История технологии керамики
КЕРАМИКА
Подход к рассмотрению тем
Карта Евразии и Африки
Начало производства керамики Вестоницкая Венера (более 26 тыс. лет назад)
Районы древнейшей керамики: 1 – Восточноазиатский 2 – Североафриканский 3 – Западно-азиатский
Археологические культуры: Азия, Европа, Дальний Восток
Сырье для изготовления древней керамики
Сырье для изготовления древней керамики
Глины
Техники формования: лепка из куска, жгутовой и ленточный налепы, раскатка на гончарном круге
Способы формования древней керамической посуды
Формование изделий: - лепка из куска, - жгутовой и ленточный и прочие налепы, - раскатка на гончарном круге
Техники декорирования: гребенчато-ямочный
Основные способы обработки поверхности, используемые при изготовлении древней керамики
Древний Обжиг: короткий, при низкой температуре
Роль среды обжига
Карта Евразии и Африки
Шумеры, ассирийцы, вавилоняне, персы
Строительные матераилы Двуречья
Зиккураты
Керамические «гвозди»
клинопись
Периоды в развитии Суз, как столицы государства Элам
Составы простейших древнеассирийских фритт
Вавилон (расцвет - V в. до н.э.) висячие сады, «вавилонская башня», Ворота храма богини Иштар
ворота храма Богини Иштар
Облицовки дворца Дария (Сузы, Персия, 512 г. до н.э.)
Древний Египет
Древнеегипетская керамика
Керамика древнего египта
«ЕГИПЕТСКИЙ ФАЯНС» (имитация лазурита) (с 5 тыс. до н.э. – додинастический период)
Структура изделия из «египетского фаянса»
Химический состав «египетского фаянса»
Способы глазурования «египетского фаянса»
Ушебти
Античная культура
Крито-микенская керамика
Кносский дворец
Минойская культура
Хронология минойской цивилизации и основные черты ее керамики
Основные стили минойской керамики
Минойская керамика
Минойская керамика (1900-1600 лет до н. э.)
Минойская керамика
Минойская керамика
Минойская керамика
Минойская керамика
Сосуд в стиле «камарес»
Раскопки Трои – сенсация 19 в.
Троя (крито-микенская культура)
ТРОЯ-1 (3000-2600 гг. до н.э.)
ТРОЯ-2 (2600-2300 гг. до н.э.)
ТРОЯ-3 (2300-1900 гг. до н.э.)
Микены
ТРОЯ-6 (1900-1300 гг. до н.э.)
ТРОЯ-6-1
Центры производства керамики древней греции
Микены – развалины акрополя
Основные особенности стилей микенской керамики
Микены
Вазопись Малой Азии
http://ru-sled.ru/drevnegrecheskie-vazy/
Керамика в быту древних греков
Стили вазописи
стили вазописи Древней Греции
Субмикенская вазопись
Протогеометрический стиль
«Темновековая керамика» X – IΧ вв. до н.э.
Геометрический стиль
Диполонские погребальные амфоры
Скифос «Чаша Нестора» Петикуссы (о.Искья), 750-700 гг. до н. э.
Коринфская школа вазописи ориентальные стили http://labyrinthos.ru/text/bukina_krugovrashenie-kolesa-goncharnogo.html
Ориентальные стили в Ионии
Афинская школа вазописи
Археологический музей Афин
Археологический музей Афин
Археологический музей Афин
Археологический музей Афин
Чернофигурные вазы (7-6 в. до н.э.)
Краснофигурные вазы (с 6 в. до н.э.)
Вазопись Древней Греции
Музей керамики, г. Афины
Археологический музей Афин
Коропластика
Танагрские статуэтки (с 6 в. до н. э.)
Танагрские статуэтки
Оснастка для формования и обжига
Танагрские статуэтки
Археологический музей г. Салоники
Археологический музей г. Салоники
Музей византийского искусства г. Салоники
Музей византийского искусства г. Салоники
Развалины города Дион, Греция, Македония, 5 в. до н.э.
Греческая и римская черепица
Туалет
Италийская керамика
Керамика этрусков
периодизация этрусской керамики
Керамика импасто
Керамика буккеро
Тонкое буккеро
Среднее буккеро
Тяжелое буккеро
Этрусско-коринфская керамика
РИМ
Архитектура Древнего Рима
Римский амфитеатр в Таррагоне, Испания
Римская терракота
Римские керамические сосуды
Римская керамика «терра сигиллата» (1 в. до н. э . – 1 в. н.э.) Терра сигиллата представляет собой посуду с блестящим
Терра сигиллата имеет много общего с более ранней греческой глиняной посудой, но форма и декор используют узоры, вместо
«Арабский» Восток с 7 по 17 вв.
Достижения арабских и персидских мастеров
Исламские завоевания
Арабский халифат – Государство сельджуков – османская империя
Персия -иран строительство мечетей
Изразцы, Иран
Кашан (кашин)
Схема отражения света от глазури с частицами серебра
Структура персидского фаянса
Персия, 13 в.
рей
Центры производства керамики в иране: Исфахан, Язда, Кирман, Рей, Султанобад, Кашан.
Изразцы, Персия
Турция: изник, кютахью
Изник
Структура керамики из г. Изник
Изразцы и посуда Изника обычно украшены цветочными элементами: цветами лотоса, листьями, виноградными лозами, пальметтами,
Техника росписи Краски наносили подглазурным способом. Сначала формировали изделие на гончарном круге или вручную (если это
Посуда, Кутае (Кутахью)
Средняя Азия
Глазурованные кирпичи, керамическая плитка, посуда
Средневековые глазури средней азии
самарканд
Мечети средней азии
Центры производства керамики средней азии
Испано-мавританское искусство
Мавританское искусство, Испания, 16 в.
Замок Альгабр, Испания
Альгабрские вазы, Малага, Испания, 14 в.
Особенности валенсийской керамики
История производства валенсийской майолики
Ваза. Малага, Валенсия 16 в.
53.35M
Категория: КультурологияКультурология

История технологии керамики

1. История технологии керамики

ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИИ
КЕРАМИКИ
КЕРАМИКА СТРАН ВОСТОКА
( МАЛАЯ АЗИЯ, ЕГИПЕТ, ГРЕЦИЯ, РИМ,
ИСЛАМСКИЙ ХАЛИФАТ )
КЕРАМИКА СТРАН ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
( КИТАЙ, КОРЕЯ, ЯПОНИЯ )
КЕРАМИКА ЕВРОПЫ
( ИТАЛИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, АНГЛИЯ,
НИДЕРЛАНДЫ )
КЕРАМИКА РОССИИ

2. КЕРАМИКА

Поликристаллический материал, полученный
высокотемпературным спеканием неметаллических
порошков
Структура: зерна кристаллических фаз с межзеренными
границами, стеклофаза, поры
Химический состав: оксиды, карбиды, нитриды и т.д.
Технология:
-
образование формовочной смеси (измельчение и
смешивание компонентов сырья);
-
Формование (пластическое, шликерное литье,
прессование)
-
Обжиг (обычно 900 – 1400 °С)

3. Подход к рассмотрению тем

ПОДХОД К
РАССМОТРЕНИЮ ТЕМ
-
Историческая и географическая справка;
-
Геологические особенности района;
-
История развития технологии керамики
(материалы, техники, центры производства, личности).
Оценки:
-
Рефераты: презентация (иллюстрации, текст, ссылки);
-
Контрольные;
-
Итоговая зачетная работа по разделу
«История технологии керамики».

4. Карта Евразии и Африки

КАРТА ЕВРАЗИИ И
АФРИКИ

5. Начало производства керамики Вестоницкая Венера (более 26 тыс. лет назад)

Этап
ы
Эпохи
Даты*
1
эпоха
мустье,
70-35 тыс.
л.н.
68-33 тыс. до н.э.
попытки использования глины в качестве
строительного материала
2
верхний
палеолит
35-10 тыс. л.н 33-8 тыс. до н.э,
мелкие поделки из обожженной керамики
3
мезолит
13-12 тыс.л.н
11-10 тыс. до н.э.
сырцовое строительство, изготовление первых
сосудов на Дальнем Востоке (Китай, Корея,
Япония)
10-8 тыс. л.н.
8-6 тыс. жд н.э.),
сырцовое строительство, изготовление первых
сосудов в других районах мира
8-5 тыс. л.н.
6-3 тыс. до н.э.
массовое изготовление керамики в разных районах
мира.
4
неолит
Характеристика этапа

6. Районы древнейшей керамики: 1 – Восточноазиатский 2 – Североафриканский 3 – Западно-азиатский

