Похожие презентации:
Человек и природа в книгах уральских писателей
1.
Человек и природав книгах уральских
писателей
Кашина Н.В., учитель русского языка и литературы МКОУ «Троицкая СОШ № 5»
2.
Среди основ человеческого бытия, среди несомненных ценностей, накоторые опирается человеческое существование, природе принадлежит
одно из первых мест. С древнейших времён и до наших дней социальные,
нравственные, духовные устремления человека были связаны с
природой. Сейчас есть еще на Земле прекрасные места, где сохранилась
первозданная природа. Но с каждым годом их становится все меньше…
3.
«У каждого писателя всегдаесть свой край, свой город,
своя река - это отличительные
черты настоящего художника»
А. Твардовский
4.
Тайная сила природы в сказах БажоваП.П Бажов воспевает в своих
произведениях творческий
труд человека, когда человек
вступает в непосредственный
контакт с природой. Этот
контакт может носить разные
формы: покорение природы,
подчинение природе,
содружество с ней.
5.
Человек в содружестве с природойв «Малахитовой шкатулке» П.П.Бажова
«Малахитовая шкатулка»
является энциклопедией
уральской жизни. Внимательное
прочтение книги заставляет
понять, что главная тема там не
угнетение рабочих и заводчиков,
а отношение человека к земле.
6.
Всё земное богатство у Бажова находится подземлей. У него есть даже подземное солнце:
«Закрылся камень, а внизу как солнышко
взошло», поэтому в подземных палатах светло.
7.
Знаки земли: золотойполоз, голубая змейка,
филин, три куриных
пёрышка,- всегда
направляют человека
на верный путь - жить
по законам земли и
горы. Бажовские люди
и умирают особым
образом - уходят в
гору, в камень, притом,
словно возвращаются
домой.
8.
Бажов про драгоценные камниклады родной земли почти неговорит: цена и блеск его не
интересуют. У него своя шкала
ценностей: «камень небывалой
радости и широкой силы», «в
нём радость земли собрана».
9.
Герои Бажовских сказов простодушные и чистые, какдети, люди. Живут в гармонии с природой.
Например, героиня сказа «Ключ земли», бедная
девочка Васенька, оказывается под землёй и видит
большое поле, травы и деревья. Темно и холодно
под землёй. Но вдруг птицы запели, река ожила,
людей появилось множество, да все весёлые.
Так Бажов говорит о жизни в гармонии с природой, о
жизни без денег, без корысти, без зависти. Старые
люди ушли под землю, теснимые жадностью новых
людей, способных только наживаться на богатствах
природы.
10.
Певец природы – Д.Н.Мамин-Сибиряк"Когда мне делается грустно, я
уношусь мыслью в родные
зеленые горы, мне начинает
казаться, что и небо там выше и
яснее, и люди такие добрые, и
сам я делаюсь лучше…«
Д.Н.Мамин-Сибиряк
11.
Мамин-Сибиряк замечательно описал суровую и величественную природуУрала: горные склоны, таежную лесную глушь, бескрайнюю ширь
подернутых дымкой степей, стремительный бег горных рек, ледоход на реке
Чусовой. В описаниях природы Мамин-Сибиряк часто пользовался
особым художественным приемом. В его произведениях природа как бы
оживает и рассказывает сама о себе.
Мамин-Сибиряк выступал не только как
художник — поэт уральских лесов, гор и рек, но
и как мастер индустриального пейзажа,
объединяя в единое художественное полотно
жизнь природы и жизнь человека в этой
природе.
12.
Задремавшему охотнику вдруг слышится вжурчании горной речки и шелесте степных трав
рассказ о жизни растений (рассказ "На пути"). Из
поэтической "Лесной сказки" читатель узнает о
жизни леса, о том, как на зарастающей лесной
вырубке борются между собой лиственные и
хвойные деревья. В сказке "Зеленая война" живо
и образно показана борьба между огородными
растениями и сорняками. Звери и птицы тоже
рассуждают подобно людям.
Писатель призывает пристальнее и
глубже вглядываться в жизнь
природы, учит замечать те
разнообразные явления, мимо
которых мы порой равнодушно
проходим.
13.
«Алёнушкины сказки» - гимн природеСтоит открыть рассказ «Серая шейка» - и сразу
сокровенный мир писателя открывается через «милые
зелёные горы», речной и озёрный край. Писатель
замечает все перемены и на воде, и на земле, и под
пером художника полыхает яркими красками лес,
темнеет река, тяжелеют облака. Но сразу же автор
вызывает у читателя и другой, драматический интерес
– заинтересованность в судьбе покалеченной птицы.
