Похожие презентации:
Фольклор. Художественное творчество широких народных масс
1.
Фольклор• Художественное
творчество широких
народных масс,
преимущественно устнопоэтическое творчество.
Термин впервые был
введен в научный обиход
в 1846 английским ученым
Вильямом Томсом.
• В буквальном переводе
Folk-lore означает:
народная мудрость,
народное знание.
2.
Обрядовая песняПесня, сопровождающая народный
обряд. Народные обряды можно
разбить на две основные группы:
обряды праздничные, связанные с
религиозными празднествами, и
обряды семейные, приуроченные к
крупным событиям семейной
жизни — к свадьбе, похоронам. В
обрядовой поэзии сохранилось
очень много следов глубокой
старины.
Календарно-обрядовые песни — это вид устного
обрядового фольклора, который связан с
традиционными обрядами и обычаями.
В традиционном обществе фольклор был
неотъемлемой частью народного быта. Он
сопровождал первую пахоту и уборку последнего
снопа в поле, молодежные гулянья и
рождественские или троицкие обряды, крестины и
свадьбы. Обрядовые песни считались такой же
обязательной составной частью обряда, как и
основные обрядовые действия. Считалось даже, что
если не будут выполнены все обрядовые действия и
исполнены сопровождающие их песни, то не будет
достигнут желаемый результат.
Календарно-обрядовые песни относятся к
древнейшему виду народного творчества и получили
свое название из-за связи с народным
сельскохозяйственным календарем — распорядком
работ по временам года.
По своей форме эти песни — краткие стихотворения,
которые одним штрихом, двумя-тремя строками
обозначают настроение, лирическую ситуацию.
3.
КолядкиКолядки (коледовки, колядные песни)
— календарные обрядовые песни,
исполняемые преимущественно в
святочный период, во время
ритуальных обходов по домам
(колядовании).
Наряду с языческими и христианскими мотивами, видную
роль играют в колядках мотивы бытовые, находящиеся в
неразрывной связи с основной целью колядок — «дим
звеселити», — прямо выраженной в самых песнях, в
послесловиях или поколядях. Русские колядки
совершенно чужды любовного элемента, встречающегося
в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей
славление лица, которому они поются, выражение ему
пожелания всяких благ, русские колядки отличаются
серьёзностью и задушевностью. Содержание этих
пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и
состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым
обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное
счастье и довольство, девушкам — счастливый брак. Это
желанное, колядка в эпической обработке представляет
осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив
семьей, молодец — любовью и т. д. Колядки,
воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских
подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее
древних. Во многих колядках сохранились черты древнего
дружинного и княжеского века. П. В. Владимиров
указывает многие черты, общие колядкам и былинам
(например, запевы и заключения). Отразилась в колядках
и позднейшая эпоха борьбы с поляками.
4.
Колядки на РождествоРождество Христово с древности богато на
обычаи. К ним относятся и строгий пост до
первой звезды в Сочельник 6 января, и
зажжение свечи на подоконнике в ночь на
7 января, которая была как бы знаком, что
Пресвятая Дева Мария и праведный
Иосиф могут в этом доме найти
пристанище, и, конечно, колядки. Как
правило у колядок нет авторов, они часто
неграмотны литературно, но великолепны
по своему смысловому строю, по
искренности и радостной доброте. Как
правило колядка, это маленький
Рождественский рассказ о величайшем
Событии и прославление главных Лиц Той
ночи, ночи, которая принесла Самую
Радостную, Самую Главную Весть родился Спаситель мира!
5.
Примеры колядокРождественская
колядка
Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной,
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой.
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
Невместимый Он вместился
В тесных яслях, как бедняк.
Для чего же Он родился?
Для чего же бедно так?
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
Ныне Бог явился в мире Бог богов и Царь царей.
Не в короне, не в порфире
Сей Небесный Иерей.
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
Для того, чтоб нас избавить
От диавольских сетей
Возвеличить и прославить
Нас любовию своей
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
Он родился не в палатах
И не в убранных домах.
Там не видно было злата,
Где лежал Он в пеленах.
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите Вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Слава Рожденному,
В бедных яслях вложеному.
6.
Масленичные песни — песни, частушки, прибаутки и колядки, исполнявшиеся наМасленице и приуроченные к тем или иным обрядам предвесеннего праздника. Обряды
масленичной недели имели цель помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец
зимы. Отсюда разнообразные изображения круга и кругового движения.
Масленичный обрядовый
комплекс
О чем песни?
Масленичный обрядовый комплекс сохранил
во многих своих элементах языческую
основу. Однако праздник претерпел
значительную трансформацию. Это сказалось
и на масленичном репертуаре. Наряду с
песнями, непосредственно связанными с
обрядом, на праздник в конце XIX — начале
XX веке звучало много и необрядовых,
пришедшие на смену забытым исконным
песням. Говоря о сохранности фольклорного
репертуара данного обрядового комплекса,
следует учитывать относительно позднее
время его формирования.