7. Археологические культуры: Азия, Европа, Дальний Восток

Джармо
Лощёные миски, горшки, кубки с тёмно-коИрак
ричневой росписью в верхней части: косыми штрихами или волнистыми линиями с
точками, ромбами с сетчатым заполнением;
кухонная – имела налепы на венчике. Глиняные фигурки животных, женские статуэтки
Первая половина VII
тысячелетия до н.э.
Линейноленточная
Нотный орнамент, глиняная обмазка,
спирали из параллельных линий, позднее
– тонкие параллельные линии с
небольшими ямками нотный орнамент,
налепные шишки
Приднестровье.
ПрутоДнестровское
Яншао
Сосуды с выпуклыми стенками, широким устьем,
круглым дном. Моно- и полихромная роспись на
лощеных стенках сосудов. Зигзагообразный,
спиралевидный декор.
долина реки
Хуаньхэ
Дземон
Глиняные фигурки с врезным и
Японские
налепным орнаментом (догу). керамики с
острова
узорами, вдавленными верёвкой, шнуром,
соломенным жгутом. характерны горшки,
миски, чаши, Рельефные орнаменты в виде
жгутов. Спиралевидные узоры.
V тыс.
до н.э.
V - II тыс.
до н.э
VIII середина I тыс.
до н.э

8. Сырье для изготовления древней керамики

Глины
• каолинитовые
• гидрослюдистые
• монтмореллонитовые
• придают пластичность
• спекаются при низкой
температуре
Отощающие
материалы
• кварцевый песок,
• дресва (измельченный
камень),
• шамот (оббоженная и
измельченная глина),
• солома, пух, перья птиц,
• толченые раковины
• улучшают сушку изделий
(уменьшают усадку и
препятствуют образованию
трещин)

9. Сырье для изготовления древней керамики

Порода
Характеристика
Особенности
Глины
Состоят в основном из мелких (менее 2 В смеси с водой образуют Изготавливают все виды керамики
мкм) анизотропных частиц минералов, пластичное тесто разной
имеющих высокое сродство к воде
степени пластичности от
высокjпластичного до
непластичного
Суглинки
Природные смеси, содержащие 10-40
% глины, остальное - частицы песка и
каменистых
Средне- и
малопластичные
Пригодны для изготовления
строительных блоков (кирпичей),
обмазки и пр.
Лессы
Вид суглинков с содержанием глин от 5 Средне- и
до 40 %.
малопластичные
Пригодны для изготовления
строительных блоков (кирпичей),
обмазки и пр.
Супеси
Природные смеси, содержащие менее Непластичны
10 % глин с частицами песка и
каменистых
Не пригодны для изготовления
керамики
Илы
Природные смеси глин (не менее 3 %)
и минеральных частиц с
органическими остатками
Многие виды пригодны для
изготовления различных
керамических изделий
Как правило пластичны
Пригодность для
изготовления керамики

10. Глины

ГЛИНЫ

11. Техники формования: лепка из куска, жгутовой и ленточный налепы, раскатка на гончарном круге

12. Способы формования древней керамической посуды

СПОСОБЫ ФОРМОВАНИЯ ДРЕВНЕЙ КЕРАМИЧЕСКОЙ
ПОСУДЫ
Способ формования
Особенности
Примеры
Формования из одного куска
Лепка небольших фигурок и
сосудов.
Налеп на формы из дерева, камня,
глины, частей старых сосудов.
Использование прокладки из
ткани, волос, кожи, песка для
предотвращения прилипания
глины. Использование колотушки
для уплотнения набранного слоя.
Последовательное соединение
кусков глины плоской
неправильной формы (лоскутов).
Последовательное соединение
вытянутых плоских кусков плоской
формы в виде лент.
Последовательное соединение
заранее сформованных глиняных
жгутов
Формование из одного куска на
быстро вращающемся столике
гончарного круга
Наиболее древние керамические
изделия (палеолитические Венеры)
Различные культуры Восточной
Европы
Лоскутный, ленточный, жгутовой
налеп на форму-шаблон
Свободный лоскутный налеп
Ленточное формование (кольцевое
или спиральное)
Жгутовое формование (кольцевое
или спиральное)
Раскатка на гончарном круге
культура Яншао
Культура Яншао, Джейтунская
культура
Ямчато-гребенчатая культура,
культура Яншао, Дземон
Освоение гончарного круга в
районах Месопотамии, Китае (4
тыс. до н.э.), далее в Передней и
Средней Азии, Египте (3 тыс. до
н.э.), Индии (2 тыс. до н.э.)

13. Формование изделий: - лепка из куска, - жгутовой и ленточный и прочие налепы, - раскатка на гончарном круге

Период Обейда (Убейда) – от 7 до
начала 4 тысячелетия до н.э.
Формование на медленных гончарных кругах
Эволюция формования способом раскатки:
Поворотный круг –
медленный гончарный круг –
быстрый гончарный круг

14. Техники декорирования: гребенчато-ямочный

ТЕХНИКИ ДЕКОРИРОВАНИЯ:
ГРЕБЕНЧАТО-ЯМОЧНЫЙ

15. Основные способы обработки поверхности, используемые при изготовлении древней керамики

ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАБОТКИ
ПОВЕРХНОСТИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ
ИЗГОТОВЛЕНИИ ДРЕВНЕЙ КЕРАМИКИ
Способ обработки
Особенности
лощение
заглаживание поверхности гладким
инструментом (лощилом)
обмазка полуфабриката слоем глины
определенного цвета
частичная пропитка погружением или еще
горячего после обжига полуфабриката в раствор
или эмульсию органического (растительного)
происхождения
погружение раскаленного обожженного изделия
в холодную воду
обмазка еще горячего после обжига
полуфабриката растопленной смолой хвойных
растений
задымление изделий в печи в конце обжига для
создания восстановительной среды
ангобирование
обваривание (обвар)
каление
смоление
чернение

16. Древний Обжиг: короткий, при низкой температуре

ДРЕВНИЙ ОБЖИГ:
КОРОТКИЙ, ПРИ НИЗКОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ
Древние печи для обжига керамики.
Болгария. (Фото: Ruse Regional Museum
of History) 4,8-4,6 тыс. до н.э.
Неолит – температура обжига 750-800
°С
эпоха бронзы (3-2 тыс. до н.э.) приблизилась к 1000 °С, затем
достигла 1100 °С

17. Роль среды обжига

РОЛЬ
СРЕДЫ
ОБЖИГА
При достаточном избытке воздуха, необходимом для сжигания топлива, в печи
создается окислительная среда.
В условиях окислительной среды соединения железа присутствующие в глинах
окисляются до гематита (Fe2O3) и изделия приобретают красноватый
терракотовый цвет.
Древняя керамика часто имеет сероватый и даже темный цвет из-за
неконтролируемой восстановительной среды, а поверхность изделий содержит
остатки несгоревшего топлива.
Цвет в этом случае определяется переходом гематита в восстановительных
условиях обжига в вюстит (FeO) и магнетит (Fe3O4), имеющих черный цвет, и
осаждением на поверхность изделий углерода (сажи).

18. Карта Евразии и Африки

КАРТА ЕВРАЗИИ И
АФРИКИ

19. Шумеры, ассирийцы, вавилоняне, персы

ШУМЕРЫ, АССИРИЙЦЫ, ВАВИЛОНЯНЕ, ПЕРСЫ
XXVIII—XXIV вв. до н. э.
Шумерское царство
1900 – ок. 1600 до н.э.
Вавилонское царство
1300-763 гг. до н. э.
Ассирийское царство
606-538 гг. до н. э.
Вавилонское царство
Персидская империя
(династия Ахеменидов) VI—IV вв. до н. э.

20. Строительные матераилы Двуречья

СТРОИТЕЛЬНЫЕ
МАТЕРАИЛЫ ДВУРЕЧЬЯ
Недостаток дерева (распространенная в этом регионе
финиковая древесина по своим качествам не годилась
для строительства).
Недостаток камня (горы характерны лишь для севера
Месопотамии).
сделал глина - основной строительный материал
Двуречья
В строительстве широко использовали высушенный
глиняный кирпич (сырцовый крипич),
для армирования стен - циновки из камыша, в качестве
строительных растворов в кирпичной кладке – битум.

21. Зиккураты

ЗИККУРАТЫ
Для кладки из сырцового кирпича использовали природный битум.
Для защиты от дождей стены зданий из сырцового кирпича покрывали
штукатуркой из смеси глины с алебастром или известью.
Для изготовления красок использовали красные гематит, киноварь и охру,
зеленый малахит, синий лазурит, черный каменный уголь.
Саманный кирпич (адоба)
Первые глазури

22. Керамические «гвозди»

КЕРАМИЧЕСКИЕ
«ГВОЗДИ»
Стены храмов украшали рельефами, вылепленными из толстого
слоя глины с включением инкрустации из керамических
«гвоздей» керамических изделий пирамидальной формы длиной 8 - 10 см со шляпками
размерами около 2 см, окрашенными в красный, белый и черный цвета.

