Похожие презентации:
Иммануил Кант. Сочинения
1. ИММАНУИЛ КАНТ - СОЧИНЕНИЯ
• Докритический период (до1770-х гг.)
• Критический период
• 1770 – диссертация
• 1772 – письмо Марку Герцу
• 1781 – «Критика чистого
разума»
• «Критика практического
разума», «Критика способности
суждения»
• «Религия в пределах только
разума», «Антропология».
2. КЕНИГСБЕРГСКИЙ ЗАТВОРНИК
3. КЕНИГСБЕРГСКИЙ ЗАТВОРНИК
4. КАНТ И ДИЛЕММА «ЭМПИРИЗМ – РАЦИОНАЛИЗМ»
• Кант подводит итогмноговековому спору.
• Обе позиции неверны.
• Главная ошибка: в качестве
основного источника берется
одна познавательная
способность. На самом деле
обе они равно необходимы в
деле познания.
• Вторая ошибка: считалось, что
наши знания относятся к
самим вещам (особенно в
рационализме).
5. КАНТ И ЭМПИРИЗМ
Из эмпиризма надо взять всеположительное.
• Тезис «Все наше познание
начинается с опыта…».
• Дополнение к нему Канта:
«…но целиком из опыта не
происходит».
• Второй тезис: «Границей
познания служит также опыт».
Мы не можем познать
сверхопытное,
сверхчувственное.
• Третий тезис: «Существование
вещи – это данность ее в
ощущениях».
6. КАНТ И РАЦИОНАЛИЗМ
Из рационализма надо взятьвсе положительное.
• Тезис «Существуют
априорные знания»
• Замечание Канта:
«Доопытных знаний нет»
• Тезис: «Субъект активен в
процессе познания;
субъект богаче объекта»
7. ТАБЛИЦА СУЖДЕНИЙ
ЛейбницЮм
Декарт
Суждения делятся на…
• По отношению к опыту
– Априорные
– Апостериорные
• По типу связи субъекта и
предиката
– Аналитические
– Синтетические
Априорные Апостериорные
Аналитические
Да
(математика)
Нет
Синтетические
Невозможно
Да
(понятно,
(суждения
почему)
опытной науки)
8. ТАБЛИЦА СУЖДЕНИЙ
Иммануил Кант(1724-1804)
Аналитические
Суждения делятся на…
• По отношению к опыту
– Априорные
– Апостериорные
• По типу связи субъекта и предиката
– Аналитические
– Синтетические
Априорные
Апостериорные
Да
Нет
Математика (да?)
Синтетические
Без них не
Да (лишь некоторые
обойтись, но как
суждения опытной
это сделать?
науки)
9.
Объективные законы иоснованные на них науки
существуют
Ни одно объективно достоверное
в собственном смысле слова положение
не может основываться на опыте (ибо
тогда опирается на эмпирич. индукцию)
Поэтому все законы природы
как таковые (ЕЗН, главным образом) –
априорные положения
Но законы физики
(прежде всего, закон причинности)
явно представляют собой
синтетические утверждения
КАК ВОЗМОЖНЫ АПРИОРНЫЕ СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ?
10. КОПЕРНИКАНСКИЙ ПЕРЕВОРОТ
ОS
O
ДО СИХ ПОР
СЧИТАЛИ:
МЫ ЖЕ
ПРЕДПОЛОЖИМ:
S
11.
КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМАТрансцендентальная
эстетика
Чувственность
Трансцендентальная
логика
Рациональность
Т-аналитика
Т-диалектика
Рассудок
Разум
Математика
1. 7+5=12
2. Прямая – кратчайшее
Естествознание
Философия
расстояние между
1. Мир бесконечен
Все совершается по
двумя точками
2. Душа проста
закону причинности 3. Бог есть
12.