«Серая шейка» - это лирический рассказ – сказка о
птицах, чувствующих и переживающих, как люди. В
рассказе счастливый финал: старый охотник спасает
уточку от преследований лисы. Этот финал оставляет
чувство гордости и радости за человека, способного
быть защитником и покровителем живого существа,
он учит любить природу и уметь наслаждаться её
красотой.
14.
Другой рассказ Мамина – Сибиряка«Приёмыш» позволяет по – новому
увидеть писательское освещение
темы «человек и природа». Здесь
выступает один из излюбленных
персонажей писателя – охотник,
человек особой судьбы, редкого
занятия и своеобычного
миропонимания. Главный герой –
Тарас оставлен один на один с
природой на долгие месяцы. У него
вырабатывается своя философия
природы, которую он пытается
применить и к жизни человеческой:
все в лесу, на водах и небесах
совершается по законам естественным
- оттого природа и гармонична.
Человеку следует понимать и уважать
её законы.
15.
Но это не просто рассказ о добром, человечном охотнике,- это рассказ о необратимых последствиях нарушения
природной гармонии: став ручным, лебедь, выкормленный
охотником, уже выбился из естественного ритма
природной жизни. А нарушения такого ритма губительны
для всего живого. Д. Н. Мамин - Сибиряк в своих
произведениях передал всё, что накопилось в душе за
многие годы: неизменную любовь ко всему живому.
16.
Природа в произведениях Мамина-Сибиряка неотделима от человека,недаром он сам говорил, что «как ни хороша природа сама по себе, как
ни легко дышится на этом зеленом просторе, под голубым бездонным
небом, — глаз невольно ищет признаков человеческого существования
среди этой зеленой пустыни» ("От Урала до Москвы"). И он находил
присутствие человека в уральских пейзажах: «С каждым шагом вперед
горная панорама точно раздвигалась все шире и шире и небо делалось
глубже. Гора Лобастая составляла центр небольшого горного узла; от
нее в разные стороны уходили синими валами другие горы, между
ними темнели глубокие лога и горбились небольшие увалы, точно
тяжелые складки какой-то необыкновенно толстой кожи. Хвойный лес
выстилал синевшую даль, сливаясь с горизонтом в мутную белесоватую
полосу. Где-то далеко желтел своими песчаными отвалами небольшой
прииск, дальше смутно обрисовывалась глухая лесная деревушка,
прятавшаяся у подножия довольно высокой горы с двумя вершинами. В
нескольких местах винтом поднимался синий дымок, тихо таявший в
воздухе и расплывавшийся голубым пятном. Несколько бойких горных
речек сбегались в одну, которая смело пробивалась между
загораживавших ей дорогу прикрутостей и увалов; в одном месте она
пробила скалистый берег, который вставал отвесной каменной стеной,
точно полуразрушившийся замок» ("На шихане").
17.
Человек и природа в произведениях Н.НиконоваМолодой учитель истории, только что
окончивший Свердловский
педагогический институт, пишет сказки
про судьбу берёзового листа и
приключения лягушонка, изучает книгу
рассказов о птицах, делает лирические
зарисовки картин уральской природы. Он
ведёт читателя по лесным тропкам и
луговым дорожкам, вместе с ним
сосредоточенно наблюдает за тем, как
поутру распускается на тихой воде цветок
кувшинка, и подолгу слушает, как пробует
в глухих урёмах свой голос соловей. И
всё это Никонов описывает в
традиционной манере русской
реалистической прозы: и ищет точные
эпитеты, которые бы пластически, зримо
воплощали краски, звуки, запахи
бесконечно богатого и прекрасного мира,
старается уловить и передать родство
человека и природы.
18.
В своей трилогии «Солнышко вберёзах», «Валя Медведева» и
«Глагол несовершенного вида»
писатель доказывает, что
становление человека, начиная с
безоблачного младенчества и
кончая тревожным отрочеством,
проходит именно так - через
любопытство к природе,
интуитивное породнение с нею,
врастание в неё, упоение ею;
природа воспитывает чуткость,
вырабатывает трепетное
отношение к жизни, она и врачует,
помогает залечивать душевные
раны.
19.
Лирический герой новел, составившихкнигу «Лесные дни» (1962г.), - это человек
наших дней, горожанин, который активно
ищет контакта с природой. И природа
открывается ему не в экзотических краях и
не в туристических рейсах, а на берегу
речки Шиловки, в окрестностях Сагры, у
деревни Галашки, возле станции Таватуй…
Незамысловатые названия пригородов
Екатеринбурга и близлежащих посёлков,
речушек, болот и озёр нужны автору вовсе
не для «местного колорита», дорогого
только жителям столицы Урала. Эти
названия заставляют любого читателя
почувствовать: всё, что видит и описывает
автор, находится рядом со всеми нами, на
расстоянии шага.
