2.36M
Категория: ЛитератураЛитература

Подготовка к сочинению по творчеству М.Ю. Лермонтова. 10 класс

1.

2.

Разум – счастливый дар
или проклятье?
Направление:
«Разум и чувства»

3.

«Разум и чувства»
• Направление предполагает раздумье о
разуме и чувстве как двух важнейших
составляющих внутреннего мира
человека, которые влияют на его
устремления и поступки. Разум и чувство
могут быть рассмотрены как в
гармоническом единстве, так и в сложном
противоборстве, составляющем внутренний
конфликт личности.
• Тема разума и чувства интересна для
писателей разных культур и эпох: герои
литературных произведений нередко
оказываются перед выбором между
велением чувства и подсказкой разума.

4.

Афоризмы и высказывания
известных людей:
o Есть чувства, восполняющие и
затемняющие разум, и есть разум,
охлаждающий движение чувств.
М.М.Пришвин
o Если чувства будут не истинны, то и весь
наш разум окажется ложным.
Лукреций
o Чувство, находящееся в плену у грубой
практической потребности, обладает лишь
ограниченным смыслом.
Карл Маркс

5.

Афоризмы и высказывания
известных людей:
o Никакому воображению не придумать
такого множества противоречивых чувств,
какие обычно уживаются в одном
человеческом сердце.
Ф.Ларошфуко
o Видеть и чувствовать - это быть,
размышлять, это жить.
У. Шекспир

6.

Словарная работа
o Разум - способность человека
логически и творчески мыслить, обобщать
результаты по знания.
o Чувства - эмоциональные
переживания человека, в которых
отражается устойчивое отношение
индивида к определенным предметам или
процессам окружающего мира.

7.

Словарная работа
o Синонимы к слову разум: логос, ум,
рассудок, интеллект, сознание, здравый
смысл, толк, разумение, умственные
способности, мыслительные способности
o Синонимы к слову чувства: чувствование,
ощущение, впечатление, вкус, эмоция,
наитие, вчувствование, отношение,
душевный порыв, переживание, страсть,
эрос, нежное чувство, нежная страсть,
сердечная склонность, чувствие.

8.

Тезис. Комментарий
o Эрих Фромм, крупнейший мыслитель XX века,
сказал: «Разум — счастливый дар человека и его
проклятие». Так ли это? Почему разум является и
даром человека, и его проклятием?
o Диалектическое единство разума и чувства –
центральная проблема множества
художественных произведений мировой и русской
литературы. Писатели, изображая мир
человеческих интенций, страстей, поступков,
суждений, так или иначе касаются этих двух
категорий. Человеческая натура так устроена, что
борьба разума и чувства неизбежно порождает
внутренний конфликт личности, а значит, и дает
плодородную почву для работы писателей и
поэтов – художников душ человеческих.

9.

Произведения М.Ю.Лермонтова
Для подтверждения хочу обратиться к
творчеству великого русского поэта Михаила
Юрьевича Лермонтова. Его поэзия - это
энциклопедия чувств и переживаний,
лирический дневник, в котором запечатлены
самые незаметные изменения состояния
души. Здесь и любовь, и отчаяние, и гнев, и
скорбь, и грусть. Это размышления о смысле
жизни, ее жестокости, быстротечности и
непредсказуемости. Разум и чувства
лирического героя порождают внутренний
конфликт .
o «Как часто пестрою толпою…» («1 января»);
o «И скучно и грустно…»;
o «Выхожу один я на дорогу…»

10.

«Как часто пестрою толпою…» («1 января»)
• Поэт рисует надменных, духовно нищих людей «большого
света». В «пестрой толпе» звучат «затверженные речи»,
«мелькают образы бездушных людей». Поэту духовно чужды
эти «приличьем стянутые маски». Чтобы забыться, отдохнуть
от «блеска суеты», он погружается в воспоминания о
близкой сердцу «недавней старине». Но приятные мечты о
прошлом являются обманом, точнее самообманом
(«опомнившись, обман я узнаю») и не рассеивают «бурю
тягостных сомнений и страстей». Его жалобы на
современную ему жизнь переходят в решительный протест:
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..

11.