КРИТИКА ЧИСТОГО РАЗУМАТрансцендентальная
эстетика
Чувственность
Трансцендентальная
логика
Рациональность
Т-аналитика
Т-диалектика
Рассудок
Разум
Естествознание
Философия
Математика
Пространство и время
– априорные формы
чувственности
Категории –
АФ рассудка
Идеи –
АФ разума
13. ОБОСНОВАНИЕ МАТЕМАТИКИ
ВО ВРЕМЕНИI I I I I I I + I I I I I = IIIIIIIIIIII
Образ числа 7 –
Образ числа 5 –
Образ числа 12 –
синтез 12
синтез 7 единиц времени синтез 5 единиц времени
единиц времени
В ПРОСТРАНСТВЕ
В
А
ПРЯМАЯ есть
S и Р соединяются
посредством
априорных форм
КРАТЧАЙШЕЕ РАССТОЯНИЕ МЕЖДУ 2 ТОЧКАМИ
14. ОБОСНОВАНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
чувственностьрассудок
s
Объект,
вещь для нас
Категории
(в т.ч. причина,
величина)
ВЕЩИ В СЕБЕ
ПРОСТРАНСТВО И
ВРЕМЯ
15. ОБОСНОВАНИЕ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
чувственностьрассудок
s
Объект,
вещь для нас
ВЕЩИ В СЕБЕ
То, что заложено в субъективных
условиях построения объекта,
присуще и самому объекту
16. КАНТОВСКИЙ АПРИОРИЗМ
1. Кант впервые решилсяраспространить принцип
априоризма и на сферу
чувственности
2. Кантовский априоризм
формален – нет никаких
врожденных идей, нет
знания, предшествующего
опыту – априорны лишь
правила связи восприятий,
принципы (законы)
познания как некоторой
деятельности.
17. ПРОБЛЕМА АГНОСТИЦИЗМА
АГНОСТИЦИЗМОТРИЦАНИЕ
ОБЪЕКТИВНОЙ
ИСТИНЫ
ОТРИЦАНИЕ
ПОЗНАНИЯ
СУЩНОСТИ
ПРИЗНАНИЕ
ГРАНИЦ ДЛЯ
ПОЗНАНИЯ
Фактически невозможно:
Весьма сомнительно:
Кант доказывает ее
вещь в себе вряд ли
существование
(в особой идеалистической есть сущность явления
интерпретации)
Возможно,
но это весьма
тривиально
18. ОБЪЕКТИВНОЕ ЗНАНИЕ
ЛЕНИНvs.
КАНТ
Материя есть объективная
реальность, которая отражается
нашим сознанием, существуя
(вне) и независимо от него.
Объективная истина не зависит
ни от человека, ни от
человечества (по содержанию)
Объект есть знание о нем,
построенное сообразно
априорным принципам.
Объективная истина не
зависит от человека, но
обусловлена особенностями
носителя данной формы
познания, т.е. субъектна.
19. СУЩЕСТВОВАНИЕ ВНЕШНЕГО МИРА
Вещь – это ее чувственное восприятие,которое всегда «в нас», поэтому
существование вещей вне нас
просто невозможно
Кант vs. Беркли
Вещь – это знание о ней как
существующей в пространстве
(которое само не восприятие, а
условие восприятия).
Поэтому вещи существуют, с
одной стороны, вне меня (в
пространстве), с другой стороны,
во мне (ведь пространство
существует лишь во мне)
20. РЕШЕНИЕ КАНТОМ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ АНТИНОМИИ
В познании идет расширение горизонтов мира в ПВМироздание
РЕГУЛЯТИВНОЕ
РЕГУЛЯТИВНАЯ
ИДЕЯ
Мир как целое
КОНСТИТУТИВНОЕ
РЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ
21. ТЕОРИЯ ДЕСКРИПЦИЙ
1-я АНТИНОМИЯИммануил Кант
и
Бертран Рассел
ТЕОРИЯ ДЕСКРИПЦИЙ
«Мир имеет начало» – ложно!
«Мир не имеет начала» – ???
(Мир есть не имеющий – ложь
или не есть имеющий начала –
истина).
Так как мир вообще не
существует как целое, он не
может быть и «не имеющим
начала». Но верно сказать:
«Неверно, что мир имеет
начало».
«Нынешний король Франции»
НКФ лыс – ложно
НКФ не лыс - ???
Употребления д.:
1. Первичное –
есть не-лысый
НКФ. (л)
2. Вторичное –
нет лысого НКФ
(и)