В русских масленичных песнях пелось об
изобилии: масла и сыра (старинное название
творога) якобы заготовлено было так много,
что ими умащивали гору для катания на
санках:
Характеризуя масленичные песни,
можно отметить, что в них Масленицу,
ругают, высмеивают, призывают
возвратиться, называют шуточными
человеческими именами: Авдотьюшка,
Изотьевна, Акулина Саввишна и т. Д
7.
Проводы зимы…В последний день Масленичной
недели справлялся обряд
проводов зимы. Под весёлое
пение по улицам города или
деревни возили на дровнях
наряженное соломенное чучело,
изображавшее масленицу;
вечером его сжигали на ржаном
поле. Обряд воспроизведен в
пьесе А. Островского
«Снегурочка», музыку, к которой
писали П. Чайковский и А.
Гречанинов, а также в опере на
этот сюжет Н. Римского-Корсакова.
В большинстве местностей на
масленицу пелись обычные
веселые шуточные и лирические
песни
8.
Пример масленичной песни• Ой, ты, Масленица,
обманщица!
• Обманула, провела,
• Нагуляться не дала!
• Уходи, Зима, ко сну,
• Присылай Весну!
• Прощай, Масленица
• Прощай,Масленица!
9.
Ах,Масленица!А мы Масленицу дожидали!
• А мы Масленицу
дожидали!
• Сыром-маслом гору
укладали!
• Ой, ты, Масленица,
растянися
• Да за белую березу
зацепися!
• А мы Масленицу
дожидали...
Масленица!
• Едет масленица дорогая,
• Наша гостьюшка годовая,
• Да на саночках расписных,
• Да на кониках вороных,
• Живет масленица семь
деньков,
• Оставайся семь годков.
10.
Весенние песни-обряды, связанные со встречей весны,сопровождались пением веснянок
Весня́нки— обрядовые песни
заклинательного характера,
сопровождающие славянский обряд
кликания (гуканья) весны. В течение этого
времени девушки могли собираться
«кликать весну» по своему желанию в
любой день, но обязательно в
Благовещение, Вербное воскресенье,
Обозначение праздника словом «встреча»
не совсем точно. Весну не встречают, а
«кличут», «окликают», «гукают»,
«заклинают», то есть призывают путём
заклятий. Первобытный земледелец не до
конца понимал закономерности смены
времён года: не исключалась
возможность, что зима будет длиться
вечно, а весна не наступит[источник не
указан 528 дней]. В предотвращение
такого бедствия весну призывали и
пытались путём обрядов вызвать её
возвращение. Начало весны связывали с
прилётом птиц, причём полагали, что
птицы приносят её с собой. Слова «как
птицы прилетят, так теплота у нас пойдёт»
означают не только последовательность
событий, но выражают представление о
причине и следствии.
11.
• Пример весенних песенЖаворонки…
Жаворонки, жаворонки,
Дайте нам лето,
А мы вам зиму.
У нас корма нету!
Жаворонки,
Прилетайте к нам,
Тут кисели талкут,
Тут блины пекут.
Жаворонки, жаворонки,
Катитеся колесом,
Ваши дети за лесом,
Связаны поясом.
Чу — виль — виль,
Весна пришла
На калясочках,
Зима ушла на саночках.
Мужики, мужики
Точите сошнички,
Скоро пашеньку пахать!
12.
Летние песниСвязаны со светлым праздником-Троицей.
На Троицу дома украшали березками. Из
березовых веток плели венки, на которых
гадали.
Гадать в праздник Троицы на желание
нужно обязательно рано утром, в
одиночестве и нмчего перед этим не есть.
Девушка должна подойти к березе,
задумать самое сокровенное желание и
сломать небольшую веточку, сказав перед
этим специальный заговор.
"Благослови, Троица, Святая Богородица.
Ветка, обломись,
А рабе Божьей (имя) судьба объявись.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне и присно и во веки веков. Аминь."
После этого надо посчитать все листики
или почки на на веточке дерева все. Если
листочков четное число, то ваше желание
непременно исполнится, если же
нечетное, то лучше отказаться от
задуманного.
13.
Осенние песниСвязаны со собором урожая.
Совершали обряд тогда, когда
заканчивали уборку хлеба.
Окончив жатву, завязывали
последнюю горсть стеблей
веночком, чтобы сила земли не
скудела.
осенняя
Что за горя и за забота,
Деревенская все, братцы, работа,
Все, братцы, работа.
День и ноченькю они мало спят,
Дружку дружку они торонятся,
Чтобы, чтобы с поля,
С поля скоряй приубраться,
Яровый хлеб зажинать,
Чтобы, чтобы тученька не зашла,
Ох, да она не сходила,
Сильным дожжем,
Сильным дожжем не мочила.