«И скучно и грустно…»
Стихотворение создано в 1840 г. В нем звучит
мотив безысходности. Лирический герой разумен,
он противопоставляет себя обществу. Со
временем его позиция меняется: изгнанничество
становится единственно возможной формой
существования в бездушном мире.
• Элегия "И скучно и грустно" - это внутренний
монолог, исповедь рефлексирующего лирического
героя, наполненная грустными, противоречивыми
раздумьями о жизни.
• Лирический герой стремится привести свои
чувства в порядок, он перебирает аспекты своей
жизни, но везде сталкивается с отсутствием
смысла и пустотой.

12.

«Выхожу один я на дорогу…»
• Мотив одиночества звучит не так трагично, как по
обыкновению в романтизме. Лермонтов красочно
рисует умиротворение всего окружающего
пространства.
• В окружающем пространстве покоя
предостаточно, а в душе лирического героя его не
хватает.
• В третьем стихе антитеза – противопоставление
гармонии природы дисгармонии в душе человека
– подчеркнута не только эпитетами «больно» и
«трудно», но и спондеями, связанными с
повторением слова «так». Не просто «больно и
трудно», а «так больно и так трудно». Слова очень
простые и такие искренние, что вызывают сильную
ответную реакцию.

13.

«Выхожу один я на дорогу…»
• Чувствуется усталость от жизни, но нет
разочарованности, обиды на нее:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть…
• Ни в прошлом, ни в будущем нет счастья:
На свете счастья нет, но есть покой и воля.
Давно завидная мечтается мне доля –
Давно, усталый раб, замыслил я побег
В обитель дальную трудов и чистых нег.
• Лермонтов «замыслил побег» в мир «свободы и
покоя». Всеми душевными силами стремится туда,
в этот идеальный, по его мнению, мир, чтобы
«забыться и заснуть».

14.

«Выхожу один я на дорогу…»
• «Быть иль не быть?...Сном
забыться…Уснуть?...Какие сны в том смертном сне
приснятся, когда покров земного чувства снят?» На
гамлетовский вопрос Лермонтов дает свой ответ:
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб дыша вздымалась тихо грудь…

15.

Вывод
• Лермонтовский лирический герой разумен,
он способен видеть все несовершенства и
бездушие, что пробуждает в нём массу
чувств: от огромной любви к этому миру,
до полного его неприятия. Итак, герой
разумен, но счастлив ли он? Скорее всего
нет. Разум для лермонтовского героя проклятье, так как не даёт ему
примириться с окружающим миром.

16.

Композиция сочинения
• Вступление
• Основная часть
• Заключение

17.

Вступление
• Вступление – вводит в тему, дает предварительные, общие
сведения о той проблеме, которая стоит за предложенной
темой.
• Во вступлении может:
• содержаться ответ на заданный по теме вопрос;
• представлено ваше мнение, если в названии есть отсылка к
мнению пишущего (“как вы понимаете смысл названия…”);
• содержаться факт из биографии автора или охарактеризован
исторический период, если эти сведения имеют важное
значение для последующего анализа текста;
• сформулировано ваше понимание литературоведческих
терминов, если они использованы в названии темы (“тема
судьбы”, “образ героя”…).

18.

Основная часть
• Основная часть: представляет собой анализ
литературного произведения в соответствии с заданной
темой.
• В основной части следует избегать:
• Пересказа литературного произведения;
• Изложение сведений, не имеющих прямого отношения
к теме;
• В основной части необходимо продемонстрировать
знание литературного материала, умение логично,
аргументировано и стилистически правильно, грамотно
излагать свои мысли;
• Основная часть – это проверка того, насколько верно
понята тема.

19.

Заключение
• Заключение: подведение итога, обобщение сказанного,
завершение текста, ещё раз обращение внимания на
самое главное.
• Заключительная часть должна быть:
• Короткой, но емкой;
• Органически связанной с предыдущим изложением.
• В заключении может быть выражено отношение
пишущего к произведению, его героям, проблеме. Оно
должно быть изложено корректно, без чрезмерных
восторженных оценок, иметь четко выраженный
определенный смысл и быть подготовлено материалом
основной части.
English     Русский Правила