2.05M

Фома Аквинский

1.

2.

Фома Аквинский
0 Фома Аквинский (иначе Фома
Аквинат, Томас Аквинат, родился
примерно в 1225, умер 7 марта 1274) —
философ и теолог, систематизатор
ортодоксальной схоластики, учитель
церкви, «князь философов», основатель
томизма, член ордена доминиканцев; с
1879 года признан наиболее авторитетным
католическим религиозным философом,
который связал христианское вероучение
(в частности, идеи Августина Блаженного)
с философией Аристотеля. Сформулировал
пять доказательств бытия Бога. Признавая
относительную самостоятельность
естественного бытия и человеческого
разума, утверждал, что природа
завершается в благодати, разум — в вере,
философское познание и естественная
теология, основанная на аналогии
сущего, — в сверхъестественном
откровении.

3.

Краткая биография
Фома родился 25 января 1225 года в замке Рокказекка близ
Неаполя и был седьмым сыном графа Ландольфа Аквинского.
Мать Фомы Теодора происходила из богатого неаполитанского
рода. Отец мечтал, чтобы он со временем стал аббатом
бенедиктинской обители Монтекассино, расположенной
неподалеку от их родового замка. В пять лет Фому отдали в
бенедиктинскую обитель, где он пробыл 9 лет. В 1239-1243
годах учился в университете Неаполя. Там он сблизился с
доминиканцами и решил вступить в доминиканский орден.
Однако семья воспротивилась его решению, и его братья
заточили Фому на 2 года в крепости Сан-Джовани.
Обретя свободу в 1245 году, он принял монашеские обеты
Доминиканского ордена и отправился в Парижский
университет. Там Аквинат стал учеником Альберта Великого. В
1248–1250 Фома учился в Кельнском университете, куда
переехал вслед за своим учителем.

4.

Краткая биография
В 1252 возвратился в доминиканский монастырь св. Иакова в Париже, а
четыре года спустя был назначен на одно из закрепленных за
доминиканцами мест преподавателя теологии в Парижском
университете. Здесь он пишет свои первые труды – «О сущности и
существовании», «О началах природы», «Комментарий к
«Сентенциям»».
В 1259 году папа Урбан IV вызывает его в Рим. В течение десяти лет он
преподает богословие в Италии – в Ананьи и Риме, одновременно
пишет философско-богословские сочинения. Большую часть этого
времени он провел в должности советника по богословским вопросам и
«чтеца» при папской курии.
В 1269 г. он вернулся в Париж, где возглавил борьбу за «очищение»
Аристотеля от арабских толкователей и против ученого Сигера
Брабантского. К 1272 относится написанный в резкой полемической
форме трактат О единстве интеллекта против аверроистов. В том же
году его отозвали в Италию для учреждения новой школы
доминиканцев в Неаполе.
Недомогание принудило его прервать преподавание и писательский
труд к концу 1273 года. В начале 1274 года он умер в монастыре
Фоссанова по дороге на церковный собор в Лион.

5.

0 Труды Фомы Аквинского
включают:
0 два обширных трактата в
жанре суммы, охватывающих
широкий спектр тем, —
«Сумма теологии» и «Сумма
против язычников» («Сумма
философии»)
0 дискуссии по теологическим и
философским проблемам
(«Дискуссионные вопросы» и
«Вопросы на различные
темы»)
0 комментарии на:
0
0
0
0
0
0
несколько книг Библии
12 трактатов Аристотеля
«Сентенции» Петра Ломбардского
трактаты Боэция,
трактаты Псевдо-Дионисия
анонимную «Книгу о причинах»
Труды
0 ряд небольших сочинений на
философские и религиозные
темы
0 несколько трактатов об
алхимии
0 стихотворные тексты для
богослужения, например
работа «Этика»
0 «Дискуссионные вопросы» и
«Комментарии» явились во
многом плодом его
преподавательской
деятельности, включавшей,
согласно традиции того
времени, диспуты и чтение
авторитетных текстов,
сопровождающихся
комментариями.