23. клинопись

КЛИНОПИСЬ
Появление первой письменности ΙΙΙ тыс. до
н.э. . Печати использовали для оттисков на
глиняных табличках, изготавливаемых в
виде плоских пластин со сторонами обычно
не более 7 - 9 см. Размеры текста
ограничивались размерами глиняной
таблички и чаще всего не превышали 5-20
строк. При необходимости писец мог
заполнить и оборотную сторону таблички, и
такое письмо могло занимать 40-50 строк
Применяемую для изготовления табличек
глину тщательно обогащали, добиваясь.
достаточной пластичности во влажном и
прочности в сухом состоянии. Высушенные
на солнце глиняные таблички, содержащие
разнообразные записи, хранили в отдельных
хранилищах. Некоторые из табличек
обжигали, очевидно, для более длительного
хранения. Для переписки использовали
также глиняные запечатанные конверты, в
которые вкладывали таблички.

24. Периоды в развитии Суз, как столицы государства Элам

ПЕРИОДЫ В РАЗВИТИИ
СУЗ, КАК СТОЛИЦЫ
ГОСУДАРСТВА ЭЛАМ
Период
Даты, до н. э.
Особенности керамики
Сузы I
ок. 4200–3900 гг.
Сузы II и Урука
3800–3100 гг.
Расписные керамические сосуды, вылепленные ​вручную.
Изготавливали керамику для погребения и керамику для
повседневной жизни: стаканы, блюда и небольшие кувшина,
грубые кувшины и миски декорированные ленточным
узором. Возможно использовался медленный гончарный
круг.
Погребения в склепах из кирпича. Более грубые, чем в
период 1, керамические сосуды с широким горлом и менее
стилизованным декором (с изображениями людей, зданий).
Сосуды изготавливаются на гончарном круге. Многие из
них нерасписаны.
Строительство храмов. Глиняные таблички, в тои числе с оттисками печатей. Расписная керамика.
Активное строительство, строятся храмы богов
Сузы
III,
или 3100–2700 гг.
«протоэламский
Староэламский период
ок. 2700–1500
Средний эламский период
Ок. 1500–1100 гг.
Неоэламский период
ок. 1100 - 540 гг.
В 12 в. (до 1110 г.) расцвет Суз: реконструкция храмов,
строительство некрополя, зиккурата, дворца с фасадом
из глазурованных кирпичей и барельефами
С конца 8 до середины 7 в. реконструкция и строительство
зданий. Глазурованная керамика (майолика).

25. Составы простейших древнеассирийских фритт

СОСТАВЫ ПРОСТЕЙШИХ
ДРЕВНЕАССИРИЙСКИХ ФРИТТ
Компонент
Фритта 1 («иббу») Фритта 2
Рецепты изготовления стекла или
глазури в клинописных текстах,
датируются 1700 г. до н. э.
Фритта 3 («дусу»)
(«сирсу»)
песок
30
60
60
щелочь
45
180
180
селитра
-
5
6
мел
-
2
0,5
камедь
5
-
-
окись олова
-
-
3
устричные
-
-
0,3
раковины

26. Вавилон (расцвет - V в. до н.э.) висячие сады, «вавилонская башня», Ворота храма богини Иштар

ВАВИЛОН (РАСЦВЕТ - V В. ДО Н.Э.)
ВИСЯЧИЕ САДЫ, «ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ»,
ВОРОТА ХРАМА БОГИНИ ИШТАР

27. ворота храма Богини Иштар

ВОРОТА ХРАМА
БОГИНИ ИШТАР
Главная дорога, ведущая через одни из 7 ворот
города - ворота Богини Иштар, воздвигнутые
около 600 г. до н.э.
Дорога была замощена известковыми плитами,
лежащими на битумной подушке, покрывающей
кладку обожженного кирпича.
В самой широкой части она достигала ширины
около 200 м.
По обе части дороги, подходящей к воротам,
возвышались стены, облицованные темносиними глазурованными кирпичами с
красными, белыми и желтыми рельефными
изображениями десятков львов, внутри ворот
стены были украшены изображениями быков
и драконов.

28.

29. Облицовки дворца Дария (Сузы, Персия, 512 г. до н.э.)

ОБЛИЦОВКИ ДВОРЦА
ДАРИЯ
(СУЗЫ, ПЕРСИЯ, 512 Г. ДО Н.Э.)
Синий
пигмент,
отличающийся
ярким
цветом,
вероятно,
синтезировали
обжигом
смеси
ляпис-лазури
(Na[(AlSiO4)SO4) с глиной.
Во
избежание
смешивания
глазурей,
цвета
которых
многообразны
(белый,
синий,
бирюзовый,
зеленый, желтый, бурый),
изображения
разделяли
рельефным контуром.

30. Древний Египет

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

31. Древнеегипетская керамика

ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ
КЕРАМИКА
Основном строительным материалом в Древнем Египте
служил камень: известняки, песчаник, алебастр преобладали
в Нижнем и Среднем Египте; базальт, гранит, диорит – в
Верхнем.
Керамику изготавливали из 2 типов глин – нильской
(илистой) и пустынной (мергелистой).
Как гидрослюдистую, так и мергелистую глины подвергали
обогащению, для чего извлекали из нее каменистые примеси,
глину, вероятно, отмучивали, помещая в воду и сливая верхний
слой с тонкодисперсными частицами.
Глазурь появилась в Древнем Египте уже в 4 тыс. до н.э.
С 6 династии (около 2550 лет до н.э.) помимо зеленой глазури,
окрашенной оксидом меди или примесью оксида железа и
голубовато-зеленой, изготовленной на более чистом кварцевом
песке, появилась темносиняя глазурь.
В глазури входили кварцевая основа в виде песка или
кварцитов, известь, сода и углекислая медь. Глазурь
фриттовали в огнеупорных плоских чашах и, повторно, в
тиглях. Затем измельчали до мелкодисперсного состояния.

32. Керамика древнего египта

КЕРАМИКА
ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

33. «ЕГИПЕТСКИЙ ФАЯНС» (имитация лазурита) (с 5 тыс. до н.э. – додинастический период)

«ЕГИПЕТСКИЙ ФАЯНС» (ИМИТАЦИЯ ЛАЗУРИТА)
(С 5 ТЫС. ДО Н.Э. – ДОДИНАСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД)

34. Структура изделия из «египетского фаянса»

СТРУКТУРА ИЗДЕЛИЯ ИЗ «ЕГИПЕТСКОГО ФАЯНСА»

35. Химический состав «египетского фаянса»

ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ «ЕГИПЕТСКОГО ФАЯНСА»

36. Способы глазурования «египетского фаянса»

СПОСОБЫ ГЛАЗУРОВАНИЯ «ЕГИПЕТСКОГО ФАЯНСА»
Способ
Время
глазурова
широкого
ния
использо
Особенности
вания
Высалива-
4 – 2 тыс. Неравномерная толщина
нием
до н. э.
глазури: более толстый
слой в местах высокой
скорости сушки (края
изделий)
Глазурование
Со 2 тыс. Равномерный
в до н. э.
засыпке
слой
глазури, кроме мест с
отверстиями и вогнутых
участков изделия
Глазурова-
Со 2 тыс. Не всегда равномерный
ние
до н. э.
окунанием
слой
глазури,
воздуха.
пузыри

37. Ушебти

УШЕБТИ

38. Античная культура

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА

39.

40. Крито-микенская керамика

КРИТО-МИКЕНСКАЯ
КЕРАМИКА
МИНОЙСКАЯ И МИКЕНСКАЯ
ЦИВИЛИЗАЦИИ

41. Кносский дворец

ЦЕНТРЫ ПРОИЗВОДСТВА КЕРАМИКИ В
МИНОЙСКОЙ И ЭГЕЙСКОЙ КУЛЬТУРАХ
КНОССКИЙ
ДВОРЕЦ

42. Минойская культура

МИНОЙСКАЯ
КУЛЬТУРА

43. Хронология минойской цивилизации и основные черты ее керамики

ХРОНОЛОГИЯ МИНОЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ЕЕ КЕРАМИКИ
Даты,
гг. до н.
э.
Названия периода
Особенности керамики
3500 1900
Додворцовый
(раннеминойский)
Чернолощеные чаши и кувшины ручной работы с линейным гравированным узором.
Стили: Пиргос, Агиос-Онуфриос, Василиски, «Белый стиль».
Посуда от красного до коричневого цветов с росписью в виде параллельных линий. Линейные
узоры темным по светлому фону или белым по красному фону. Лощеная посуда с вырезанными
диагоналями, точками, кольцами и полукругами красного или черного цвета на светлом фоне.
Посуда с удлиненными носиками, вытянутые из тела. Пятнистого цвета в результате
специального обжига.
Изделия с темными накладками со светлым декором из линий и спиралей. Клетчатые мотивы,
петли, похожие на лепестки.
Появляются узоры в виде розеток и спиральных звеньев. Кубки с ножками.
В конце додворцового периода происходит переход к полихромной (многоцветной) керамике.
В конце периода вместо ручной лепки сосудов начинает использоваться гончарный круг.
Строительство специальных горнов для обжига керамики с контролируемой средой.
1900–
1750
Протодворцовый
(среднеминойский)
Стиль Барботин.
Появление знаменитой эллинской спирали (меандра), сначала на каменных печатях и
каменных вазах, а потом на керамике. Возникновение стиля Камарес с плавными цветочными
узорами (лилии, пальмы), розетками, спиралями, стилизованными морскими животными.
17501400
Неодворцовый
(позднеминойский)
Дворцовый стиль - узорчатый растительный орнамент.
Цветочный стиль. Морской стиль, пришедший на смену растительным орнаментам и
заполнявший декором всю поверхность сосуда. Великое Минойское извержение (в 1535-1525
гг. до н.э. или в 1560-1550 гг.). Закат минойской цивилизации, вторжение ахейцев.
14001100
Постдворцовый
(для Кносса –
позднедворцовый)
Геометрические узоры декора стали греческими.

