Похожие презентации:
Поэзия серебряного века. Символизм. Историческая основа
1.
ПОЭЗИЯ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКАСимволизм
Презентация Козыревой М.Ю.,
учителя русского языка и
литературы ГБОУ Школа №89
им.А.П.Маресьева г.Москвы.
2.
Историческая основавозникновения символизма
Символизм родился на почве глубокой
неудовлетворенности социальной
жизнью.
Нередко символистов называют
декадентами (от фр. décadent - упадок).
Декадентство – определенный
кризисный тип сознания, который
выражается в настроениях бессилия,
душевной усталости и отчаяния.
3.
Рамон Касас «Юная декадентка». 18994.
Однако символизм несводится к чувствам
социального пессимизма,
бессилия и связан с поиском
выхода из кризисной
ситуации.
5.
Миропониманиесимволистов
Реальный мир для
символистов не
представляет интереса,
т.к. он пустой, бездушный,
иллюзорный. Есть мир
идеальный: мир высших
сущностей, истинной
Любви, Добра и Правды.
Он непостигаем для
разума, доступен
интуитивному познанию.
Мир, который нас
окружает, - мир теней.
Тень мира идеального.
Реаль
ный
Идеальный
6.
Милый друг, иль ты не видишь,Что всё видимое нами Только отблеск, только тени
От незримого очами?
Милый друг, иль ты не слышишь,
Что житейский шум трескучий Только отклик искаженный
Торжествующих созвучий?
Милый друг, иль ты не чуешь,
Что одно на целом свете Только то, что сердце к сердцу
Говорит в немом привете?
Владимир Соловьев, 1895
7.
Философская основасимволизма
Платон:
представление о
мире реальном,
как отблеске
мира идеального.
8.
Ф.Ницше:понятие об
интуитивном
познании мира.
Идея
сверхчеловека,
идеи крайнего
индивидуализма.
9.
Вл.Соловьев:теургия
(жизнетворчество,
жизнестроение)
10.
Начало символизма каклитературного направления
1889-1903 гг –
появление трех
сборников стихов
Зинаиды
Николаевны
Гиппиус
11.
1892 г – статьяД.С.Мережковского
«О причинах упадка
и новых течениях
современной русской
литературы»
Мережковский:
реальный мир (твердая
земля) отделен от мира
идеального
(безграничный и темный
океан). Задача
художника – постижение
идеального мира.
12.
1894 г – 3поэтических
сборника
«Русские
символисты»
Ведущий автор В.Я.Брюсов
Социальные,
гражданские темы не
затрагиваются, на
первый план выходят
темы
экзистенциальные:
Жизнь, Смерть, Бог.
13.
1890 г – статьяК.Д.Бальмонта
«Элементарные слова
о символистской
поэзии».
Реалисты схвачены
конкретной
действительностью, и
поэтому им открыты
явления частные.
Символисты же смотрят
на жизнь со стороны, и
им открываются общие
закономерности.
14.
Печатные органы символистов• Издательство «Скорпион» 1900-1916.
Редактор С.Поляков
• Издательство «Гриф» 1903 – 1914.
Редактор С.Соколов. Альманахи
«Гриф», «Северные цветы»
•Журнал «Весы» 1904-1909. Редактор
В.Брюсов
15.
Особенности поэтикисимволистов
• Мистическое содержание
• Использование символов
• Расширение художественной
впечатлительности
16.
1. Мистическое содержаниеВыход за
пределы
реального мира в
мир идеальный
17.
2. Использование символовСимвол – связующее звено между миром
реальным и миром идеальным. Ключ к
постижению идеального мира.
• Многозначность символа. Возможность
сказать о многом в малом
Ф.Сологуб: «Символ – окно в бесконечность»
• Значимость предметного плана образа.
Слово становится символом только в
контексте.
18.
3. Расширение художественнойвпечатлительности
• Работа над музыкальной
организацией стиха
• Работа над строфикой стиха
• Работа над ритмикой стиха
Воздействие на подсознание
читателя, заражение эмоциями.
19.
Неоднородность символизма• Московские поэты
• Петербургские поэты
В центре – Брюсов
В центре – Мережковский,
Гиппиус
Ограничивались лишь
рамками искусства и Мережковский и Гиппиус
литературы.
называли себя
символистами, а
Искусство ради
московских называли
искусства
декадентами. Они не
ограничивались рамками
искусства, являлись
создателями
новохристианской
системы (философскорелигиозные искания)
20.
Два поколения символистов• Старшие
• Младосимволисты
В.Брюсов (хотя
самый молодой)
Д.Мережковский
З.Гиппиус
Ф.Сологуб
К.Бальмонт
А.Белый
А.Блок
В.Иванов
21.
Старшие символистыВ.Брюсов
Ф.Сологуб
Д.Мережковский
З.Гиппиус
К.Бальмонт
22.
Старшие символисты1. В основе мировосприятия лежит резкое
неприятие действительности, социальный
пессимизм.
2. Убегают от реальной действительности. Ищут
убежище в мире творимой легенды.
3. Ищут неземную красоту. Эстетика в их
лирике выходит на первый план, этика
отодвигается на второй.
4. «Мир прекрасен, человек свободен»
(В.Иванов). Человек может быть властелином
вселенной. Крайний индивидуализм. Вера в
существование только собственного «Я». ->
мотивы грусти и одиночества.
23.
МладосимволистыА.Блок
Андрей Белый
(наст.имя Б.Бугаев)
В.Иванов
24.
МладосимволистыСвоеобразие мировосприятия.
1. Они осознают, что мир стоит на пороге
обновления, поэтому пытаются вглядеться
в будущее, стать пророками будущего и
приблизить его.
2. Им присуще активное включение в
преобразование действительности.
3. Их теоретик философ Вл.Соловьев:
«Искусство не отражает, а создает жизнь»
4. Андрей Белый: «Магия слов». «В звуке
воссоздается новый мир, в пределах
которого я чувствую себя творцом
действительности».
25.
МладосимволистыМладосимволисты берут на себя
функции Бога, поэтому в их творчестве
появляются христианские мотивы,
пророческие мотивы жертвенности.
Мотив жертвенности связан с
представлением об искусстве, как
жертве народу.
Трагедия младосимволистов в том, что
они далеки от действительности. Их
стремления к пересозданию
действительности ограничены
теургическими томлениями.
26.
Тень несозданных созданийКолыхается во сне,
Словно лопасти латаний
На эмалевой стене.
Фиолетовые руки
На эмалевой стене
Полусонно чертят звуки
В звонко-звучной тишине.
И прозрачные киоски
В звонко-звучной тишине,
Вырастают, словно блёстки,
При лазоревой луне.
Всходит месяц обнажённый
При лазоревой луне…
Звуки реют полусонно,
Звуки ластятся ко мне.
Тайны созданных созданий
С лаской ластятся ко мне,
И трепещет тень латаний
На эмалевой стене.
1 марта 1895
В.Я.Брюсов
«Творчество»