СМУТА
Выводы.
Выводы (продолжение).
Заключение
Заключение (продолжение).
Общенациональный праздник в честь заступницы Московского государства был упразднен в 1918 году.
Литература
1.08M
Категория: ИсторияИстория

Смута. «Духовное краеведение Москвы на примере изучения периода «Смутного времени». Часть III

1. СМУТА

1598 –1613
«Духовное краеведение Москвы на
примере изучения периода «Смутного
времени»
Часть III

2. Выводы.

Смута – социальная катастрофа России, начала
«Бунташного» XVII века.
Политическая борьба верхов за власть и образ
правления, выступления низов превратили
Смуту в социальную борьбу.
Общество не распалось благодаря
национальным и религиозным связям.
В отличие от других гражданских войн во
Всемирной истории Смута завершилась не
установлением нового общественного строя, а
восстановлением монархической
государственности.
Интервенция пробудила чувство патриотизма,
национального единства, заставившие
объединиться различные слои общества: земщину и
казачество, дворян, крестьян и купцов.
Народное единство подчеркивается надписью на памятнике Минину и Пожарскому,
установленному в 1818 году на Красной площади (скульптор И.П. Мартос): «Гражданину
Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

3. Выводы (продолжение).

Смута способствовала возвеличиванию и укреплению в обществе роли
служилого человека вообще, городского и московского дворянства в
частности.
Изменился человек. Его понятия и чувства. Появилось более четкое
осознание государства как «общей земли», а не только царской
вотчины, т.е. наследственной собственности.
Вновь избранному государю для управления народом и государством
был необходим Земский собор.
Необходимость возвратить города и волости, захваченные поляками и
шведами, заставляла воевать.
Вся история Московского государства в XVII столетии развивается в
прямой зависимости от того, что произошло в период Смуты.
Со Смутой окончился в Московском государстве старый порядок и
началась новая эпоха.

4. Заключение

Патриарх Гермоген умер от голода в подземелье Чудова монастыря 17
февраля 1612 года, не дождавшись прихода II ополчения. В 1913 году был
причислен к лику святых. Погребен в Успенском соборе Московского
Кремля.
Авраамий Палицын выступал за отвергнутый большинством
всесословный, народный вариант реформ. Оставил анализ времени Смуты:
«Сказание об осаде Троице – Сергиева монастыря от поляков и Литвы, и о
бывших потом в России мятежах, сочиненное оного же Троицкого
монастыря келарем Авраамием Палицыным». (Впервые издано в Москве в
1784 году). Ушел монахом в Соловецкий монастырь, там и похоронен в
1626году.
Минин (полное имя – Кузьма Минич (Минин сын) Захарьев
Сухорукий). На другой день после венчания на царство Михаила
Федоровича Романова, 12 июля 1613 года, пожалован званием думного
боярина и вотчиной. Жил на царском дворе. Умер в 1616 году «во время
розысков в казанских местах по случаю восстания татар и черемисов».
Погребен в нижегородском Преображенском соборе.

5. Заключение (продолжение).

Дмитрий Михайлович Пожарский пожалован в думные бояре. В 1617 –
1640гг. Возглавлял ряд приказов, занимался дипломатической
деятельностью. Скончался в 1641 году, похоронен в г. Суздале в Спасо –
Евфимьевском монастыре.
Мнишек Марина. По низвержении Шуйского ведет переговоры с
Сигизмундом о взятии Москвы. Когда москвичи присягнули Владиславу,
ей было предложено отказаться от Москвы и ограничиться Самбором и
Гродно, на что последовал гордый отказ.
Заставила казаков присягнуть ее сыну от Лжедмитрия II –
Ивану Дмитриевичу и организовала покушение на Д. Пожарского.
Бежала в Рязанскую землю, потом в Астрахань. Была настигнута на Урале
московскими стрельцами и в оковах, вместе с сыном, в июле 1614 года
доставлена в Москву. Здесь её четырехлетнего сына казнили, а она, по
разным источникам, умерла в заточении.
Москва в начале XXI веке, как и в начале XVII, - главный город
государства. На приведенной ниже карте места исторических событий
XVII века соотнесены со станциями современного Московского
метрополитена.

6.

7. Общенациональный праздник в честь заступницы Московского государства был упразднен в 1918 году.

Возрожден в 2004 году, как национальный праздник
« День народного единства»,
с сохранением даты по новому стилю - 4 ноября.

8. Литература

1. Н.М. Карамзин. История государства Российского
т.XII, «Феникс», Ростов-на-Дону, 1994 г.
2. С.М. Соловьев. История России с древнейших времен
т. 8, кн. IV, «Издательство социально – экономической литературы», Москва, 1940 г.
3.В.О. Ключевский. Курс Русской истории
т. 3, ч. III, «Государственное издательство
политической литературы»,
Москва, 1957 г.
4.Н.И. Костомаров. «Личности Смутного времени»
«Воениздат», Москва, 1993 г.
5. Материалы о Д. Пожарском, собранные и изданные Р. Голышевым
Владимир, 1885 г.
6. П. Милюков. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI и XVII в.в.
«Русская старина», 1911 г.
7. Под ред. Н.А. Гейнике. «По Москве»
Изд. М. и С. Сабашниковых, Москва, 1917 г.
8. О. Журин. «По Москве исторической. Казанский собор»
Изд. «Пресса», Москва, 1994 г.
9. Под ред. Г.А. Аммона. История России
«ИНФРА-М», Москва, 2002 г.
10. Т. Дорошенко. «Преодоление «Великой разрухи» Русского государства»
« Наука и жизнь», Москва, 2006 г.

9.

конец
English     Русский Правила