44. Основные стили минойской керамики

ОСНОВНЫЕ СТИЛИ
МИНОЙСКОЙ КЕРАМИКИ
Даты, гг. до
н. э.
Названия стиля
Особенности
2900–2300
Василики
Полихромный (пятнистый) декор, обусловленной нарочито
неоднородным обжигом
«Белый стиль»
Белый орнамент на черном фоне
1900–1800
Барботин
1800 –1700
(1500)
Камарес
Посуда, декорированная налепами в виде шишек и конусов,
составляющих полосы, волны и гребни.
Накладки белого, красного и коричневого цвета с симметричными
цветочными узорами, розетками или спиралями, скручивающимися и
разматывающимися.
Стилизованные осьминоги, моллюски, лилии, крокусы и пальмы.
1700-1350
Дворцовый стиль
Назван по изделиям, обнаруженным в Кносском дворце:
Растительный декор упорядочен геометрической схематизацией В
позднем проявлении дворцового стиля стали более геометрическими
и абстрактными
1600–1500
Цветочный стиль
Декор в виде пальм, папирусов и лилий.
Окрашены в красный и черный цвета на белом фоне.
1500–1450
Морской стиль
Сплошной декор из осьминогов, рыб и дельфинов на фоне камней,
морских водорослей и губок

45. Минойская керамика

МИНОЙСКАЯ КЕРАМИКА

46. Минойская керамика (1900-1600 лет до н. э.)

МИНОЙСКАЯ КЕРАМИКА (1900-1600 ЛЕТ ДО Н. Э.)

47. Минойская керамика

МИНОЙСКАЯ КЕРАМИКА

48. Минойская керамика

МИНОЙСКАЯ КЕРАМИКА

49. Минойская керамика

МИНОЙСКАЯ КЕРАМИКА

50. Минойская керамика

МИНОЙСКАЯ КЕРАМИКА

51. Сосуд в стиле «камарес»

СОСУД В СТИЛЕ «КАМАРЕС»

52. Раскопки Трои – сенсация 19 в.

РАСКОПКИ ТРОИ – СЕНСАЦИЯ 19 В.
Генрих Шлиман (1822-1890)

53. Троя (крито-микенская культура)

ТРОЯ (КРИТО-МИКЕНСКАЯ КУЛЬТУРА)

54. ТРОЯ-1 (3000-2600 гг. до н.э.)

ТРОЯ-1
(3000-2600 ГГ. ДО Н.Э.)

55. ТРОЯ-2 (2600-2300 гг. до н.э.)

ТРОЯ-2 (2600-2300 ГГ. ДО Н.Э.)

56. ТРОЯ-3 (2300-1900 гг. до н.э.)

ТРОЯ-3 (2300-1900 ГГ. ДО Н.Э.)

57. Микены

МИКЕНЫ

58. ТРОЯ-6 (1900-1300 гг. до н.э.)

ТРОЯ-6 (1900-1300 ГГ. ДО Н.Э.)

59. ТРОЯ-6-1

60. Центры производства керамики древней греции

ЦЕНТРЫ ПРОИЗВОДСТВА
КЕРАМИКИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

61. Микены – развалины акрополя

МИКЕНЫ – РАЗВАЛИНЫ АКРОПОЛЯ

62. Основные особенности стилей микенской керамики

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
СТИЛЕЙ МИКЕНСКОЙ
КЕРАМИКИ
Даты,
гг. до н.
э.
Названия стиля
Особенности
2200 –
2000 1500
Раннеэладский
Среднеэладский
Использование в архитектуре дворцов-крепостей кирпича-сырца и
черепицы. Использование гончарного круга.
Тонкая и хорошо обожжённая керамика серой и серо-голубой окраски,
без каких-либо украшений. Позднее - жёлтая окраска.
2000 –
1500
Матовый стиль
Монохромные (серые, светло-желтые или черные) вазы тщательно
лощили, имитируя металлические. Коричневый орнамент в виде полос,
треугольников, иногда со стилизованными изображениями птиц.
XV в.
Картинный стиль
Анималистические сцены (изображения коров и быков). Сложные
многофигурные композиции, состоящие из целых сцен, изображающих
людей на колесницах или на кораблях, осьминогов, рыб, различные
растения.
XIV- XII
вв.
Тесный стиль
Декорирование всей поверхности сосуда.
Основной декоративный мотив – крупный осьминог.
Промежутки между щупальцами заполнены разнообразными
орнаментальными мотивами из геометрических фигур (треугольников,
квадратов, спиралей) и стилизованных цветов (лотоса или папируса),
рыб, крабов, птиц, иногда животных (горных козлов, ланей и ежей)

63. Микены

МИКЕНЫ

64. Вазопись Малой Азии

ВАЗОПИСЬ МАЛОЙ АЗИИ

65.

66. http://ru-sled.ru/drevnegrecheskie-vazy/

HTTP://RU-SLED.RU/DREVNEGRECHESKIE-VAZY/

67. Керамика в быту древних греков

КЕРАМИКА
В БЫТУ ДРЕВНИХ ГРЕКОВ
Керамический сосуд
стоил в 10 меньше,
чем бронзовый, в 100
– чем серебряный и в
10 000, чем золотой.
«Глиняный кувшин и
за порогом можно
оставить». Греческая
пословица.
Диоген 412-323 гг. до н.э.
«Чашу вижу, а чашности нет» (возражение Платону). «Чтобы
видеть стол и чашу, у тебя есть
глаза, а чтобы видеть стольность
и чашность, у тебя нет разума»
(ответ Платона).

68. Стили вазописи

СТИЛИ ВАЗОПИСИ
Протогеометрический
(XII – VIII вв. до н.э.)
Геометрический стиль
(IX – VIII вв. до н.э.)
Ковровый стиль
(VII вв. до н.э.)
Чернофигурный стиль
(VII—IV вв. до н. э.)
Краснофигурный стиль
(VII—IV вв. до н. э.)

69. стили вазописи Древней Греции

СТИЛИ ВАЗОПИСИ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Даты, гг. до
н. э.
Названия стиля
Особенности
13-10 вв.
Протогеометричес
кий
Роспись простыми геометрическими элементами
9-8 вв.
Геометрический
строгий геометрический декор с равномерным
ритмом.
7 в.
Ориентализирую
щий восточный
или ковровый
Фигурные фризы и мифологические изображения
(грифоны, львы, сфинксы), выполненные тонким
контурными линиями. Пространство между фигурами
заполняют геометрическими орнаментами.
Живописный и декоративный.
625-550
Коринфский
Крупные изображения животных, птиц и рыб,
покрывающие большую часть сосудов.
6 - 5 вв.
Чернофигурный
Строгий
Свободный
Роскошный
Краснофигурный
Беглый
Черный силуэтный рисунок с росписью по
терракотовому фону пурпуром и белой краской.
6 - 2 вв.
Силуэтный рисунок с росписью по черному фону.
Прорисовка лиц, волос, складок одежды.

70. Субмикенская вазопись

СУБМИКЕНСКАЯ
ВАЗОПИСЬ
деградировавший из позднемикенского
упаднический стиль

71. Протогеометрический стиль

ПРОТОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Четкие выразительные очертания
Узоры в виде простых геометрических фигур, без людей и
животных (есть исключения)

72. «Темновековая керамика» X – IΧ вв. до н.э.

«ТЕМНОВЕКОВАЯ КЕРАМИКА»
X – IΧ ВВ. ДО Н.Э.
Изолированные вазописные стили на юге и западе Пелопонесса (не похожи
ни на прото-, ни на геометрический стили).
Геометрические стили:
Раннегеометрический период 900-850 гг. до н.э.
Среднегеометрический период 850-750 гг. до н.э.
Позднегеометрический период 750-700 гг. до н.э.
В основном характерны для афинской и аргоской школ вазописи.
Декоративные пояса, образованные геометрическими узорами.
Зигзаги, треугольники, ромбы, квадраты, звезды, свастика, меандр и др.
Геометризованные фигуры людей.
Позднегеометрический стиль: массовые сцены (похороны, сражения,
процессии…) – эпизоды мифов.

73. Геометрический стиль

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Декоративные пояса, образованные геометрическими узорами
Зигзаги, треугольники, ромбы, квадраты, звезды, свастика,
меандр и др.
Геометризованные фигуры людей
Позднегеометрический стиль: массовые сцены (похороны,
сражения, процессии…) – эпизоды мифов
Ориентализирующий коринфский стиль

74. Диполонские погребальные амфоры

ДИПОЛОНСКИЕ
ПОГРЕБАЛЬНЫЕ АМФОРЫ
Дипилонское кладбище

75. Скифос «Чаша Нестора» Петикуссы (о.Искья), 750-700 гг. до н. э.

