994 г.
Иммануил Кант. Лекции по этике. — М.: Республика.
Иммануил Кант. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном
и М. И. Иткиным; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна.
Иммануил Кант. Критика чистого разума / (Пер. с нем. ;предисл. И. Евлампиева). — М.: Эксмо; Спб.:Мидгард.

13.

Работу выполнила ученица 9 кл.
ГБОУ СОШ с.Преполовенка
Форолова Владислава
Учитель: Шашкова А.Г.
2013 Год.
English     Русский Правила