20.
«След рыси» - одно из наиболееизвестных произведений уральского
прозаика – можно назвать повестью –
предупреждением. Размышляя о бедах,
обрушившихся на природу, на «братьев
наших меньших», писатель здесь в
полном смысле слова бьёт в набат…
21.
Бензопилы и трактора в течениисчитанных часов уничтожают то, над чем
веками, а может, и тысячелетиями,
трудилась природа. Вырублен могучий
лес, измочалена земля, уничтожены
гнездовья, лишаются своего дома, своей
защиты звери и зверьки. В книге
Никонова воплощением мук природы,
теснимой, преследуемой, уничтожаемой,
становится история гибельных мытарств
лесного кота, этого «сильного,
самостоятельного и смышлёного зверя».
22.
Отвергая позицию безумного отношения кприроде, Никонов, человек действия, старается
учить красоте, учить, что называется
практическим, прикладным путём. Он пишет
художественно – познавательные книги
«Певчие птицы» (1968 год) и «Созвездие
кактусов» (1978год), «Золотой дождь» (1976
год) – произведения, в которых любой человек
откроет чистые родники красоты – красоты
рядом, за окном, на подоконнике у себя под
руками, красоты, обогащающей душу радостью
приобщения к бесконечному совершенству
бытия.
Одна из сильных сторон творчества Н.
Никонова – знание родной природы,
любовь к ней, которая делает его
страстным защитником жизни на Земле,
заставляет бороться образным словом с
пренебрежительным, бездумным,
преступным отношением к природе.
23.
Б.С.Рябинин о нравственныхценностях и любви к живому
В журнале «Уральский следопыт»
появляется его первая публикация –
очерк о голубях « Крылатые вестники»,
печатаются первые заметки – рассказы о
родимом крае – Урале. И в 1936 г.
выходит первая книжка Б. Рябинина
«Каменные загадки». А через год
увидела свет книга, которая определила
всю дальнейшую жизнь и устремление
Рябинина, книга «Мои друзья». Это
книга, «открывшая ещё одну главу и,
пожалуй, главное направление в его
литературном творчестве – тему
«братьев меньших», тему живой
природы».
24.
«Основная тема моего творчества – природа инравственность… Я отстаиваю не просто куст или
обиженного зверя, я душу человеческую
отстаиваю» (Б.Рябинин)
25.
В этой книге автор рассказывает оприключениях и испытаниях, выпавших на
долю четвероногих героев - собак. На какие
только подвиги не способны они! Вы
узнаете, как собаки поднимались на снежные
вершины Кавказских гор, участвовали в
схватках с волками, охраняли колхозное
добро, ловили преступника… Многим
школьникам перед войной были известны
имена Джери и Снукки. Джери и Снукки не
вымышлены, они существовали
в действительности.
Нигер – самая обычная дворняга, хоть и похожа
внешне на чёрного сеттера, бездомный щенок,
которого добрые люди спасли от жестокой смерти,
дали звучное имя и воспитали, как воспитывали
собственных детей, лаской и терпением. Пёс по
кличке Нигер стал для девочки Мани и всей её
семьи настоящим другом и защитником. Из
маленького пушистого комочка он вырос в
благородное и умное животное и не раз выручал
своих хозяев из беды.
26.
Борис Степанович Рябинин всем своимтворчеством призывал любить и охранять
природу и животных: «Руку дружбы –
природе!», «Человек должен быть добрым»,
«О любви к живому». Недаром писатель
награжден высшим знаком Всероссийского
общества охраны природы «За охрану
природы России». Каждый рассказ написан
во имя конкретной нравственной темы.
Каждое принципиальное выступление в
печати приносит конкретные плоды. В
результате выступлений писателя менялись
строительные проекты, увеличивались
средства на мероприятия, защищающие
природу.
27.
«А планета у нас одна!..»У каждого человека есть своя малая родина, та земля, которая
является Вселенной. Для нас – это Урал. От любви к малой
родине берут истоки все книги уральских писателей. Их
объединяет убеждение в том, что в силах людей сберечь родную
землю, не дать ей исчезнуть без следа, быть на ней не временным
жильцом, а вечным её хранителем, чтобы потом не испытывать
перед потомками горечь и стыд за утерю чего – то родного,
близкого сердцу. Каждый человек должен осознать свою
ответственность за всё живое на земле, чтобы сохранить жизнь,
мир, культуру.