СКИФОС «ЧАША НЕСТОРА»
ПЕТИКУССЫ (О.ИСКЬЯ), 750-700 ГГ. ДО Н. Э.
Чаша Нестора я,
приятно пить из
меня.
Тот, кто пьёт из чаши
сей,
он сразу
желанием
увенчанной короной
прекрасной
Афродиты
будет захвачен.

76. Коринфская школа вазописи ориентальные стили http://labyrinthos.ru/text/bukina_krugovrashenie-kolesa-goncharnogo.html

КОРИНФСКАЯ ШКОЛА ВАЗОПИСИ
ОРИЕНТАЛЬНЫЕ СТИЛИ
HTTP://LABYRINTHOS.RU/TEXT/BUKINA_KRUGOVRASHENIE-KOLESA-GONCHARNOGO.HTML
Протокоринфский
(725-625 гг. до н.э.),
коринфский
(625-550 гг. до н.э.)
Восточный, ковровый.
Экзотичные животные
и растения.

77. Ориентальные стили в Ионии

ОРИЕНТАЛЬНЫЕ СТИЛИ В ИОНИИ
Излюбленный мотив – процессии животных
«стиль диких козлов» https://humaninside.ru/za-uglom-istorii/53538ctili_drevnegrecheskoy_vazopisi_chast_2_.html

78. Афинская школа вазописи

АФИНСКАЯ ШКОЛА
ВАЗОПИСИ
Протоаттический стиль
7 в. до н.э. –
рудименты геометрического
стиля
6 в. – Афины на 1 месте
Хорошее качество глины
Около 530 г до н. э. –
смена чернофигурных ваз
краснофигурными,
позволявшими
прорисовывать детали.

79. Археологический музей Афин

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ АФИН

80. Археологический музей Афин

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ АФИН

81. Археологический музей Афин

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ АФИН

82. Археологический музей Афин

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ АФИН

83. Чернофигурные вазы (7-6 в. до н.э.)

ЧЕРНОФИГУРНЫЕ ВАЗЫ
(7-6 В. ДО Н.Э.)

84. Краснофигурные вазы (с 6 в. до н.э.)

КРАСНОФИГУРНЫЕ ВАЗЫ
(С 6 В. ДО Н.Э.)

85. Вазопись Древней Греции

ВАЗОПИСЬ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Черный «греческий лак»
Изделие покрывалось
легкоплавким флюсом, затем наносился
рисунок, и фон от ангобного покрытия
освобождался путем прочистки до
основного тела. В этом случае - черное
на красном. Обжиг вели сначала в
восстановительной среде до 800-850 ОС
(спекание ангоба), при 900 ОС –
переводили среду в нейтральную. При
900-950 ОС среда окислительная.

86. Музей керамики, г. Афины

МУЗЕЙ КЕРАМИКИ, Г. АФИНЫ

87. Археологический музей Афин

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ АФИН

88. Коропластика

КОРОПЛАСТИКА

89. Танагрские статуэтки (с 6 в. до н. э.)

ТАНАГРСКИЕ СТАТУЭТКИ (С 6 В. ДО Н. Э.)

90. Танагрские статуэтки

ТАНАГРСКИЕ
СТАТУЭТКИ
Формовали способом отминки в полые
керамические формы (матрицы),
состоящие из не менее 2 частей.
При формовании глину
накладывали слоями 0,5-1 см.
Изделие собирали из
нескольких частей, затем
оправляли. Нижнюю часть
туловища и голову
изготавливали раздельно, что
позволяло расширить
ассортимент, сочетая разные
заготовки или меняя поворот
головы. Также часто отдельные
детали (руки, элементы
одежды, прически, ступни ног и
пр.) лепили вручную.

91. Оснастка для формования и обжига

ОСНАСТКА ДЛЯ
ФОРМОВАНИЯ И ОБЖИГА
ФОРМА ДЛЯ
ОТМИНКИ
ПОДСТАВКИ ДЛЯ
ОБЖИГА

92. Танагрские статуэтки

ТАНАГРСКИЕ
СТАТУЭТКИ
Фигурки не превышали 20-30 см и
были раскрашены по белому фону
красками светлого тона:
волосы красились краснокоричневой краской,
радужка глаз – коричневой или
голубой, губы – красной,
одеяния – нежных цветов, иногда
очень красивых, светло-зеленых,
розовых, желтых;
иногда плащи украшались более
сложным узором – например,
белый плащ с голубыми клетками.

93. Археологический музей г. Салоники

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ Г. САЛОНИКИ

94. Археологический музей г. Салоники

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ Г. САЛОНИКИ

95. Музей византийского искусства г. Салоники

МУЗЕЙ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА Г. САЛОНИКИ

96. Музей византийского искусства г. Салоники

МУЗЕЙ ВИЗАНТИЙСКОГО ИСКУССТВА
Г. САЛОНИКИ

97. Развалины города Дион, Греция, Македония, 5 в. до н.э.

РАЗВАЛИНЫ ГОРОДА ДИОН,
ГРЕЦИЯ, МАКЕДОНИЯ, 5 В. ДО Н.Э.
ПЛОСКИЕ КИРПИЧИ УСТРОЙСТВО ПОЛОВ В
ПЛИНФЫ
БАНЕ
Обожженный керамический кирпич «плинфос» стал применяться в
строительстве зданий с 4 в. до н.э.

98. Греческая и римская черепица

ГРЕЧЕСКАЯ И
РИМСКАЯ
ЧЕРЕПИЦА

99. Туалет

ТУАЛЕТ

100. Италийская керамика

ИТАЛИЙСКАЯ
КЕРАМИКА

101. Керамика этрусков

КЕРАМИКА ЭТРУСКОВ
Этруски - древняя цивилизация, населявшая
в I тыс. до н. э. северо-запад Апеннинского
полуострова.
Искусство этрусков составило значительный
след в истории мировой культуры и сильно
повлияло на древнеримскую
художественную деятельность.
Свои керамические изделия этруски
создавали, вдохновляясь работами
греческих мастеров. Формы сосудов
менялись на протяжении столетий, равно как
техника изготовления и стиль.
Самыми распространенными материалами в
Этрурии до римского периода II. в. до н. э.
были терракота и бронза, что отразилось на
формах и декоре керамики, которая в
основном имитировала металл.
В строительстве зданий использовали
известняк, песчаник (на севере Этрурии),
туф (на юге). После этого в архитектуре стал
преобладать мрамор (в том числе из-за
открытия новых месторождений) и
терракота утратила былое значение.
Антефиксы – украшения крыш задний

102. периодизация этрусской керамики

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ЭТРУССКОЙ КЕРАМИКИ
Праэтрусский
период
Протоарха
ический
период
IX-VIII вв. до Со середины VI в. до н.э. н. э.
производство больших скульптур и
монументально-декоративного убранства,
скульптурных сосудов и погребальных урнканоп. Изготовлении малой пластики.
Керамика импасто.
VII – первая Становление коропластики как
пол. VI в. до самостоятельного вида искусства при
н. э.
непосредственном участии греческих
мастеров. Расписная керамика, подобная
греческой. Появление легкого буккеро.
Период
зрелой
архаики
VI вв. до н.
э. – начало
V в.
Влияние архаической и классической
культуры Греции. Чернофигурная вазопись.
Среднее буккеро. Попытки создания
оригинальной краснофигурной керамики.
Тяжелое буккеро.
Эллинисти
ческая
эпоха
III–I вв. до
н. э.
Расцвет скульптурного убранства храмов.
Коропластику сменяет бронзовая скульптура
древнего Рима.

103. Керамика импасто

КЕРАМИКА ИМПАСТО
К числу самых ранних
изделий
этрусков
относится
керамика импасто –
это небольшие сосуды,
сделанные из сероваточёрной глины.

104. Керамика буккеро

КЕРАМИКА БУККЕРО
Приблизительно в середине VII века до н. э.
в Этрурии появились
сосуды буккеро —
характерная
для этрусков
чёрная керамика.
Различают тонкое,
среднее и тяжелое
буккеро.

105. Тонкое буккеро

ТОНКОЕ
БУККЕРО
Самые ранние сосуды
буккеро появляются в
середине VII века до н.э.
Их отличают очень
тонкие стенки, они так и
называются –
“сосуды тонкого
буккеро“.
Украшает их очень
скромный
гравированный
орнамент.

106. Среднее буккеро

СРЕДНЕЕ
БУККЕРО
В начале VI века до н.э. их
сменяют сосуды среднего
буккеро.
Как правило, их украшают
штампованным декором.
Он изготавливался с
помощью цилиндра,
который прокатывался по
поверхности ещё
необожжённого сырого
сосуда.
Поверхность сосудов
среднего буккеро не такая
блестящая и отличается
сероватым тоном глины и
лака.