6.

Историко-философские
истоки
0 Наибольшее влияние на
философию Фомы оказал
Аристотель, в значительной мере
творчески переосмысленный им;
также заметно влияние
неоплатоников, греческих и
арабских комментаторов
Аристотеля, Цицерона, ПсевдоДионисия Ареопагита, Августина,
Боэция, Ансельма
Кентерберийского, Иоанна
Дамаскина, Авиценны, Аверроэса,
Гебироля и Маймонида и многих
других мыслителей.

7.

Теология и Философия
0 Закончив учёбу, Фома Аквинский посвящает жизнь
странствиям, философским трудам, преподаванию,
публичным речам и проповедям.
0 Главным предметом средневековой мысли является
дилемма о примирении теологии (веры) и философии
(разума). Мыслители никак не могут объединить знания,
полученные через божественные откровения, с теми
сведениями, что получаются естественным путём, с
использованием разума и чувств. Согласно «теории двойной
правды» Аверроэса, два вида знаний полностью
противоречат друг другу. Революционные взгляды Фомы
Аквинского состоят в том, что «оба вида знаний, в конечном
итоге, исходят от Бога», а потому совместимы друг с другом.
И не только совместимы, но и дополняют друг друга: Фома
утверждает, что откровение может направлять разум и
оберегать его от ошибок, в то время как разум может
очищать и освобождать веру от мистицизма.

8.

Теология и Философия
0 Фома Аквинский идёт дальше, рассуждая о роли
веры и разума, как в постижении, так и в
доказательстве существовании Бога. Он также
всеми силами защищает образ Бога как
всемогущей сущности.
0 Фома, единственный в своём роде, говорит о
связи надлежащего социального поведения с
Богом. Он верит, что государственные законы, по
своей сути, являются естественным продуктом
человеческой природы, а потому являются
неотъемлемой частью социального
благосостояния. Неукоснительно следуя законам,
человек может заслужить вечное спасение души
после смерти.

9.

Идеи Фомы Аквинского
Основная статья: Томизм Теология и философия. Ступени истины Аквинат
разграничивал области философии и теологии: предметом первой являются
«истины разума», а второй — «истины откровения». Философия находится в
услужении у теологии и настолько же ниже её по значимости, насколько
ограниченный человеческий разум ниже божественной премудрости. Теология —
священное учение и наука, основывается на знании, которым обладает Бог и те, кто
удостоен блаженства. Приобщение к божественному знанию достигается через
откровения.
Теология может что-то позаимствовать у философских дисциплин, но не потому что
испытывает в этом необходимость, а лишь ради большей доходчивости
преподаваемых ею положений.
0 У Аристотеля
выделялись четыре
последовательных
ступени истины: опыт
(empeiria), искусство
(techne), знание
(episteme) и мудрость
(sophia).
0 У Фомы Аквинского
мудрость становится
независимой от
других ступеней
высшим знанием о
Боге. Она
основывается на
божественных
откровениях.

10.

Работы
0 Перу Фомы Аквинского, писателя весьма плодовитого,
принадлежит около 60 трудов, от кратких заметок до
огромных томов. Рукописи его работ разошлись по
библиотекам всей Европы. Философские и богословские
труды его затрагивают широкий спектр вопросов, включая
комментарии к библейским текстам и рассуждения на тему
натуральной философии Аристотеля.
0 Вскоре после смерти Фомы Аквинского, труды его
завоёвывают широкое признание и получают горячую
поддержку среди представителей доминиканского ордена.
Его “Summa Teologica” («Сумма теологии»), потеснив
«Сентенции в четырёх книгах» Петра Ломбардского,
становится основным учебником по богословию в
университетах, семинариях и школах того времени. Влияние
трудов Фомы Аквинского на формирование философской
мысли столь велико, что количество написанных к ним
комментариев на сегодняшний день составляет не менее
600 работ.
English     Русский Правила