107. Тяжелое буккеро

ТЯЖЕЛОЕ
БУККЕРО
В середине VI века до н.э.
вазы среднего буккеро
постепенно вытесняются
вазами тяжёлого буккеро.
Это довольно большие по
размерам вазы,
толстостенные, массивные, и
украшают их обычно
рельефные изображения,
оттиснутые на поверхности
вазы с помощью формы.
Комбинируя несколько
различных форм, мастер мог
создавать варианты
композиции.

108. Этрусско-коринфская керамика

ЭТРУССКО-КОРИНФСКАЯ КЕРАМИКА
Наряду с рельефной керамикой буккеро в Этрурии получает
распространение и расписная керамика. С конца VII века до н.э.
этрусские мастера начинают активно подражать керамике, которую
привозили из Греции, из Коринфа.

109. РИМ

110. Архитектура Древнего Рима

АРХИТЕКТУРА
ДРЕВНЕГО РИМА
Глинобитные здания в несколько
этажей (верхние этажи были
деревянными) уступили место
сначала кирпичным, затем по
выражению историка Светония,
который описывал достижения
императора Августа (1 в. до н.э. –
1 в. н.э.) «мраморным».
Римский кирпич был плоским: при
толщине, доходившей до 12 мм, его
прямоугольные стороны достигали
500 на 300 мм.

111. Римский амфитеатр в Таррагоне, Испания

РИМСКИЙ АМФИТЕАТР В ТАРРАГОНЕ,
ИСПАНИЯ

112. Римская терракота

РИМСКАЯ ТЕРРАКОТА
Для окраски терракоты наилучшие краски были: желтая охра из
Афин; красная – из Египта, Балеарских островов и острова Лемноса;
белила – с острова Мелоса, зеленый мел из Смирны, малахит из
Македонии, лазурь из Армении.

113. Римские керамические сосуды

РИМСКИЕ
КЕРАМИЧЕСКИЕ
СОСУДЫ
Для перевозки различных напитков в
различные концы Римского государства
по Средиземному морю курсировали
целые флотилии судов, имевших
специальные палубы для установки
остродонных амфор, которые для
устойчивости пересыпали хворостом
или песком.
Так в 1 в. до н.э. выпускали
«стандартизованные» амфоры,
имеющие 1 м высоты и вмещавшие в
себя 26 л жидкости.
Их форма характеризовалась высоким
горлом, длинными вертикальными
ручками и узким основанием, что
позволяло обеспечить удобную
установку и прочное закрепление в
трюме перевозившего их судна.

114. Римская керамика «терра сигиллата» (1 в. до н. э . – 1 в. н.э.) Терра сигиллата представляет собой посуду с блестящим

РИМСКАЯ КЕРАМИКА «ТЕРРА СИГИЛЛАТА» (1 В.
ДО Н. Э . – 1 В. Н.Э.)
ТЕРРА СИГИЛЛАТА ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ПОСУДУ С БЛЕСТЯЩИМ КРАСНОВАТЫМ
ПОКРЫТИЕМ И БЫВАЕТ ЛИБО ГЛАДКОЙ, ЛИБО МОДЕЛЬНОЙ, ТО ЕСТЬ
УКРАШЕННОЙ РЕЛЬЕФАМИ.
Мастерские г. Ареццо

115. Терра сигиллата имеет много общего с более ранней греческой глиняной посудой, но форма и декор используют узоры, вместо

ТЕРРА СИГИЛЛАТА
имеет много общего с более ранней греческой глиняной посудой, но форма и декор используют
узоры, вместо живописи, для оформления посуды.
Большинство этих изделий были широко распространены и производились в промышленных
масштабах (в некоторых мастерских обжигалось до 40 тысяч изделий).
На более дорогих и тонких работах в период Древнего Рима уже начали ставить клеймо
производителя или гончара, создавшего это изделие, что можно отметить на многих
сохранившихся до нашего времени керамических изделиях.

116. «Арабский» Восток с 7 по 17 вв.

«АРАБСКИЙ» ВОСТОК С 7 ПО 17 ВВ.

117. Достижения арабских и персидских мастеров

ДОСТИЖЕНИЯ АРАБСКИХ
И ПЕРСИДСКИХ МАСТЕРОВ
Майолика («оловянная» глазурь) ІХ в.
Подглазурные краски Х в.
Надглазурные краски ХІІІ в.
Люстр, не ранее VІІІ - ІХ вв.
«Теневые глазури»
«Техника рисового зерна»
Майоликовая мозаика
Техники росписи геометрическими, каллиграфическими,
цветочными мотивами

118. Исламские завоевания

ИСЛАМСКИЕ
ЗАВОЕВАНИЯ
даты
халифат
630-661
661 - 750
Праведный,
омейядский
750-9451055
1043-1120
аббасидский
буиды,
сельджуки
1299-1922
империя
османы

119. Арабский халифат – Государство сельджуков – османская империя

АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ – ГОСУДАРСТВО СЕЛЬДЖУКОВ –
ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ
Даты
Государство
Территории, вошедшие в состав государства
630-661
Праведный халифат
Аравийский полуостров, Ближний Восток, территории
Ирака, Ирана, Афганистана, Египта, часть Ливии и Туниса
661-750
Омейядский халифат
Присоединены Средняя Азия, Закавказье, страны Магриба
(Ливия, Тунис, Алжир, Марокко), практически вся
территория Испании
750-1258
Аббасидский халифат, В разные времена от территорий Омейядского халифата до
в том числе под отдельных территорий Ирана или Египта
властью Буидов (9451055); под властью
Сельджукидов (10431124)
1299-1922
Османская империя
Во времена максимального могущества (17 в.) включала в
себя территории Ближнего Востока, стран Магриба, части
современных
Ирака,
Турции,
Греции,
Хорватии,
Черногории, Сербии, Болгарии, Румынии, Украины и
России (Крымское ханство).

120. Персия -иран строительство мечетей

ПЕРСИЯ
-ИРАН
СТРОИТЕЛЬСТВО
МЕЧЕТЕЙ
Дат
ы
Название
периода
Особенности
VІІVІІІ
вв.
ранний
период
Основным декоративным средством являлся резной стук (искусственный мрамор), идущий на
облицовку внутренних стен зданий и изготавливающийся из обожжённого и измельчённого гипса с
квасцами и клеем, в некоторых случаях с добавлением мраморной пудры и крошки, алебастра, мела,
извести. Стуковый орнамент был и окрашенным полихромным (жёлтого, синего и красного цветов) и
сочетался с орнаментальной и тематической живописью. Использовали также ганч (гажу) – белый
вяжущий материал, получаемый обжигом смеси гипса и глины, сырцовый и, редко, керамический
кирпич.
ІХХV
вв.
средний
период
Фигурная кладка из керамического кирпича, выступающие и углублённые линии которой формировали
геометрический ковровый узор. На основание куполов и стволов минаретов наносили декор из лент
надписей куфи и насха. Начиная с ХІ века возрождается поливной декор в виде надписей и орнаментов
голубого и синего цветов на глазурованных майоликовых плитках. Возник геометрический и
растительный орнамент на глазурованных плитках, который достигает совершенства выполнения к
началу ХІV века, палитра цветов сводится к синему, белому и голубому, с последующим ее
расширением. Резной стуковый орнамент в позднем периоде постепенно заменяется полихромными
глазурованными изразцами белого и сине-зелёного цветов.
ХVІнач.
ХVІІІ
вв.
высокий
период
Применение на фасадах и в интерьерах мечетей блестящих глазурованных изразцов, украшенных
росписью белого, синего, голубого цветов по плоскому фону в сочетании с матовым неполивным
кирпичом и майоликовыми вставками. Глазурованные изразцы заменили резные мозаики. В период
правления Тимуридов (1370-1500) появилась техника моаррак - производства мозаики из фрагментов
монохромных белых, изумрудно-зеленых, бирюзовых, ультрамариновых и красно-коричневых
блестящих глазурованных плиток разных форм, собранных в единую декоративную фигуру. Узоры в
основном были «арабески» и цветочные мотивы.

121. Изразцы, Иран

ИЗРАЗЦЫ, ИРАН
каллиграфические шрифты куфи и насха

122. Кашан (кашин)

КАШАН (КАШИН)
Содержание, %
материал
SiO2
Al2O3
CaO
MgO
Fe2O3
Na2O
K2O
PbO
SnO2
керамика
86,9
6,6
0,5
0,6
0,3
3,0
1,8
-
-
ангоб
66,4
16,8
1,2
1,5
0,75
7,6
4,6
-
-
глазурь
59,2
1,6
4,7
3,2
0,4
10,4
2,7
12,0
4,0
фритта
5
2
20
15
1
45
10
-
-
Кашин (город в Персии – Кашан)восточный фаянс, появился в
Хорезме, Азербайджане и Иране в
конце 12 века.
Отличался светлым черепком,
высокой прочностью и способностью
глубоко впитывать глазурь. Был
Азербайджанский кашин – 75-85% кварца и равные
основным материалом для
количества глины и извести, в бухарском и хорезмском
украшения фасада и интерьера
кашинах содержание кварца было выше. Обжигали
парадных сооружений.
кашин до 1200 ОС.
Наносили на глазурь позолоту обжигом при 600-700 ОС.

123. Схема отражения света от глазури с частицами серебра

СХЕМА ОТРАЖЕНИЯ СВЕТА ОТ
ГЛАЗУРИ С ЧАСТИЦАМИ СЕРЕБРА

124. Структура персидского фаянса

СТРУКТУРА ПЕРСИДСКОГО ФАЯНСА

125. Персия, 13 в.

ПЕРСИЯ, 13 В.

126. рей

РЕЙ
Люстр – надглазурный декор в виде тончайшего слоя смеси
оксидов и металлов, создающий на поверхности изделий эффект
интерференции с переливом цветов, появился не ранее VІІІ - ІХ вв.
Главный керамический центр Ирана в XII в.,
прославившийся производством фаянсов
с надглазурной полихромной росписью минаи
(от перс. мина – эмаль).
Минаи: высокая четкость небольших изображений,
присущая книжным миниатюрам, которая достигалась в
том числе использованием черного контура вокруг
рисунков.

127. Центры производства керамики в иране: Исфахан, Язда, Кирман, Рей, Султанобад, Кашан.

ЦЕНТРЫ ПРОИЗВОДСТВА
КЕРАМИКИ В ИРАНЕ:
ИСФАХАН, ЯЗДА, КИРМАН, РЕЙ, СУЛТАНОБАД, КАШАН.
Кашан в сельджукский период (XI - XII вв.) был центром производства текстиля, плитки, гончарного
дела.
Рей был основным центром производства люстрованных фаянсов в XII и начале XIII вв.
В XIII в. на первое место выдвигается Султанабад, расцвет которого приходится на первую треть
ΧΙV в.
Исфаган, как центр производства керамики был известен в ХVІ - ХVІІ вв., когда был столицей
империи Сефевидов.

128. Изразцы, Персия

ИЗРАЗЦЫ, ПЕРСИЯ

129. Турция: изник, кютахью

ТУРЦИЯ: ИЗНИК, КЮТАХЬЮ
Период расцвета во время правления сельджукской династии (в конце XII первой половине XIII в.),
период упадка (с первых десятилетий XIV в. и примерно до последней
четверти столетия),
османский период (с конца XIV в.).
В период сельджукидов здесь выпускали керамику из красных глин и
расписанную геометрическим орнаментом ангобами и глазурями.
По технике исполнения изделия были близки к сирийской керамике второй
половины XIV в., а по росписям имитируют китайские изделия периода Мин.
Так называемый стебельковый орнамент пришел в Турцию с востока – из
Ирана. Напротив, цветочный орнамент из тюльпанов, гвоздик и гиацинтов
был разработан и широко применялся в посуде и облицовочных плитках
именно в турецких областях.
Особенность турецкой керамики и ее основное отличие от иранской
заключалось в реалистичности изображений, преимущественно
растительных красочных декоров. При этом их композиции обычно имели
центр – букет, куст, розетку или просто изогнутый большой лист.
В XVII в. в турецкой керамике стали использовать золочение, появились
изображения людей и христианские сюжеты, что было связано с развитием
торговли с Европой и ослаблением религиозных требований.

130. Изник

ИЗНИК
К середине XVI века сложился
оригинальный стиль керамики Изника,
из цветочных и абстрактных часто
несимметричных мотивов, с характерной
точечной росписью красной глазурью.
Красный тон изникские керамисты
получали путем нанесения на
ангобированную поверхность изделия
особой силикатной глины, богатой
окислами железа и замешанной на
густом клейком составе.

131. Структура керамики из г. Изник

СТРУКТУРА КЕРАМИКИ ИЗ Г. ИЗНИК

132. Изразцы и посуда Изника обычно украшены цветочными элементами: цветами лотоса, листьями, виноградными лозами, пальметтами,

ИЗРАЗЦЫ И ПОСУДА ИЗНИКА
ОБЫЧНО УКРАШЕНЫ ЦВЕТОЧНЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ:
ЦВЕТАМИ ЛОТОСА, ЛИСТЬЯМИ, ВИНОГРАДНЫМИ ЛОЗАМИ, ПАЛЬМЕТТАМИ,
РОЗЕТКАМИ, К КОТОРЫМ ЧАСТО ДОБАВЛЯЛИ ИЗЯЩНЫХ РАЙСКИХ ПТИЦ И
МИФИЧЕСКИХ ЖИВОТНЫХ.
ИСЛАМСКАЯ КАЛЛИГРАФИЯ
ТУРЦИЯ, ИЗНИК, 1530-1550 ГОДЫ

133. Техника росписи Краски наносили подглазурным способом. Сначала формировали изделие на гончарном круге или вручную (если это

ТЕХНИКА РОСПИСИ
КРАСКИ НАНОСИЛИ
ПОДГЛАЗУРНЫМ
СПОСОБОМ.
СНАЧАЛА ФОРМИРОВАЛИ
ИЗДЕЛИЕ НА ГОНЧАРНОМ
КРУГЕ ИЛИ ВРУЧНУЮ (ЕСЛИ
ЭТО ИЗРАЗЕЦ),
ПОДСУШИВАЛИ ЕГО,
ПОТОМ ПОКРЫВАЛИ
СЛОЕМ БЕЛОГО
ТОНОКОМОЛОТО КВАРЦА,
ЧТОБЫ ПРИДАТЬ КЕРАМИКЕ
СХОДСТВО С ФАРФОРОМ.
ПОСЛЕ ВТОРОЙ СУШКИ
БЕЛЫЙ ФОН РАСПИСЫВАЛИ
КРАСКАМИ.
ПОКРЫВАЛИ УЗОР
ПРОЗРАЧНОЙ СВИНЦОВОЙ
ГЛАЗУРЬЮ.

134. Посуда, Кутае (Кутахью)

ПОСУДА, КУТАЕ (КУТАХЬЮ)
Известность центр производства получил именно в XVIII в.,
с упадком промысла в Изнике. Торговые связи с Ираном, Сирией, Индией.
Декор обогащали орнаменты индийских тканей, а ее формы
разнообразились за счет европейских предпочтений и в внедрения
традиций пить чай, кофе и горячий шоколад из керамической посуды. В
Европе ценили экзотичность мелкого узора и пестрые сочетания красок,
что позволяло называть Кутахью «Севром Востока». В Европе знали
особый зеленый тон, получивший название «кютахийский зеленый».

135. Средняя Азия

СРЕДНЯЯ АЗИЯ
Производство архитектурной и бытовой керамики достигло расцвета в
средние века – в период с IX до XVI вв. Среди центров производства
выделяются Бухара, Узгент, Мерв, Самарканд, Хорезм.
Под каждый рецепт выбирали отощители: разные фракции песка, дресвы,
шамота. В качестве последнего использовали бой бракованных изделий.
Количество отощителя в массах для изготовления посуды доходило до 70 %,
в кашине достигала 90 %.
Фритту, использовавшуюся для производства кашина и глазурей для него,
готовили из 105 частей кварца и 100 частей поташа.
Химический состав среднеазиатского кашина
Содержание, %
SiO2
Al2O3
CaO
Na2O + K2O
89-94
2-5
2-4
2-3

136. Глазурованные кирпичи, керамическая плитка, посуда

ГЛАЗУРОВАННЫЕ КИРПИЧИ, КЕРАМИЧЕСКАЯ ПЛИТКА, ПОСУДА
Аль-Бируни (973-1050)
Для строительства мечетей и
мавзолеев Средней Азии
(мавзолей Ясави - 14 век)
применяли кирпичи, сделанные
по следующей технологии: в
слое глины вырывают яму,
заливают водой и подолгу
месят ногами и инструментами,
после отстаивания
вычерпывают воду кожаными
мешками и заливают новую
(удаляют растворимые соли),
добавляют измельченные
стебли травы, конский волос,
шерсть, пух камышовых
метелок, складывают массу на
зиму в кучу до весны, весной
формуют набивкой в
деревянные формы, сушат,
обжигают в печах. Топливолибо трава, либо дерево –
высокая температура (1000 1100 ОС).
Резные украшения из
подготовленных пластов глины.
Бледно-желтая, розовая,
беловатая (от температуры
обжига) терракота. Глазурь
голубого, синего, белого,
черного, коричневого, темнозеленого цветов с
растительными
неповторяемыми орнаментами.
в «Минералогии» писал: «Мина
(эмаль)- один из видов стекла, но
более тяжелый, благодаря перевесу в
ней свинца». Рецепт: равные части
марва (полевого шпата) и горного
хрусталя, с добавками известь
малайского олова (оксид олова) и
натрун (сода). «Высший сорт эмали
имеет чистый цвет, похожий на
синий яхонт, и обладает твердостью
последнего».
Древняя глазурь в мусульманских
странах была зеленой и мутно-белого
цвета, на основе щелочи. Позже стали
добавлять оксиды свинца, олова, меди.
В глухой глазури было до 18-20%
оксида натрия. Голубая глазурь
появилась в 9-12 веках. Голубой цвет
придавал оксид меди из минералов
малахита и азурита и др. Использовали
золу разных растений, содержащую
красящие оксиды и силикаты.
Глазурь делали следующим образом:
размалывали «сахарный камень»
(кварц) на мельницах, просеивали его
на ситах, смешивали с поташом и
плавили в специальной печи (в барезе)
над ямой с водой при перемешивании.
Полученную. Фритту мололи,
добавляли минерал-краситель и
пластичную глину.

137. Средневековые глазури средней азии

СРЕДНЕВЕКОВЫЕ ГЛАЗУРИ
СРЕДНЕЙ АЗИИ
Период, вв.
Глазури и основы под них
VII - VIII
Щелочные,
Технические приемы
полупрозрачные
окрашенные, мутные
IX – X
Начало
использования
или Подглазурная
роспись
зеленовато-
голубой, желтой, черной красками
свинцовых Подглазурная роспись
глазурей
XII - XIII
Щелочные глазури на кашине
Роспись под окрашенной глазурью
XIII – XIV
Прозрачная щелочная
Полихромная роспись и рельефный
рисунок
XV
Использование
глиняных
высококремнеземистых ангобов
основ, Кобальтовые красители

138. самарканд

САМАРКАНД

139. Мечети средней азии

МЕЧЕТИ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Архитектурный декор Средней Азии со временем обращался к разным техникам и
материалам:
- до X в. (особенно в V - VIII вв.) использовали монохромную обработку лицевым
кирпичом и резную терракоту;
- в X - XI вв. – резную терракоту, в XII – XII вв. в сочетании с обожженным кирпичом;
- в XII - XIII вв. – отдельные вкрапления полихромной майоликовой керамики;
- в XIV – XV вв. – весь арсенал полихромной облицовки (кирпичной мозаики, расписных
изразцов, резной майоликовой мозаики), дающий игру бликов благодаря блестящей
глазури.

140. Центры производства керамики средней азии

ЦЕНТРЫ ПРОИЗВОДСТВА
КЕРАМИКИ СРЕДНЕЙ АЗИИ
Бухара
В VI – VII вв.) резная керамика без глазури с налепным декором и крупным геометрическим
орнаментом, нанесенным красной краской.
В VI в. в районе Бухары изделия, покрытых щелочными поташными глазурями.
Бухара в IX – X вв. стала одним из главных культурных центров всего региона, столицей государства
Саманидов, знаменитой своими религиозными школами - медресе, количество которых превышало
сотню, украшенных керамической облицовкой.
Самарканд
фрески и образцы резной терракоты VI—VII вв., Декор сосудов, покрытых желтой глазурью, был
подобен декору металлических изделий. На изделия наносили также ярко-синюю и бирюзовую глазурь.
В IX – XII вв. с перерывами город был столицей царств Саманидов, затем Караханидов, в нем
развивалась резьба по алебастру. В подглазурных декорах с красной и зеленой красками под светозеленой или светло-желтой глазурями стали использовать гравировку
С XIII в. Самарканд пережил захват и разрушение войсками Чингисхана. Во второй половине века
город стал отстраиваться и в нем появились покрытые глухими глазурями купола мечетей.
В эпоху правления Тимура и Тимуридов (XIV – XV вв.) город достиг расцвета и украшался
многочисленными памятниками архитектуры с использованием полихромной майоликовой облицовки и
резной керамической мозаики.
Выпускали также рельефные изразцы, подобные турецким. Температура обжига керамики в
самаркандских мастерских составляла 950 – 1100 °С.
Хорезм
Довольно рано, в VII – VIII вв., в Хорезме появились щелочные глазури, производимые с применением
поташа. В хорезмской городской архитектуре V – XIII вв. известны примеры использования лепных
глиняных фризов с растительными мотивами. Хорезм известен, как родина среднеазиатской резной
мозаики, изготавливаемой с XIV в., сначала в терракоте, затем в майолике. Мозаика украшала
мавзолеи, дворцы и мечети.
В Хорезме, как и в некоторых других центрах производства, в IX - XII вв. изготавливали штампованную
керамику

141. Испано-мавританское искусство

ИСПАНО-МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО

142. Мавританское искусство, Испания, 16 в.

МАВРИТАНСКОЕ ИСКУССТВО, ИСПАНИЯ, 16 В.

143. Замок Альгабр, Испания

ЗАМОК АЛЬГАБР, ИСПАНИЯ

144.

Патерна и Манисес
производства валенсийских майолик может
быть разделена на три периода.

145. Альгабрские вазы, Малага, Испания, 14 в.

АЛЬГАБРСКИЕ ВАЗЫ, МАЛАГА, ИСПАНИЯ, 14 В.

146. Особенности валенсийской керамики

ОСОБЕННОСТИ ВАЛЕНСИЙСКОЙ КЕРАМИКИ
Центры производства:
Патерна и Манисес
Стилистическое единство.
Суровая, но ярко выраженная
декоративность образа, на контрасте
крупных цветовых пятен (как правило,
темно-синего цвета) и
переливающегося люстра.
Композиция декора четкая, а любое
изображение предельно лаконично и
торжественно.
Мусульманские мотивы сохранялись в
искусстве Андалусии весь 15 в.
Синтез испанского и мавританского
искусства впоследствии стал
фундаментом современной испанской
культуры.

147. История производства валенсийской майолики

ИСТОРИЯ ПРОИЗВОДСТВА
ВАЛЕНСИЙСКОЙ МАЙОЛИКИ
3 периода.
1. Первая треть XV века
изделия, расписанные синей и золотой
краской и покрытые строго геометрическим
орнаментом из полос с псевдо-арабскими
надписями. Между полосами помещены
обыкновенно заостренные овалы с узором
из переплетающихся лилий или верхушки
кипарисов. Остальная часть изделия
заполнена маленькими спиралями и
завитками.
Значение арабских надписей - бесконечное
повторение слова „алафиа", означающего
благополучие, благодать, и превращенного
с течением времени в стереотипную
формулу, получившую название псевдоарабской.
Простые и тяжелые формы.

148.

История производства
валенсийской майолики
Одновременно с этим стилем развивался
более натуралистический.
Поверхность изделий этой группы,
расписанных синими и золотыми тонами,
усеяна точками и покрыта орнаментом из
листьев, ягод и цветов, на тонких стеблях,
образующих правильные круги.
Блюда этой группы украшены, за
немногими исключениями, изображениями
зверей и животных,
исполненными
густым синим цветом.
композиция нередко пересекается изгибами.
Наряду с птицами на тарелках этой группы
встречаются львы и лани, изредка - быки.
Края тарелок обыкновенно украшены
готическими надписями.

149.

История производства
валенсийской майолики
2 период - середина XV века –
Исключительно растительные
мотивы с натуралистической
трактовкой.
Орнаментация изделий состоит
почти исключительно из листьев и
цветов брионии. Наряду с этим
узором встречается узор из
золотых и синих виноградных
листьев.
Цветы брионии исполнялись всегда
синим цветом с зеленоватым
металлическим отблеском, который
увеличивает эффект рисунка.
Мотивы цветов брионии и
виноградной лозы с мелкими
листьями и «усиками» получили
название «персидские цветы».
Совершенство исполнения.
Двуручная ваза. Валенсия,
конец XV в.

150.

История производства
валенсийской майолики
Особенность валенсийской майолики представляющие декоративный элемент уже
чисто европейского характера.
Чаще всего гербы испанских провинций и
фамилий.
Изображенный на лицевой или обратной
стороне многих изделий орел - символ
евангелиста Иоанна - представляет собой
эмблему Валенсии.
Наряду с испанскими гербами на изделиях,
предназначавшихся для вывоза, встречаются
гербы иностранных, особенно итальянских
фамилий - Медичи, Гонди, Арнольфи и др.
Блюдо. Валенсия, XVI в.

151.

3 период - конец XV и начало XVI в.
История производства
валенсийской майолики
Постепенный упадок.
Узоры становятся грубее.
Почти исключительно употребляется
золотая краска, имеющая в
большинстве случаев красноватокоричневый оттенок. Синяя краска
применяется лишь для раскрашивания
гербов.
Формы сосудов этой группы менее
изящны.
Очень характерны для этого периода
рельефные украшения в виде ребер,
ободков, ложек, точек и т. п.
Ручки сосудов трактуются большей
частью как переплетающиеся веревки.
Прямое подражание технике
металлических изделий.
Элементами украшения служат,
главным образом, различные
орнаменты: то в виде сложного
плетения стеблей, то - кольчуги, то сетки, то - крапинок, расположенных в
виде сетки.

152. Ваза. Малага, Валенсия 16 в.

ВАЗА. МАЛАГА, ВАЛЕНСИЯ 16 В.
English     Русский Правила